Тема: Прогулка в лес. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ].
план-конспект на тему
Конспект открытого занятия
в группе компенсирующей направленности для детей
с фонетико-фонематическим нарушением речи
и общим недоразвитием речи (подготовительной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Прогулка в лес. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]. | 493.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru
Конспект открытого занятия
в группе компенсирующей направленности для детей
с фонетико-фонематическим нарушением речи
и общим недоразвитием речи (подготовительной)
Тема: Прогулка в лес. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ].
Составил:
Любомирская Э.П.,
учитель-логопед,
высшая категория
2017 г.
Тема: Прогулка в лес. Дифференциации звуков [Ч] - [Щ].
Цель: Дифференциация звуков (Ч) – (Щ).
Коррекционно - развивающие задачи:
1.Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
2.Учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки (Ч) – (Щ): изолированно, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук.
3.Учить слуха - произносительной дифференциации звуков (Ч) и (Щ) через биоэнергопластику.
4.Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико—синтетической деятельности.
5. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.
6.Развивать фонематический слух и восприятие.
7.Совершенствовать интонацию выразительности речи: упражнять в изменении темпа речи и высоты голоса.
8.Совершенствовать координированность мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать у детей чувства товарищества и взаимовыручки.
2.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: камни с картинками для определения местонахождения заданного звука, магнитная доска, карточка с изображением синички, карточка с изображением щегла; конверты с раздаточным материалом, решетка для определения места звука [Ч] и [Щ]; магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, шум леса, фонограммы голоса птиц; две корзины; «фотографии» с изображениями различных птиц.
Ход занятия
- Организация начала занятия.
ЦЕЛЬ: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Л: - Сегодня мы с вами отправимся на лесную полянку. Но пойдем не пешком, а отправимся на поезде. Я буду машинистом, а вы за мной садитесь в вагончики. «У-У-У…» – поезд готов к отправлению. Дети произносят: « Ч-ч-ч….»
Игра «Поезд» - (Ч) – изолированно (язык прыгает за верхние зубы).
Поезд едет, колеса поезда стучат: Чух, чух, чух…
2. Развивать фонематический слух и восприятие.
ЦЕЛЬ: Развитие мышления, связной речи, правильное употребление падежных окончаний существительных.
Поезд приехал в лес (звучит музыка «Шелест листвы»).
- Какое настроение? (Ответы детей)
- Давайте послушаем тишину.
- Что услышали? (Ответы детей: шелест листвы различные звуки леса)
Л. – Ребята, посмотрите, куда мы приехали? (ответы детей).
- Что вы заметили интересного? (Кузнечика)
- Какую песенку поет кузнечик? (Ч-Ч-Ч-Ч).
- Звук (Ч) напоминает стрекотание кузнечика - он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает ваш язык за верхними зубами. Слышите (Ч) – прыгнул, еще раз (Ч) – прыгнул.
Л. – Послушайте, какие-то звуки раздаются в лесу?- (фонограмма звука (Щ)).
- На что похож этот звук? Правильно, так дровосек пилит дрова.
- Предложить детям показать, как пилят дрова с произнесением изолированного звука: (Щ) - (язык за верхними зубами, длительное произнесение звука).
3. Артикуляционная гимнастика под музыку «Маленькие гномики».
Цель: Формирование и готовность речевого аппарата к правильному артикуляционному укладу. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
4. Игра «Волшебные камни»
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Л. Посмотрите ребята, вон там за канавкой красивая полянка. До нас, на не ней кто-то разбросал камни. Давайте пройдем, только аккуратно, чтобы траву не потоптать (ведь природу нужно беречь). Возьмем каждый по одному камешку. Да вы посмотрите, камни с волшебными картинками. В одних картинках спрятался звук (Ч), а в других картинках спрятался звук (Щ).
Л. А теперь посмотрите внимательно на свои картинки и найдите спрятанный звук. Дети, у которых в картинках спрятался звук (Ч) – кладут камни в корзинку, на которой изображен кузнечик и встают вокруг корзины. А дети, у которых в картинках спрятался звук (Щ) – кладут камни в корзинку, на которой изображен дровосек пилящий дрова и тоже встают вокруг корзины. Посмотрите друг на друга. Все справились с заданием, все нашли правильно спрятанный звук (индивидуальные ответы детей).
Логопед проверяет правильность выполнения задания.
5. Фонетическое упражнение с биоэнергопластикой. Сравнение положения языка и губ с одновременным сочетанием движения правой кистью рук.
Л. Как прыгает в траве кузнечик? Кисть руки пальцами резко вверх - (Ч).
- Какие звуки издает дровосек, когда пилит дрова? Кисть руки пальцами вверх плавно — произносим звук [Щ].
6. Игра «Будь внимательным?» (под музыку)
ЦЕЛЬ: Развитие биоэнергопластики и координированность мелкой моторики.
Кисть руки пальцами резко вверх — произносим звук [Ч]. «Песенка кузнечика»
Кисть руки пальцами вверх плавно — произносим звук [Щ]. « Песенка пилы».
7. Акустика - артикуляционный образ звуков.
- Чем эти звуки похожи? (Звуки [Щ] и [Ч] - согласные, произносятся с преградой и без голоса, глухие, всегда мягкие).
- Чем отличается звук [Щ] от звука [Ч]?
- Звук (Щ)- длительное произнесение звука.
- Звук (Ч) – по центру языка идет резкая воздушная струя.
8.Физминутка. Игра « Верни словечко» - игра с мячом (пчелка).
Цель: развитие фонематического восприятия.
Л. Мяч – это «пчелка», а вы «цветы». «Пчелка» будет летать к «цветку» с моим словом и выделенным звуком, а затем будет возвращаться назад с этим же словом. Повторяем слово, четко выделяя звук (Ч) или (Щ).
9.Игра « В каком окошке звук»
Цель: Дифференциация фонем: Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
Л. А теперь давайте отдохнем, мы так устали, сядем на «пенечки», закроем глаза, расслабимся и послушаем пение птиц (звучит фонограмма). Отдохнули. Посмотрите, кто к нам прилетел в гости (выставляется картинка синички с решёткой). Кто это? Синичка. Ответы детей.
Л. Давайте определим место звука (Ч) в слове синичка.
- Куда мы должны поместить кружок, в какое окошко?
- Правильно, во второе. Почему? - потому что звук (Ч) находится в середине слова.
- А почему зеленый кружок? – потому что (Ч)- согласный, мягкий звук (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Логопед поворачивает магнитную доску, на которой изображен Щегол.
- Посмотрите к нам в гости, прилетела еще одна птица.
- Кто знает, как зовут ее? Щегол (ответы детей).
- Давайте определим место звука (Щ) в слове щегол.
- Куда мы должны поместить кружок, в какое окошко?
-Правильно в первое. – Почему? - потому что звук (Щ) находится в начале слова. – А почему зеленый кружок? – потому что (Щ) – согласный, мягкий звук (хоровые и индивидуальные ответы детей).
10.Работа над четкостью дикции.
Л. Теперь давайте вспомним нашу скороговорку о птицах. Сейчас вы сделаете вдох, задержите дыхание и по моей команде на выдохе расскажите скороговорку. Старайтесь говорить четко, правильно, хорошо двигая губами.
Дети.
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
Л. Мы сейчас выключим голосок и повторим эту скороговорку шепотом. - Давайте чуть включим голосок и повторим.
- А теперь сильно включим голосок и повторим скороговорку громко.
11.Физкультминутка под музыку « Точка-точка».
Логопед приглашает ребят сесть в вагончики.
- Все садитесь по вагончикам, отправляемся в детский сад (дети под музыку «Паровозик чух-чух чух, таки - таки-таки…. « отправляются на свои места)
12.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
- Ребята, птицы вам прислали свои фотографии на память. Но фотографии черно-белые, вы сами их раскрасите. А затем мы устроим выставку птиц.
13.Организация окончания занятия. Развитие диалогической речи.
Логопед. Где мы побывали сегодня (ответы детей).
- Чем мы занимались? (играли и веселились).
Л: - Какие мы сегодня различали звуки? (Ответы детей) Звуки [Ч] и [Щ].
- Молодцы! Вы правильно справились со всеми заданиями.
Дома расскажите маме и папе об этом путешествии.
- Спасибо Вам ребята!
Демонстрационный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....