Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
план-конспект урока по теме

Таран Юлия Владимировна

 

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].

Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), закрепление умения звукового анализа и синтеза односложных, двусложных и трёхсложных слов с опорой на звуковую схему, закрепление умения подбирать схемы к словам, составлять схемы предложения.

                Коррекционные: закрепление умения определять и дифференцировать звонкие и  глухие согласные [т], [д] между собой, составлять слоги с данными звуками, находить место звуков в словах, придумывать слова с данными звуками в разной позиции. Различение смысла слов-паронимов. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

               Воспитательные: воспитание любви к живой природе, привитие навыков трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели и любознательности, развитие умения работать в коллективе, поддерживать и помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-t_fragment.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети и логопед проходят в центр класса, становятся полукругом. Логопед предлагает детям отправиться в путешествие в необычный звуковой лес.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Дети вслед за логопедом повторяют серию движений артикуляционной гимнастики.

Логопед: Давайте прогуляемся пешком по красивой лесной полянке – пя-пя-пя (упражнение «блинчик» - постукивание по широкому распластанному языку). Мы будем идти долго-долго: пя-пя-пя… устали, давайте немного передохнём, расслабим языки, погладим их (поглаживания по широкому языку). Ну что же, теперь давайте пересядем на лошадку, как лошадка цокает копытами (упражнение «лошадка»). Молодцы. Вот мы с вами и приехали на лесную полянку, на которой ярко светит солнышко, покажите, какие у солнышка острые лучи («иголочка»). А во что можно поиграть на полянке? Правильно, в мячик (упражнение «футболисты»), а теперь можно покачаться на качелях (упражнение: «качели»). Снова поскакали на лошадке на другую полянку, пр-ррр, остановим лошадку. Ой какие цветы на этой цветочной поляне (упражнение «грибок»)- тоненькие ножки у цветов, нарвём их (медленное «отклеивание» языка из позиции «грибок» - растягивание уздечки). А куда мы сложим цветы? Правильно, в корзинку (упражнение: «чашечка»). У кого самая большая корзинка? Замечательно. Ну а теперь поскакали снова домой, пр-ррр, скажем спасибо лошадке за то, что она нас так покатала, погладим её (поглаживания по широкому языку).

  1. Различение изолированно произнесенных звуков [Д] и [Т]:

Логопед: а кто это стучит в лесу тихо Т-т-т-т и громко Д-д-д-д? Конечно же эта птица называется дятел. Давайте постучим язычками как дятел:тихо и громко. Дети повторяют вслед за логопедом звуки [Д] и [Т]. А как стучит маленький дятел? Дети повторяют вслед за логопедом мягкие варианты звуков [Д] и [Т]. А что мы с вами произносили? Правильно, это звуки, а что это за звуки? Дети характеризуют звуки (согласные, звонкий и глухой, твёрдый и мягкий).

  1. Различение звуков [Д] и [Т] в слогах:

Логопед предлагает детям повернуться к нему спиной. Сядет тот из вас, кто правильно произнесёт всю цепочку слогов вслед за мной. Повторение цепочек слогов типа: та-та-да, та-да-та и т.п.

После того, как дети сядут на свои места, логопед предлагает им рассмотреть картинку с изображениями: Туфли – Дудка. Как изменился слог во втором слове? Был ТУ, а стал… ДУ. Давайте немного поколдуем, превратим один слог в другой. Игра в мяч: «Преобразование слогов». Логопед кидает мяч, называя слог с глухим Т, а ребёнок, в руки которого попадает мяч изменяет его на звонкий «Д»: ТА-ДА, ТО-ДО, ТЁ-ДЁ и т.п.

А как изменяется слог в следующей картинке? Логопед показывает картинку: Девочка – Телефон… Из глухого – в звонкий… Продолжение игры.

  1. Различение звуков [Д] и [Т] в словах + дыхательное упражнение:

Логопед: ребята, посмотрите, какие цветы принёс нам дятел из леса. Выберите цветок любого цвета. Дети выбирают цветы. Но это цветы не простые, а «хитрые», в них есть секрет, но чтобы его узнать, на цветок нужно сильно подуть. Дети дуют на цветы и называют картинки, которые им открываются на цветах. А какие звуки мы слышим в названиях этих картинок. Дети называют звуки, определяют по просьбе логопеда местоположение звуков [Д] и [Т] в словах и дают этим звукам характеристику по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости.

Логопед: а мне дятел принёс много таких цветов. Давайте определим, какие звуки мы слышим в других картинках, а чтобы нам было проще, мы будем использовать наши «колокольчики». Работа со схемами-обозначениями звонкости-глухости звука. Какой схемой обозначим звонкий звук «Д»? Почему? А глухой – «Т»?

Игра «я слышу звук» с использованием схем-колокольчиков.

Логопед: мы с вами умеем разговаривать, а наш дятел умеет только стучать, он принёс нам картинки и отстучит их названия, а мы попробуем отгадать, что за слово он хочет назвать. На стол выкладываются картинки со словами с одно-, двух- и трёхсложной структурой, логопед отстукивает название любой картинки. После выбора того или иного слова, ребёнок самостоятельно делит слова на слоги, доказывая правильность своего ответа.

А ещё наш дятел сумел вот как зашифровать слова. Каждому ребёнку предлагается схема слова к картинкам, лежащим на столе. Кто из вас сможет отгадать, что за слово зашифровал в этой схеме дятел. Дети отгадывают слова и объясняют свой ответ, «читая» слова по схемам.

  1. Закрепление умения дифференцировать звуки в словах. Понимание смыс-

ла слов-паронимов.

Ребята, кажется наш дятел научился различать звуки «Д» и «Т» в словах, мы с вами его этому научили. Послушайте, какие предложение он составил:

Для жилья построю … ТОМ.

У мамы послушная … ТОЧКА.        

По реке плывут … ПЛОДЫ.

Дом в саду зовется … ТАЧКА.

У Саши есть очень важное … ТЕЛО.

Всё ли верно сказал наш дятел? Конечно же нет! Давайте его исправим. Дети находят ошибки и дают правильный вариант окончания предложений. Не том, а дом, не точка, а … (дочка) и т.п.

  1. Составление предложений по картине.

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину «Летом на реке» и найти любое слово со звуками «Т-ть» или «Д-дь». После этого с каждым придуманным словом дети составляют своё предложение и выкладывают схему к нему. Логопед вместе с остальными детьми проверяет правильности выбранного слова и правильность составленной к предложению схемы.

  1. Обозначение звуков [Д] и [Т] на письме.

Детям предлагается пофантазировать и ответить на вопрос на какие предметы похожи буквы Д и Т. Остановимся на предметах: молоток и дом. А какие звуки мы слышим в этих словах? Звуки [Д] и [Т].

  1. Речь с движением «Строим новый дом»

Тук-тук, молотком

Строим-строим новый дом!

Ты, пила, пили быстрей,

Строим домик для друзей!

На поляне дом стоит,

Только к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем,

Всех вас в гости приглашаем!

 Стол стоит на круглой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом,

Ах, какой красивый дом!


  1.   Подведение итогов:

Логопед: Ну вот, мы и научили нашего дятла говорить звуки [Д] и [Т]. А вы, ребята, запомнили их? Что это за звуки. Дети дают звукам характеристику (согласные, звонкий и глухой).

А вот от нашего дятла последняя шифровка. Детям предлагается назвать картинки: Молоко-лодка-цыплёнок. Логопед: давайте отгадаем слово, зашифрованное схемами по первым слогам этих слов: МО-ЛОД-ЦЫ. Что за слово хочет нам сказать дятел?!

За хорошую работу дятел принёс из леса нам подарки: медали.  Логопед раздаёт детям шоколадные медальки, отмечая положительные стороны в работе каждого ребёнка и просит ответить, какой звук: «Д» или «Т» дети слышат в слове: «меДаль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.

Тема: Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; раз­вивать фонематический слух; учить выделять началь­ный  и конечный звуки в слове; ...

Разработка занятия: Дифференциация звуков «С-З». Тема: Пространственные понятия «Налево», «Направо».

Задачи занятия:развивать восприятие дифференцированных  звуков «С-З»  в слогах, в  словах, фразах, предложениях;развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, ди...

Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...

Образец домашнего задания по звукам [d]-[t] и закрепление пройденных тем

Закрепление и повторение следующих тем:-время и дата-гласные и согласные звуки-звуки [d]-[t]-цвета...