Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
план-конспект урока по теме
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].
Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), закрепление умения звукового анализа и синтеза односложных, двусложных и трёхсложных слов с опорой на звуковую схему, закрепление умения подбирать схемы к словам, составлять схемы предложения.
Коррекционные: закрепление умения определять и дифференцировать звонкие и глухие согласные [т], [д] между собой, составлять слоги с данными звуками, находить место звуков в словах, придумывать слова с данными звуками в разной позиции. Различение смысла слов-паронимов. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Воспитательные: воспитание любви к живой природе, привитие навыков трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели и любознательности, развитие умения работать в коллективе, поддерживать и помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-t_fragment.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети и логопед проходят в центр класса, становятся полукругом. Логопед предлагает детям отправиться в путешествие в необычный звуковой лес.
- Артикуляционная гимнастика:
Дети вслед за логопедом повторяют серию движений артикуляционной гимнастики.
Логопед: Давайте прогуляемся пешком по красивой лесной полянке – пя-пя-пя (упражнение «блинчик» - постукивание по широкому распластанному языку). Мы будем идти долго-долго: пя-пя-пя… устали, давайте немного передохнём, расслабим языки, погладим их (поглаживания по широкому языку). Ну что же, теперь давайте пересядем на лошадку, как лошадка цокает копытами (упражнение «лошадка»). Молодцы. Вот мы с вами и приехали на лесную полянку, на которой ярко светит солнышко, покажите, какие у солнышка острые лучи («иголочка»). А во что можно поиграть на полянке? Правильно, в мячик (упражнение «футболисты»), а теперь можно покачаться на качелях (упражнение: «качели»). Снова поскакали на лошадке на другую полянку, пр-ррр, остановим лошадку. Ой какие цветы на этой цветочной поляне (упражнение «грибок»)- тоненькие ножки у цветов, нарвём их (медленное «отклеивание» языка из позиции «грибок» - растягивание уздечки). А куда мы сложим цветы? Правильно, в корзинку (упражнение: «чашечка»). У кого самая большая корзинка? Замечательно. Ну а теперь поскакали снова домой, пр-ррр, скажем спасибо лошадке за то, что она нас так покатала, погладим её (поглаживания по широкому языку).
- Различение изолированно произнесенных звуков [Д] и [Т]:
Логопед: а кто это стучит в лесу тихо Т-т-т-т и громко Д-д-д-д? Конечно же эта птица называется дятел. Давайте постучим язычками как дятел:тихо и громко. Дети повторяют вслед за логопедом звуки [Д] и [Т]. А как стучит маленький дятел? Дети повторяют вслед за логопедом мягкие варианты звуков [Д] и [Т]. А что мы с вами произносили? Правильно, это звуки, а что это за звуки? Дети характеризуют звуки (согласные, звонкий и глухой, твёрдый и мягкий).
- Различение звуков [Д] и [Т] в слогах:
Логопед предлагает детям повернуться к нему спиной. Сядет тот из вас, кто правильно произнесёт всю цепочку слогов вслед за мной. Повторение цепочек слогов типа: та-та-да, та-да-та и т.п.
После того, как дети сядут на свои места, логопед предлагает им рассмотреть картинку с изображениями: Туфли – Дудка. Как изменился слог во втором слове? Был ТУ, а стал… ДУ. Давайте немного поколдуем, превратим один слог в другой. Игра в мяч: «Преобразование слогов». Логопед кидает мяч, называя слог с глухим Т, а ребёнок, в руки которого попадает мяч изменяет его на звонкий «Д»: ТА-ДА, ТО-ДО, ТЁ-ДЁ и т.п.
А как изменяется слог в следующей картинке? Логопед показывает картинку: Девочка – Телефон… Из глухого – в звонкий… Продолжение игры.
- Различение звуков [Д] и [Т] в словах + дыхательное упражнение:
Логопед: ребята, посмотрите, какие цветы принёс нам дятел из леса. Выберите цветок любого цвета. Дети выбирают цветы. Но это цветы не простые, а «хитрые», в них есть секрет, но чтобы его узнать, на цветок нужно сильно подуть. Дети дуют на цветы и называют картинки, которые им открываются на цветах. А какие звуки мы слышим в названиях этих картинок. Дети называют звуки, определяют по просьбе логопеда местоположение звуков [Д] и [Т] в словах и дают этим звукам характеристику по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости.
Логопед: а мне дятел принёс много таких цветов. Давайте определим, какие звуки мы слышим в других картинках, а чтобы нам было проще, мы будем использовать наши «колокольчики». Работа со схемами-обозначениями звонкости-глухости звука. Какой схемой обозначим звонкий звук «Д»? Почему? А глухой – «Т»?
Игра «я слышу звук» с использованием схем-колокольчиков.
Логопед: мы с вами умеем разговаривать, а наш дятел умеет только стучать, он принёс нам картинки и отстучит их названия, а мы попробуем отгадать, что за слово он хочет назвать. На стол выкладываются картинки со словами с одно-, двух- и трёхсложной структурой, логопед отстукивает название любой картинки. После выбора того или иного слова, ребёнок самостоятельно делит слова на слоги, доказывая правильность своего ответа.
А ещё наш дятел сумел вот как зашифровать слова. Каждому ребёнку предлагается схема слова к картинкам, лежащим на столе. Кто из вас сможет отгадать, что за слово зашифровал в этой схеме дятел. Дети отгадывают слова и объясняют свой ответ, «читая» слова по схемам.
- Закрепление умения дифференцировать звуки в словах. Понимание смыс-
ла слов-паронимов.
Ребята, кажется наш дятел научился различать звуки «Д» и «Т» в словах, мы с вами его этому научили. Послушайте, какие предложение он составил:
Для жилья построю … ТОМ.
У мамы послушная … ТОЧКА.
По реке плывут … ПЛОДЫ.
Дом в саду зовется … ТАЧКА.
У Саши есть очень важное … ТЕЛО.
Всё ли верно сказал наш дятел? Конечно же нет! Давайте его исправим. Дети находят ошибки и дают правильный вариант окончания предложений. Не том, а дом, не точка, а … (дочка) и т.п.
- Составление предложений по картине.
Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину «Летом на реке» и найти любое слово со звуками «Т-ть» или «Д-дь». После этого с каждым придуманным словом дети составляют своё предложение и выкладывают схему к нему. Логопед вместе с остальными детьми проверяет правильности выбранного слова и правильность составленной к предложению схемы.
- Обозначение звуков [Д] и [Т] на письме.
Детям предлагается пофантазировать и ответить на вопрос на какие предметы похожи буквы Д и Т. Остановимся на предметах: молоток и дом. А какие звуки мы слышим в этих словах? Звуки [Д] и [Т].
- Речь с движением «Строим новый дом»
Тук-тук, молотком
Строим-строим новый дом!
Ты, пила, пили быстрей,
Строим домик для друзей!
На поляне дом стоит,
Только к дому путь закрыт,
Мы ворота открываем,
Всех вас в гости приглашаем!
Стол стоит на круглой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом,
Ах, какой красивый дом!
- Подведение итогов:
Логопед: Ну вот, мы и научили нашего дятла говорить звуки [Д] и [Т]. А вы, ребята, запомнили их? Что это за звуки. Дети дают звукам характеристику (согласные, звонкий и глухой).
А вот от нашего дятла последняя шифровка. Детям предлагается назвать картинки: Молоко-лодка-цыплёнок. Логопед: давайте отгадаем слово, зашифрованное схемами по первым слогам этих слов: МО-ЛОД-ЦЫ. Что за слово хочет нам сказать дятел?!
За хорошую работу дятел принёс из леса нам подарки: медали. Логопед раздаёт детям шоколадные медальки, отмечая положительные стороны в работе каждого ребёнка и просит ответить, какой звук: «Д» или «Т» дети слышат в слове: «меДаль».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.
Тема: Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный и конечный звуки в слове; ...
Разработка занятия: Дифференциация звуков «С-З». Тема: Пространственные понятия «Налево», «Направо».
Задачи занятия:развивать восприятие дифференцированных звуков «С-З» в слогах, в словах, фразах, предложениях;развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, ди...
Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся
Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....
Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...
Образец домашнего задания по звукам [d]-[t] и закрепление пройденных тем
Закрепление и повторение следующих тем:-время и дата-гласные и согласные звуки-звуки [d]-[t]-цвета...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....