Доклад на тему "Пути повышения профессиональной компетентности учителя"
статья по теме

Абдураманова Сусанна Эшреповна

    п

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Пути повышения профессиональной компетентности учителя»

Абдурамановой Сусаны Эшреповны,

учителя русского языка и литературы,

 МБОУ «Краснознаменская школа»

     Повышение уровня преподавания в школе –актуальная методическая проблема, которая волновала и продолжает волновать ведущих зарубежных и отечественных ученых-методистов. Особенно остро звучит она на современном этапе, когда появились новые педагогические технологии, новые технические возможности.

       Понятие педагогического мастерства многоплановое и включает в себя профессиональную компетентность ,высокий интеллектуальный уровень, умелое и результативное использование передовых педагогических технологий, творческий поиск, развития и совершенствования умений и навыков; самоконтроль, самодиагностику, профессиональную этику.

         Сегодня содержание школьного образования определяют не только учебные программы, но и моделирование таких форм урока ,которые наиболее результативны ,имеют влияние на личность обучающегося .А это зависит от доступности информации о новом в системе преподавания, готовности педагога к работе с инновационными технологиями ,т.е. профессионального мастерства педагога.

       Учитель-профессионал должен владеть глубокими знаниями своего предмета, уметь управлять учебным процессом и учебно-познавательной деятельностью обучающихся ,использовать наиболее рациональные  методы и средства обучения ,учитывать индивидуальные особенности обучающихся, умело совмещать традиционные методики с современными технологиями, уметь анализировать и решать сложные педагогические задачи.

       Проблема повышения профессиональной компетентности  учителя сегодня решается такими  путями:

 1)самообразование;

2)экспериментально-исследовательская работа;

3)овладение новыми методиками (самоусовершенствование);

4)выпуск научно-методических изданий ,публикаций в СМИ и в сети Интернет;

5)создание персональных  сайтов учителя для обмена педагогического опыта и для контакта с единомышленниками;

 6) курсы повышения квалификации педагогических кадров в системе ИППО.

        Учителя получают квалифицированную системную и четко спланированную профессиональную подготовку именно в системе последипломного педагогического образования. Программа последипломного образования состоит из общеобразовательных, дидактических, а главное профессионально-направленных лекционно-практических занятий ,на которых педагоги узнают не только новое ,но и делятся опытом, идеями и проблемами, сравнивают свои профессиональные достижения с уровнем своих коллег.

         Курсовая система имеет различные режимы обучения: очный( с отрывом от производства),очный без отрыва от работы, заочный и дистанционный .

        Дистанционное обучение проводится по широкому спектру проблем( информационные технологии в образовании, мультимедиа проекты и др.),что дает возможность каждому желающему повысить свой профессиональный уровень в любое удобное для него время.

          Дистанционное обучение предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Интернет. По существу, это форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий для управления процессом обучения без отрыва от производства. Это связано с: отсутствием у большинства работников образования возможностей и времени для повышения компетентности ; неудовлетворённостью педагогов традиционно существующими формами профессиональной педагогической компетентности, режимом работы педагога и слушателя, содержанием и технологиями преподавания; большими экономическими затратами на обеспечение целостной системы  при её недостаточно высоком качестве.

        Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС , освоение современных педагогических технологий,  создание индивидуальных педагогических проектов.

         Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства: Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах  и т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога.

       Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание  и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

      Таким образом, повышение профессионального мастерства педагога- важная методическая проблема, решить которую можно только комплексно общими усилиями :1) на личностном уровне(силами самого педагога) ; 2) на уровне институтов последипломного педагогического образования (роль которых возрастает с каждым годом) и 3)на уровне государства ,которое должно стать экономическим и правовым гарантом реализации потенциальных возможностей педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма учителя являются конкурсы....

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное  - умение ориенти...