Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»
статья

Байбулатова Лилия Ильшатовна

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное  - умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»

Байбулатова Лилия Ильшатовна, учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№16»

ЯНАО г.Новый Уренгой

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное  - умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

        В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».

Одним из основных требований ФГОС является смена позиции учителя с ведущей  на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.

        Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря

уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

В современном мире вопросы повышения профессиональной квалификации специалиста, в том числе и учителя иностранного языка, являются одними из важнейших в области системы образования любого социально-экономического строя.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

 В настоящее время в нашей стране возросла потребность в таком учителе английского языка, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя.

Ведущую роль в выполнении требований ФГОС и повышении квалификации педагогических кадров  должны играть  новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка:

● курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

● проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;

● проблемные  курсы;

● дистанционное обучение;

● обучение по индивидуальному плану;

● Интернет - форумы, конкурсы, ЧАТЫ;

● фестиваль открытых уроков;

● методические семинары, семинары-практикумы;

● методические дни, недели в ОУ;

● участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

        В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.      

 Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, несомненно, способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:      

 ● постоянное ознакомление с современными исследованиями  в области преподавания английского языка;

● изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

 ● ознакомление с новыми программами, технологиями  и концепциями обучения и воспитания.

         Д. Медведев в одном из своих обращений к учителям России сказал, что очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка учителей должна быть ориентирована на использование современных  технологий, в том  числе и информационных.

Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями. Использование ИКТ требует от учителя переосмысления форм и методов работы.     Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними.  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Образовательный потенциал  компьютерной программы PowerPointстал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в  школе. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:

● при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

● при изучении грамматического и страноведческого материала, когда  увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может достичь положительных результатов. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений.

Наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются:

● Интернет-государство учителей (intergu.ru),

● Педсовет.org (pedsovet.org),

● Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru),

● Открытый класс (www.openclass.ru),

● Сеть творческих учителей (it-n.ru),

● Центр образовательного законодательства (lexed.ru),

● Российское образование. Федеральный портал (edu.ru),

● Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru),

● Сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru),

На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение английским языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ учителей английского языка являются:

● englishtipsbusyteacher.org.

●http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htm – online

● http://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htm

● http://englishteachers.ru/

● englishteachers.ru.

● esl-library.com  

● bbc.co.uk.

● intergu.ruдр.

Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности учителей английского языка в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений.

В заключение следует подчеркнуть, что сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических сообществ и школьных методических объединений. Дополняет этот список активное участие в работе районных проблемных семинаров. Все формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель – содействовать учителю в повышении компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС

Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе.  Особое значение она приобретает...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Переход на новые стандарты обучения поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи....

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

Индивидуальный образовательный план повышения уровня профессиональной компетентности учителя английского языка

индивидувальный образовательный  план повышения профессиональной компетентности учителя...

Пути повышения профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы

Пути повышения профессиональной компетентности учителярусского языка и литературы...

Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...