План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
методическая разработка
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Задачи самообразования:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
1. Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Предполагаемый результат:
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
Перспективный план на 2021-2022г
Изучение учебно-методической литературы:
1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи",
2. Цвынтарный В. " Играем пальчиками и развиваем речь".
3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. В течение года
II. Практический этап.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Октябрь
Заучивание пальчиковых игр: «Осень», «Ёж», «Дятел», «Овощи».
Дидактические игры: Мозаика (напольная) , Бусы. Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики
Заучивание пальчиковых игр:
«Капуста», «Зайка», «Фрукты», «Апельсин».
Дидактические игры: Конструктор, Бусы, «Чудесный мешочек»
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр.
Создание картотеки дидактических игр
Ноябрь
Д/и.: «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). ноябрь
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Заучивание пальчиковых игр:
«Ёлка», «Снежок», «Замок».
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Ёжик»
«Орех»
Дидактические игры:
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Создание картотеки игр с массажными мячиками.
Подбор и разработка дидактических игр.
Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Декабрь
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. декабрь
Создание разнообразного «Пальчикового театра» Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра
Д\И: «Массажный мячик» Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. декабрь
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. декабрь
Заучивание пальчиковых игр:
«Медведь»
«Белка»
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Шарик»
«Иголки»
Дидактические игры:
«Сухой бассейн»
«Разрезные картинки»
«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками). Пополнение картотеки дидактических игр.
Январь
Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста январь
Настольная игра «Мозаика». Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу январь
Заучивание пальчиковых игр:
«Перчатка», «Человечек», «Зима».
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Горка»
«Месим тесто»
Дидактические игры:
«Пазлы»
«Выложи дом из цветных геометрических фигур»
«Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.
«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы».
Февраль
Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок .Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. Заучивание пальчиковых игр:
«Весна», «Кап, кап, кап.», «Уточка».
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Ласковый ёжик»
Дидактические игры:
«Пазлы»
«Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
Март
Заучивание пальчиковых игр:
«Голуби летели», «У дорожки дуб растёт»,
«Пчела».
Дидактические игры:
«Пальчиковые шаги», «Бусы для мамы»
«Шнуровка».
«Пазлы»
«Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Оформление картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр.
Апрель
III. Оценочный этап.
Диагностика уровня развития мелкой моторики.
Анализ работы по теме самообразования
Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Май
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
7. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В коррекционной работе использую различные игры для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...
Пальчиковая гимнастика как развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослыми проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу...
Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...
Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
В статье кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и основные группы пальчиковых игр....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....
Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
Различные пальчиковые игры и их польза...