Самоанализ проведенного урока по литературе в 7 в классе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Представлен самоанализ проведенного урока по литературе в 7 в классе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_boris_godunov.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
урока литературы, проведенного в 7 в классе по теме: «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»
Учитель – Шумарин М.В.
Согласно тематическому планированию по УМК В.Я Коровиной, данный урок входит в раздел «Русская литература ХIХ века». Тип урока – изучение нового материала. Целью урока стало знакомство с трагедией А.С.Пушкина «Борис Годунов». В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к литературе;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Развивающие:
- развивать критическое мышление;
- развивать внимание;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- формировать логическое мышление;
- развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Образовательные:
- развивать умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать особенности литературных жанров;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
В процессе обучения формировались следующие УУД:
Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;
Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);
Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);
Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.
А также реализовывались следующие принципы системно-деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип непрерывности, вариативности, творчества.
На данном уроке мною применялся комбинированный метод обучения, реализующийся в различных видах деятельности: учебной, учебно-аналитической, познавательной и творческой.
Для достижения поставленной цели на уроке применялись различные технологии: ИКТ (компьютерная презентация), здоровьесберегающие (физкультминутки, своевременная смена деятельности), технология критического мышления и речевого развития и реализовывался системно-деятельностный подход.
В качестве подготовки к уроку учащимся было необходимо повторить отрывок из прочитанной летом трагедии, повествующий о событии в келье Чудова монастыря, а также выписать встречавшиеся архаизмы.
Первый этап урока – подготовка к погружению в текст. На данном этапе особо важна мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Начало урока было нацелено на то, чтобы дети сами определили тему и цели урока. Этот этап способствовал формированию регулятивных УУД – умению самостоятельно формулировать цель, планировать и прогнозировать.
В начале этапа погружения в текст мною был применен прием «Осмысление эпиграфа», где учащимся было предложено выбрать из двух эпиграфов тот, который, по их мнению, больше подходит к уроку. В ходе использования данной технологии реализовывалась одна из поставленных задач – развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, а также формировались личностные и коммуникативные учебные действия: внутренняя позиция, умение объяснять свой выбор, аргументировать
Во время изучения данной темы учащиеся обращались к словарям, что способствовало концентрации внимания и умению работать с дополнительной литературой. На данном этапе реализовывались образовательные задачи – дети научились отличать особенности литературных жанров, обогатили свой словарный запас, а также формировались познавательные УУД – умение искать и выделять необходимую информацию.
В ходе применения здоровьесберегающих технологий было проведена физкультминутка, представленная упражнением для улучшения мозгового кровообращения. Дети размялись, сменили положение тела и с новыми силами включились в работу что способствовало улучшению качества дальнейшего изучения темы урока.
На этапе получения знаний и первичного закрепления знаний использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов. Благодаря внедрению такого приема анализировать текст могли не только учащиеся с высоким показателем в учебе, но и более слабые дети. Этот этап работы способствовал формированию личностных (собственный интерес к учебному материалу), коммуникативных (умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы) и познавательных универсальных учебных действий.
В ходе работы учащиеся проявляли активность, стремились отвечать, каждый ученик мог выявить тот вопрос, ответ на который его не вводит в затруднение. Учитель выступал в роли организатора, консультанта и лектора-эксперта. Дети находили себя с разных позиций: информаторы, мыслители, творцы, слушатели.
В составлении характеристик главных героев детям помогли карточки, в которых они могли отыскать и выделить нужные эпитеты и слова, передающие черты характера действующих лиц.
Для закрепления материала учащимся предлагалось прослушать отрывок из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», после прослушивание которого у детей возникли различные чувства, мысли, эмоции и ассоциации. Этот прием способствовал интеграции урока литературы с уроком музыки и формированию эстетических качеств у учащихся.
На посткоммуникативном этапе в ходе рефлексии учащимся необходимо было продолжить фразы учителя. Это задание не вызвало затруднений у учащихся, каждый смог подобрать нужное, по его мнению, слово для своего ответа.
Закрепление темы урока проходило с использованием синквейна, с технологией составления которого учащиеся уже были знакомы на других уроках. Выполнение этого задания способствовало формированию познавательных и регулятивных УУД. Использование листов самооценки позволило сформировать у ребят личностные универсальные учебные действия.
Урок достиг своей главной цели – учащиеся подробно ознакомились с отрывком из трагедии А.С.Пушкина. Достижению поставленной цели способствовало выполнение поставленных задач: была создана благоприятная атмосфера поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развивалось умение формулировать определение понятий и выражать свои мысли; формировалось логическое мышление и умение опираться на уже известное.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
Самоанализ к проведенному уроку
Самоанализ урока.Дата проведения 14.03.2014г.Предмет математика.Класс 5На уроке присутствовало человек.Тема : «Сложение и вычитание десятичных дробей»Тип урока- Обо...
Разработка урока по литературе в 7 классе на тему: "А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". (Сцена в Чудовом монастыре)"
Разработка данного урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок построен по технологии критического мышления и речевого развития. Используются такие приемы, как синквейн, "Мозговой штурм", "Толстые и то...
Модель самоанализа проведенного урока по ФГОС
Основные пункты самоанализа проведенного урока по ФГОС...
План открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"
Представлен план открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"...
Организация и проведение урока по литературе при системно-деятельностном подходе
Тема урока: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Тип урока: Закрепление и систематизация пройденного материала ...
Презентация к уроку литературы 7 класс А.С. Пушкин "Борис Годунов".
Два чувства дивно близки нам –В них обретает сердце пищу –Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробамА. С. Пушкин....