План открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Шумарин Михаил Владимирович

Представлен план открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_a.s.pushkin._drama_boris_godunov_doc.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Урок № 1

Тема урока

«А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

Цель урока

Познакомить учащихся с трагедией А.С.Пушкина «Борис Годунов», выявить трагизм в произведении, развивать навыки анализа поэтического текста

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1. Умение анализировать текст, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею текста, характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог; владение литературоведческой терминологией.

Метапредметные:

1. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации находить её, использовать в самостоятельной деятельности.

Основные понятия

Эпиграф, трагедия, драма, монолог (внутренний и внешний), образ

Трудовые действия учителя

1.Слово учителя

2. Беседа

3. Постановка цели урока, задач и проблемных вопросов

4. Анализ ответов учеников

5. Рефлексия

Учебно-методическое обеспечение (средства,оборудование)

Для учителя

1. мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари.

Для обучающихся

1. мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари, учебник

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

1. Сообщение темы, постановка задач урока.

2. Задание для самостоятельной работы.

3.Постановка проблемного вопроса.

4. Анализ трагедии.

5. Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу.

6. Рефлексия.

Деятельность обучающихся

1.Рассказ выученного фрагмента из трагедии

2. Сообщения учеников

3. Ответы на вопросы

4. Работа с текстом

5. Работа с презентацией

6. Описание картины

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Организация урока – 1 минута

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

Доброе утро, ребята, присаживайтесь! Сегодня нам с вами предстоит очень серьезная и довольно сложная работа, мы раскроем новые таланты Пушкина как драматурга, для этого мы должны познакомиться с драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Эпиграф урока:

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,

чтобы оно объяснило нам настоящее

и намекнуло о нашем будущем.

В.Г.Белинский

«Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи. Павел Анненков

Учащиеся слушают и осмысливают.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала и изучение нового материала - 20 мин.

Умение воспринимать информацию на слух, анализировать и выделять главное.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Слово учителя

Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время ссылки в Михайловское (декабрь 1824 – ноябрь 1825). В ней, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине».

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны.

Беседа:

- Что такое драма в широком и узком понимании?

- Какие драматические произведения вы читали?

- В чём главное отличие драмы от трагедии?

Работа с терминами (запись в тетрадь):

Драма – Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.

Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трактовка образов (реальных исторических лиц) у Пушкина идёт вслед за Карамзиным. Хотя ещё в 17 веке первый исследователь жизни Годунова Иван Тимофеев, автор «Временника», - признал, что не может уразумить, что преобладало в Борисе Годунове: добро или зло. Тот же вывод сделан и три столетия спустя академиком Платоновым в книге «Борис Годунов»: «До сих пор исторический материал, касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Б.Годунова настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств».

А.С.Пушкин не является первооткрывателем данной темы в русской литературе, ещё в 18 веке была написана популярнейшая в то время трагедия «Димитрий Самозванец» (А.П.Сумароков). Но это был период классицизма в русской литературе.

- Вспомните, что такое классицизм? Каковы его главнейщие черты в литературе?

- Что же мы видим в драме А.С.Пушкина?

Всё это позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.

В «Борисе Годунове», не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество действующих лиц (около 60), представителей всех слоёв тогдашнего общества.

- Кто же является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов – главное действующее лицо трагедии?

- Каким образом Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем? Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения.

Итак, трагедия Пушкина «Борис Годунов» является одной из первых реалистических трагедий в русской литературе.

- Дайте определение РЕАЛИЗМУ.

- Что значит «типические характеры» и «типические обстоятельства» применительно к конкретному произведению?

Значение слова Драма по Ефремовой:

Драма - 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.

2. Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой. // Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене; пьеса. А.Островский «Гроза», «Бесприданница» и др.

В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького).

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени. (Сумароков, Фонвизин)

Вместо одних суток действие охватывает период около 7 лет (1598-1604гг) . Отброшен принцип единства места: действие переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, их палат патриарха на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу.

Вопреки традициям здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в 6 сценах из 23.

Вся пёстрая и многоликая Русь эпохи «многих мятежей» («смутного времени») проходит перед нами в живой и движущейся , полной событий панораме. Русь к .16 - н.17 вв. и является главным действующим лицом трагедии.

Работа с текстом

В основе реализма лежит познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.

Основной особенностью реализма является художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития.

Борис Годунов сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты: он не только «цареубийца», через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный, мудрый правитель, и любящий отец (сцены с Фёдором и Ксенией.

С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца.

Этап 3. – 17 минут

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена)

- Охарактеризуйте данных действующих героев по плану:

Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

- Народная трагедия Пушкина «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря народной поддержке противникам Бориса удалось одолеть его, но самому народу легче от этого не стало. Последняя ремарка в трагедии: «Народ безмолвствует». Какое, по вашему мнению, вложено содержание в эти слова? Аргументируйте свою мысль.

Делятся на группы, работают над составлением характеристикой героев произведения.

Явно «безмолвствие» это враждебное. Оно свидетельствует, что так будет не всегда. Ведь народ увидел, что и Димитрий Самозванец идёт «кровавым» путём к власти. В этом безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нём затаён грозный гул грядущих крестьянских восстаний и войн под предводительством Болотникова, Разина, Пугачёва

Этап 4. Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты

Умение высказывать свое мнение и аргументировать его.

Можно ли считать трагедию «Борис Годунов» историческим произведением, а основой реализма Пушкина – историзм? Свой ответ аргументируйте.

Можно ли назвать произведение Пушкина «поэтическим откровением одной народной эпохи»? Свой ответ аргументируйте.

Справедливо ли высказывание В.Г.Белинского (см. эпиграф) по отношению к трагедии «Борис Годунов»?

Какие высказывания показались вам интересными? Свой ответ аргументируйте.

Что запомнилось особенно? Ваши впечатления от урока?

Отвечают на вопросы

Этап 5. Задание на дом- 2 минут

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

1. Написать сочинение на тему:

а) Новаторство и традиции в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина

б) Народ и власть в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина

2. Закончить характеристику персонажей (те группы, которые не успели сделать это на уроке).

Выставление оценок за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)

План открытого урока по теме:  «Круговые диаграммы»  (математика, 6 класс)....

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....

ПЛАН открытого урока с обучающимися 2 класса хореографического отделения на тему: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета».

Тема урока: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета». Цель урока: развитие координации путем повторения и отработки пройденных движений. Выяв...