План открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Представлен план открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_a.s.pushkin._drama_boris_godunov_doc.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Урок № 1
Тема урока | «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» | |
Цель урока | Познакомить учащихся с трагедией А.С.Пушкина «Борис Годунов», выявить трагизм в произведении, развивать навыки анализа поэтического текста | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: 1. Умение анализировать текст, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею текста, характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог; владение литературоведческой терминологией. | |
Метапредметные: 1. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации находить её, использовать в самостоятельной деятельности. | ||
Основные понятия | Эпиграф, трагедия, драма, монолог (внутренний и внешний), образ | |
Трудовые действия учителя | 1.Слово учителя 2. Беседа 3. Постановка цели урока, задач и проблемных вопросов 4. Анализ ответов учеников 5. Рефлексия | |
Учебно-методическое обеспечение (средства,оборудование) | Для учителя 1. мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари. | Для обучающихся 1. мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари, учебник |
Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя | Деятельность учителя 1. Сообщение темы, постановка задач урока. 2. Задание для самостоятельной работы. 3.Постановка проблемного вопроса. 4. Анализ трагедии. 5. Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу. 6. Рефлексия. | Деятельность обучающихся 1.Рассказ выученного фрагмента из трагедии 2. Сообщения учеников 3. Ответы на вопросы 4. Работа с текстом 5. Работа с презентацией 6. Описание картины |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап 1. Организация урока – 1 минута
Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
Доброе утро, ребята, присаживайтесь! Сегодня нам с вами предстоит очень серьезная и довольно сложная работа, мы раскроем новые таланты Пушкина как драматурга, для этого мы должны познакомиться с драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Эпиграф урока:
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам настоящее
и намекнуло о нашем будущем.
В.Г.Белинский
«Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи. Павел Анненков
Учащиеся слушают и осмысливают.
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала и изучение нового материала - 20 мин.
Умение воспринимать информацию на слух, анализировать и выделять главное.
Умение отвечать на поставленные вопросы.
Умение отвечать на поставленные вопросы.
Слово учителя
Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время ссылки в Михайловское (декабрь 1824 – ноябрь 1825). В ней, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине».
А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.
Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны.
Беседа:
- Что такое драма в широком и узком понимании?
- Какие драматические произведения вы читали?
- В чём главное отличие драмы от трагедии?
Работа с терминами (запись в тетрадь):
Драма – Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.
Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трактовка образов (реальных исторических лиц) у Пушкина идёт вслед за Карамзиным. Хотя ещё в 17 веке первый исследователь жизни Годунова Иван Тимофеев, автор «Временника», - признал, что не может уразумить, что преобладало в Борисе Годунове: добро или зло. Тот же вывод сделан и три столетия спустя академиком Платоновым в книге «Борис Годунов»: «До сих пор исторический материал, касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Б.Годунова настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств».
А.С.Пушкин не является первооткрывателем данной темы в русской литературе, ещё в 18 веке была написана популярнейшая в то время трагедия «Димитрий Самозванец» (А.П.Сумароков). Но это был период классицизма в русской литературе.
- Вспомните, что такое классицизм? Каковы его главнейщие черты в литературе?
- Что же мы видим в драме А.С.Пушкина?
Всё это позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.
В «Борисе Годунове», не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество действующих лиц (около 60), представителей всех слоёв тогдашнего общества.
- Кто же является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов – главное действующее лицо трагедии?
- Каким образом Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем? Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения.
Итак, трагедия Пушкина «Борис Годунов» является одной из первых реалистических трагедий в русской литературе.
- Дайте определение РЕАЛИЗМУ.
- Что значит «типические характеры» и «типические обстоятельства» применительно к конкретному произведению?
Значение слова Драма по Ефремовой:
Драма - 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.
2. Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой. // Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене; пьеса. А.Островский «Гроза», «Бесприданница» и др.
В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького).
КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени. (Сумароков, Фонвизин)
Вместо одних суток действие охватывает период около 7 лет (1598-1604гг) . Отброшен принцип единства места: действие переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, их палат патриарха на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу.
Вопреки традициям здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в 6 сценах из 23.
Вся пёстрая и многоликая Русь эпохи «многих мятежей» («смутного времени») проходит перед нами в живой и движущейся , полной событий панораме. Русь к .16 - н.17 вв. и является главным действующим лицом трагедии.
Работа с текстом
В основе реализма лежит познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.
Основной особенностью реализма является художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития.
Борис Годунов сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты: он не только «цареубийца», через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный, мудрый правитель, и любящий отец (сцены с Фёдором и Ксенией.
С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца.
Этап 3. – 17 минут
Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена)
- Охарактеризуйте данных действующих героев по плану:
Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:
Определение места героя среди других персонажей.
Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
Наличие прототипов и автобиографических черт.
Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
Речевая характеристика.
Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
- Народная трагедия Пушкина «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря народной поддержке противникам Бориса удалось одолеть его, но самому народу легче от этого не стало. Последняя ремарка в трагедии: «Народ безмолвствует». Какое, по вашему мнению, вложено содержание в эти слова? Аргументируйте свою мысль.
Делятся на группы, работают над составлением характеристикой героев произведения.
Явно «безмолвствие» это враждебное. Оно свидетельствует, что так будет не всегда. Ведь народ увидел, что и Димитрий Самозванец идёт «кровавым» путём к власти. В этом безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нём затаён грозный гул грядущих крестьянских восстаний и войн под предводительством Болотникова, Разина, Пугачёва
Этап 4. Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты
Умение высказывать свое мнение и аргументировать его.
Можно ли считать трагедию «Борис Годунов» историческим произведением, а основой реализма Пушкина – историзм? Свой ответ аргументируйте.
Можно ли назвать произведение Пушкина «поэтическим откровением одной народной эпохи»? Свой ответ аргументируйте.
Справедливо ли высказывание В.Г.Белинского (см. эпиграф) по отношению к трагедии «Борис Годунов»?
Какие высказывания показались вам интересными? Свой ответ аргументируйте.
Что запомнилось особенно? Ваши впечатления от урока?
Отвечают на вопросы
Этап 5. Задание на дом- 2 минут
Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
1. Написать сочинение на тему:
а) Новаторство и традиции в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина
б) Народ и власть в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина
2. Закончить характеристику персонажей (те группы, которые не успели сделать это на уроке).
Выставление оценок за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)
План открытого урока по теме: «Круговые диаграммы» (математика, 6 класс)....
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....
ПЛАН открытого урока с обучающимися 2 класса хореографического отделения на тему: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета».
Тема урока: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета». Цель урока: развитие координации путем повторения и отработки пройденных движений. Выяв...