Разработка урока по литературе в 7 классе на тему: "А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". (Сцена в Чудовом монастыре)"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Разработка данного урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок построен по технологии критического мышления и речевого развития. Используются такие приемы, как синквейн, "Мозговой штурм", "Толстые и тонкие вопросы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 221.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».
Класс: 7
Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 7 класс. Коровина В.Я."
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрированный ( литература – история – музыка).
Метод обучения: комбинированный.
Технологии: речевого развития, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Приемы: «Мозговой штурм», «Осмысление эпиграфа», «Система «толстых» и «тонких» вопросов», «Синквейн».
Цель урока: познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.
Задачи урока:
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к литературе;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Развивающие:
- развивать внимание;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- формировать логическое мышление;
- развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Образовательные:
- развивать умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать особенности литературных жанров;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Формируемые УУД:
Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;
Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);
Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);
Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.
Принципы системно-деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип непрерывности, вариативности, творчества.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийная презентация к уроку;
- УМК;
- Словари;
- Карточки с заданием.
Структура урока:
I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ:
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной цели.
II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ:
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
2.Физминутка.
3.Закрепление изученного материала.
III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП:
1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.
Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
Проверка Д/З. ( прием – «Мозговой Штурм»)
- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках?
- Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?
- Назовите героев произведений А.С.Пушкина, которые вам запомнились.
- Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?
- А сейчас я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. Послушайте его и подумайте, какое произведение мы будем сегодня проходить, и как будет звучать тема нашего урока:
Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу,
Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скипетр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало! ‹…›
( учащиеся называют тему урока)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. ( «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.)
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить?
( Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
- Правильно, в ходе урока мы познакомимся с фрагментом трагедии, углубим представление о драматическом жанре; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.
II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.
- Итак, сегодня мы знакомимся с новым для вас произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов». И начнем мы с истории. (Выступление ученика с использованием подготовленных слайдов для презентации к уроку)
- Чему же посвящена трагедия «Борис Годунов»
Работа с эпиграфом.
- Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.
Металися смущенные народы,
И высились, и падали цари,
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари…
А.С.Пушкин.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробом.
А.С.Пушкин.
- Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.
- Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.
- Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. (Читает учитель)
- При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А теперь найдем их значение в словаре В.И.Даля.
Физкультминутка.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.
- Ребята, использую систему «Толстых и тонких вопросов», давайте с вами дадим характеристику главным героям сцены.
- Назовите героев сцены в Чудовом монастыре.
- Когда происходит эта сцена?
- Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста.
- Где происходят события, описанные автором в данном отрывке?
- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
- Как он относится к Григорию?
- Какое событие изменило судьбу Пимена?
- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?
- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?
- Что приснилось Григорию в ночь, описанную автором?
- Можно ли назвать сон Григория вещим?
- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
Работа с карточками.
- Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. (Дети подчеркивают)
Карточка № 1
Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.
Карточка № 2
Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.
Закрепление изученного материала.
- И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка. Переводы.
В завершении урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».
- Ребята, какие эмоции и ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки?
III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП
Рефлексия.
- Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:
- Среди героев трагедии я запомнил…
- В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…
-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…
- Отличительные черты трагедии в том, что…
-А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С этим понятием вы уже знакомились не только на уроках русского языка, но и других. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты.
- Ребята, наш урок подошел к концу, и перед тем, как вы получите домашнее задание, давайте попробуем дать оценку нашей с вами работе.
- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Все ли вам было понятно на сегодняшнем уроке и на что бы вам хотелось обратить внимание?
- Перед вами листы самооценки, я предлагаю вам их заполнить, чтобы оценить вашу работу на уроке.
Домашнее задание:
- Выразительное чтение отрывка.
- Сообщение «История России в произведениях Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе . А.С.Пушкин "Борис Годунов"(сцена в Чудовом монастыре).
Открытый урок в 7 классе. Тема: А.С.Пушкин "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)....
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
А. С. Пушкин. "Борис Годунов" сцена в Чудовом монастыре.
Презентация может быть использована на уроке литературы при изучении отрывка из трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
А.С. Пушкин "Борис Годунов": сцена в Чудовом монастыре.
А.С. Пушкин. "Борис Годунов". Сцена в Чудовом монастыре...
А. С. Пушкин.«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). 7 класс.
Презентация к уроку литературы в 7 классе позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как ...