Технологическая карта урока
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Технологическая карта урока -это план урока по теме:"Городецкие узоры" в 5 класс. Текстовый материал включает основные компоненты структуры урока: цель,задачи урока, планируемые результаты, краткое описание работы с ресурсом. Блок технологическая карта включает: дидактическую структуру, цель этапа урока, деятелтность учителя,деятельность учащихся,формируемые УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/HAK4/i9BR4Ua5z | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор материала (ФИО) | Потемкина Елена Леонидовна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | учитель изобразительного искусства |
Образовательное учреждение | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ |
Класс (возраст) | 5 класс |
Название материала | Урок изобразительного искусства «Городецкие узоры» |
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» реализуется с помощью УМК: Н.А. Горяева, О.В.Островская |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ Презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) | Компьютер, проектор, презентация по теме: «Городецкие узоры» |
Цель урока: | Сформировать представление об истории развития Городецкой росписи. |
Задачи: | 1. Образовательные: -Познакомиться с историей развития промысла, с приемами росписи; - Показать, как на основе алгоритма росписи создается узоры на предметах быта. - Закрепить представление о декоративной росписи, формирующей эстетику быта; - Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус. 2. Развивающие: -Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; -Развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять кругозор учащихся; - Развивать творческую инициативу; -Развивать навыки сотрудничества в группе; -Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы; 3. Воспитывающие: - Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения мастеров России в области декоративно-прикладного искусства; - Воспитывать дружбу, взаимовыручку, умения применять правила делового сотрудничества; -Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир. |
Планируемые результаты | Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнять проект; -осуществлять действия по реализации плана; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; -работая по составленному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства; -соотносить результат своей деятельности с целью и оценивания его. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже ранее изученного; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью наглядного материала; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; -построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть монологической и диалогической формами речи; -совместно договориться о правилах работы в группах и следовать им; -слушать и понимать речь других. Личностные УУД: - проявлять интерес к новым знаниям, к способу решения проблемы; -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понять, зачем нужны эти знания; -уметь адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, оценивать свою работу и работы участников групп. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое) | Тип урока: комбинированный урок изучения нового знания. Форма проведения: урок – исследование. Методы: словесные методы (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация учебных пособий, презентации); методы проблемно-поисковые и репродуктивные, деятельностный. Наглядности: презентация: фрагмент города Городец, интерьер русской избы, изделия предметов городецкого промысла, этапы введения росписи на примере птицы, цветка листьев, лошадки, итоговый фрагмент - интерьер украшенной избы. Таблицы с образцами изображений предметов Городецкого промысла: «Разделочные доски», «Посуда», «Игрушки», «Предметы быта»; экспозиция предметов с хохломской и жостовской росписью; маршрутные листы, с наименованием методов выполнения всех этапов росписи и графой оценки выполнения каждого этапа росписи, смайлики для оценивания коллективных работ. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать в классе благоприятную психологическую атмосферу, настроить учащихся на выполнение учебных целей и задач. | Здравствуйте ребята, 1. Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. Проверь, дружок, ты готов начать урок? -Прозвенел звонок веселый. -Мы начать урок готовы. -Будем слушать, рассуждать, -И друг другу помогать. -Сегодня мы с вами мастеровые. | Настраиваются на работу. | Личностные УУД: самоопределение. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | -Работать на уроке будем группами, каждая группа-артель художников. -Давайте повторим правила работы в группах. Правила работы в группе. 1. Говорим вежливо, называем собеседника по имени. 2. Говорим по – очереди, не перебиваем друг друга. 3. Внимательно слушаем каждого и высказываем свое мнение. 4. Соблюдаем порядок. | Фиксируют правила работы в группах. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. |
Желтый вечер, черный конь, -Как вы думаете, какая тема нашего урока. Тема: Городецкие узоры -Мы сегодня будем создавать элементы росписи, будем художниками-мастерами. | ||||
Актуализация знаний . | Поиск решения учебной задачи. | Совместное исследование проблемы -Мы с вами разделимся на 5групп, и каждая группа будет выполнять своё задание. 1группа – «Самовар» Отгадайте загадку: -Украшение любого дома и застолья (самовар для чаепития) Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать симметричную композицию. Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте. 2группа – «Уточка» Из какого ковша не пьют, а едят, а еще на него глядят? (братина - деревянное блюдо в виде птицы) Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать ритмичную композицию. Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте. 3группа – «Разделочная доска» -Для чего используют данный предмет в быту? -Можно ли назвать этот предмет картиной? Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать симметричную композицию из розанов и купавок. Рассказать историю о полезности предмета в быту и о том, что его украшает. 4 группа - «Разнос» Весьма вместительный, полезный и многофункциональный -Как давно этот предмет вошел в обиход? Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать цветочную гирлянду вокруг главного элемента. Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте. 5 группа - «Конь» -Ваня, Ваня простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. -О чем речь в детской потешке? Для чего служит этот предмет? Сегодня мы выполним Проект он состоит из этапов: -Выполнить роспись элементов узора. -Смоделировать геральдическую цветочную композицию на изделии-шаблоне. -Защитить проект (устная презентация, включает рассказ об истории, и полезности предмета в быту и о его красоте. . | Фиксируют учебную задачу и ищут пути её решения. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. |
Усвоение новых знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Сообщить дополнительные знания, по теме урока в виде рассказа Переход к этапу решения частных задач. Защитить проект, оценить работу групп. Сообщить дополнительные знания по теме урока в виде рассказа. | 5. Рассказ учителя о Городецком промысле -Вы ребята молодцы, я тоже хочу немного историю одного дома. - На берегу Волги стоит славный, -Мне довелось побывать там. Мой друг пригласил посмотреть старинный дом своего прадеда. -Со стороны дом производит большое впечатление. Высокая крыша дома, роскошные, нарядные ворота, резные ставни на окнах. -Но впечатление восторга исчезло, как только я переступила порог дома. Вдоль стен стояли скучающие лавки, у стены в углу одинокий стол, грустила печь, давно не топленная. -Грустно мне стало, что обитатели давно покинули дом и предметы утратили былую славу. Попросила своего друга свозить меня на знаменитый городецкий базар. -Известно, что с 19 века съезжались туда умелые крестьяне, мастера на все руки из соседних деревень Курцева, Коскова и Хлебаихи. На базар завозили много, разнообразных товаров художественно- оформленные: игрушки, прялки, деревянную посуду, мебель и другую домашнюю утварь. -А роспись на деревянных изделиях была невиданной красоты! Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьёзно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображениями цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. В рубленных деревянных избах вдруг расцветает праздник красок. От торгового люда я так же узнала: О том что, будучи предметом первой необходимости прялка, в крестьянском быту, служила одновременно и картиной. Когда после окончания работы хозяйка вешала её на стену. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина и того, для кого он старался. -Набрала я на рынке предметы декоративно-прикладных промыслов России. Здесь и Хохломские узоры на блюде и солоницах, нарядная урало-сибирская роспись и жостовские разносы. -Но не хватает здесь красот городецких! -Ребята, сможем ли мы сегодня заполнить пустующий дом? Украсить предметами с декоративной городецкой росписью? -На столах у вас, и на доске и, на экране есть подсказки, схемы, которые помогут вам последовательно решать задачи по выполнению росписи всех элементов узора: конь, птицы - фазан и петух, цветы - розаны и купавки, листья;
-Я даю время для выполнения заданий 25минут. -Та группа, которая первая распишут все детали - поднимает руку. -По завершению росписи всех элементов к доске выходят по одному представителю, чтобы выбрать шаблон изделия по названию команды. -Получив заготовки изделия, приступаем к следующему этапу, самому важному! -Он заключается в декоративном оформлении изделия: 1.коллективное обсуждение; 2. выбор композиции; 3.оформление: приклеивание всех элементов росписи, согласно коллективному решению. -Время выполнения работы 5 минут. Защита творческих проектов От каждой группы приглашаем одного представителя: 1- группа «Самовар» 2- группа – «Уточка» 3- группа – «Разделочная доска» 4- группа - «Разнос» 5- группа - «Конь» (На доске размещают изделия и кратко рассказывают о нем), - время 1 - 2 мин. | Учащиеся в группах выполняют свои проекты Учащиеся группами совместно защищают свои проекты. Фиксируют дополнительные факты о деревянных расписных изделиях | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. | Подвести итог урока, оценивание работы каждого учащегося и группы. | 6. Итог урока.
7. Оценивание Вы получили наклейки смайликов. Поделитесь ими с работами тех команд, которые, по вашему мнению, правильно выполнили задание:
-Оценивание командных работ через, -приклеивание смайликов на лист. -Подсчитайте количество -Поднимите свои листы -Желающие могут высказать свое мнение по работам. -Фото на память всего коллектива | Оценивают свою работу и работу группы. Обобщают полученные знания. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. Познавательные УУД: Рефлексия Личностные: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Постановка задачи на дом. | 8. Домашнее задание: -Подготовиться к вопросам викторины «Городецкие узоры». -Подготовить сообщения по теме: «Мастера по дереву» «Прялка в быту» - Выполнить роспись деревянного изделия (доска разделочная) | Фиксируют учебную задачу на дом. | Личностные: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению Регулятивные УУД: контроль, коррекция. |
Комментарий: Урок включен в предметную область «Изобразительное искусство». Урок соответствует программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (Н.А.Горяевой, О.В, Островской под редакцией Б.М.Неменского), Изобразительное искусство 1час в неделю. Главная цель урока - Сформировать представление, об истории развития Городецкой росписи.
В ходе реализации основных задач урока были учтены все особенности класса через дифференцированную работу (группах). Данная структура урока помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты. За счёт разно-уровневых заданий обеспечивалась высокая работоспособность творческая активность. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль через самих учащихся. Знания учащихся были оценены объективно.
Запланированные цели и задачи урока были выполнены.
Список использованной литературы
Н.А.Горяевой, О.В, Островской Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М.Неменского Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд.,– М.: «Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...