Технологическая карта урока
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Технологическая карта урока -это план урока по теме:"Городецкие узоры" в 5 класс. Текстовый материал включает основные компоненты структуры урока: цель,задачи урока, планируемые результаты, краткое описание работы с ресурсом. Блок технологическая карта включает: дидактическую структуру, цель этапа урока, деятелтность учителя,деятельность учащихся,формируемые УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://cloud.mail.ru/public/HAK4/i9BR4Ua5z 99 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

Потемкина Елена Леонидовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель изобразительного искусства

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

Класс (возраст)

5 класс

Название материала

Урок  изобразительного искусства «Городецкие узоры»

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Программа

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

реализуется с помощью УМК:

Н.А. Горяева, О.В.Островская  

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ

Презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Городецкие узоры»

Цель урока:

Сформировать  представление об  истории  развития Городецкой росписи.   

Задачи:

1. Образовательные:

-Познакомиться с историей развития промысла, с приемами росписи;

- Показать, как на основе алгоритма росписи создается узоры на предметах быта.

- Закрепить представление о декоративной росписи, формирующей эстетику быта;

- Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.

2. Развивающие:

-Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

 -Развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять кругозор учащихся;

- Развивать  творческую инициативу;

-Развивать  навыки сотрудничества в группе;

-Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывающие:

- Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения мастеров России в области декоративно-прикладного искусства;

- Воспитывать дружбу, взаимовыручку, умения применять правила делового сотрудничества;

-Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнять проект;

-осуществлять действия по реализации плана;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-работая по составленному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивания  его.

Познавательные  УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже ранее изученного;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью наглядного материала;

-анализировать  объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтезировать  — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

-построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

-совместно договориться о правилах работы в группах и следовать им;

-слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новым знаниям, к способу решения проблемы;

-устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понять, зачем нужны эти знания;

-уметь адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, оценивать свою работу и работы участников групп.

Краткое описание работы с ресурсом                                (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое)

Тип урока: комбинированный урок изучения нового знания.

Форма  проведения: урок – исследование.

Методы: словесные методы (рассказ, беседа);

 наглядные (демонстрация учебных пособий, презентации);

методы проблемно-поисковые и репродуктивные, деятельностный.

Наглядности: презентация: фрагмент города Городец, интерьер русской избы, изделия предметов городецкого промысла, этапы введения росписи на примере птицы, цветка листьев, лошадки, итоговый фрагмент - интерьер украшенной избы.

Таблицы с образцами изображений предметов Городецкого промысла: «Разделочные доски», «Посуда», «Игрушки», «Предметы быта»;  экспозиция  предметов с хохломской и жостовской росписью;  маршрутные листы, с  наименованием методов выполнения всех этапов росписи и графой оценки выполнения каждого этапа росписи, смайлики для оценивания коллективных работ.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Создать в классе благоприятную психологическую

атмосферу, настроить учащихся на выполнение учебных целей и задач.

Здравствуйте ребята,

1.  Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли краски в уголке? Все ли кисти  и альбомчик на столе?

-Прозвенел звонок веселый.

-Мы начать урок готовы.

-Будем слушать, рассуждать,

-И друг другу помогать.

-Сегодня мы с вами мастеровые.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД: самоопределение.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

-Работать на уроке будем группами, каждая группа-артель художников.

-Давайте повторим правила работы в группах.

Правила работы в группе.

1. Говорим вежливо, называем собеседника по имени.

2. Говорим по – очереди, не перебиваем друг друга.

3. Внимательно слушаем каждого и высказываем свое мнение.

4. Соблюдаем порядок.

Фиксируют правила работы в группах.

Регулятивные УУД: 

развитие мотивов учебной деятельности.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись…..

-Как вы думаете, какая тема нашего урока.

Тема: Городецкие узоры

-Мы сегодня будем создавать элементы росписи, будем художниками-мастерами.  

Актуализация знаний

.

Поиск решения учебной задачи.

Совместное исследование проблемы

-Мы с вами разделимся на 5групп, и каждая группа будет выполнять своё задание.

1группа – «Самовар»

Отгадайте загадку:

-Украшение любого дома и застолья  (самовар для чаепития)

Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать симметричную  композицию.  Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте.

2группа – «Уточка»

Из какого ковша не пьют, а едят, а еще на него глядят?  (братина - деревянное блюдо в виде птицы)

Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать ритмичную  композицию.  Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте.

3группа – «Разделочная доска»

-Для чего используют данный предмет в быту?

-Можно ли назвать этот предмет картиной?

Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать симметричную  композицию из розанов и купавок.  Рассказать историю о полезности предмета в быту и о том, что его украшает.

4 группа - «Разнос»

Весьма вместительный, полезный и многофункциональный

-Как давно этот предмет вошел в обиход?

Проект: Выполнить роспись элементов узора. Смоделировать цветочную гирлянду вокруг главного элемента.  Рассказать историю о полезности предмета в быту и о его красоте.

5 группа - «Конь»

-Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

-О чем речь в детской потешке?

Для чего служит этот предмет?

Сегодня мы выполним Проект

он состоит из этапов: 

-Выполнить роспись элементов узора.

-Смоделировать геральдическую цветочную  композицию на изделии-шаблоне.

-Защитить проект (устная презентация, включает

рассказ об истории,  и полезности предмета в быту и о его красоте.

.

Фиксируют учебную задачу и ищут пути её решения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Усвоение новых знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Сообщить дополнительные знания, по  теме урока в виде рассказа

Переход к этапу решения частных задач.

Защитить проект, оценить работу групп.

Сообщить дополнительные знания по  теме урока в виде рассказа.

5. Рассказ учителя о Городецком промысле

-Вы ребята молодцы, я тоже хочу немного историю одного дома.

- На берегу Волги стоит славный,
древний русский город Городец, недалеко от Нижнего Новгорода.

-Мне довелось побывать там. Мой друг пригласил посмотреть старинный дом своего прадеда.

-Со стороны дом производит большое впечатление. Высокая крыша дома, роскошные, нарядные ворота, резные ставни на окнах.

-Но впечатление восторга исчезло, как только я переступила порог дома. Вдоль стен стояли скучающие лавки, у стены в углу одинокий стол, грустила печь, давно не топленная.

-Грустно мне стало, что обитатели давно покинули дом и предметы утратили былую славу. Попросила своего друга свозить меня на знаменитый городецкий базар.

-Известно, что с 19 века съезжались туда умелые крестьяне, мастера на все руки из соседних деревень Курцева, Коскова и Хлебаихи. На базар завозили  много, разнообразных товаров художественно- оформленные: игрушки, прялки,  деревянную посуду, мебель и другую домашнюю утварь.

-А роспись на деревянных изделиях была невиданной красоты! Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьёзно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображениями цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. В рубленных деревянных избах вдруг расцветает праздник красок.

От торгового люда я так же узнала:  О том что, будучи предметом первой необходимости  прялка, в крестьянском быту, служила одновременно и картиной. Когда после окончания работы хозяйка вешала её на стену. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина и того, для кого он старался.

-Набрала я на рынке предметы декоративно-прикладных промыслов России. Здесь и Хохломские узоры на блюде и солоницах, нарядная урало-сибирская роспись и жостовские разносы.

-Но не хватает здесь красот городецких!

-Ребята, сможем ли мы сегодня заполнить пустующий дом?  Украсить предметами с декоративной городецкой росписью?

-На столах у вас, и на доске  и, на экране есть подсказки, схемы, которые помогут вам последовательно решать задачи по выполнению росписи всех элементов узора: конь, птицы - фазан и петух, цветы - розаны и купавки, листья;

  • -1 этап: замалевок
  • -2 этап: контур
  • -3 этап: оживка

-Я даю время для выполнения заданий 25минут.

-Та группа, которая первая распишут все детали - поднимает руку.

-По завершению росписи всех элементов к доске выходят по одному представителю, чтобы выбрать шаблон изделия по названию команды.

-Получив заготовки изделия, приступаем к следующему этапу, самому важному!

-Он заключается в декоративном оформлении изделия: 1.коллективное обсуждение;

2. выбор композиции; 3.оформление: приклеивание всех элементов росписи, согласно коллективному решению.

-Время выполнения работы 5 минут.

Защита творческих проектов

От каждой группы приглашаем одного представителя:

1- группа «Самовар» 

2- группа – «Уточка»

3- группа – «Разделочная доска»

4- группа - «Разнос»

5- группа - «Конь»

(На доске размещают  изделия и кратко  рассказывают о нем), - время 1 - 2 мин.

Учащиеся в группах выполняют свои проекты

Учащиеся группами совместно защищают свои проекты.

Фиксируют дополнительные факты о деревянных расписных изделиях

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Подвести итог урока, оценивание работы каждого учащегося и группы.

6. Итог урока.

  • -Что нового вы узнали на уроке?
  • -Чему научились?
  • -Вы хотите и дальше продолжить изучение росписи?
  • -Как вы можете изучать роспись?
  • -Читать книги, в художественной энциклопедии найти радел декоративное искусство, там представлена вся информация о промыслах России и Городецкой росписи в частности,( показываю выставку книг о  росписи).
  • -Много информации вы можете найти в интернете в разделе «Культура».

7. Оценивание

Вы получили наклейки смайликов. Поделитесь ими с работами тех команд, которые, по вашему мнению, правильно выполнили задание:

  • соблюдали последовательность выполнения росписи;
  • качество и аккуратность;
  • грамотное решение композиции, расположение и эстетичное завершение.

-Оценивание командных работ через,  

-приклеивание смайликов на лист.

-Подсчитайте количество

-Поднимите свои листы

-Желающие могут высказать свое мнение по работам.

-Фото на память всего коллектива

Оценивают свою работу и работу группы.

Обобщают полученные знания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

Познавательные УУД:

Рефлексия

Личностные: самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Постановка задачи на дом.

8. Домашнее задание:

-Подготовиться к вопросам викторины  «Городецкие узоры».

-Подготовить сообщения по теме:  

«Мастера по дереву»

«Прялка в быту»

- Выполнить роспись деревянного изделия (доска разделочная)

Фиксируют учебную задачу на дом.

Личностные:

самоопределение умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.


Комментарий: Урок включен в предметную область «Изобразительное искусство». Урок соответствует программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (Н.А.Горяевой, О.В, Островской под редакцией Б.М.Неменского), Изобразительное искусство 1час в неделю. Главная цель урока - Сформировать  представление, об  истории  развития Городецкой росписи.  

В ходе реализации основных задач урока были учтены все особенности класса через дифференцированную работу (группах). Данная структура урока помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты. За счёт разно-уровневых заданий обеспечивалась высокая работоспособность творческая активность. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль через самих учащихся. Знания учащихся были оценены объективно.

Запланированные цели и задачи урока были выполнены. 

Список использованной литературы 

Н.А.Горяевой, О.В, Островской Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М.Неменского Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд.,– М.: «Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...