Методическая исследовательская деятельность учителя по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»
методическая разработка на тему
Ведущей педагогической технологией в работе учителя на данном этапе является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе способствует созданию благоприятной среды для творческого развития и профессионального самоопределения обучающихся.
Данную педагогическую технологию учитель внедряет через реализацию своей методической темы как на уроках, так и во внеклассной работе. Темой инновационного педагогического опыта является: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_metodicheskogo_opyta_po_teme.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая исследовательская деятельность учителя
по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»
1. Реализации методической темы способствуют образовательные программы, широко используемые в образовательном процессе.
Программы, реализуемые в образовательном процессе:
-Программы для основной и средней (полной) общеобразовательной школы
-Программы для обучающихся, имеющих повышенные образовательные потребности
-Примерная программа основного общего образования по предмету технология адаптированные учителем ,
-Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету технология адаптированные учителем
Программы для основной и средней (полной) общеобразовательной школы, используемые в учебном процессе при обучении технологии, позволяют реализовать государственный образовательный стандарт.
Реализация программ для обучающихся, имеющих повышенные образовательные потребности способствует созданию среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика; формированию интеллектуальной, творческой, учащейся молодежи на основе исследовательской деятельности; успешной социализации обучающихся в современном обществе.
2.В ходе реализации методической темы учителем освоены и активно внедряются в практику современные образовательные технологии, направленные на достижение высокого качества обучения.
Образовательные технологии:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Технология дифференцированного(разноуровневого) обучения
- Игровая технология
- Технология проблемно-развивающего обучения (исследовательская деятельность обучающихся)
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно-ориентированное обучение
- Проектная технология
Ведущей педагогической технологией в работе учителя является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе способствует созданию благоприятной среды для творческого развития и профессионального самоопределения обучающихся.
Данную педагогическую технологию учитель внедряет через реализацию своей методической темы как на уроках, так и во внеклассной работе. Темой инновационного педагогического опыта является: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности».
Целью работы над данной темой является формирование у обучающихся исследовательских, рефлексивных, самооценочных компетенций, необходимых для успешной социализации в современном обществе. В своей работе учитель применяет и элементы других педагогических технологий, которые способствуют развитию творческой активности обучающихся. В 5-8 классах – это игровые технологии. Все работы для диагностики и контроля знаний и умений обучающихся составлены с применением технологии дифференцированного обучения. На уроках технологии и вовнеурочной работе Чугунова М.В. применяет также технологию проблемно-развивающего обучения (исследовательская деятельность обучающихся). Активно применяет в работе информационные компьютерные технологии, которые являются эффективным механизмом реализации методической темы и исследовательских подходов в обучении предмета технология. Элементы всех перечисленных технологий включает в проектную технологию. Достоинством данной технологии считает ее обучающую, воспитательную и развивающую функции, направленность на эффективную социализацию, социальную адаптацию обучающихся. По подходу к ребенку данная технология относится к личностно-ориентированной технологии, а методы, применяемые в данной технологии (поисковые, исследовательские и проблемные) наилучшим образом помогают раскрываться обучающимся.
Для совершенствования информационной компетенции успешно прошла на базе НОУ «Балаковский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации» курсы «Пользователь ПК» и дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». На уроках и во внеурочной деятельности широко использую ИКТ. Владею программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. В 2012 - 2013 учебном году создала персональный сайт «Век - живи, век - учись» , где представила опыт своей работы. В своей деятельности использует интерактивные компьютерные технологии:
- электронные энциклопедии, словари, определители;
- интерактивные репетиторы, тренажёры производства «1С»;
- интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;
- набор электронных тестов, кроссвордов;
- проектная деятельность обучающихся на основе современных информационных компьютерных технологий;
- интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.
Учителем систематизирован методический комплект мультимедийных продуктов и презентаций по курсам технологии 5 – 11 класса. Мультимедийные презентации позволяют представлять объекты и процессы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных формах.
Электронные комплекты и энциклопедии, программы-тренажеры учитель использует для подготовки обучающихся к олимпиадам, которые помимо результата, дают объяснение и правильный ответ, обучающие игры.
Активно использует Интернет для поиска информации по учебным вопросам; повышения квалификации; размещения собственной информации на школьном сайте; участия в конкурсах и олимпиадах обучающихся школы, дистанционного обучения детей, а также для общения и оказания при необходимости методической помощи.
Во внеклассной работе при подготовке защиты проектов под руководством учителя обучающиеся создают содержательные презентации, которые используют на конкурсах и конференциях разных уровней при представлении докладов.
При планировании уроков стараюсь найти оптимальное сочетание обучающих компьютерных программ с традиционными средствами обучения.
3. Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
|
2. Источники изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
|
3. Идея изменений |
|
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Основана на дифференцированном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по предметам, на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию творческой деятельности обучающихся, обучения их целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В результате происходит расширение собственного опыта, что способствует личностному и социальному росту ребенка. |
5. Условия реализации изменений | Технология «Проектная деятельность обучающихся» широко используется в общеобразовательных школах. Реализации данной технологии в образовательном пространстве школы должно быть отведено особое место – она должна стать приоритетной. В реализации данной технологии особая роль принадлежит учителю, который должен обладать высоким уровнем инновационного мышления, сформированностью профессиональных компетенций. Чтобы развить и сформировать у обучающихся проектную культуру, обучить научному исследованию, рефлексии, самоанализу, учитель должен сам обладать данными компетенциями. Для этого в каждой школе достаточно ресурсов: кадровых, материально-технических и научно-методических. |
6. Результат изменений | Проявление у обучающихся устойчивого интереса к творческой и проектной работе; развитие компетенций, необходимых для успешной самореализации в современном обществе; овладение обучающимися различными приемами учебной деятельности и принципами естественнонаучного метода познания; оптимальный уровень знаний, умений и навыков |
7. Представление ИПО | Выступление на педагогических советах в школе, на методическом объединении учителей технологии города Пугачева и Пугачевского района, на районном семинаре учителей технологии, на 6-ом Межмуниципальном фестивале методического творчества в рамках Регионального Ресурсного центра непрерывного образования педагогов, на областных семинарах по технологии |
4. Информационные характеристики опыта
Характеристика инновационного опыта |
|
|
|
2. Цели и задачи | Цель: создание условий для выявления и поддержки способных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей посредством проектной деятельности, поддержка исследовательских интересов учеников.
|
| Проектная деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении проблемной ситуации. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися различных учебных задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (независимо от формы работы): постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы по теме проекта, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации |
|
|
| Индивидуальная, групповая работа учащихся над исследовательскими темами, занятия элективного курса (рабочая программа, календарно-тематический план), занятия в рамках НОУ «Эврика» (индивидуальные планы учащихся в соответствии с темой исследования» |
| Опора на внешнюю мотивацию для пробуждения внутренней мотивации
|
15. Материально-технические ресурсы | Материально-техническая база школы |
5. Описание инновационного опыта
Метод проектов - образовательная технология, использующая в качестве средства достижения образовательных задач направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении проблемной ситуации. Проектная деятельность – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основная задача учителя – формирование у обучающихся компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, посредствам работы над проектами. Данные компетенции можно формировать на уроке и внеурочной деятельности.
- 1 уровень реализуется через урок
- 2 уровень реализуется через кружковую работу
- 3 уровень через индивидуальную работу в рамках НОУ «Эрудит»
Урок – начальный этап в развитии компетенций обучающихся. Ведущими на уроке выступают эвристический и проектный методы, а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). На уроках технологии учитель повышает мотивацию обучающихся к самостоятельному поиску и решению проблем, овладению умениями и навыками проектной работы, используя разнообразные формы и методы и приемы работы.
На кружке происходит погружение в мир творчества. Учащиеся работают над собственными темами учебного проекта. Занятия позволяют выявить ребят, наиболее успешно овладевающих проектной методикой. На занятиях кружка учитель развивает высокую степень самостоятельности в выполнении проектов различной направленности, в ходе которой учащиеся проходят этапы постановки проблемы, планирования своих действий, исследовательской работы и представляют результаты своих работ на практических конференциях.
На третьем этапе происходит переход от учебной к социально-значимой проблеме. Через индивидуальную работу привлекаю одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в проектную деятельность в области технологии и межпредметных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"
Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка "Развитие компетенций обучающихся в проектной деятельности "
материал был подготовлен совместно с учителем английского языка МБОУ СОШ №10 "Успех" Карниковой Е.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».
В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...
Апробация модели формирования у обучающихся навыков проектной деятельности в условиях образовательных организаций основного общего образования
Пакет документов апробации...
Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)
Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....
Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."
В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...