Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».
статья
В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию в дружную команду и помочь ученикам подружиться, недостаточно совместных походов в кино. Необходимо использовать приемы и методы тимбилдинга. Необходимо совершать совместные действия. Современный мир, современные достижения немыслимы без групповых проектов. Все более-менее крупные результаты прогрессивной мысли были достигнуты в процессе создания командных проектов. Сейчас в любой сфере деятельности от специалиста требуется умение согласовывать свои идеи и разработки с мнением и планами других людей, своих коллег и сотрудников по производству. Если человек не обучен навыкам групповой работы, то, скорее всего, его знания и навыки, заложенный в нем потенциал не будет полностью востребован и эффективен. Таким образом, при современном обучении, очень важно дать ребятам навыки работы в команде, показать им значимость и высокую продуктивность этой деятельности на их собственном опыте. Одна из задач обучения в проектной деятельности – дать возможность в учебной (игровой) форме попробовать и отточить свои способности на практике в таком нелегком, но крайне эффективном способе достижения результата, как проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_19.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01
email: sk31@edu.mos.ru Факс: (499) 374-11-31
Подготовила и провела: Козлобаева О.В
Выступление на педагогическом совете
Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».
Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.
Курт Левин
В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда.
Коллектив класса – это и есть суперкоманда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала, участвовать в школьных и классых мероприятиях. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности.
В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию в дружную команду и помочь ученикам подружиться, недостаточно совместных походов в кино. Необходимо использовать приемы и методы тимбилдинга. Необходимо совершать совместные действия. Современный мир, современные достижения немыслимы без групповых проектов. Все более-менее крупные результаты прогрессивной мысли были достигнуты в процессе создания командных проектов. Сейчас в любой сфере деятельности от специалиста требуется умение согласовывать свои идеи и разработки с мнением и планами других людей, своих коллег и сотрудников по производству. Если человек не обучен навыкам групповой работы, то, скорее всего, его знания и навыки, заложенный в нем потенциал не будет полностью востребован и эффективен. Таким образом, при современном обучении, очень важно дать ребятам навыки работы в команде, показать им значимость и высокую продуктивность этой деятельности на их собственном опыте. Одна из задач обучения в проектной деятельности – дать возможность в учебной (игровой) форме попробовать и отточить свои способности на практике в таком нелегком, но крайне эффективном способе достижения результата, как проектная деятельность.
Учащиеся 7-х классов начали учебный год ее с увлекательного путешествия на станцию МАРС “ Тайны красной планеты” Учащимся предстоит телепортироваться в будущее. Полноразмерный макет марсианской станции предоставляет юным гостям широкие возможности по изучению, освоению и колонизации Красной планеты.
В инженерно-производственном модуле станции школьникам предстоит найти полезные ископаемые, управляя орбитальными спутниками, дирижаблями и марсоходами; исследовать добытые образцы и использовать их для создания нового оборудования и выработки энергии.
В модуле жизнеобеспечения ребята займутся высадкой новой тестовой партии растений, воссоздадут пищевые цепочки по земному образцу, а также смогут проследить за биологической безопасностью сотрудников.
В медицинском модуле дети научатся проводить осмотр пациента и оказывать экстренную помощь. С помощью биосканера, установленного в хирургическом отсеке, им предстоит изучить собственный организм и составить карту здоровья.
И пускай это пока всего лишь игра, она позволяет детям сделать первый шаг на пути познания Вселенной и освоения космоса. Максимальная задача команды – развить свою цивилизацию попадая в незнакомое, но насыщенное ресурсами новое место. Может быть, участникам игры удастся не только «выжить», но и наладить свою жизнь на планете так, чтобы потом не захотелось бы ее покидать. Важно было донести до каждого, что перспективы их «выживания», как и в нашей реальной жизни, зависят от способности ребят сотрудничать, то есть услышать мнение и идеи другого человека, от умения найти взаимовыгодный для всех участников результат, то есть договоритьсямежду собой.
Также в процессе игры они могут тренировать свои навыки в умении распределять роли в команде, то есть свои обязанности в общем деле, свою ответственность за конечный результат. Один из критериев распределения обязанностей между собой – это собственный интерес и умения члена команды, без которых эффективного результата не достичь. Действовать по максимуму согласованно в непростой ситуации, умение слышать другого, проявлять толерантность к нестандартным личностям и особому мнению коллег по команде – вот самые важные критерии, которые сами ребята оценивали в своей групповой работе.
Хотелось бы особо отметить несколько приятных моментов. Все команды справились с поставленной задачей. Так как игровой процесс длился в течение часа, то можно было с удовольствием наблюдать, как происходил явный прогресс в групповом взаимодействии ребят. Учащиеся, понимая, что от них требуется в конечном итоге, все больше и больше проникались идеями игры, пытаясь с завидным азартом достичь поставленного перед ними результата. Обсуждения же, наоборот, становились спокойней, доброжелательней и уважительнее. Применялись такие методы групповой работы, как «мозговой штурм», голосование, обсуждение по кругу, правило «вето» и другие. Слаженность работы, в конечном итоге, помогала импровизировать в критических ситуациях или давала возможность брать ответственность на себя одному человеку из команды, если не было возможности обсуждать. Порадовала так же способность команд принять и даже включать в общий результат необычное или непривычное мнение или поведение тех своих товарищей по классу, которое раньше однозначно отвергалось. Были, конечно, «обиженные», то есть те ребята, чье мнение осталось не услышанным, но теперь у них появился повод задуматься, те ли стратегии общения и взаимодействия они используют для того, чтобы донести свое мнение до окружающих. У них была возможность научиться делать это в «безопасной», игровой ситуации, подбирая себе более действенную модель поведения. С другой стороны, команда, которая не услышала своего товарища, тоже может поразмышлять о том, почему чье-то важное мнение осталось «за бортом». Ведь иногда мнение одного человека может привести к спасению остальных. Все как в жизни. И с особым удовлетворением хотелось бы отметить, что некоторые ребята, которых не услышали сначала, смогли «вернуться в круг» и попробовать еще и еще раз, пока у них не получилось. Во время подведения итогов команды сами давали себе оценку по заданным критериям, анализировали свою работу, указывали те проблемы, которые у них возникли в ходе группового взаимодействия и те области, в которых им надо будет дальше развиваться. Участие в марсианской экспедиции ребят привела в восторг. Еще бы, ведь приключение было увлекательным и познавательным. Таким образом, в коллективе, был создан командный дух где каждый участник почувствовал себя частью единого целого.
Зачем тимбилдинг в проектной деятельности детям?
1. Заинтересовать участников проектной деятельностью.
2. Способствовать формированию и развитию навыков командной работы:
· принятие ответственности за результат команды;
· ситуационное лидерство (лидерство под задачу);
· принятие единого командного решения и согласование его с членами команды;
· формирование устойчивого чувства «мы»;
· развитие доверия между участниками, понимания и принятие индивидуальных особенностей друг друга,
способствует формированию коллектива, дети учатся взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты.
В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Нужна система, использование принципов: сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, взаимодействие с организациями экологической и социольной направленности, установление социальной активной жизненной позиции.
Поэтому я использую приёмы тембилдинга в проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
В проекте: “Вода это жизнь”. Ребята участвовали в мероприятиях: “Акция- сбор макулатуры”, квест:” Водные ресурсы России”, викторина:”Береги природу”, добрые дела: “Покорми птиц”. Учащиеся работали по программе взаимодействия Москвариум-школа. В конце программы представляли свои проекты на конференции в Москвариуме, проводили экскурсии для своих сверстников экологической направленности. Для развития творческих способностей учащихся применяю на прогулках такую игру как: “Фотоохота -необычное в обычном” Цель игры:раскрыть творческие способности каждого ученика команды. В ходе игры каждый фотографирует, то что ему кажется необычным (игры детей, природу, работу сотрудников школы). Затем ребята выбирают самые удачные снимки, дают название, определяют номинацию, участвуют в конкурсах. В ходе мероприятий проводили игры на развитие логики. Командные игры например: "Перейди болото"
Игра на тот же сюжет, что и предыдущая, но с небольшим реквизитом – листы бумаги (или газеты). Участвовать одновременно могут два-четыре человека.
Каждый получает по два листа бумаги. Бумага будет служить «кочками», по которым можно перейти через «болото» - обозначенную полосу в помещении. Продвигаться можно, только вставая обеими ногами, и только на свои листы - «кочки». Кто быстрее всех переберётся через «болото», тот и победил! Игры мероприятия проектной деятельности способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в классе, созданию комфортной образовательной среды, являются связующим звеном в цепи взаимоотношений. Таким образом, при современном обучении, очень важно дать ребятам навыки работы в команде, показать им значимость и высокую продуктивность этой деятельности на их собственном опыте. А проектная деятельность – дает возможность в учебной (игровой) форме попробовать и отточить свои способности на практике.
2019 г. Москва
Используемые источники:
1. Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива -https://znanio.ru/medianar/
2. Статья "Детский тимбилдинг, как как основа формирования команды в детско-юношеских общественных объединениях"-https://infourok.ru/statya-detskiy-timbilding-kak-kak-osnova-formirovaniya-komandi-v-detskoyunosheskih-obschestvennih-obedineniyah-1493881.html
3. «Тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива» -nenashevo.reg-school.ru/download/145381
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность
Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...
Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.
Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....
Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
Методическая исследовательская деятельность учителя по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»
Ведущей педагогической технологией в работе учителя на данном этапе является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе ...
Проект Создание брошюры: «Командообразование как эффективный инструмент формирования детского коллектива»
Проект по созданию брошюры по теме "Командообразование как эффективный инструмент формирования детского коллектива"...
- Мне нравится (1)