Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."
проект (8 класс)

Науменко Людмила Ивановна

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средством формирования функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся,  универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС.  Свой педагогический опыт работы в этом направлении представлен  в данном педагогическом проекте.

Тип проекта – социально-методический, практико-ориентированный. 

Практическая значимость проекта.

 Данный опыт может быть использован членами педагогического сообщества с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и воспитания  через обучение на основе проектов  как модели обучения, отличающейся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни, что соответствует требованиям ФГОС нового третьего поколения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_tekst_pedproekta.docx110.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Формирования функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся  средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО.

Автор работы:                      Лазарева Елена Аркадьевна,

                                                 Науменко Людмила Ивановна -

                                                 учителя русского языка и литературы,

                                                 Байзель Татьяна Юрьевна-

                                                 школьный психолог.

       

Введение

Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата,  определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектно - исследовательская творческая деятельность занимает особое место. Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной  на знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должен стать Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников. В последнее время исследования PISA оказали влияние на развитие образования в мире. По результатам международных исследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»[1] (Указ Президента РФ от 07.05.2018). Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ.

        В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.    

       В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[2] Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…».[3] Таким образом, сущность  функциональной  грамотности  состоит  в  способности  личности  самостоятельно  осуществлять  деятельность  учения,  а также  применять  все  постоянно  приобретаемые  в  жизни  знания,  умения  и  навыки  для  решения  широкого  диапазона  жизненных  задач  в  различных  сферах жизни.

     Эффективным механизмом развития такой личности является особый вид деятельности – проектная и исследовательская  деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС и задачами национального проекта "Образование"[4] она способствует:

-внедрению на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;

- созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).

Проектная деятельность - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативно-правовых актах и документах, регламентирующих проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике. В современных условиях обучения, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающихся, а также формирования их личностных качеств. (В частности, в соответствии с ФГОС ООО- "необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни".[5]

         Таким образом, именно проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Сегодня уже ясно, что школа будущего – это школа проектов.

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средством формирования функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся,  универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС.  Свой педагогический опыт работы в этом направлении представлен  в данном педагогическом проекте.

Тип проекта – социально-методический, практико-ориентированный  

Цели проекта:

- системное   педагогическое руководство и активное  вовлечение учащихся в проектную деятельность учащихся как наиболее  эффективное средство  формирования функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации   ФГОСов  нового поколения.

- осознание принципиальной необходимости активного использования в активной педагогической практике новых педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному   творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

           -систематизация материала, придание ему удобной формы использования членами педагогического сообщества и более широкого распространения в сети Интернет;

-обмен  педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике по формированию функциональной грамотности и читательской компетентности учащихся средствами  проектной деятельностью учащихся;

-распространение новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания.

.

Задачи проекта:

  1. Создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса через активное внедрение в образовательный процесс проектной технологии  как способа формирования  универсальных учебных действий на этапе реализации  ФГОСов нового поколения.
  2. Практическое осуществление  переориентации  существующей в настоящее время  образовательной системы на современную, соответствующую требованиям XXI века и ФГОС ООО  третьего поколения.
  3. Разработка и внедрения новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего  достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах.

Гипотеза проекта:

Современный педагогический процесс предполагает систематическое  педагогическое руководство и активное включение учащихся в проектную  деятельность как при организации внеклассной работы по предмету, так и в урочной деятельности. Проектные уроки, долгосрочные и краткосрочные, индивидуальные и групповые, информационные, исследовательские, аналитические, изобретательские - список проектов, инициируемых педагогами и учениками практически бесконечен. В ходе работы над проектом, при его презентации, при анализе результатов проекта формируются функциональная грамотность и читательская компетентность обучающихся,  универсальные учебные действия, коммуникативные, презентативные умения, другие важные компетентности. Поэтому проектная технология является одним из результативных средств формирования универсальных учебных действий  в процессе реализации ФГОС ООО.

Предполагаемый результат.

*Повышение интереса обучающихся к урокам русского языка и литературы и к обучению в целом;

*Качественная активизация  творческой активности  на уроках и во внеклассных мероприятиях и социальная адаптация обучающихся: рост личностных качеств и учебно-организационных умений  обучающихся ( самостоятельности, инициативности, их познавательной мотивированности, их коммуникативной активности, стабильности результатов обучения );

*Повышение количественного состава учащихся, занимающихся  проектной и исследовательской деятельностью,  что способствует  развитию самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата,  определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности, развитие личности современного подростка, социально адаптированного и востребованного в современном обществе.

Практическая значимость проекта.

 Данный опыт может быть использован членами педагогического сообщества с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и воспитания  через обучение на основе проектов  как модели обучения, отличающейся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни, что соответствует требованиям ФГОС нового третьего поколения.  

 Актуальность проекта:

Педагогический опыт   - это реальная практика организации учебно-воспитательной деятельности, осуществляемая коллективом преподавателей определенного региона, области, района, города, отдельного образовательного учреждения, группы, а также отдельными преподавателями, воспитателями, классными руководителями. С точки зрения профессионального самосовершенствования преподавателя наибольший интерес представляет опыт его деятельности по организации учебно-воспитательного  процесса.

     Труд преподавателя отличается исключительной неоднородностью и многоплановостью. Различным его целям соответствуют такие направления  работы, как профессионально-педагогическое самообразование, внедрение новейших достижений психолого-педагогической науки в практику, совершенствование отдельных сторон учебного процесса, конструирование оптимальной методической системы. Но в конечном итоге все они подчинены единой основной цели  –   повышению педагогической эффективности учебного процесса. Любой вид работы преподавателя, пусть даже самой добросовестной и хорошо организованной, теряет всякий смысл, если ее результаты не оказывают положительного влияния на достижение этой основной цели. Следовательно, когда говорят о передовом опыте работы преподавателя, то имеют в виду, прежде всего, такой вариант ее организации, который отличается высокими конечными результатами, т.е. высокой педагогической эффективностью учебного процесса. Актуальность данной работы состоит в том, что в ней проведено обобщение  трехлетнего педагогического опыта по руководству проектной деятельностью учащихся, которая  в условиях Федерального государственного  образовательного стандарта приобретает особую значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (образовательный стандарт второго поколения) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года. В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные  изменения в содержании образования. Эти изменения  направлены на то, чтобы привести  уровень образования современных школьников  в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация. Информирование остается по-прежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения. В то же время инструменты для получения заданного новыми стандартами результата у педагогов в руках. Эти инструменты у каждого свои, индивидуальные. Их необходимо искать, пробовать, ошибаться, осмыслять ошибки, начинать поиск снова и снова. Каждый находит свои методы, я, например, начала с метода проекта. И эта работа учащихся  дала хорошие результаты, которые будут описаны в дальнейшем. А значит, моя педагогическая деятельность в этом направлении  повысила эффективность учебно-воспитательного процесса. Я убеждаюсь в том, что уже на данном этапе работы и тем более в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта в средней и старшей школе проектная технология позволяет  на  каждом  уроке и  на каждом внеурочном мероприятии по предмету создать условия для развития ученика и учителя. Основная цель такой организации работы – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеклассной работе  метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. Конечно это сложная и кропотливая работа, но  нам  близка фраза Аристотеля, который сказал: «Сделайте трудное привычным, привычное станет легким, а легкое – приятным».[6] Мы  стремимся  в своей деятельности руководствоваться этим призывом Аристотеля, который в наше время перемен в педагогике остается актуальным.

Новизна проекта:  

Современная школа  находятся на стадии внедрения и реализации  новых ФГОС третьего поколения. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  проектной деятельностью современного школьника, и учащимися, уровень образования которых должен соответствовать  портрету  выпускника, прописанному и разработанному Министерством образования  во ФГОСах  третьего поколения. Современный школьник должен стать  личностью, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей в окружающем его социуме. И  данный практический опыт является яркой иллюстрацией  работы педагога, готового в своей работе перестраиваться  в  направлении  новой  концепцией модернизации  современного школьного образования .

Глава Функиональная грамотность

Рассмотрим, как руководителями проекта велась работа по формированию функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность  включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Какие же методы и приемы помогли руководителям   коллективного творческого проекта по произведению «Я хочу в школу» Е.Пастернак и А. Жвалевского вести работу по формированию  функциональной грамотности и читательской компетентности  обучающихся?

      А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».[7] Им были выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) функциональная грамотность направленность на решение бытовых проблем;

2) функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) функциональная грамотность - это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) функциональная грамотность используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

      В ходе реализации творческого  учебного проекта  руководители учебного проекта  вели работу по формированию функциональной грамотности учащихся  в следующих направлениях, которые стали отражением следующих индикаторов функциональной грамотности школьников и их показателей:

   1.  Развитие  общей грамотности:  отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; создавать  устное монологическое высказывание.

2.   Развитие компьютерной грамотности: учащиеся искали необходимую  информацию в сети Интернет; активно использовали  электронную почту и социальные сети для установления  постоянного контакта  с авторами произведения; создавали  и распечатывали  тексты; работали  с электронными таблицами; использовали  графические редакторы, разрабатывали  и создавали  видеофильм о герое произведения «Я хочу в школу» Юльке Рябцевой (Кошке).

   3. Развитие  информационной грамотности: учащиеся проектной группы находили  и отбирали  необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов;  использовали  информацию из СМИ; пользовались  алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировали  числовую информацию в процессе проведения социального опроса среди родителей и учащихся школы.

  4. Развитие коммуникативной грамотности: в процессе реализации проекта  учащимся для решения стоящих перед ними задач  неоднократно приходилось делиться на творческие группы. Дети приобретали навыки коллективной работы, учились помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Они выполняли разные роли: ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель. Роли менялись. Повышалась значимость каждого члена проектной группы. Они   стремились заинтересовать  своей работой своих ровесников и одноклассников ; им пришлось  приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, когда им необходимо было подготовиться  к участию очному общению с авторами произведения  средствами онлайн-конференции, подготовить интересные вопросы для беседы, уметь  публично высказать свою точку зрения и  аргументировать свою позицию.

Глава Учебный проект «Кошка –птица гордая»

Глава Учебный  проект

Проектная деятельность обучающихся под руководством школьного учителя русского языка и литературы  – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении. Задача учителя русского языка и литературы состоит в том, чтобы с помощью проектных технологий суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность, наполняя его ценным содержанием.

Вопросам продвижения чтения в России уделяется в последнее время значительное внимание. Поэтому проект направлен на решение современной проблемы снижения интереса к чтению детей и подростков, озвученной  в Национальной программе поддержки и развития чтения[4]:

- повышению читательской компетентности, росту читательской активности, которые должны достигаться за счет повышения доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;

- интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенциальных читателей в мероприятия по его популяризации".

Руководители  творческого учебного проекта ставили перед собой следующие цели:

Образовательные:

Расширить читательский кругозор обучающихся и познакомить их  с произведением русской литературы 21 века о современной школе и о  проблемах современных подростков,  совершенствование ключевых компетенций обучающихся:

  • информационной (работа с информацией, использование интернет - ресурсов);
  • коммуникативной (готовность общения с другими детьми, написание текстов, выступления, презентации);
  • кооперативной ( готовность к сотрудничеству с другими людьми);
  • проблемной ( готовность к решению проблем);
  • проектной (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации).

Практические

*Расширение информационного пространства , вовлечение учащихся МБОУ «Самофаловская сош»  в  творческую проектную работу , средствами которой формируются функциональная грамотность и читательская компетентность современного подростка-школьника.

*Возможность учащихся и педагогов публично представить результаты своей работы в классе, на конференции, смотре, форуме; приобретение опыта публичной защиты результатов своей  работы, что пригодится учащимся для дальнейшей деятельности (приоритета при поступлении в ВУЗ, защиты диплома, диссертации).

Воспитательные

Духовно- нравственное  воспитание  подрастающего поколения,  развитие творческой, грамотной, интеллектуально развитой личности с развитым чувством гражданского самосознания и   ответственности за свои дела и за судьбу России в сложившихся условиях изоляции нашей страны на международной арене, когда всему российскому обществу так необходима общенародная консолидация и единение,  основанное на лучших национальных традициях народа, объединение  талантливых, инициативных учащихся  в единую команду независимо от возраста, воспитание непосредственного интереса, чуткости и внимания ко всему происходящему с помощью современных образовательных и информационных технологий.

  • Профориентацинные – знакомство учащихся с особенностями работы редакции газеты, теле, радио редакции, со спецификой Web-дизайна; ориентация учащихся на специальности журналиста, программиста.

Для достижения этих целей в ходе реализации проекта необходимо было  решить  ряд задач:

1.создать особое творческое современное читательское пространство, выходящее за границы библиотеки и учебного класса для повышения популярности и престижа чтения в  подростковой  среде;

2.развить у детей интерес к совместной творческой работе; развитие  творческих способностей  учащихся, их интереса к общественной жизни страны, привитие культуры творческого труда, формирование языкового чутья , вкуса в работе над словом, формировать культуру и ценность чтения.

3. приобщать учащихся к проектной деятельности   в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных  технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому,  творческому познанию.

4.Развивать активную жизненную позицию учащихся, формировать чувство гражданской ответственности и понимание личной социальной значимости подростков и их причастности  к решению актуальных проблем  школы, местного сообщества.

5. Совершенствовать  умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

6. Создание дополнительного  информационного пространства  с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения  в жизни школы   посредством вовлечения в работу «Новостной студии», освещающей жизнь и деятельность МБОУ «Самофаловская СШ» в социальной сети Вконтакте, что способствует  развитию коммуникативных способностей  и познавательной активности  учащихся.   
7.  Повышение  авторитета школы в общественной жизни поселка.

     Данный проект реализовывался  с помощью организованных и четко спланированных действий руководителей проекта и его участников - творческих, активных учащихся 8 класса. Проект является творческим, социально значимым, т.е. способствует повышению интереса к  чтению в обществе.

    Он имеет практическую направленность и ориентирован на самостоятельную деятельность читателей. Учитель русского языка и литературы   становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей- участников проекта.

Тип проекта  по организационной форме: групповой (количество участников  15 обучающихся).

Преимущества группового проекта состоит в следующем:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

- на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Вид проекта  по доминирующей деятельности - творческий, предлагающий интересный и нетрадиционный подход. Он всегда подчиняется конечному результату в логике интересов и совместной деятельности участников проекта.

Актуальность проекта. На внеклассном чтении учащиеся 8 класса  познакомились с современным произведением «Я хочу в школу» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.  Это произведение о современных школьниках и о современной школе, поэтому поставленные авторами произведения проблемы актуальны для современных подростков.. Взаимоотношения в классном коллективе, дружба между девочкой и мальчиком, проблемы отличника в типичном классе общеобразовательной школы, первая любовь, драка мальчишек после уроков, взаимоотношения с учителями – все эти темы являются животрепещущими для ребят тринадцати-четырнадцати лет. Учащимися произведение было прочитано с огромным интересом. Особое внимание детей привлек образ главной героини рассказа - Юльки Рябцевой, которая на фоне остальных персонажей   выделяется больше всего. Её образ авторы изобразили  ярко, живо. Она единственная переживает самый серьезный конфликт с окружающими и с самой собой. У детей возник целый ряд вопросов об  особенностях характера главной героини. Так возникла идея проанализировать  образ Юльки Рябцевой, разобраться, каковы же психологические особенности Кошки.  Кто такая Кошка: прирожденный манипулятор или растерянная и испуганная девчонка? Кошка – верный друг или самовлюбленная эгоистка? Почему она так резко и порой обидно высказывается в адрес других людей, но  читатели продолжают ее любить?  Им стало интересно. Так появилась творческая группа учащихся, которая начала работу над проектом «Кошка – птица гордая».  Умение создавать видео, используя соответствующие программы, это умение, которое пригодится учащимся не только в школе, но и  в будущем при обучении в других учебных заведениях. Все вышеперечисленное доказывает актуальность нашей работы. Проект  объединил в себе несколько дисциплин: литературу, психологию и информатику.

Подходы, применяемые в реализации педагогического проекта.

Подходы

Целеполагание

Целеосуществление

Анализ и оценка результатов

1.Компетентностный подход

Оказание помощи ученику или группе учащихся в овладении грамотными способами деятельности, позволяющими им действовать с ориентацией на другую позицию.

Формирование компетентностей

( коммуникативной, социальной, предметной) через практикоориентированное  обучение и социальное взаимодействие в обучении.

2.Проектный подход

Умение ставить цели и видеть проблему, планировать и организовывать работу по их реализации, оценивать результаты относительно первоначального замысла , овладение современными возможностями, необходимыми для осуществления работ на каждом этапе проектирования.

Создание проекта на основе существующих этапов проектирования.

Проблематизация, концептуализация,

формулирование общего замысла проекта.

Этап описания проекта.

Защита проекта, его использование, оценка полученных результатов.

Результатом может быть созданный проектный продукт,степень собственной удовлетворенности или неудовлетворенности результатами проекта, анализ собственной деятельности при создании проекта, общественное признание результатов реализации проекта.

3.Личностно-ориентированный подход

Создание условий для полноценного проявления и развития творческих способностей обучающихся.

Через создание личностно-ориентированных ситуаций

( диалогичность, жизненная  практика, личная востребованность, социальная адаптация).

4.Традиционный  подход

Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, усвоение культурных традиций социума.

Отбор содержания проектного материала в соответствии с поставленными целями. Структурирование материала, включение обучающихся в материал, методы активизации познавательной деятельности, корректировка и оценка  деятельности.

Контроль – поэтапный, по мере реализации проекта.

Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта, общественное признание  результатов проектной деятельности.

Анкетирование учащихся 6-11 классов.

  1. Нравится ли вам заниматься проектной деятельностью? / да, нет/
  2. Удовлетворены ли вы результатами своей работы? / да, нет/
  3. Нравится ли вам участвовать в конкурсах учебных и социальных проектов? / да, нет/
  4. Какие виды проектов вас больше привлекают : учебные или социальные? / 1,2/

               Анкетирование родителей

1.Нравятся ли вам творческие увлечения вашего ребенка? / да, нет/

2.Удовлетворены ли вы результатами работы вашего ребенка? / да, нет/

Анкетирование коллег по школе

1.Считаете ли вы данный педагогический опыт результативным? / да, нет/

2. Считаете ли вы, что данный проект значим и актуален в вашей школе? / да, нет/

Члены творческой проектной группы поставили перед собой следующие цели:

– познакомиться  с произведением русской литературы 21 века о современной школе и о  проблемах современных подростков, разработать и создать видеофильм о герое произведения «Я хочу в школу» Юльке Рябцевой (Кошке) и презентовать данное произведение для прочтения своим ровесникам.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие  задачи:

  1. Проанализировать образ Кошки как литературного героя.
  2. Составить кластер «Образ Кошки» и график «Метаморфозы Кошки».
  3. Организовать игру-дискуссию «Метод Джеффа».
  4. Составить психологический портрет  Кошки (определить темперамент, цветотип, тон по «Шкале  тонов Хаббарта»).
  5. Нарисовать каллиграмму Кошки.
  6. Организовать онлайн-встречу с авторами произведения Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским.
  7. Создать видеофильм «Кошка – птица гордая», который и станет продуктом проекта.

Методы работы над проектом: теоретические методы (анализ образа героя, изучение и анализ литературы по психологии), практические методы (метод Джеффа, составление кластера и каллиграммы, съемка видеофильма), обработка полученных данных.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный этап

Название этапа

Содержание и ответственные

Курирующий педагог

1) Целеполагание

Формулирование цели проекта (Вся группа)

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

Науменко Л.И.

1)Распределение обязанностей

и ролей по этапам

Подготовка кластера «Образ Кошки» (отв. Зворыгина Мария)

Подготовка графика «Метаморфозы Кошки» (отв. Кабанова Алина)

Подготовка к онлайн-встрече с авторами (вся группа)

Определение определение темперамента, цветотипа, тона по «Шкале  тонов Хаббарта» (отв. Мамонтов Максим)

Разработка и создание видеофильма «Кошка – птица гордая» (вся группа)

Фотосъемка, видеосъемка (отв. Лейман Марина, Мальцева Елизавета)

Лазарева Е.А.

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

Лазарева Е.А.

Науменко Л.И.- учителя русского языка и литератры

Байзель Т.Ю.- школьный психолог

Лазарева Е.А., Науменко Л.И.

Байзель Т.Ю.

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

2.Основной этап

Содержание этапа

Ответственные ребята

Курирующий педагог

1)Подготовка кластера «Образ Кошки» (разработка шаблона, подбор ключевых фраз)

2)Подготовка графика «Метаморфозы Кошки» (разработка макета, подбор эмоджи, ключевые цитаты)

3)Подготовка к онлайн-встрече с авторами (налаживание связи с Евгенией Пастернак и Андреем Жванецким, организация конференции на платформе Zoom, подготовка вопросов)

4)Определение определение темперамента, цветотипа, тона по «Шкале  тонов Хаббарта» (

отв. Зворыгина Мария

отв. Кабанова Алина

Вся группа

отв. Мамонтов Максим

Лазарева Е.А., Науменко Л.И.

Байзель Т.Ю.

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

Лазарева Е.А.

Науменко Л.И.

Байзель Т.Ю.

3.Результаты и выводы

Содержание этапа

Ответственные ребята

Курирующий педагог

Разработка и создание видеофильма «Кошка – птица гордая» (вся группа)

(подготовка сценарий, текста, подбор ролей, костюмов, видеосъемка, монтаж, подбор музыки, заставок)

Вся группа

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

Игра-дискуссия «Метод Джеффа» (подготовка вопросов, подготовка аудитории)

Вся группа

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

4.Защита проекта

Содержание этапа

Ответственные ребята

Курирующий педагог

Участие в конкурсе проектов для обучающихся 8-11 классов

Вся группа

Лазарева Е.А., Байзель Т.Ю.

5.Рефлексия

Содержание этапа

Ответственные ребята

Курирующий педагог

Анализ проведенной работы, выявление достоинств и недостатков получившейся работы

Участие в мероприятиях недели словесности и истории:

презентация книги

Е. Пастернак, А. Жвалевского «Я хочу в школу» учащимся 7-9 –х классов

Вся группа

Вся группа

Лазарева Е.А.,

Науменко Л.И., Байзель Т.Ю.

Лазарева Е.А.,

Науменко Л.И.,

8 ноября 2021 года в социальной сети ВКонтакте  члены творческой проектной группы  связались с авторами рассказа Евгенией Пастернак (https://vk.com/id7879581)  и Андреем Жвалевским (https://vk.com/id109399978 ) и  договорились о встрече на платформе Zoom на 12 ноября 2021 года. Учащимися были подготовлены интересные  вопросы. В назначенное время такая встреча состоялась. Она  прошла очень интересно, живо, полемично и оказалась полезной и интересной как для учащихся, так и для авторов  произведения. Такой формат работы на проектом был направлен на формирование функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся средствами проектной деятельности.

Таким образом,  поставленная цель проекта – разработать и создать видеофильм о герое произведения «Я хочу в школу» Юльке Рябцевой (Кошке),  была достигнута.

Творческая проектная группа  следовала заранее разработанному плану. Полученная информация была представлена  в виде кластера «Образ Кошки» (Приложение 1) и графики «Метаморфозы Кошки», был создан видеофрагмент  (Приложение 4).  На последнем этапе работы над проектом состоялась  онлайн-встреча с авторами произведения Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским (Приложение 5). Составлен психологический портрет  Кошки. Изучив литературу по психологии по темам: темперамент, цветотип, шкала тонов, – учащиеся  сформулировали для себя рабочие понятия данных психологических терминов, которые представили в глоссарии (Приложение 9).  Проанализировав   поведение Кошки на протяжении всего произведения, ее эмоции, выявив типичные для нее черты характера, учащиеся определили:

  1. Тип темперамента Кошки – холерик;
  2. Цветовой тип Кошки – красный;
  3. Преобладающими эмоциональными тонами Кошки являются: на момент обучения в школе №34 – веселье, во время обучения в новой школе – консерватизм. Итоги исследования представили в виде каллиграммы Кошки (Приложение 3).

Далее  состоялась игра-дискуссия «Метод Джеффа», где были  обсуждены интересующие учащихся  вопросы (Приложение 7). Весь собранный материал о Юльке был обобщен  в видеофильме о герое «Кошка – птица гордая» (Приложение 8).

Члены проектной группы советуют  прочитать книгу Евгении Борисовны Пастернак и Андрея Валентиновича Жвалевского «Я хочу в школу» всем, кто интересуется литературой, и считают,  что она будет полезна всем: современным подросткам, их родителям, учителям.

    Практическая значимость данного проекта заключается в том, что с результатами  исследований члены творческой группы  познакомили своих одноклассников на уроке «Русская родная литература» при изучении раздела «Современная литература», презентация данного произведения для обучающихся 7-9-х классов состоялась в рамках предметной недели истории и словесности в ноябре 2021 года С данным проектом ребята выступили на  научно-практической конференции в школе, приняли  участие в областном конкурсе  учебных проектов по детской литературе, где заняли 3 место

Глава Метод  Джеффа

     Так как  для руководителей  учебного проекта  одной из целей стало внедрение новых форм организационно-методического сопровождения  учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего  достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, формирование функциональной грамотности  учащихся, а также реализация  сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах, а сам проект  стал групповым, то   в процессе работы был использован метод Джеффа, который в определенной степени близок к дискурсии - коллективному обсуждению, раздумью над какой-либо темой, проблемой.

    Группа - это мощный инструмент воспитания, прочный фундамент накопления социального и психологического опыта, имеет гораздо больше вариантов решения проблем или достижения цели. Основная цель работы в группе состоит в формировании логического мышления, навыка "приводить в порядок" свои мысли, устной речи, положительной самооценки; командной работы, умения к сотрудничеству, определения сути, умения публичного выступления. Форм и методов существует много. Как показывает практика и опыт, наиболее предпочитаемая и детьми, и организаторами - игровая форма. Преимущества - не требуют больших материальных затрат, простота проведения и организации. В современных исследованиях по организации воспитательного процесса большое внимание уделяется диалоговым технологиям, которые оказывают активное влияние на развитие высших психических функций (прежде всего мышления), коммуникативных качеств личности. Развивается умение аргументировать свою точку зрения, четко формулировать мысль, умение слушать и слышать собеседника. Именно поэтому руководители проекта и использовали упражнение Джеффа в процессе реализации проекта. У данного метода существует ряд отличий содержательного и организационного характера. Обозначим их: одновременно рассматривается и анализируется целый ряд вопросов, которые сгруппированы единой тематикой и отсортированы по уровню сложности и обобщенности. По принципу - от простейшего к сложному и от конкретного к общему. Метод Джеффа принуждает аргументировать свое мнение каждого участника по каждому вопросу. Дискуссия или спор, изменяющие затронутую тематику, категорически исключены в правилах упражнения Джеффа, таким образом большинство участников не имеют возможности отвлекаться от темы неподходящими высказываниями. Игровая территория условно делится на три зоны: пространство ответа "Да", пространство ответа "Нет", пространство ответа "Не знаю". В ходе проведения размышления над проблемой участники имеют право менять свое мнение, заняв при этом соответствующую пространственную позицию. Метод Джефф не подразумевает активного участия в размышлении ведущего. По окончанию игры ведущий не подводит итогов, поскольку его точка зрения может резко контрастировать с мнением участников, что идет в разрез с идеей тренинга, когда каждый имеет право на свою личную позицию. Во время упражнения Джеффа игровая зона условно делится на три пространства: зона для тех, кто выбирает ответ "Да"; зона для тех, кто выбирает ответ "Нет"; зона для тех, кто выбирает ответ "Не знаю" (возможно использование варианта "воздержусь").

          Для проведения игры   был выбран  рассказ  «Я хочу в школу» Е.Пастернак и А. Жвалевского.  Учащиеся должны были вкратце выразить свое отношение к ключевому понятию - образу Кошки, высказать свою точку зрения о  произведении  и ее главной героине. Игра проводилась в большом учебном классе, в котором возможно размещение и свободное перемещение всех участников игры. Организатор произносил заранее приготовленные утверждения. Выслушав, игроки в течение одной-двух минут занимают пространство той или иной позиции, соответствующей мнению игрока по тому или иному утверждению. В качестве утверждений можно подобрать известные афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Их можно формулировать самостоятельно. Предлагаемые нами подборки утверждений не являлись  однозначными и не претендовали на истинность. Тематика, содержание, конкретные утверждения могут быть изменены в соответствии с решением необходимых задач, актуальностью тех или иных проблем, возрастными особенностями участников. Затраты по времени от одного до двух часов, в зависимости от количества утверждений и интенсивности обсуждения.  Учащимся были предложены следующие вопросы:

  1. Можно ли ввести произведение «Я хочу в школу?» в школьную программу?
  2. Счастлива ли Кошка?
  3. Останется ли Кошка в 33 школе?
  4. Кошка хотела стать главной, стала. Всегда ли цель оправдывает средства?
  5. Каждый ли человек эгоист?
  6. Существует ли дружба между мальчиком и девочкой?
  7. Все ли можно купить за деньги?
  8. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
  9. Согласны ли вы с пословицей: "Один в поле не воин"?
  10.  Действительно ли недостатки людей естественнее, как дождь, и к ним стоит относиться терпимо?
  11. Как вы думаете, Птицы считают себя умными?
  12.  Может ли быть оправдана грубость педагога. Ведь он хочет научить?
  13. Смогли бы вы свободно выразить свое мнение учителю по какому-либо вопросу?
  14. «Ты ничего не слышишь о моей работе, и я не хочу ничего знать о твоей школе». Приемлем  ли ответ папы в данной ситуации?
  15. Лучше быть умным, чем богатым?

     Высказывания участников  игры были свободны в рамках темы. Благодаря этому они обучаются свободе высказывания собственного мнения, умению давать ответы на вопросы, обосновывать собственную правоту. Такое коллективное занятие помогает в изучении литературного произведения и приучает к уважению мнения других участников. Упражнение Джеффа для подростков было проведено в два этапа: на первом были заданы вопросы и получены ответы на них; на втором, проводился  анализ. Подготовленные надписи "Да", "Нет", "Не знаю" располагались  в трех удаленных друг от друга зонах. Для проведения нужен был ведущий , который  был расположен так, чтобы из любой точки помещения он был видим и хорошо слышим всеми. В качестве инструмента-талисмана использовался мяч. После того, как был задан вопрос, участники определялись  с ответом и занимали соответствующую ему зону. Ведущий обращался к каждой зоне по порядку, с вопросом: "Почему вы именно так ответили?". Тот, кто поднимал руку, получал мяч и отвечал. Запрещено было дискутировать, критиковать. Выслушивалось  мнение и все. Вопросы для подростков в упражнении Джеффа были разбиты  на тематические блоки: предметные вопросы; социальные; психологические; организационные. Вопросы были сформулированы в трех целевых направлениях: познать себя; узнать других; получить новые вопросы, о существовании которых и не догадывались.

       В процессе игры ее участники достаточно четко формулировали свою точку зрения, аргументировали свою позицию, показали свои умения размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы,  принимать самостоятельные аргументированные решения, учились  работать в команде, выполняя разные социальные роли. А руководителям проекта удалось  простимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.

         Таким образом, использованный нами метод  Джеффа, ставший одним из этапов по реализации творческого проекта обучающихся по произведению  «Я хочу в школу» Е.Пастернак и А. Жвалевского,   – это  продуктивный приём, помогающий повышать  уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения и позволяющий учителю формировать умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

    Все выше перечисленное является  базовыми требованиями  к содержанию образования на ступени основного общего образования -   достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

     Опыт по руководству проектной деятельностью учащихся  показывает, что учащиеся, активно занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью,  отличаются творческой активностью и инициативностью. Со временем  такая группа учащихся   становится дружным творческим коллективом, объединенным общими целями и основанным на отношениях  взаимопонимания и поддержки всех творческих инициатив. Одним из результатов такой интересной творческой работы  является систематический выпуск школьной видео-газеты «Новостная студия» под руководством Лазаревой Е.А., информирующей в социальной сети Вконтакте  широкую общественность, своих ровесников,  родителей о  событиях из  жизни МБОУ «Самофаловская СШ», об исторических событиях в стране. Это интересное и полезное дело, способствующее раскрытию творческого потенциала учащихся, развивающее в детях чувство эстетики,  инициативность, коммуникативные способности, ведущее к социализации подрастающего поколения, что и является результатом работы педколлектива школы по формированию функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся, что способствует тому, что современный подросток  познаёт мир вокруг себя, изучает отношения между другими людьми, сам пытается создать такие отношения, учит ребят найти своё место в жизни, ощутить свою причастность к общему делу,  учит  жить в коллективе. Кроме этого, учащиеся имеют возможность получать профориентационные знания по целому ряду профессий: журналист, исследователь, сценарист,  издатель, программист.

Заключения и выводы

      В данной работе представлена педагогическая инициатива группы учителей МБОУ «Самофаловская СШ» по формированию функциональной грамотности и читательской компетенции  обучающихся  средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий, что способствует развитию коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы. Стратегия модернизации современного образования в России своим приоритетным направлением считает воспитание личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в конкретных жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту, умеющей решать языковыми средствами различные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Наш  опыт педагогической деятельности показывает, что позитивные результаты в работе с учащимися достигаются в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласованном  с их реальными жизненными проблемами и интересами. Данный педагогический проект является примером реализации задач стратегии модернизации образования на практике по воспитанию  такой личности, которая будет способна  ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал, обладать  навыками  и умениями  самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства, считающей своей жизненной потребностью активное позитивное участие в общественной жизни своего класса, школы, поселка, а в дальнейшем и всей страны в целом.  Поэтому перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности ученика, вызвать интерес к общественной жизни страны, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус в работе над словом. В школьные годы ученики стремятся выявить свои индивидуальные склонности, и наше дело - помочь им в этом.

Итоги реализации  проекта:

1.Создана команда единомышленников из числа учащихся школы, учителей, способных  плодотворно работать в команде.

2. Руководители проекта внедрили в работу  новые продуктивные технологии,   основой которых является “обучение в деле” учащихся творческого сообщества с использованием технических возможностей новых информационных технологий в образовании: Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher, Corel Draw, с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляется дизайн газеты.

3.Функционирует  школьный кружок “Новостная студия”, где учащиеся обучаются основам  профессий в области журналистики.

 4.Учащиеся  получили возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности в составе творческой группы.

5. Члены творческого ученического сообщества  увидели  публичное  признание результатов  своего труда, учатся    работать с различными источниками информации, повышают  свою   ИКТ компетентность (познакомились   с основами компьютерной грамотности, получили  навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями, учатся  планировать, редактировать, корректировать, создавать видео-фильмы).
6. Повысилась познавательная активность учащихся и их социальная адаптация.

7. Проявление интереса соседних муниципальных поселений муниципального Городищенского района  к возможности публично рассказать о том, какая работа ведется в МБОУ «Самофаловская СШ» по приобщению обучающихся к проблемам  современного общества. Таким образом, школьная «Новостная студия»  становится  альтернативным средствам информации.

8. Учебный творческий проект, педагогическое руководство которым осуществляли авторы данного педагогического проекта,  на областном  конкурсе учебных проектов  занял 3 место.

Литература:

  1. Образовательная система «Школа 2100» .Педагогика здравого смысла/по ред. А.А.Леонтьева.М.: «Баласс»,2003
  2. Виноградова Н.Ф., Кочровой Е.Э., Кузнецова М.И.  Фнкциональная грамотность младшего школьника: книга для учител/под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
  3. Национальный проект «Образование», 24 декабря 2018г.
  4. Довженко Н.В. Нормативно-правовое обеспечение проектной инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017.
  5. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001г). В 2-х частях. Ч.1 /Под ред. И. В. Усачевой. М., 2002.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6177/ (дата обращения: 27.03.2022).
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”, 28 июля 2021
  7. Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости. М., 2002
  8. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 292 с.
  9. Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Общие положения». Москва, ФГУП «Стандартинформ», 2011. — 5 с.
  10. Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://shkola4kinel.ucoz.ru/doklad_gryppi_8.pdf Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/http://www.consultant.ru.

Приложения.

Глава 4. Видеофильм «Кошка – птица гордая»

Проанализировав образ Кошки, учащиеся  разработали сценарий видеофильма, который отразил особенности характера главной героини.

Члены проектной группы  решили:

  1. Включить в видеофильм ключевые фразы Кошки. На образ Юльки Рябцевой мы выбрали Лейман Марину, так как она небольшого роста, юркая, как и описывают авторы Кошку. Она эмоциональная, прическа хвост ей свойственна.
  2. Включить в видеофильм следующие эпизоды: «Контрольная на математике. Ссора со Злыдней», «Распад Птиц. Ссоры с Димкой», «Примирение Кошки с Димкой».

Злыдня – учитель Горбачева Дарья Алексеевна

Женька – Абдурасулов Акбарали (8Б класс)

Димка – Мамонтов Максим (8Б класс)

Анечка – Веселова Екатерина (8Б класс)

Молчун – Потеряев Егор  (8Б класс)

Массовка – ребята 8А и 8Б класса

  1. Включить непосредственно фрагменты анализа Кошки как литературного героя.

Сценарий видеофильма

Кадр 1. Мамонтов Максим

Юля Рябцева ученица 8 класса является главным героем произведения «Я хочу в школу» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского. Она является частью группы Птицы наряду с Кудрявцевым Женькой, Антоновым Димкой, Сивцовой Анечкой и Пивоваровым Артем-Молчуном. Все они учатся в нестандартной школе №34, где нет привычной классно-урочной системы. Все обучение сводится к созданию и защите проектов. Нас заинтересовала Юля, по кличке Кошка, так как  на фоне остальных героев она выделяется больше всего.  Она единственная переживает самый серьезный конфликт с окружающими и с самой собой.

Кадр 2. На фоне видео, как ребята играют в игру Мафия

Голос на фоне (Кабанова Алина):

Впервые мы встречаемся с Кошкой в сцене, где ребята играют в мафию. Девочка очень активная, энергичная, не может усидеть на месте.  В игре Кошка сдает своего коллегу, тоже мафию, Димку, таким образом, вводит остальных в заблуждение.

Такое  поведение может быть оправдано, ведь это игра и здесь все средства хороши ради общей победы, однако был и другой путь. Это характеризует Кошку как  эгоистичную девчонку. Команда Кошки победила, но учитель оценил игру на «восьмерку».

Кадр 3. Кошка (Марина Лейман)

«Я же его специально сдала, у меня сразу авторитет до неба!»

Кадр 4. Зворыгина Мария

Кошка – ученица, развитая в разных областях, как и остальные ребята из 34 школы.  Она умная, ей интересно учиться, она справляется с любыми заданиями и любит, когда приходиться выполнять задания посложнее.

Кадр 5. Кошка (Марина Лейман)

«Я не такая, как все»

Кадр 6. Зворыгина Мария

Она с удовольствие берется за любой проект и воспринимает это как вызов самой себе. Она проявляет себя как самурай, не готова сдаваться.

Кадр 7. Кошка (Марина Лейман)

«Самураи не сдаются!»

Кадр 8. Кошка (Марина Лейман)

«Понимаете, мы за школу, что угодно сделать можем, хоть письмо подделать, хоть убить!»

Кадр 9. Мамонтов Максим

Авторы наделяют персонажа прозвищем «Кошка», так как «Она обладала нечеловеческой реакцией и энергией, а в атмосфере ничегонеделания инстинкты окончательно брали верх над разумом».

Кадр 10. Кошка (Марина Лейман)

«Нам нужно чем-то заняться, или я за себя не отвечаю, я не за кого не отвечаю, это дурдом, а не каникулы!»

Кадр 11. Мамонтов Максим

Кошка – активное, энергичное животное, при этом еще и гордое. Эта характеристика очень точно описывает Юльку. Для создания яркого образа автор использует определенную «кошачью» лексику, описывая Юлю: «хотелось укусить», «с бодрым мявом подпрыгивала», «мечется», «грызлись», «зарычала».

Кадр 12. Лейман Марина

Более того, характерная для нее прическа – хвост, что является еще одним подтверждением точности выбранной клички.

Но как же девочка-Кошка, может сработаться с Птицами?

Кадр 12. Сцена «Распад Птиц»

На улице, в парке.

Кошка с вызовом Женьке:

Ты все ради своей Викуленьки, а не ради нас!

Женька уходит.

Димка:

Кошка, да ты на поведение сове посмотри!

Кошка бьет Димку портфелем.

Кадр 13. Лейман Марина

Юлька  себя называет «Кошкой» и требует к себе такого обращения, только будучи в команде Птиц. Когда происходит разлад, и Юля решает «стать главной» уже в новом коллективе, она запрещает обращаться Димке к ней как к Кошке.

Кадр 14. Кошка (Марина Лейман)

«Я ненавижу, ненавижу вас всех!»

Кадр 15. Лейман Марина

Вместе с именем Юля решает изменить прическу, стрижется короче, там образом лишается своего знакового хвоста.

Затем, с приходом Впалыча в школу и воссоединением Птиц, Кошка снова поправляет Димку.

Кадр 16. Кошка (Лейман Марина)

 «Я не Юля, я Кошка».

Кадр 17. Мамонтов Максим

Она «обладала нечеловеческой реакцией и энергией», «мелкая, но юркая», «могла проломить нетолстую стену», «похожа на пантеру, которая мечется по клетке». «Ее ненавидели. Ненавидели, но боялись». Ненавидели за острый язык и умение манипулировать, и боялись также из-за того, что она могла очень точно и порой обидно высказаться по какому-либо поводу. Так описывает автор Юлю-Кошку.

Кадр 18. Кошка (Лейман Марина)

 «Не трогайте, не трогайте меня все!».

Кадр 19. Ссора со Злыдней

Кошка рисует мужской профиль на листке, с выполненной контрольной работой

Злыдня:

– Рябцева, ты уже все решила?

Кошка:

– Ага…

Злыдня подходит к Кошке.

– Ты издеваешься?  – спрашивает Злыдня, выхватив лист бумаги из рук Кошки.

– Но решение же разобрать можно! – отвечает Кошка

– Это насмешка над предметом и учителем. Единица!

–Как Единица!?  – вскочила Кошка

Злыдня рвет листок.

Кадр 20. Кошка (Лейман Марина)

«Лучше б я не знала, что так бывает! Если б мы с самого начала учились, как все… Мы бы были, как они! Мы б не знали, что бывает по-другому! Мы бы шли в школу, как на каторгу! Мы бы умели матом ругаться! Вы нас убили, понимаете, да? Мы ж теперь пушечное мясо!»

Кадр 21. Зворыгина Мария

Оксюморонная фраза «Кошка – птица гордая», отражает противоречивый характер Юльки. В ней сочетаются не сочетаемые на первый взгляд качества характера.  Резкая, острая на язык девчонка, с одной стороны, но чувствующая, эмоциональная, влюбчивая и способная к рефлексии  с другой.

Кадр 22. Кошка (Лейман Марина)

«Я же умею манипулировать, нас учили. Я главной стать хотела, но не для себя, понимаешь, я хотела стать главной для вас, чтобы вас повести к добру».

Кадр 23. На фоне Димка и плачущая Кошка

Голос на фоне (Абдурасулов Акбарали)

Юлька неожиданно для читателя решает извиниться перед Элей за все ее проделки. Впервые мы видим Кошку слабой, плачущей, извиняющейся. Герой переживает катарсис. Едкая, резкая ранее теперь ведет себя иначе, признает свои ошибки, просит прощения.

Кадр 24. Кошка (Лейман Марина)

«Сволочь я была!»

Кадр 25. На фоне Димка (Мамонтов Максим)  и плачущая Кошка (Лейман Марина).

Кошка:

–Я знаю, я это заслужила,  я уйду, я обещала.

Кадр 26. На фоне Димка и плачущая Кошка

Голос на фоне (Абдурасулов Акбарали)

Счастливым финалом становится полное примирение с Димкой. Кошка думает поменять школу, Димка с Кошкой уверены, что должны быть вместе

Кадр 27. На фоне Димка (Мамонтов Максим)  и плачущая Кошка (Лейман Марина).

Димка:

–Если ты уйдешь, то и я уйду тоже , куда ж я без тебя.

Кадр 26. На фоне отрывки из фильма с участием Кошки

Голос на фоне (Абдурасулов Акбарали)

Финал автор оставляет открытым, мы не знаем, сменят ли школу Кошка и Дика, но мы точно уверены после пережитого конфликта с самой собой и одноклассниками, Кошка стала только лучше.

  1. Образовательная система «Школа 2100» .Педагогика здравого смысла/по ред. А.А.Леонтьева.М.: «Баласс»,2003


[1] Указ Президента РФ от 07.05.2018 о национальных целях и стратегических задачах развития образования.

[2]Образовательная система «Школа 2100» .Педагогика здравого смысла/по ред. А.А.Леонтьева. М.: «Баласс»,2003

[3] Виноградова Н.Ф., Кочуровой Е.Э., Кузнецова М.И.  Фнкциональная грамотность младшего школьника: книга для учител/под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.

[4] Национальный проект «Образование», 24 декабря 2018 год.

[5] Довженко Н.В. Нормативно-правовое обеспечение проектной инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017.

[6] Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости. М., 2002

[7] Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001г). В 2-х частях. Ч.1 /Под ред. И. В. Усачевой. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Использование проектной деятельности обучающимися для реализации ФГОС ООО

В данном маиериале обощается опыт проектной деятельности школьников, определены основные этапы создания проекта по химии....

Использование проектной деятельности обучающимися для реализации ФГОС ООО

В данном маиериале обощается опыт проектной деятельности школьников, определены основные этапы создания проекта по химии....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...