Досуговая программа "Радуга" творческого объединения "Танцы"
материал на тему

Умаралиева Илона Алихожаевна

Образовательная досуговая программа "Радуга" разработана для воспитанников МКУ ДО Дом детского творчества города Сычевки с опорой на концепцию развития данного образовательного учреждения, с учетом традиций, сложившихся в педагогическом коллективе, творческих объединениях. Отделение дополнительного образования "Танцы" работает по художественно- эстетической направленности и ориентированность программы на воспитанников, занимающихся именно этим видом деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Илона 3.jpg

G:\Илона 5 001.jpg

G:\Илона 15.jpg

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………...3

2. Цели и задачи программы……………………………………........5

3. Сроки реализации, формы, ожидаемые результаты..……………6

4. План игровых программ……………………………………...........8

5. Критерии……………………………….…………………………. 10

6. Условия, необходимые для реализации программы……………11

7. Список литературы…….…………………………………………12

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально – воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек.

Образовательная досуговая программа «Радуга» разработана для воспитанников МКУ ДО Дом детского творчества города Сычевки с опорой на концепцию развития данного образовательного учреждения, с учетом традиций, сложившихся в педагогическом коллективе, творческих объединениях.

Отделение дополнительного образования «Танцы» работает по художественно- эстетической направленности и ориентированность программы на воспитанников, занимающихся именно этим видом деятельности.

Актуальность программы:

В условиях обострения духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения, разрушения социальных связей, снижения воспитательного потенциала пришла необходимость переосмыслить отношение к детскому досугу и вести поиск педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Одной из таких форм образовательной досуговой программы «Радуга» является интересная увлекательная игра. Игра признана и сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций. В играх заложена память о прошлом, этим объясняется жизнеспособность игры. С раннего детства игра – важное занятие ребёнка, в нем живёт сильная потребность играть. Но сегодня мы оказались в ситуации, когда этот яркий, весёлый, творческий мир нуждается в защите. По мнению многих специалистов, игра (прежде всего, развивающая, коммуникативная, социальная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни, заменяется компьютерными играми. Между тем, «освобождённые от игры территории» заполняются бессодержательным досугом, праздностью, бессмысленными и даже опасными развлечениями.

Педагогическая целесообразность:

Образовательная досуговая программа «Радуга» разработана с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Главный упор делается на формирование, становление и сохранение навыков общения каждого ребенка, умение играть в командные игры, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности и т.д.

Такой подход позволят выделить из массы детей лидеров, которые потом становятся активной группой, на которую опирается впоследствии педагог - организатор. Участие в досуговых мероприятиях Дома детского творчества позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у воспитанников способность личностного роста, а также выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.).

Участие в досуговой деятельности наполняет жизнь обучающегося полноценным, разнообразным содержанием, помогает наиболее безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, социально адаптироваться.

Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:

Образовательная досуговая программа «Радуга» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые программы которые спроектированы для всех возрастных категорий детей – от 5 до 17 лет, также включает такие формы организации культурно-досуговой деятельности, которые направлены на решение одновременно целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением традиционного и инновационного опыта организации досуга через игровое взаимодействие. Все игровые программы и мероприятия представляют собой и способ отдыха, и педагогическое явление. В них воспитательный процесс скрыт, завуалирован, ребенок чувствует себя свободным, легко и естественно включается в игровые события, что делает игровые программы (мероприятия) наиболее значимой формой воспитательной работы с современными детьми.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: сформировать и активизировать творческий потенциал, индивидуальность каждого обучающегося путем вовлечения в игровые ситуации, сочетающие в себе основы нравственной, социальной культуры.

Задачи:

Обучающие:

1. Научить работать в команде и прислушиваться к чужому мнению.

2. Научить высказывать свое мнение так, чтоб быть услышанным.

3. Научить ориентироваться в окружающей обстановке.

Развивающие:

1. Развить творческую индивидуальность, эмоциональное восприятие, воображение, фантазию.

2. Развить произвольную память и быстроту реакции.

3. Развить коммуникабельность, смелость публичного самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитать любовь к окружающему миру, желание творить.

2. Воспитать чувство ответственности перед коллективом.

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, ФОРМЫ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Сроки реализации:

Образовательная досуговая программа рассчитана на 1 год.

Периодичность организации игровых программ:

В месяц 1 игровая программа .

В год 9 игровых программ.

Условия реализации образовательной досуговой программы

«Радуга»:

Количество воспитанников в ТО «Танцы» более 50 человек и в основном младшего школьного возраста, поэтому игровые программы в образовательной досуговой программе «Радуга» составлена, в большинстве случаев, с учетом потребностей именно этой категории детей.

Формы организации деятельности воспитанников в процессе подготовки игровых программ:

 - индивидуально – групповая;

- групповая;

Формы проведения игровых программ:

- игра на заданную тему с использованием домашней заготовки (диспут, круглый стол ит.д.)

- игра – импровизация на заданную тему (Русский народный танец, современные направления в хореографии и т.д.)

- сюжетно – ролевая игра (путешествия в мир исторического танца, танцевальные постановки )

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В качестве результатов реализации программы выступают:

- осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,

- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

- повышение культуры взаимоотношений детей, их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

- формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации программы может осуществляться путем: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей.

4. ПЛАН ИГРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Число, месяц

Название мероприятия

Коллективы- участники

Ответственный

1.

02.09

«Дай мне руку, друг!»- игра- знакомство.

ТО «Танцы», танцевальный коллектив «Малефисента», рук. Умаралиева И. А.

Умаралиева И. А.

2.

05.10

«Я и Вы»- творческий поединок между педагогами и их коллективами, посвященный Дню Учителя.

Все ТО МКУ ДО Дома детского творчества г. Сычевки

Умаралиева И. А., Реброва О. В.

3.

02.11

«Обитаемый остров»- познавательно- развлекательная игра (развитие толерантности)

ТО «Танцы», танцевальный коллектив «Малефисента», рук. Умаралиева И. А.

Умаралиева И. А.

4.

25.12

«Новогодний сюрприз»- концертная игровая программа (постановочная работа).

ТО «Танцы», танцевальный коллектив «Малефисента», рук. Умаралиева И.А.

Умаралиева И. А.

5.

18.01

«Сокровищница знаний»- познавательная лекция на тему «Путешествие в мир хореографии» с привлечением родителей.

ТО «Танцы», танцевальный коллектив «Малефисента», рук. Умаралиева И. А.

Умаралиева И. А.

6.

27.02

«Масленица»- познавательно- развлекательное мероприятие

ТО «Театральное» под руководством Левонюк Н. Г., «Вокал» под руководством Ананьевой Т. П., «Танцы» под руководством Умаралиевой И. А.

Реброва О. В.

7.

06.03

«Подарок к 8 марта»- концертная игровая  программа.

ТО «Театральное» под руководством Левонюк Н. Г., «Вокал» под руководством Ананьевой Т. П., «Танцы» под руководством Умаралиевой И. А.

Реброва О. В.

8.

25.04

«Даешь, молодежь!»- хореографический развлекательный конкурс.

ТО «Танцы», танцевальный коллектив «Малефисента», рук. Умаралиева И. А.

Администрация Сычевского района

9.

19.05

«На большом воздушном шаре»- познавательно- развлекательный фестиваль, посвященный культуре народов мира.

ТО «Театральное» под руководством Левонюк Н. Г., «Вокал» под руководством Ананьевой Т. П., «Танцы» под руководством Умаралиевой И. А.

Прудникова Е. В.

5. КРИТЕРИИ.

Ряд критериев, на основе которых разработана как образовательная досуговая программа «Радуга», так и краткосрочные игровые программы::

- актуальность – значимость программы для современных детей, её соответствие потребностям, интересам сегодняшних детей; направленность на решение современных проблем детства;

- гуманитарность – направленность программы на раскрытие, реализацию гуманистических идей и её проведение с ориентацией на уважение к личности участников;

-полнота программы – наличие всех необходимых структурных элементов программы, достаточная степень проработанности, насыщенности и выраженности каждого компонента программы, в том числе, проработанность вариативного импровизационного компонента, создающего условия для развития событий программы в зависимости от выбора участников игры;

- целостность – единство и взаимосвязь всех структурных элементов программы и их упорядоченность, соразмерность, взаимосвязанность;

-новизна – наличие креативных (инновационных) подходов, нестандартных идей и режиссерского решения, обновленных приемов;

- эстетичность – гармоничность использованных художественных средств, наличие воздействия художественно-музыкального, образного решения программы, эмоциональный фон программы;

-игровая эффективность – качество игрового общения и деятельности, создание эмоционально-игровой атмосферы, включённость детей в игру;

- педагогическая эффективность – уровень достижения поставленных педагогических целей; наличие отдаленного результата, заложенного механизмом последействия.

Если принять, что основной целью игровой досуговой программы является решение поставленных педагогических задач, то критерий «педагогическая эффективность» можно считать наиболее значимым. Высокий уровень программы по остальным критериям как раз и позволяет получить высокую педагогическую эффективность программы.

6. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Условия и средства, необходимые для реализации программы:

1. Наличие помещений соответствующих нормам САН ПИНа, для проведения занятий, мероприятий (концертный зал Дома Культуры, актовый зал Дома детского творчества, учебные кабинеты)

2. Наличие костюмерной (костюмы, атрибуты)

3. Наличие технических средств (мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура т.д.)

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.: Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- 288 с. (Управление образованием)

2. Вербицкий А.А.. Психолого-педагогические особенности деловой игры как форма знаково-контекстного обучения / Игровое моделирование: Методология и практика - Новосибирск: Наука, 1987. 123 с.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.,МИРОС, 2002. 296 с.

4. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман /.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 216 с.

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. з68 с.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.- Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М.: МПУ, 1996. 268 с.

7. Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности /С.А.Смирнов// Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов /под общ. ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. С. 53-62.

8. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа. 1994. 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая программа "Природный лагерь"

Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта  педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного...

Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных  досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...

Досуговая деятельность воспитанников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Досуговая деятельность воспитанников в «СРЦдН» Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса  педагогов и методистов. Педагогическая психология обращает вн...

Досуговая программа Я - гражданин России

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....

Длительная досуговая программа "Патриот"

Программа патриотического воспитания детей и молодёжи...

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...