Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 4 класс
рабочая программа на тему
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_4_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования (для 1-4 кл)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП № 1»
от 26 августа 2015 г. ________________Н.А.Зеленская
Методист ____________ Н.М.Антипенко Приказ № 277 от 27.08.2015 г.
Рассмотрено на МО
учителей начальных классов
Протокол №1 от 29 августа 2014 г.
Руководитель МО_____________ И.А. Муленкова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
на 2016 -2017 учебный год
Класс: 4 в
Руководитель: Белоусова Ольга Григорьевна
Излучинск
2016
1. Введение
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
2.Содержание программы:
4 класс:
«Развитие познавательной сферы»
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений»
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
- «Исследовательская практика»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
4 класс 34 часа
№ | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 9 ч | 12 ч | 5 ч | |
Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч | Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч | «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы) | |
Что такое импровизация? 1 ч | Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч | «Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты) 2 ч | ||
Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество.1 ч | Правила оформления реферата. 1 ч | «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч | ||
Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)1 ч | Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч | ||
Учимся давать описание объекту наблюдения 1 ч | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч | « Мой учебник» ( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями) 1 ч | ||
«Учись учиться!» 1 ч | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»1 ч | ||
Математика вокруг нас. 1 ч | Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч | «Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект школы» 1 ч | ||
Самостоятельный выбор темы проекта 1 ч | Способы хранения информации 1 ч | Самостоятельная работа над проектами. 1 ч | ||
Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование) 1 ч | Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч |
3. Место факультативного курса в плане:
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности
факультативный курс изучается с 1 по 4 класс
по 1 часу в неделю.
4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)
4. Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса
Обучающийся будет знать:
- основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
- способы хранения информации;
- основы создания вёб - сайта;
- что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
- что такое учебное сотрудничество;
- способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- выбирать пути решения задачи исследования ;
- составлять план действий совместного коллективного исследования;
- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
- школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
5. Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Проектная деятельность»
4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ | Дата | Кол. часов | Тема | |
План | Факт | |||
Модуль: «Развитие познавательной сферы» | ||||
1 | 7.09 | 7.09 | 1 | Преодоление трудностей в реализации проекта |
2 | 14.09 | 14.09 | 1 | Что такое импровизация? |
3 | 21.09 | 21.09 | 1 | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество |
4 | 28.09 | 28.09 | 1 | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) |
5 | 5.10 | 5.10 | 1 | Учимся давать описание объекту наблюдения |
6 | 12.10 | 12.10 | 1 | «Учись учиться!» |
7 | 19.10 | 19.10 | 1 | Математика вокруг нас. |
8 | 26.10 | 26.10 | 1 | Самостоятельный выбор темы проекта |
Модуль: «Формирование исследовательских умений» | ||||
9 | 9.11 | 9.11 | 1 | Учимся самостоятельно составлять план действий.(практикум) |
10 | 16.11 | 16.11 | 1 | Учимся выдвигать гипотезы исследования (практикум) |
11 | 23.11 | 23.11 | 1 | Правила оформления реферата |
12 | 30.11 | 30.11 | 1 | Учимся создавать вёб-сайт |
13 | 7.12 | 7.12 | 1 | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе |
14 | 14.12 | 14.12 | 1 | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) |
15 | 21.12 | 21.12 | 1 | Общие правила защиты проекта (тренинг) |
16 | 11.01 | 1 | Способы хранения информации | |
17 | 18.01 | 1 | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование) | |
Модуль: «Исследовательская практика» | ||||
18 19 | 25.01 1.02 | 25.01 | 2 | «Как жили наши предки» (групповой проект) |
20 21 | 6.02 15.02 | 08.02 01.03 | 2 | «Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты) |
22 | 20.02 | 1 | «Вредные» звуки» (инд. проект) | |
23 24 | 29.02 4.03 | 2 | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) | |
25 | 14.03 | 14.03 | 1 | « Мой учебник» ( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями) |
26 | 28.03 | 1 | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» | |
27 | 4.04 | 1 | «Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект школы» | |
28 | 11.04 | 1 | Самостоятельная работа над проектами. | |
29 | 18.04 | 1 | Подготовка к научно – практической конференции. | |
Модуль: «Защита проектов исследовательской работы» | ||||
30 31 32 33 34 | 25.04 13.05 16.05 23.05 30.05 | 5 | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. | |
Итого год: 34 часа |
6. Используемая литература
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 6 класса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 7 класса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 8 класса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...