Использование ИКТ в обучении детей навыкам бытового труда по теме "Питание"
статья на тему
В статье отслеживается эффективность использования ИКТ на занятиях по социально-бытовой подготовке в условиях реабилитационного центра для детей подростков с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в обучении детей навыкам бытового труда по теме «Питание»»
Социальный педагог ГКУ СО «Челно-Вершинский РЦДиПОВ»
Мурзякова Лилия Игоревна
Использование ИКТ на занятиях по социально-бытовой подготовке воспитанников ГКУ СО «Челно-Вершинский РЦДиПОВ» даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. У них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Использование ИКТ на занятиях по социально-бытовой подготовке (тема «Питание»)
2012 | 2013 | 2015 | |
Количество занятий по теме «Питание» с использованием ИКТ | 22 | 46 | 31 |
% от общего количества занятий по теме «Питание» | 27 | 50 | 43 |
Количество детей, посетивших занятия с использованием ИКТ | 47 | 78 | 73 |
% от общего количества детей, прошедших курс реабилитации | 57 | 96 | 95 |
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием данной технологии, социальный педагог пользуется принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в
необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на занятиях по теме «Питание» используются в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия воспитанника реабилитационного центра. Создание занятий–презентаций даёт возможность социальному педагогу использовать методы активного, деятельного обучения. Проведение таких занятий требует от педагога специальной подготовительной работы. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют детям в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Дети с нарушениями интеллекта почти всегда пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Информационно-компьютерные средства обучения можно использовать на любом этапе занятия:
- при объяснении нового материала, как источник учебной информации, как наглядное пособие (использование энциклопедий, слайд-фильмов, обучающих программ с использованием анимационных процессов);
- при закреплении и повторении, как тренажер;
- для контроля знаний, умений и навыков, при этом используя индивидуальный и дифференцированный подход, выбирая уровни сложности задания для конкретного ребенка.
Мозг ребенка гораздо легче воспринимает предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Например, презентация по теме «Питание»: «Приготовление бутербродов». Сервировка чайного стола содержит слайды с видами бутербродов – открытые, закрытые, канапе; слайды с краткими познавательными сведениями, слайды с правилами техники безопасности и санитарии; иллюстрации; инструкционные карты приготовления бутербродов и схемы видов нарезки хлеба, сыра, овощей.
Эффективность использования ИКТ на занятиях по социально-бытовой подготовке.
Регулярное использование мультимедийного сопровождения занятия по социально-бытовой подготовки позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний и развитию творческого потенциала детей. Таким образом, использование ИКТ на уроках социально-бытовой подготовки ведет к:
- повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно важно для детей с нарушениями интеллекта;
- увеличению объема выполняемых на уроке заданий;
- более рациональному использованию времени занятия;
- повышению познавательной активности и мотивации к учению за счет разнообразия форм работы.
Использование ИКТ на уроках СБО способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания, устанавливает межпредметные связи, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Эффективность использования ИКТ по теме «Питание»
2012 | 2013 | 2015 | |||||||
Незначительная положительная динамика | Положительная динамика | Значительная положительная динамика | Незначительная положительная динамика | Положительная динамика | Значительная положительная динамика | Незначительная положительная динамика | Положительная динамика | Значительная положительная динамика | |
Увеличение объема запоминаемого материала, кол-во детей | 3 | 36 | 8 | 3 | 62 | 13 | 2 | 63 | 8 |
% | 6 | 77 | 17 | 4 | 79 | 17 | 3 | 86 | 11 |
Повышение работоспособности и активности на занятиях, кол-во детей | 0 | 33 | 14 | 0 | 53 | 25 | 0 | 61 | 12 |
% | 0 | 70 | 30 | 0 | 68 | 32 | 0 | 84 | 16 |
Расширение знаний по теме «Питание», кол-во детей | 1 | 37 | 9 | 3 | 58 | 17 | 2 | 60 | 11 |
% | 1 | 80 | 19 | 4 | 74 | 22 | 3 | 82 | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...
Использование сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5545731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Использование сказкотерапии в обучениидетей с ОВЗ....
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ
Процессы, происходящие в обществе на современном этапе развития, характеризуются тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет вн...
Использование ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации в учреждениях дополнительного образования как средство формирования метакомпетентности
В докладе представлены результаты работы по использованию ИКТ в обучении детей компьютерному моделированию и анимации в дополнительном образовании. Центральным звеном доклада является понятие метакомп...
Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...
Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка
Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....