Использование сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ.
статья по теме

Цыплакова Юлия Александровна

  

Использование сказкотерапии в обучении

детей с ОВЗ.

 

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе. Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка. Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств-самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того , сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии-необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в обучении детей с ОВЗ.

Возьмём к примеру, сказку «Лиса и кувшин». На занятиях по развитию речи учатся образовывать относительны прилагательные: кувшин из глины-глиняный, ложка из дерева-деревянная, банка из стекла-стеклянная и т. д.

С помощью персонажей сказки «Гуси-Лебеди» дети учатся ориентироваться в пространстве:- Кто стоит между мамой и Машей? - Кто стоит между Ваней и папой? - Где летят лебеди? Гуси в погоне за Машей несколько раз меняли направление:-Полетели гуси вправо от домика, поднялись гуси высоко над облаками; опустились низко и т. д. С помощью счётных палочек дети выкладывают домик, гусей, печку, ещё необходимым условием является подсчёт палочек. Например: для домика понадобиться шесть палочек, а для печки восемь палочек. Для того чтобы научиться соотносить количество и цифру, учатся считать гусей и яблоки упавшие на землю, находят нужную цифру и обводить её. При этом развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.

Сказка «Под грибком» помогает развивать память. Например: - Кто за кем под грибок спрятался? Так же на занятиях по формированию элементарных математических знаний дети осваивают порядковый и количественный счёт, сравнивают героев сказки по величине, составлять задачи: - После кого прилетела бабочка, сколько стало героев под грибочком? и т.д..

Русская народная сказка «Репка» развивает зрительное восприятие, учит ориентироваться в пространстве (кто за каким героем стоит, его место нахождение), в процессе театрализации сказки развивается навык сотрудничества. Сотрудничество-это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, считаясь с интересами партнёров.

      

Сказкотерапия в обучении детей с ОВЗ приближает к тому уровню связанной речи, которая потребуется ему в освоении школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uuuuu.odt28.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование сказкотерапии в обучении

 детей с ОВЗ.

  Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе.  Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

 Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.  Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств-самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей  с неизменными во все времена эталонами  добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо.  С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.  Кроме того , сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии-необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные  программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в обучении детей с ОВЗ.

 Возьмём к примеру, сказку «Лиса и кувшин». На занятиях по развитию речи учатся образовывать относительны прилагательные: кувшин из глины-глиняный, ложка из дерева-деревянная, банка из стекла-стеклянная и т. д.

 С помощью персонажей сказки «Гуси-Лебеди» дети учатся ориентироваться в пространстве:- Кто стоит между мамой и Машей? - Кто стоит между Ваней и папой? - Где летят лебеди? Гуси в погоне за Машей несколько раз меняли направление:-Полетели гуси вправо от домика, поднялись гуси высоко над облаками;  опустились низко и т. д. С помощью счётных палочек дети выкладывают домик, гусей, печку, ещё необходимым условием является подсчёт палочек. Например: для домика понадобиться шесть палочек, а для печки восемь палочек. Для того чтобы научиться соотносить количество и цифру, учатся считать гусей и яблоки упавшие на землю, находят нужную цифру и обводить её. При этом развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.

  Сказка «Под грибком» помогает развивать память. Например: - Кто за кем под грибок спрятался? Так же на занятиях по формированию элементарных математических знаний дети осваивают порядковый и количественный счёт, сравнивают героев сказки по величине, составлять задачи: - После кого прилетела бабочка, сколько стало героев под грибочком? и т.д..

  Русская народная сказка «Репка» развивает зрительное восприятие, учит ориентироваться в пространстве (кто за каким героем стоит, его место нахождение), в процессе театрализации сказки развивается навык сотрудничества. Сотрудничество-это совместная деятельность нескольких участников ради достижения  одной конечной цели, считаясь с интересами партнёров.

  Сказкотерапия в обучении детей с ОВЗ приближает к тому уровню связанной речи, которая потребуется ему в освоении школьной программы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с учащимися с использованием сказкотерапии

Методическая разработка занятия с использованием сказкотерапии...

Использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Выпускная квалификационная работа посвящена решению актуальной проблемы: применению современных технологий (сказкотерапии) на занятиях по развитию связной речи у умственно отсталых школьников.Значимос...

Картотеки игр и материалов по темам:"Нетрадиционные занятия в ДОУ", "Использование сказкотерапии в развитии лексико-граматического строя речи."

Картотеки игр и материалов по темам:"Нетрадиционные занятия в ДОУ", "Использование с сказкотерапии в развитии лексико-граматического строя речи.","Игры на развитие лексико-грамматического строя речи",...

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

что такое сказкотерапия?как она используется в работе учителя-логопеда?...