Использование ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации в учреждениях дополнительного образования как средство формирования метакомпетентности
статья на тему
В докладе представлены результаты работы по использованию ИКТ в обучении детей компьютерному моделированию и анимации в дополнительном образовании. Центральным звеном доклада является понятие метакомпетентности, развитие которой мы осуществляем за счет медиакомпетностного подхода. Обоснована проблема взаимосвязи медиакомпетентности и метакомпетентности. Проведены исследования и сделан вывод о том, что использование ИКТ в дополнительном образовании позволяет формировать последовательные рефлексивные процессы, которые помогают детям лучше понимать межпредметные связи и решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivshin_vv_statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Ившин
МБОУ ДОД «ДДК»
г. Глазов
Использование ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации в учреждениях дополнительного образования как средство формирования метакомпетентности
В докладе представлены результаты работы по использованию ИКТ в обучении детей компьютерному моделированию и анимации в дополнительном образовании. Центральным звеном доклада является понятие метакомпетентности, развитие которой мы осуществляем за счет медиакомпетностного подхода. Обоснована проблема взаимосвязи медиакомпетентности и метакомпетентности. Проведены исследования и сделан вывод о том, что использование ИКТ в дополнительном образовании позволяет формировать последовательные рефлексивные процессы, которые помогают детям лучше понимать межпредметные связи и решать поставленные задачи.
The report presents the results of the use of ICT in teaching children computer modeling and animation in further education. Central element of the report is the concept of metakompetentnosti, the development of which we carry out due mediakompetnostnogo approach. Justified problem of the relationship of media competence and metakompetentnosti. Conducted studies and concluded that the use of ICT in additional education allows you to create consistent reflexive processes that help children better understand the interdisciplinary communication and solve tasks.
ключевые слова: метакомпетентность, медиакомпетентность, дополнительное образование, информационно-коммуникационная технология
Инновационные процессы в дополнительном образовании напрямую связаны с включением в практику педагогических технологий на основе ИКТ. На наш взгляд, именно в системе дополнительного образования, с его традициями и спецификой, новые информационные и коммуникационные технологии имеют уникальные возможности: ускоренной передачи знаний и опыта от поколения к поколению, повышения качества обучения, развития умения решать неординарные задачи.
Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.
Одной из функций ИКТ в дополнительном образовании является функция развития метакомпетенций, как способности не только адекватно манипулировать полученными в результате образования знаниями, умениями и навыками, но и формировать у себя новые навыки и компетенции. Формирование медиакомпетентности позволяет ускорить этот процесс и помочь обучающимся в освоении школьной программы. В связи с тем, что современные дети постоянно находятся в медиа-пространстве, им проще воспринимать информацию, поступающую непосредственно через медиаисточники, также им хочется участвовать в формировании новых медиаисточников. Это связано с внутренней психологической потребностью самовыражения и самоутверждения. А так как медиаисточники не ограничивают выбор человека, то и работа над их созданием позволяет использовать множество приемов индивидуализации. Все это приводит к взаимосвязи формирования метакомпетентности через медиакомпетенции.
Исследование по использованию ИКТ в дополнительном образовании велось по двум направлениям: компьютерное моделирование и мультипликационная студия. Основная цель - формирование у обучающихся медиакомпетентности и метакомпетенций
Направленность дополнительной общеразвивающей программы по компьютерному моделированию – научно-техническая.
На занятиях в данной лаборатории ребята знакомятся с двумя пакетами программ — это программа cad — моделирования ADEM и программа 3-d моделирования Blender. Подчеркнем, что возраст воспитанников: с 10 до 14 лет.
На первом этапе мы знакомим школьников с инженерной программой ADEM, это связанно с тем, что обучающимся нужно освоить трехмерное и двумерное пространство. В ADEM это реализовано через функцию создания чертежа по трехмерной модели.
Обучение по данной программе построено по принципу: от простого к сложному. Одним из важных приемов, который мы используем на первом этапе работы с АDEM - это изучение пространства вокруг себя: измерение размеров объектов окружающей действительности (столы, стулья, компьютер и т.п.) и последующее создание их трехмерного чертежа с помощью инструментов ADEM. Т.о., подростки знакомятся с основным инструментарием данной программы, таких как экструдирование, булевы операции, знакомятся с рабочей плоскостью XYZ.
На втором этапе освоения программы ребята учатся моделировать более сложные объекты, такие как автомобильная, авиационная и военная техника, архитектурные сооружения. При этом ребята вырабатывают умение читать чертежи и техническую документацию, т.к. при этом используются чертежи из журнала «Моделист-конструктор» или из интернета.
На третьем этапе воспитанники знакомятся с программой 3D-моделирования Blender, экспортируя при этом модели, созданные в ADEMе. Здесь следует обратить внимание из-за чего мы переходим из одной среды моделирования в другую. Это связано с тем, что на этом этапе мы знакомим ребят с модулем BGE, входящим в состав Blender. В нем они могут изменять практически любые физические параметры созданной ими модели (вес, плотность, скорость, трение, гравитация и др.). И с помощью блокового программирования учатся создавать и выстраивать взаимодействие с другими объектами виртуальной среды. Так, к примеру, созданная модель танка управляется и перемещается по выстроенному лабиринту, самолет летает по определенному пространству, преодолевая при этом препятствия.
На четвертом этапе начинается работа над мультимедийным проектом. Обучающиеся знакомятся с основами проектной деятельности, пишут аннотацию и готовят презентацию.
Второе направление деятельности в рамках использования ИКТ - это детская мультипликационная студия. В ней занимаются дети с 8 лет.
В мультстудии одновременно идет развитие нескольких сторон мышления: креативности и логики. Это обусловлено участием ребенка в различных сферах творчества: литературе (написание сценария), различные виды прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), техника (фототехника, камеры, осветительные приборы, программное обеспечение –Moho, Kdenlive, synfig, audacity, blender ).
Применение ИКТ на занятиях в мультстудии способствует формированию в учащихся активности, самостоятельности мысли; дает возможность для самореализации творческого потенциала в его будущей деятельности; способствует развитию рефлексивных умений и навыков, познавательной мотивации, формированию коммуникативных компетенций; создает условия для его профессионального самоопределения.
Наша методика обучения с использованием ИКТ заключается в том, что они неотделимы от ручного труда, свойственного ребятам данного возраста. Так, например, после занятий с пластилином, им нужно снять на фотокамеру множество кадров мультфильма. Затем перенести данные в компьютер и смонтировать их. Записать звукоряд, подвести его под видеоряд.
Таким образом, используя ИКТ на занятиях, ребята в конце обучения могут создавать пакеты программ с графической оболочкой, 3-d модели и чертежи, монтировать видео, создавать анимацию, работать со звуком, пользоваться интернетом.
Базой нашего исследования послужили: МБОУ ДОД «ДЮЦ» 2010-2012гг.(20 чел.); МБОУ ДОД «ДДК» 2011-2014г.(80 чел.)
В начале каждого года нами проводились вводные аттестации учащихся объединений 3-d моделирования и анимации для определения их уровня владения ИКТ. Результаты исследования выявили, что в основном у детей низкий теоретический и практический уровень, что обусловлено отсутствием полноценного опыта работы, и понимания цели «зачем мне это нужно?» Однако, мы также можем наблюдать, что почти у всех ребят есть базовые общеучебные умения и навыки. Т.е. они умеют подбирать и анализировать специальную литературу; слушать и слышать педагога; организовать свое рабочее (учебное) место.
Аналогичные исследования проводились и в конце каждого года, по результатам которых видно значительное повышение уровня знаний и умений детей. Медиакомпетенции, полученные обучающимися в ходе занятий с применением ИКТ в дополнительном образовании, позволили им начать формировать последовательные рефлексивные связи. Это является одной из главных составляющих метакомпетентности.
Ребята, уже освоившие программы по данным направлениям, с удовольствием продолжают заниматься самообразованием. Некоторые начинают изучать иностранные языки, в связи с тем, что им не хватает знаний, которые даются в русскоязычном интернете. Для других занятия с использованием ИКТ помогли лучше освоить школьную программу по информатике, алгебре, геометрии, черчению, литературе, физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования
Статья об огранизации работы с подростками в учреждении дополнительного образования ...
Создание условий для формирования здорового образа жизни детей в рамках программ и проектов учреждения дополнительного образования
В данном материале рассматриваются возможности формирования привычки к здоровому образу жизни средствами дополнительного образовния. Широкий спектр возможностей творческих объединений позволяет сформи...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики
В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения» средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...
ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УДО)
Создание развивающей, адаптивной, комфортной средыпозитивно и качественно меняет личность особого ребенка.Выготский Л. С.Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и созд...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности; интеллектуально ...
Доклад на тему: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данный доклад посвящен проблеме развития профессионального детского самоопределения в системе дополнительного образования. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями рассматривается с...