Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
. | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. Поэтому в своей работе я создаю образовательную среду для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В 3, 5, 8 и 9 классах у меня обучается по 1 ребенку с легкой степенью умственной отсталости и один ребенок в 8 классе с ЗПР, ( 3,5 классе мы занимаемся по УМК « Spotlight» , а в 8,9 классе «Happy English» Кауфман К.И. )
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Но это не значит, что дети с ОВЗ не смогут овладеть иностранным языком - они будут говорить на нем в соответствии со своим уровнем развития. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Я использую их на всех этапах обучения:
-при объяснении нового материала(презентации, видеофильмы, поиск информации в
сети Интернет )
-при контроле знаний(сайт Plickers- помогает создавать игровую ситуацию даже при
контроле знаний, также существует возможность самопроверки ;программа EТrainer )
-при закреплении (интерактивные игры, тренажеры, электронные словари)
-при обобщении и систематизации материала.(виртуальный конструктор, задания на интерактивной доске)
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Компьютерные технологии позволяют в учебной деятельности:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- формировать умение принимать оптимальное решение в различных
ситуациях;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного,
абстрактного);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств
программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности ;
Эти задачи я решаю с помощью различных средств: аппаратных ( ноутбуки, моноблок (полученный нашей школой для работы с детьми с ОВЗ), МФУ, проектор, звукозаписывающие устройства, мультимедиа, доска Smart и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме. Например на доске Smart ,для активизации лексики по теме , обучающимся нравиться передвигать картинки к словам, а в более старших классах и вписывать самостоятельно буквы или слова в различные задания. В начальной школе очень часто использую элементы мультипликации. Детям нравится заниматься с героями знакомой передачи « Спокойной ночи малыши». Это позволяет визуально насыщать урок, делать его ярким, запоминающимся, воздействует сразу на несколько видов памяти, стимулируют ребят к активной работе на уроке. Ребята слушают фразы, которые проговаривают герои передачи и в игровой форме повторяют их. Часто фразы складываются в маленькие песенки, которые ученики с удовольствием поют. Также пользуюсь анимированными заданиями, которые беру с сайтов «Английский для всех», «Home English».
Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. Используя игровые тренажеры, установленные на ноутбуках, учащиеся с ОВЗ изучают порядковый счет, образование числительных и многое другое. Стараюсь создавать и находить такие задания, в которых можно исправить ошибку и выполнить задание снова. Например, вставить в слова буквы или вставить слова в предложения.(программа English Puzzle ) На первых этапах это могут быть задания с подсказкой. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания, позволяет эффективно решать поставленные задачи и реализовать на практике требования доступности компьютерных средств обучения. Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях общеобразовательного класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний.
В начальной школе часто использую программу Paint в которой ребята выполняют творческое задание : рисуют и подписывают новые слова по лексике урока, составляют и проговаривают предложения с новыми словами используя свой рисунок. Появляется возможность самостоятельной продуктивной деятельности. Знакомство со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением, и от этого зависит в большей мере, запечатлеется ли оно в памяти по механизму imprinting’a или нет, так как опытным путем было доказано, что память работает не только по типу заучивания, а по механизму запечатления “раз и навсегда”. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и графической формами. Семантизация – процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. Например, семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор) или введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Для выполнения проектов учащиеся используют программу для создания презентаций - Microsoft Power Point. Например, в 9 классе оформляют свои презентации к проектам, которые они создают, изучив определенный тематический цикл (проект «Достопримечательности Нью-Йорка»). Это был групповой проект. Наш класс был офисом туристического журнала, а ребята журналистами, которые должны были создать красочные презентации для определенной достопримечательности. Ученики высказывали свое мнение, анализировали, делали выводы, учились работать самостоятельно, заниматься поиском актуальной и аутентичной информации, страноведческого материала через Интернет, моделировали свой проект, оформляли его, осваивали новую лексику, приобретали навыки письма, а при защите проекта и навыки говорения. Учащийся с ОВЗ выполнял такие же действия, учился выслушивать мнение других участников проекта, работать в команде. Ученик стал активными участниками учебного процесса, он был мотивирован на добывание знаний, на успех. У обучающегося появилось желание быть лучше, он увидел результат своего труда, ему захотелось общаться на английском языке. А это и есть основная задача в изучении иностранного языка – развитие коммуникативного общения, воспитание людей, желающих и способных получать самообразование, расширять свой кругозор. Использование ИКТ развивает умение ребенка ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, применение ИКТ делает занятие привлекательным и современным. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где можно не только почитать, но и прослушать новости, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Таким образом, обучающиеся выбирают для себя комфортный режим прослушивания самостоятельно. Также по темам, более простые для воспроизведения статьи, получает учащийся с ОВЗ, но внимание на этом не акцентируется.
Объективно оценивать результаты деятельности ребёнка мне помогают компьютерные программы, где результаты ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ, особенно в общеобразовательном классе, то, что их использование значительно сокращает время на трансляцию учебного материала, увеличивает объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы , быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов. Для проверки домашнего задания использую электронную почту, даю свои комментарии к работам учеников, освобождая, таким образом, время на уроке.
По моему мнению, одной из важных задач является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет:
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности
учащихся;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать творческое участие детей в учебном процессе.
- повысить уровень мотивации учащихся;
В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные учебные пособия я использую:
- как учебник и рабочую тетрадь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как тренажер для закрепления новых знаний;
- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.(например, при создании мультфильмов на английском языке обучающиеся с ОВЗ могут для надписей на слайдах использовать предложения из учебного пособия , тогда как остальные дети делают это самостоятельно.) В разработке заданий и подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья я учитываю специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Список литературы
- Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
- Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
- Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008
- Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка
Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...
обучение детей с овз на уроках английского языка
В последнее время все больше и больше в школе появляется детей с ограниченными возможностями здоровья. И проблема обучения таких детей становится актуальной. Учителю необходимо подобрать правиль...
Доклад "Использование технологий развития критического мышления при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения"
Доклад на МО апрель 2023...
Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка
статья поможет в работе с детьми с ОВЗ, которые обучаются интегрированно...
Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)
В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....
Эффективные методы и приемы при обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка
Методы и приемы, используемые на уроках английского языка для детей с ОВЗ...