Аналитический отчет ПМПК
материал на тему

Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

о работе

Муниципальной

психолого-медико-педагогической  комиссии

г. Козьмодемьянска РМЭ

за 2014-2016 учебный год

Подготовила:  

Председатель  ПМПК – Козикова В.А.

педагог-психолог  высшей кв. категории

ГБОУ РМЭ  «Козьмодемьянская  школа-интернат»)

        Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Нормативно-правовые основы деятельности ПМПК. Статус ПМПК 

В своей деятельности  муниципальная  ПМПК руководствуется ФЗ «Об образовании, Положением о  психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013года № 1082, Положением о психолого-медико-педагогической  комиссии при муниципальном учреждении Отдел образования администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», утвержденным приказом МУ Горномарийского РОО от 27 мая 2014 года №63-п (далее - Положение), в целях своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровьяи (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Новое Положение об утверждении  Муниципальной  психолого-медико-педагогической  комиссии утверждено 13 февраля 2014 года под №73 (согласно постановления Администрации Городской округа «Город Козьмодемьянск»,  является самостоятельным юридическим лицом, работает при управлении образования и пользуется его печатью.

     

          Кадровый      состав        ПМПК 

   

    В составе комиссии работают: педагог-психолог, учитель - дефектолог, учитель-логопед, врачи: педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог. Все они имеют высшее профессиональное образование, первую и высшую квалификационную категорию. Специалисты ПМПК осуществляют экспертно-диагностическую, консультативную и сопровождающую деятельность.

    Положительным моментом  в работе комиссии является то, что отсутствует частая сменяемость членов ПМПК (в течение последних 3-х лет состав постоянный, кроме врача-психиатра), что позволяет  организовывать систематическое и планомерное наблюдение за детьми, способствует повышению качества работы комиссий в рамках межведомственного взаимодействия.

     Но вместе с тем, анализ кадрового состава ПМПК свидетельствует о недостаточной укомплектованности специалистами.

    Также остается нерешенной и проблема повышения квалификации специалистов ПМПК (за последние 5 лет ни один член комиссии не проходил курсы повышения квалификации).

   Материально-техническое    оснащение    ПМПК

   ПМПК обеспечено помещением, оборудованием, мебелью, игрушками, оргтехникой, канцелярскими товарами, бланками, транспортом, питанием предоставленным директором «Козьмодемьянской  школы-интернат»  Ерофеевым Н.А.

  Оснащение ПМПК диагностическим инструментарием - тестовым, стимульным и интерпретационным материалом требует  пополнения и обновления (особенно для психолога и логопеда), т.к. в последнее время обращается большое внимание на использование специалистами ПМПК качественных и стандартизированных диагностических методик. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка - это не просто набор диагностических методик, а взаимосвязанный методический комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию, выявлять суть затруднений или нарушений развития.

   Проблема состоит в том, что более 70 % диагностического инструментария является собственностью специалистов, отсутствует единый пакет методик и банк данных диагностического инструментария, рекомендованного для использования в работе ПМПК.

       Экспертно-диагностическая   деятельность  

      Всего за отчетный период проведено 3  заседания комиссии,  обследовано 83 ребенка в возрасте от 4-х до 18 лет, что на 120 % больше чем в 2015 (в связи с тем, что МДОУ     г.Козьмодемьянска подали заявки на обследование детей с нарушениями речи, для определения в логопедическую группу) с мая 2015 г.)

Учебный год

Кол-во обследованных детей

 2015-16

33

2014-15

33

2013-14

17

Охват детского населения  по городским поселениям района (кол-во обследованных детей):

  • Юринский - 1
  • Горномарийский-23
  • Г.Козьмодемьянск-59

       Количество детей представленных повторно составило_2_человека, причины их повторного представления: отрицательная динамика в развитии, не усвоение ранее рекомендованной программы.

     Обследовано:      В  сравнении с прошлым годом  на 13% увеличился охват детей дошкольного возраста, в том числе  не посещающих детский сад. В 2 раза уменьшилось количество детей подросткового возраста, представляемых на ПМПК.

      Рассматривая половое распределение детей, прошедших ПМПК можно отметить, что за 2014-2016 учебный год обследовано 80% мальчиков и 20 %  девочек.

    По структуре первичного  дефекта  больше  всего преобладают дети с речевыми нарушениями, затем  идут дети с нарушениями интеллекта, далее - с нарушениями эмоционально-волевой сферы и психическими расстройствами.

        Как мы видим, проблема речевых нарушений у детей стоит на первом месте. По информации, представленной логопедами городских детских садов  в 2016 году в логопедическую группу  г.Козьмодемьянска  пойдут 12  воспитанников ДОУ с тяжелой речевой патологией.  Все дети имеют общее недоразвитие речи (ОНР) – недоразвитие всех структурных компонентов языка, из которых  1  ребенок с  заиканием,  9 - человек с дислалией (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата)  и 7человек с дизартрией (нарушение произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление.

       В дальнейшем эти дети попадают  к нам на комиссию как неуспевающие школьники. В лучшем случае они переводятся в классы VII вида.  Поскольку принципы и структура обучения детей с нарушениями речи должны быть совершенно иными, для них необходимо создавать специальные классы  (V вида). Основной целью обучения в  таких классах является развитие речи, формирование и коррекция навыков чтения и письма для достижения достаточного уровня готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной логопедической поддержки.

        Проблема состоит еще и в том, что ежегодно  количество будущих первоклассников с речевой патологией  в г. Козьмодемьянске остается  постоянным (от 10  до  20  человек).

     

      Вместе с тем отмечается тенденция роста доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания в дошкольном учреждении.

         К сожалению, область специального дошкольного образования у нас в районе недостаточно разработана, не выстроена система оказания ребенку ранней специализированной (коррекционной) помощи, не развита сеть специальных (коррекционных)  групп для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отмечается недостаток высококвалифицированных кадров в детских садах (психологов, дефектологов, логопедов), в которых функционируют в основном группы одной направленности, так называемые «логопедические группы». На данный момент в детских садах отсутствуют компенсирующие группы для детей с  ранним детским аутизмом (РДА), сложной структурой дефекта, задержкой психического развития (ЗПР) и другие.

      Таким образом, анализируя потребности в образовательных услугах следует рассмотреть вопросы: в ОУ - об открытии спец. (кор.) класса Y вида, в ДОУ - группы компенсирующей направленности  для детей с ЗПР и сложной структурой дефекта. Открытие таких классов и групп позволит максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.

       

       По результатам коллегиального обследования детей специалистами ПМПК каждому ребенку были определены специальные условия образования и программа обучения, даны рекомендации педагогам, родителям и специалистам,  работающим с этими детьми:

 Программы обучения

кол-во  детей

2016г.

Программа I-IIвида

0

Программа III-IV вида

0

Программа для детей с ТУО ( тяжелой умственной отсталостью)

0

Программа VIII вида

15

Программа VII вида        

0

Общеобразовательная  программа

0

Инд. программа медико-соц. реабилитации по линии соц. защиты

0

Программа  ДОУ для детей с ОНР

18

Программа ДОУ для детей с ЗПР

0

Дополнительное обследование с целью уточнения диагноза ( пр-ма не определена)        

0

     Из таблицы видно, что  в этом году наиболее дифференцированно  определялся образовательный маршрут  исходя из основных потребностей ребенка и  структуры его нарушений.  Следует отметить, что комиссия  работает как временно собирающийся орган,   1 раз в год.

      Следует отметить, что большей части детей, обратившихся в ПМПК, рекомендовано обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида и специальной (коррекционной) программе .

     В этом году отказ родителей от  рекомендованного образовательного маршрута составил _6__% ( 3 чел.).  Отказ от посещения логопедической группы  -0, от программы YII вида- 0, от программы YIII- 3человека.

Психолого – медико - педагогической комиссией планируется  осуществление  обследования  выпускников,  которым рекомендовано прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме государственного выпускного экзамена.

         Все учащиеся с ОВЗ имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по месту жительства  в специальных (коррекционных) классах (группах) либо по индивидуальному учебному плану.  

Сопровождающая     деятельность

    Функция сопровождения позволяет отслеживать судьбы детей, прошедших через ПМПК в соответствии с данными рекомендациями. Контроль эффективности рекомендаций осуществляется через ПМПконсилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей  или иных законных представителей.

     По результатам работы комиссии за текущий учебный год рекомендовано сопровождение:

  •  Психологическое- 90 чел.( 62% от кол-ва обследованных детей)
  • Логопедическое-  100 чел. (71% от кол-ва обследованных детей)
  • Медицинское- 80 чел.(57% от кол-ва обследованных)
  • Социально- педагогическое (дети и семьи «группы риска»)- 11 чел. ( 8% от кол-ва обследованных детей)

     Большая часть детей, прошедших ПМПК показали  либо положительную, либо незначительную динамику развития. У 4-х человек динамика не наблюдается  (без изменений), т.к. родители отказались от предложенных комиссией рекомендаций по программе и форме обучения или  не прошли своевременно медицинское обследование ребенка.   Отрицательную динамику показали дети (3 чел.), которым было рекомендовано обучение по программе VIII вида для умственно отсталых детей.

Информационно-просветительская   деятельность

     Просвещение родителей, педагогов, специалистов осуществлялось по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК, с использованием различных форм (МО психологов г.Козьмодемьянска, консультирование и др.).Планируем СМИ информирование (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии). Так, в районной газете «Ведомости Кузьмы и Домиана» в июне 2016г.  выпуск статьи: «Понять и решить проблему» (о ПМПК и логопедических группах), размещение информация о работе  Психолого-медико-педагогической комиссии на сайте администрации нашей школы-интерната.

     Недостаточно было организовано  информирование населения по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, социально-трудовой адаптации и деятельности системы ПМПК. Считаем, что необходимо активизировать работу в данном направлении: подготовить цикл статей (возможно репортажей) об особенностях детей с нарушениями в развитии и необходимости оказания им адекватной помощи, запланировать выход в ДОУ на родительские собрания, методические объединения педагогов.

        Организационно - методическая      деятельность

     В целях повышения качества работы комиссии в  2016-2017г.г. планируем провести семинар для членов ПМПконсилиумов образовательных учреждений по теме: «О порядке взаимодействия и организации помощи несовершеннолетним ПМПК и ПМП консилиумами», разработать и утвердить  формы педагогического, логопедического представлений и выписки из протоколов ПМПк  ДОУ и ОУ. В течение всего года оказывать  методические консультации педагогам и специалистам по вопросам   организации сопровождающей деятельности, диагностического наблюдения, осуществления коррекционной работы.

      К сожалению, в этом году специалисты ПМПК не принимали участие в совещаниях, коллегиях, круглых столах, конференциях по проблемам оказания комплексной медико-социально-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

        Выводы    и    предложения

    В соответствии с годовым планом деятельности ПМПК выполнила весь объем  запланированных мероприятий (экспертно-диагностической, организационно-методической работы, психолого-медико-педагогической консультации), проведено 3 плановых заседания ПМПК. (2014-2016г.г.)

Результатом  работы  за год явилось:

- увеличение  обращений  по  обследованию детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии;

- сокращение  количества необоснованных представлений детей на ПМПК;

- увеличение количества  детей,  обследованных перед школой;

- повышение процента детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, обучающихся по программе для  умственно отсталых детей;

- создание  электронной базы данных ПМПК;

- по сравнению с прошлым годом повысился качественный уровень предоставления  документации на ПМПК образовательными учреждениями.

       В  целом, увеличилась доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь. Отмечается востребованность  в логопедических и психологических  услугах со стороны родителей.  Создается система раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей.

     В ходе работы комиссии  в текущем учебном году были выявлен и ряд проблем:

  •    Затрудняет работу комиссии несвоевременное представление  образовательными учреждениями детей с нарушениями в развитии на ПМПК.
  • По-прежнему  отмечаются недостатки в оформлении документов, представляемых на ПМПК.
  •  Отмечается недостаточный уровень разъяснительной работы специалистов  ДОУ  и ОУ по целям прохождения ПМПК, недостаточное информирование родителей о деятельности  комиссии (чаще всего родители не знают и не понимают для чего их детей отправили на ПМПК).
  • Частично наблюдается  несоответствие образовательного маршрута детей в ДОУ и ОУ с учетом  выявленных нарушений.  Рекомендации муниципальной  ПМПК выполняются не в полной мере.
  • Недостаточная  информированность  родителей   по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ,  их социально-трудовой адаптации, необходимости оказания им  своевременной  коррекционной помощи.
  • В рамках  повышения качества деятельности ПМПК остается проблема повышения квалификации специалистов ПМПК и оснащения стандартизированным  диагностическим инструментарием.

 Таким образом, исходя из анализа статистических данных существует потребность  в различных видах специального обучения:  компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, сложной структурой дефекта, а так же в классах YII, YIII  и Y вида. 

       Предложения управлению образования по оказанию образовательной и  психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Совершенствовать организацию раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям, что в дальнейшем позволит к школьному возрасту сократить количество детей с ОВЗ.

  1. Обеспечить контроль за эффективностью деятельности дошкольных и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.

  1.  Обеспечить переподготовку и повышение квалификации педагогов для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также учителей,  осуществляющих обучение по программе для умственно отсталых детей.

  1. Решить вопрос о курсовой подготовки специалистов психолого-медико-педагогической комиссии  в соответствии с установленными требованиями.

  1. Обеспечить ПМПК  необходимыми диагностическими методиками (психодиагностическим комплектом Семаго для углубленной оценки психического развития). Совершенствовать методы обследования и консультирования детей с нарушениями в развитии на районной ПМПК.

  1. Разработать  договор о сотрудничестве со СМИ по вопросам информационно-просветительской работы с населением.

  1. Организовать методическое объединение  воспитателей и учителей, работающих по  специальным (коррекционным) программам   с детьми с ОВЗ.  

  1.  Продолжить методическую работу с членами ПМПконсилиумов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....