Аналитический отчет ПМПК
материал на тему
Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
о работе
Муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссии
г. Козьмодемьянска РМЭ
за 2014-2016 учебный год
Подготовила:
Председатель ПМПК – Козикова В.А.
педагог-психолог высшей кв. категории
ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»)
Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовые основы деятельности ПМПК. Статус ПМПК
В своей деятельности муниципальная ПМПК руководствуется ФЗ «Об образовании, Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013года № 1082, Положением о психолого-медико-педагогической комиссии при муниципальном учреждении Отдел образования администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», утвержденным приказом МУ Горномарийского РОО от 27 мая 2014 года №63-п (далее - Положение), в целях своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровьяи (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Новое Положение об утверждении Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии утверждено 13 февраля 2014 года под №73 (согласно постановления Администрации Городской округа «Город Козьмодемьянск», является самостоятельным юридическим лицом, работает при управлении образования и пользуется его печатью.
Кадровый состав ПМПК
В составе комиссии работают: педагог-психолог, учитель - дефектолог, учитель-логопед, врачи: педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог. Все они имеют высшее профессиональное образование, первую и высшую квалификационную категорию. Специалисты ПМПК осуществляют экспертно-диагностическую, консультативную и сопровождающую деятельность.
Положительным моментом в работе комиссии является то, что отсутствует частая сменяемость членов ПМПК (в течение последних 3-х лет состав постоянный, кроме врача-психиатра), что позволяет организовывать систематическое и планомерное наблюдение за детьми, способствует повышению качества работы комиссий в рамках межведомственного взаимодействия.
Но вместе с тем, анализ кадрового состава ПМПК свидетельствует о недостаточной укомплектованности специалистами.
Также остается нерешенной и проблема повышения квалификации специалистов ПМПК (за последние 5 лет ни один член комиссии не проходил курсы повышения квалификации).
Материально-техническое оснащение ПМПК
ПМПК обеспечено помещением, оборудованием, мебелью, игрушками, оргтехникой, канцелярскими товарами, бланками, транспортом, питанием предоставленным директором «Козьмодемьянской школы-интернат» Ерофеевым Н.А.
Оснащение ПМПК диагностическим инструментарием - тестовым, стимульным и интерпретационным материалом требует пополнения и обновления (особенно для психолога и логопеда), т.к. в последнее время обращается большое внимание на использование специалистами ПМПК качественных и стандартизированных диагностических методик. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка - это не просто набор диагностических методик, а взаимосвязанный методический комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию, выявлять суть затруднений или нарушений развития.
Проблема состоит в том, что более 70 % диагностического инструментария является собственностью специалистов, отсутствует единый пакет методик и банк данных диагностического инструментария, рекомендованного для использования в работе ПМПК.
Экспертно-диагностическая деятельность
Всего за отчетный период проведено 3 заседания комиссии, обследовано 83 ребенка в возрасте от 4-х до 18 лет, что на 120 % больше чем в 2015 (в связи с тем, что МДОУ г.Козьмодемьянска подали заявки на обследование детей с нарушениями речи, для определения в логопедическую группу) с мая 2015 г.)
Учебный год | Кол-во обследованных детей |
2015-16 | 33 |
2014-15 | 33 |
2013-14 | 17 |
Охват детского населения по городским поселениям района (кол-во обследованных детей):
- Юринский - 1
- Горномарийский-23
- Г.Козьмодемьянск-59
Количество детей представленных повторно составило_2_человека, причины их повторного представления: отрицательная динамика в развитии, не усвоение ранее рекомендованной программы.
Обследовано: В сравнении с прошлым годом на 13% увеличился охват детей дошкольного возраста, в том числе не посещающих детский сад. В 2 раза уменьшилось количество детей подросткового возраста, представляемых на ПМПК.
Рассматривая половое распределение детей, прошедших ПМПК можно отметить, что за 2014-2016 учебный год обследовано 80% мальчиков и 20 % девочек.
По структуре первичного дефекта больше всего преобладают дети с речевыми нарушениями, затем идут дети с нарушениями интеллекта, далее - с нарушениями эмоционально-волевой сферы и психическими расстройствами.
Как мы видим, проблема речевых нарушений у детей стоит на первом месте. По информации, представленной логопедами городских детских садов в 2016 году в логопедическую группу г.Козьмодемьянска пойдут 12 воспитанников ДОУ с тяжелой речевой патологией. Все дети имеют общее недоразвитие речи (ОНР) – недоразвитие всех структурных компонентов языка, из которых 1 ребенок с заиканием, 9 - человек с дислалией (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата) и 7человек с дизартрией (нарушение произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление.
В дальнейшем эти дети попадают к нам на комиссию как неуспевающие школьники. В лучшем случае они переводятся в классы VII вида. Поскольку принципы и структура обучения детей с нарушениями речи должны быть совершенно иными, для них необходимо создавать специальные классы (V вида). Основной целью обучения в таких классах является развитие речи, формирование и коррекция навыков чтения и письма для достижения достаточного уровня готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной логопедической поддержки.
Проблема состоит еще и в том, что ежегодно количество будущих первоклассников с речевой патологией в г. Козьмодемьянске остается постоянным (от 10 до 20 человек).
Вместе с тем отмечается тенденция роста доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
К сожалению, область специального дошкольного образования у нас в районе недостаточно разработана, не выстроена система оказания ребенку ранней специализированной (коррекционной) помощи, не развита сеть специальных (коррекционных) групп для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отмечается недостаток высококвалифицированных кадров в детских садах (психологов, дефектологов, логопедов), в которых функционируют в основном группы одной направленности, так называемые «логопедические группы». На данный момент в детских садах отсутствуют компенсирующие группы для детей с ранним детским аутизмом (РДА), сложной структурой дефекта, задержкой психического развития (ЗПР) и другие.
Таким образом, анализируя потребности в образовательных услугах следует рассмотреть вопросы: в ОУ - об открытии спец. (кор.) класса Y вида, в ДОУ - группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложной структурой дефекта. Открытие таких классов и групп позволит максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.
По результатам коллегиального обследования детей специалистами ПМПК каждому ребенку были определены специальные условия образования и программа обучения, даны рекомендации педагогам, родителям и специалистам, работающим с этими детьми:
Программы обучения | кол-во детей 2016г. |
Программа I-IIвида | 0 |
Программа III-IV вида | 0 |
Программа для детей с ТУО ( тяжелой умственной отсталостью) | 0 |
Программа VIII вида | 15 |
Программа VII вида | 0 |
Общеобразовательная программа | 0 |
Инд. программа медико-соц. реабилитации по линии соц. защиты | 0 |
Программа ДОУ для детей с ОНР | 18 |
Программа ДОУ для детей с ЗПР | 0 |
Дополнительное обследование с целью уточнения диагноза ( пр-ма не определена) | 0 |
Из таблицы видно, что в этом году наиболее дифференцированно определялся образовательный маршрут исходя из основных потребностей ребенка и структуры его нарушений. Следует отметить, что комиссия работает как временно собирающийся орган, 1 раз в год.
Следует отметить, что большей части детей, обратившихся в ПМПК, рекомендовано обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида и специальной (коррекционной) программе .
В этом году отказ родителей от рекомендованного образовательного маршрута составил _6__% ( 3 чел.). Отказ от посещения логопедической группы -0, от программы YII вида- 0, от программы YIII- 3человека.
Психолого – медико - педагогической комиссией планируется осуществление обследования выпускников, которым рекомендовано прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме государственного выпускного экзамена.
Все учащиеся с ОВЗ имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по месту жительства в специальных (коррекционных) классах (группах) либо по индивидуальному учебному плану.
Сопровождающая деятельность
Функция сопровождения позволяет отслеживать судьбы детей, прошедших через ПМПК в соответствии с данными рекомендациями. Контроль эффективности рекомендаций осуществляется через ПМПконсилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей или иных законных представителей.
По результатам работы комиссии за текущий учебный год рекомендовано сопровождение:
- Психологическое- 90 чел.( 62% от кол-ва обследованных детей)
- Логопедическое- 100 чел. (71% от кол-ва обследованных детей)
- Медицинское- 80 чел.(57% от кол-ва обследованных)
- Социально- педагогическое (дети и семьи «группы риска»)- 11 чел. ( 8% от кол-ва обследованных детей)
Большая часть детей, прошедших ПМПК показали либо положительную, либо незначительную динамику развития. У 4-х человек динамика не наблюдается (без изменений), т.к. родители отказались от предложенных комиссией рекомендаций по программе и форме обучения или не прошли своевременно медицинское обследование ребенка. Отрицательную динамику показали дети (3 чел.), которым было рекомендовано обучение по программе VIII вида для умственно отсталых детей.
Информационно-просветительская деятельность
Просвещение родителей, педагогов, специалистов осуществлялось по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК, с использованием различных форм (МО психологов г.Козьмодемьянска, консультирование и др.).Планируем СМИ информирование (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии). Так, в районной газете «Ведомости Кузьмы и Домиана» в июне 2016г. выпуск статьи: «Понять и решить проблему» (о ПМПК и логопедических группах), размещение информация о работе Психолого-медико-педагогической комиссии на сайте администрации нашей школы-интерната.
Недостаточно было организовано информирование населения по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, социально-трудовой адаптации и деятельности системы ПМПК. Считаем, что необходимо активизировать работу в данном направлении: подготовить цикл статей (возможно репортажей) об особенностях детей с нарушениями в развитии и необходимости оказания им адекватной помощи, запланировать выход в ДОУ на родительские собрания, методические объединения педагогов.
Организационно - методическая деятельность
В целях повышения качества работы комиссии в 2016-2017г.г. планируем провести семинар для членов ПМПконсилиумов образовательных учреждений по теме: «О порядке взаимодействия и организации помощи несовершеннолетним ПМПК и ПМП консилиумами», разработать и утвердить формы педагогического, логопедического представлений и выписки из протоколов ПМПк ДОУ и ОУ. В течение всего года оказывать методические консультации педагогам и специалистам по вопросам организации сопровождающей деятельности, диагностического наблюдения, осуществления коррекционной работы.
К сожалению, в этом году специалисты ПМПК не принимали участие в совещаниях, коллегиях, круглых столах, конференциях по проблемам оказания комплексной медико-социально-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
Выводы и предложения
В соответствии с годовым планом деятельности ПМПК выполнила весь объем запланированных мероприятий (экспертно-диагностической, организационно-методической работы, психолого-медико-педагогической консультации), проведено 3 плановых заседания ПМПК. (2014-2016г.г.)
Результатом работы за год явилось:
- увеличение обращений по обследованию детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии;
- сокращение количества необоснованных представлений детей на ПМПК;
- увеличение количества детей, обследованных перед школой;
- повышение процента детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, обучающихся по программе для умственно отсталых детей;
- создание электронной базы данных ПМПК;
- по сравнению с прошлым годом повысился качественный уровень предоставления документации на ПМПК образовательными учреждениями.
В целом, увеличилась доля выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь. Отмечается востребованность в логопедических и психологических услугах со стороны родителей. Создается система раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей.
В ходе работы комиссии в текущем учебном году были выявлен и ряд проблем:
- Затрудняет работу комиссии несвоевременное представление образовательными учреждениями детей с нарушениями в развитии на ПМПК.
- По-прежнему отмечаются недостатки в оформлении документов, представляемых на ПМПК.
- Отмечается недостаточный уровень разъяснительной работы специалистов ДОУ и ОУ по целям прохождения ПМПК, недостаточное информирование родителей о деятельности комиссии (чаще всего родители не знают и не понимают для чего их детей отправили на ПМПК).
- Частично наблюдается несоответствие образовательного маршрута детей в ДОУ и ОУ с учетом выявленных нарушений. Рекомендации муниципальной ПМПК выполняются не в полной мере.
- Недостаточная информированность родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, их социально-трудовой адаптации, необходимости оказания им своевременной коррекционной помощи.
- В рамках повышения качества деятельности ПМПК остается проблема повышения квалификации специалистов ПМПК и оснащения стандартизированным диагностическим инструментарием.
Таким образом, исходя из анализа статистических данных существует потребность в различных видах специального обучения: компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, сложной структурой дефекта, а так же в классах YII, YIII и Y вида.
Предложения управлению образования по оказанию образовательной и психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:
- Совершенствовать организацию раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям, что в дальнейшем позволит к школьному возрасту сократить количество детей с ОВЗ.
- Обеспечить контроль за эффективностью деятельности дошкольных и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.
- Обеспечить переподготовку и повышение квалификации педагогов для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также учителей, осуществляющих обучение по программе для умственно отсталых детей.
- Решить вопрос о курсовой подготовки специалистов психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с установленными требованиями.
- Обеспечить ПМПК необходимыми диагностическими методиками (психодиагностическим комплектом Семаго для углубленной оценки психического развития). Совершенствовать методы обследования и консультирования детей с нарушениями в развитии на районной ПМПК.
- Разработать договор о сотрудничестве со СМИ по вопросам информационно-просветительской работы с населением.
- Организовать методическое объединение воспитателей и учителей, работающих по специальным (коррекционным) программам с детьми с ОВЗ.
- Продолжить методическую работу с членами ПМПконсилиумов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....