Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.docx | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: | Математика | |
Класс: | 5 | |
Учитель: | Борисова Наталия Анатольевна | |
Базовый учебник: | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С. И. Шварцбурд - 31-е изд., исп. – М.: Мнемозина, 2013 | |
Тема урока: | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
Тип урока: | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |
Цели деятельности учителя: | Главная дидактическая цель: вывести с учащимися алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий;
Формирование УДД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) | |
Планируемые результаты: | УУД | Предметные: уметь правильно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи | ||
Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи | ||
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке: | Десятичные дроби, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, скорость по течению реки, скорость против течения реки | |
Форма проведения урока: | Урок проблемного изложения материала. | |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, парная, индивидуальная. | |
Межпредметные связи: | Подготовка к изучению алгебры и физики | |
Необходимое учебное оборудование: | Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ЦОРы |
Организационная структура урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный (2 мин) | Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают в тетрадь. | Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Отработка навыков устного быстрого счёта, повторение решения задач на движение, фиксирование индивидуальных затруднений | Мотивирует учащихся на получение знаний. Сегодня на уроке мы продолжаем работать с десятичными дробями. Организует устную и индивидуальную работу. Устно: Задания №1 – 2. Слайд№1-2 №1. Перед вами записаны дробные числа: 2,7; 1,26; 3,028; 154,002; 0, 1652. Какие дроби перед вами? - Скажите, что вы умеете делать с десятичными дробями? Прочитайте данные десятичные дроби. А от чего зависит значение цифры в записи числа? Скажите, что означает цифра 2 в записи каждой десятичной дроби, написанной на экране? Хорошо! №2. Сравните десятичные дроби. Что значит сравнить числа? Как сравнивают десятичные дроби?
Хорошо. А как складывают и вычитают смешанные числа? Проверим задание которое выполнял … | Слушают учителя. Выполняют задания отвечают на вопросы учителя. Перед нами десятичные дроби. Мы умеем записывать и читать десятичные дроби, представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанных чисел и обратно, умеем сравнивать десятичные дроби. Читают по одному. Значение цифры зависит от того, на каком месте (в каком разряде) она находится. 2,7 – 2 единицы; 1,26 – 2 десятые; 3,028 – 2 сотые; 154,002 – 2 тысячные; 0, 1652 – 2 десятитысячные. Повторяют алгоритм сложения смешанных чисел. Чтобы сложить смешанные числа, нужно: 1) отдельно сложить целые части; 2) отдельно сложить дробные части; 3) сложить целую и дробную части. | Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия |
Индивидуальная работа: Слайд№3 №1. Выполните действия 1) 31 - 5; 2) 5 + 4; 3) 18 + 4; 4) 8 - 7 А можно ли записать ответы в виде десятичных дробей? | ||||
3. Создание проблемной ситуации, формулирование темы и цели урока (3мин) 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (8 мин.) 5. Этап первичной проверки понимания изученного. (5 мин) | Обсуждение ситуации, порождающей проблему появления понятия | (Постановка проблемы.) №1. Решите задачу. Слайд№4 Собственная скорость лодки 4,5 км/ч, cкорость течения 2,3 км/ч. Найдите скорость лодки при движении по течению и против течения реки. Как найти, скорость по течению? Как найти, скорость против течения? Что же нужно сделать для решения задачи? А умеете вы складывать и вычитать десятичные дроби? Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как складывать и вычитать десятичные дроби. Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Слайд№5 Какую же гипотезу (предположение) можно выдвинуть? Организует работу в парах. Как найти сумму и разность этих десятичных дробей? Решите задачу разными способами. Используйте имеющиеся у вас знания. Наводящие вопросы в случае необходимости: - Как можно записать десятичные дроби? - Вы умеете складывать смешанные числа? - Какие исходные числа складывали? Значит, как надо записать результат сложения? Подумайте, а каким ещё способом можно сложить эти же десятичные дроби? Наводящие подсказки и вопросы. Принцип записи у десятичных дробей такой же, как и у натуральных чисел. Как вы думаете, можно ли, десятичные дроби складывать, как и натуральные числа, поразрядно, в столбик? - Как выполнить сложение? - Где поставить запятую в полученной сумме? Какой результат получился в итоге? А теперь, сравните какой способ сложения и вычитания десятичных дробей проще и удобней? Конечно! Этот способ чаще всего и используют при сложении десятичных дробей. Но записывают сложение и вычитание десятичных дробей столбиком. Итак, как же выполнить сложение любых десятичных дробей? Сначала учитель выслушивает учащихся, корректирует их ответы. Прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в учебнике Выполните сложение десятичных дробей в столбик: Слайд№6 Прошу одного желающего прокомментировать и записать решение на доске. | Ученики отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения задачи Нет. Мы должны научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Слушают учителя. Научиться выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Зная алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, мы сможем им пользоваться. Решают задачу, работают в паре. Затем, та пара которая справилась с задачей объясняет всему классу своё решение поставленной задачи. Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел и найти сумму смешанных чисел, а затем полученную сумму записать в виде десятичной дроби. Но можно сложить, вычесть десятичные дроби. Учащиеся рассказывают как это сделали они. В итоге получили тот же результат. Учащиеся пробуют сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Работают с учебником Один ученик комментирует выполнение действия и записывает на доске, а остальные записывают решение в тетради. Запишем десятичные дроби друг под другом в столбик так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце (запятые окажутся друг под другом). Уравнять число десятичных знаков, для этого следует приписать к дроби, содержащей меньшее число десятичных знаков, справа нули. Как натуральные числа, поставить запятую под запятыми в слагаемых. | Познавательные: анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
6. Динамическая пауза. (2 мин) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | А теперь немного отдохнём, восстановим силы для последующей активной работы. Физкультминутка. | Выполняют комплекс упражнений. | |
7. Этап закрепления изученного (12мин.) | А сейчас выполним номерами из учебника, для того, чтобы еще лучше усвоить новое правило. На доске написаны №: 1219 (1ст), №1216. Учитель контролирует каждого ученика, поправляет по необходимости, ставит оценку (правило находится на экране). Молодцы, ребята! Я вижу, что вы неплохо усвоили новое правило, научились использовать его в примерах. | Ученики выходят к доске, решают примеры и задачи, комментируя своё решение. | Личностные: формирование готовности к самообразованию Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия | |
8. Самостоятельная работа по закреплению изученного. (5 мин) | Обеспечение усвоения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок. | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой. | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы Проверяют работу одноклассника. | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой |
9 Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин) | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Итак, подведём итоги урока. - Что новое вы узнали сегодня на уроке? - Чему новому вы научились на уроке? Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме: На уроке
Не расстраивайтесь те, у кого сегодня на уроке не всё получилось. На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы Выставление отметок за урок | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
10Домашнее задание(1 мин) | Обсуждение домашнего задания | Слайд №12. Запишите домашнее задание. Оно поможет вам лучше усвоить новый материал. 1) Выучить правило, № 1255, 1256, 1261 2) Дополнительное задание. | Записывают домашнее задание в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...
Технологическая карта урока на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года"...
Технологическая карта урока на тему: "Сложение и вычитание многочленов"
Поурочные планы на 2 урока по теме:"Сложение и вычитение многочленов"...
Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 класс
Представлена технологическая карта второго урока по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 5 класс...
Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Технологическая катра к уроку математики 5 класса по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...
Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".
Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"....