Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

Класс:

5

Учитель:

Борисова Наталия Анатольевна

Базовый учебник:

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С. И. Шварцбурд - 31-е изд., исп. – М.: Мнемозина, 2013

Тема урока:

Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели деятельности учителя:

Главная дидактическая цель:  вывести с учащимися алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий;

 

Формирование УДД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета  характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты:

УУД

Предметные: уметь правильно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Десятичные дроби, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, скорость по течению реки, скорость против течения реки

Форма проведения урока:

Урок проблемного изложения материала.

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Подготовка к изучению алгебры и физики

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ЦОРы

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный (2 мин)

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует  учащихся, проверяет  готовность  к уроку.

Добрый день,  ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Личностные: мотивация учения 

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Отработка навыков устного быстрого счёта, повторение решения задач на движение, фиксирование индивидуальных затруднений

Мотивирует учащихся на получение знаний. Сегодня на уроке мы продолжаем работать с десятичными дробями.

Организует устную и индивидуальную работу.

Устно:

Задания №1 – 2. Слайд№1-2

№1. Перед вами записаны дробные числа:

 2,7;  1,26;  3,028;  154,002; 0, 1652.

 Какие дроби перед вами?

- Скажите,  что вы умеете делать с десятичными дробями?

Прочитайте данные десятичные дроби.

А от чего зависит значение цифры в записи числа?

Скажите, что означает цифра 2 в записи каждой десятичной дроби, написанной на экране?

Хорошо!

№2. 

Сравните десятичные дроби.

Что значит сравнить числа?

Как сравнивают десятичные дроби?

  1. 0,483 * 0,479;
  2. 4, 781 * 4, 79;
  3. 95, 3 * 95, 300;
  4. 0,045 * 0, 0045.

Хорошо.

 А как складывают и вычитают смешанные числа?

Проверим задание которое выполнял …

Слушают учителя.

Выполняют задания отвечают на вопросы учителя.

Перед нами десятичные дроби.

Мы умеем записывать и читать десятичные дроби, представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанных чисел и обратно, умеем сравнивать десятичные дроби.

Читают по одному.

Значение цифры зависит от того, на каком месте (в каком разряде) она находится.

2,7 – 2 единицы;  1,26 –

2 десятые;  3,028 – 2 сотые;  154,002 – 2 тысячные;  0, 1652 – 2 десятитысячные.

Повторяют алгоритм сложения смешанных чисел.

Чтобы сложить смешанные числа, нужно:

1) отдельно сложить целые части;

2) отдельно сложить дробные части;

3) сложить целую и дробную части.

Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия

Индивидуальная работа:  Слайд№3

№1. Выполните действия

1) 31 - 5;        

2) 5 + 4;            

3) 18 + 4;

 4) 8 - 7

А можно ли  записать  ответы в  виде десятичных дробей?

3. Создание проблемной ситуации, формулирование темы и цели урока  (3мин)

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

(8 мин.)

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

(5 мин)

Обсуждение ситуации, порождающей проблему появления понятия

(Постановка проблемы.)

№1. Решите задачу. Слайд№4

Собственная скорость лодки 4,5 км/ч, cкорость течения  2,3 км/ч. Найдите скорость лодки  при движении по течению и против течения реки.

Как найти, скорость по течению?

Как найти, скорость против течения?

Что же нужно сделать для решения задачи?

А умеете вы складывать и вычитать десятичные дроби?

Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как складывать  и вычитать десятичные дроби.

Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

 Слайд№5

Какую же гипотезу (предположение) можно выдвинуть?

Организует работу в парах.

Как найти сумму и разность этих десятичных дробей? Решите задачу разными способами.

Используйте имеющиеся у вас знания.

Наводящие вопросы в случае необходимости:

- Как можно записать десятичные  дроби?

- Вы умеете складывать смешанные числа?

- Какие исходные числа складывали? Значит, как надо записать результат сложения?

Подумайте, а каким ещё способом можно сложить эти же десятичные дроби?

Наводящие подсказки и вопросы.

Принцип записи у десятичных дробей такой же, как и у натуральных чисел.

Как вы думаете, можно ли, десятичные дроби складывать, как и натуральные числа, поразрядно, в столбик?

- Как выполнить сложение?

- Где поставить запятую в полученной сумме?

Какой результат получился в итоге?

А теперь, сравните какой способ сложения и вычитания  десятичных дробей проще и удобней?

Конечно! Этот способ чаще всего и используют при сложении десятичных дробей. Но записывают сложение и вычитание десятичных дробей столбиком.

Итак, как же выполнить сложение любых десятичных дробей?

Сначала учитель выслушивает учащихся, корректирует их ответы.

Прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в учебнике

Выполните сложение десятичных дробей в столбик: 

Слайд№6

Прошу одного желающего

прокомментировать и записать решение на доске.

Ученики отвечают на вопросы учителя,  предлагают способы решения задачи

Нет.

Мы должны научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Слушают учителя.

Научиться выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Зная алгоритм сложения  и вычитания десятичных дробей, мы сможем им пользоваться.

Решают задачу, работают в паре.  

Затем, та пара которая справилась с задачей объясняет всему классу своё решение поставленной задачи.

Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел и найти сумму смешанных чисел, а затем полученную сумму записать  в виде десятичной дроби.

Но можно сложить, вычесть десятичные дроби.

Учащиеся рассказывают как это сделали они.

В итоге получили тот же результат.

Учащиеся пробуют сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Работают с учебником

Один ученик комментирует выполнение действия и записывает на доске, а остальные записывают решение в тетради.

Запишем десятичные дроби друг под другом в столбик так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце  (запятые окажутся друг под другом).

Уравнять число десятичных знаков, для этого следует приписать к дроби, содержащей меньшее число десятичных знаков, справа нули.

Как натуральные числа, поставить запятую под запятыми в слагаемых.

Познавательные: анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

6. Динамическая пауза. (2 мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

А теперь немного отдохнём, восстановим силы для последующей активной работы. Физкультминутка.

Выполняют комплекс упражнений.

7.  Этап закрепления  изученного

(12мин.)

А сейчас выполним номерами из учебника, для того, чтобы еще лучше усвоить новое правило.

На доске написаны №: 1219 (1ст), №1216.

Учитель контролирует каждого ученика, поправляет по необходимости, ставит оценку (правило находится на экране).

  Молодцы, ребята! Я вижу, что вы неплохо усвоили новое правило, научились использовать его в примерах.

Ученики выходят к доске, решают примеры и задачи, комментируя своё решение.

Личностные: 

формирование готовности к самообразованию

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия

8. Самостоятельная работа по закреплению изученного.

(5 мин)

Обеспечение усвоения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой.

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы

Проверяют  работу одноклассника.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

9 Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Итак, подведём итоги урока.

- Что новое вы узнали сегодня на уроке?

- Чему новому  вы научились на

   уроке?

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке  по схеме:

На уроке                                        

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Я научился …
  • Меня удивило …
  • У меня……………настроение

Не расстраивайтесь те, у кого сегодня на уроке не всё получилось.

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы

Выставление отметок за урок

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

10Домашнее задание(1 мин)

Обсуждение домашнего задания

Слайд №12. Запишите домашнее задание. Оно поможет вам лучше усвоить новый материал.

1) Выучить правило, № 1255, 1256, 1261

2) Дополнительное задание.

Записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...

Технологическая карта урока на тему: "Сложение и вычитание многочленов"

Поурочные планы на 2 урока по теме:"Сложение и вычитение многочленов"...

Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 класс

Представлена технологическая карта второго урока по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 5 класс...

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Технологическая катра к уроку математики 5 класса по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"....