ФИО | Иванова Валентина Николаевна |
Место работы | МБОУ Хмелитская СОШ, Вяземский район Смоленская область |
Должность | Учитель |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тема и номер урока в теме | Сложение и вычитание десятичных дробей (урок №1) |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Предметная программа и её автор |
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Математика 5. (И: Вентана-граф)
|
Цель урока | Вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и начать формирование умения применять это правило при решении задач.
|
Задачи | Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; Образовательные: актуализировать опорные знания по теме (повторить разрядные единицы десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел; провести поиск способов сложения и вычитания десятичных дробей, разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) Воспитательные: воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать и слышать другого, уважение к мнению товарища.
|
Технологии | ИКТ, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая |
Методы и формы | Частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, устная, письменная. |
Техническое оснащение урока | ПК учителя, проектор |
Литература,источники информации |
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Математика 5. (И: Вентана-граф)
|
Этапы урока | Учитель | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Организационный момент | Приветствует учеников. А начнем мы наш урок с умной мысли: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Д. Пойа Сегодня мы как раз и попробуем это сделать. | Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку. |
Актуализация знаний, устная работа
Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы(темы и целей урока) | 1.Прочитайте числа: 2,634; 0,31; 1,3; 201,231.
2.Сравните дроби: а) 3,4 и 3,19; б)6,40 и 6,4; в) 0,31 и 0,126 ; г)0,413 и 0,6 3.Выразите в сантиметрах и дециметрах: 5 дм; 4,25 м; 0,3 м; 14,5 дм. 4.Задача Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?
-Какое задание нужно выполнить?
-Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня выяснить?
Какая же будет тема урока? Абсолютно верно.
А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока
Запишите тему урока в тетрадь.
| Читают
Сравнивают 3,4 >3,19; 6,40 = 6,4; 0,31 > 0,126 ; 0,413 < 0,6
Выражают 50 см; 425 см; 3 дм; 145 см;
У детей возникает затруднение.
Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.
Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Записывают тему урока. |
Открытие нового знания.
Проблемная ситуация
| Давайте попробуем решить задачу двумя способами. Кто догадался как?
Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом.
Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как решить задачу быстрее, как выполнить сложение и вычитание быстрее? Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел? Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик? Учащимся предлагается немного времени для размышлений. Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске?
Задание выполнено верно.
Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров: а)2,35+4,18=6,53; б)3,8-1,2=2,6; На экране высвечивается еще один пример в)0,76+42,389.
Одинаковые ли ответы получились? Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом).
Какое же решение было верным? А теперь попробуем сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Давайте сверим ваши предположения с учебником. Алгоритм выводится на слайде на доске. Алгоритм сложения десятичных дробей. - -Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
- -Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
- -Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
- -Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
| Предлагают свои версии Предполагаемые ответы: 1)перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь; 2)перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли. Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске. 1 вариант 1)2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.) 2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.) Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей. 2 вариант 1)2,37р. +1,26р.= =2р.37к.+1 р.26 к.=3р.63 к. 2) 2р.37к.-1 р.26 к.=1р.11 к. Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.
В столбик.
К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой - вычитание. 2,37 +1,26 _ 2,37 3,63 1,26 1,11
Учащиеся в группах решают примеры, вынося свое решение на доску.
Пробуют решить
Предлагают свои версии решения примера: 42,389 + 0,76 42,465
| 42,389 +0,76 49,989 | 42,389 +0,76 43,149 |
Дети сравнивают свои ответы с экраном.
Последнее.
Предлагают свои варианты ответов. Читают текст в учебнике, находят нужную информацию. |
Физкультминутка | Буратино потянулся Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три — нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
| Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.
|
Первичное применение нового знания | Решение упражнений по учебнику. №1213(а,б,в,г)
№1214(а,б,г,е)
Решение задачи №1211. Прочитайте задачу. Сколько ткани пошло на пальто? Сколько ткани пошло на костюм? Что требуется узнать в задаче? Решаем задачу двумя способами.
Какое решение более удобно?
| Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма №1213(а,б,в,г) а)0,769+42,389=43,158 в)95,381+3,219=98,6 б)5,8+22,191=27,991 г)8,9021+0,68=9,5821 №1214(а,б,г,е) а)9,4-7,3=2,1 б)16,78-5,48=11,3 г)11,1-2,8=8,3 е)6,6-5,99=0,61
3,2 м.
2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе.
1 способ 3,2+2,63=5,83(м) 2 способ 3,2м=320 см 2,63 м=262 см 320+263=583(см) Первое. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа с взаимопроверкой Выполните действия и расшифруйте слово: А 0,023+6,4=6,423 Б 14,16+31,12=45,28 П 15,6+4,7=20,3 Д 3,16+5,2=8,36 Е 35+2,73=37,73 О 23,4+5,37=28,77 20,3 | 28,77 | 45,28 | 37,73 | 8,36 | 6,423 |
|
|
|
|
|
|
|
20,3 | 28,77 | 45,28 | 37,73 | 8,36 | 6,423 | п | о | б | е | д | а |
|
Повторение и закрепление изученного ранее | №1251(работа в парах с последующей проверкой на доске)
|
а) х= х= Ответ: х=
| б)у - у= у= у=1 Ответ: у=1
| в) k= k= Ответ: k=
| г)d+ d+ d= d= Ответ: d=
|
|
Итог урока. Рефлексия | Какие цели в начале урока мы поставили?
Достигнуты поставленные цели?
− Как складывают и вычитают десятичные дроби?
| Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.
Формулируют алгоритм |
Домашнее задание | №1255 | Записывают домашнее задание. |