самоанализ учителя русского языка и литературы
опыты и эксперименты на тему
обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Матюхиной Марины Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_matyuhinoy.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ учителя русского языка и литературы
● Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Спасское является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей обучающихся.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;
- создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
● Со времени последней аттестации прошло пять лет. Одна из основных проблем, стоящая передо мной – невысокое качество знаний по русскому языку и литературе. Убедилась на опыте, что одна из основных причин низкой успеваемости – слабый интерес к предмету. Поэтому постаралась повысить качество постановки учебной деятельности на уроке. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:
- развитие критического мышления;
- интерактивные технологии;
- проектная;
- создание ситуации успеха;
- дебаты;
- здоровьесберегающие технологии.
Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения. Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты и т.д.
В 2015 году я провела открытые уроки с мультимедийным сопровождением: урок-проект «Мой Пушкин», урок-дебаты «Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», урок-исследование «Категория состояния: за и против». Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
Продумала систему внеурочных занятий. Мы заглянули с детьми «За страницы учебника» и провели ряд внеклассных мероприятий: праздник «Слово о словах», «Литературное поле чудес», литературно-музыкальная композиция «Отговорила роща золотая», устный журнал «Славянская письменность и её создатели» и т.д.
Как руководитель краеведческого школьного уголка я ежегодно готовлю сценарий выступления для детей в интересной форме на смотр-конкурс музеев, комнат, залов. Ребята с удовольствием участвуют в поиково-исследовательской работе, создают исследовательские проекты: «Из прошлого в настоящее», «Порохом пропахнувшие строки», «Есть память, которой не будет забвенья», «История Тамбова» (см.портфолио)
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к обучающимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе. О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ОГЭ. А также показатели образовательных достижений обучающихся по русскому и по литературе за три года (см. портфолио)
● В образовательном учреждении реализуется «Программа развития школы на 2012-2016 годы». Одной из задач программы является формирование патриотических и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В связи с этим мною была разработана программа на тему «Сохранённая память».1 ноября 2013 года выступала с докладом «О поисковой и практической деятельности по сохранению памяти о храме святой Троицы в селе Троицко-Ивановское» на районной конференции. Материалы выступления и презентация размещены на сайте http://oostaro43.68edu.ru/dukhovnost.htm В марте 2014 года стала участницей областного конкурса исследовательских работ «Восстановление духовно-исторической памяти»(см.портфолио). В феврале 2015 года на районном семинаре руководителей образовательных организаций и педагогов Староюрьевского района «Духовно-нравственное воспитание детей в социокультурном пространстве села: опыт, проблемы, перспективы» выступала с докладом «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях сельской школы». В 2013 году мои ученики стали победителями областного конкурса социальных проектов «Клеймёновские чтения»(см.портфолио)
● Чтобы максимально приблизиться к переходу на ФГОС я прошла курсы повышения квалификации по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», прошла стажировку по теме «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС». Рабочие программы составляю на основе примерных программ, соответствующих ФГОС.
Обучение русскому языку веду по УМК М.М.Разумовской, который ориентирован на языковое развитие учащихся, помогает овладеть речевой деятельностью, учит свободно говорить и писать на родном языке. Важным моментом является то, что теория приближена к практике. Это предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания. А литературу преподаю по программе под редакцией В.Я.Коровиной. УМК позволяет сделать процесс обучения личностно- значимым, творчески активным. Учебник интересен для обучающегося, хорошо иллюстрирован, эстетически оформлен. Учебник не содержит готовых ответов, но подталкивает к их поиску.
Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по-иному; готовых знаний учитель не даёт: они возникают в процессе совместного сотрудничества.
На семинаре РМО учителей русского языка и литературы выступала с докладами «Проблема выбора УМК по русскому языку и литературе, соответствующего требованиям ФГОС» и «Актуализация методов и технологий преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».
● В своей работе я придерживаюсь принципов личностно-ориетированного обучения. Уровень подготовки и развития способностей к обучению у каждого ребёнка разный. В классах обучающиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний..
Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне. Творческие работы моих учеников размещены на сайте для одарённых детей «Алые паруса». Ежегодно мои ученики участвую в Международных интеллектуальных конкурсах «Кириллица» и «Русский медвежонок – языкознание для всех». Кроме этого, включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности.
Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся, большее предпочтение отдаю тестирование технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Провожу психологическое тестирование (изучаю преобладание темперамента учащихся, вида памяти, мышления). На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. В ходе занятия ни один ученик не остается без дела, каждый стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.)
На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, в которой они показали бы свою успешность.
С обучающимися 5-9 классов, имеющих повышенный интерес к предмету, организую внеурочные занятия по разработанным мною курсам - «Секреты орфографии», «Путь к слову».
Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работу с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Обязательно использую информационные технологии, которые позволяют сделать образовательный процесс наглядным, информационно – насыщенным.
● На уроке и вне его современный учитель должен эффективно использовать своё время и время детей. Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности. Кроме того, применяю перспективные методические приёмы для развития способностей учащихся: заполнение таблиц, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстную дискуссию, круглый стол, тесты, метод проектов.
В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету гуманитарного цикла. Под моим руководством обучающиеся разработали и представили на школьной ученической конференции следующие проекты:
«Вредные слова» (о молодежном компьютерном сленге), «Мой Пушкин», «Наш любимый поэт» (о творчестве поэта-земляка П.Н.Матюхина).
● Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя таблицы ЕХСЕL. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними.
Для выяснения влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития использую диагностические средства: статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, педагогическое наблюдение, анкетирование.
● Уровень познавательного интереса учащихся мною определяется на основе устойчивой работоспособности, сохранения внимания, умения преодолевать трудности. Для развития познавательного интереса использую различные методы, приемы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой. В 5-6 классах особое внимание уделяю игровым методикам. Игра делает процесс обучения не только более динамичным, интенсивно тренирующим память, но и более радостным, а потому более эффективным. При реализации игровых методик применяю викторины, ребусы, загадки и т.д.
Компьютер для меня – незаменимый помощник для подготовки и проведения уроков и во внеурочной деятельности. Основные направления использования компьютерных технологий на моих уроках следующие: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр (подготовка к ОГЭ).
Таким образом, привлекая для повышения уровня познавательного интереса обучающихся разнообразные педагогические технологии и методики, считаю, что интерес к изучаемому предмету у моих учеников находится на достаточном уровне и в перспективе будет увеличиваться.
Большое значение для развития познавательного интереса имеет психологический настрой на урок в целом. Психолого-педагогическая диагностика настроения, с которым школьники идут на урок, показала, что 70% обучающихся идут на урок с интересом, 27,5 % - с радостью и лишь 10% относятся к предмету равнодушно (см.портфолио).
В начале года провожу диагностику учащихся с применением следующих психотехник: замеры эмоционального состояния учащихся (по А.Н. Лутошкину), анкетирование, позволяющее выявить интересы, склонности и способности школьников, тестирование (в том числе компьютерное) для выяснения особенностей детей (типа нервной системы, доминирования полушария головного мозга, уверенности или неуверенности в своих знаниях и т.д). По результатам диагностирования выстраиваю систему работы со всеми детьми и индивидуальную - с одаренными. При этом использую наиболее эффективные методы, приемы и формы обучения.
● Выявлению лучших учеников способствует Всероссийская олимпиада школьников. Ежегодно в ней принимают участие 25% от всех обучающихся, среди них всегда есть призёры и победители, как на школьном уровне, так и на муниципальном (см.портфолио). Также мои воспитанники являются победителями дистанционной олимпиады школьников по русскому языку «Интеллектуальный марафон»(см. портфолио).
Благодаря кружковой работе «Путь к слову» мои ученики стали призёрами и победителями областного конкурса «Боевая слава России» в номинации «Литературное творчество» и в епархиальном конкурсе «Свет рождественской звезды» в номинации «Литературное творчество» (см.портфолио)
Веду большую внеклассную работу по предмету, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Целью внеклассной работы ставлю воспитание любви к русскому языку, литературе, развитие творческой активности учащихся, повышение уровня их культурного и интеллектуального развития. Систематически провожу литературные вечера, посвященные писателям и поэтам, конкурсы, игры, олимпиады, конференции. Ежегодно в школе проводятся Неделя русского языка и литературы, Дни славянской письменности и культуры, «Книжкины недели», во время которых ученики становятся участниками различных мероприятий.
● По русскому языку наблюдается стабильная качественная успеваемость. По литературе виден рост качественной успеваемости, т.е. позитивная динамика. Исследования в области мотивации обучения показали, что 50% учащихся называют в качестве ведущих познавательные мотивы, у остальных преобладает социальная мотивация.
● Сотрудничество, взаимное уважение и доверие, взаимопомощь – такова психологическая атмосфера в моих классах. Подбираю такие формы уроков и методические приёмы, которые позволяют добиться детям успеха независимо от уровня знаний, снимают напряжение, создают атмосферу взаимного доверия. Я провожу уроки-путешествия, деловые игры, уроки-концерты, уроки-дебаты, организую на уроке ситуацию успеха. Использую тесты и методики, позволяющие определить склонности и интересы обучающихся «Шаг к себе», «Как стать успешным?» Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования и поручения.
Считаю, что позитивное влияние на протекание психических познавательных процессов у обучащихся оказывают положительные эмоции с моей стороны: открытость, доброжелательность, уважение. Стараюсь вовремя отметить любые достижения учащихся, помня, что достигнутый успех порождает интерес. С целью поддержания атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, стараюсь подбодрить ребенка, вселить в него уверенность, поощрить даже за незначительные успехи, достижения.
Учитель – один из немногих взрослых, с которыми постоянно общается школьник, поэтому в учебном процессе стараюсь не подавлять ученика, показывать своё доброе отношение и готовность прийти на помощь.
Являюсь классным руководителем 9 класса. В работе с классом стараюсь применять разные формы: классные часы, беседы, классные собрания, диспуты, организованные выезды, экскурсии, КВН, выступления агитбригад. Принимаем участие во всех общешкольных мероприятиях, часто класс выступает инициатором проведения праздников для малышей. Развернута работа по созданию культурных традиций класса (оформление уголка, Дни именинника, велопробеги, экскурсии, походы). Я всегда стараюсь создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Планирую свою работу, опираясь на результаты диагностики межличностных отношений (анкетирование, тесты и наблюдения). Результаты диагностики отношений обучающихся в моих классах позволяют судить о наличии положительной динамики.(см. портфолио)
● Сотрудничество с родителями использую для формирования процесса становления и развития личности. Наиболее эффективными формами работы считаю совместные экскурсии, классные собрания, открытые родительские дни в школе, индивидуальные консультации, посещение семей для изучения условий семейного воспитания ребёнка. Ставлю перед родителями конкретные задачи, привлекая их к проверке учебной деятельности своих детей, организации и подготовке праздников. Провожу индивидуальные беседы с родителями отдельных учеников, если возникают какие-либо проблемы в обучении. Достижения об учебной деятельности учащихся всегда сообщаются родителям (дневники, ведомости оценок, портфолио). В настоящее время общение с родителями осуществляю через электронную сеть https://dnevnik.ru . В 9 классе организую работу с родителями по правильной организации подготовки к итоговой аттестации и выбору профиля дальнейшего обучения. Неоднократно выступала с докладами на общешкольных родительских собраниях: «Роль родителей в развитии и воспитании детей» (2014 г), «Детская агрессия и жестокость» (2015 г). Стараюсь выяснить «Довольны ли родители успехами своего ребёнка». Для этого использую беседы, анкетирование-опрос. При составлении плана воспитательной работы с классом учитываю мнения и пожелания родителей.
● Успехами в своей работе в немалой степени я обязана своим коллегам, многие из которых являются моими помощниками, вдохновителями моих дел. В свою очередь стараюсь оказывать членам педагогического коллектива любую помощь, от меня зависящую. К опытным учителям обращаюсь за советом, посещаю их уроки и перенимаю педагогический опыт. При составлении календарно-тематического планирования намечаем с учителями других предметов ряд интегрированных бинарных уроков. Поддерживаю связь с учителями начальных классов, а также с коллегами из других филиалов МБОУ Староюрьевской СОШ. Обмениваемся опытом в ходе проведения заседаний РМО, посещаем открытые уроки, работаем над проектами Живое общение помогает в решении педагогических проблем. А также являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайтах http://www.proshkolu.ru/, http://www.nsportal.ru/, знакомлюсь с опытом коллег, делюсь опытом своей работы.
● Уровень педагогического мастерства повышаю на курсах профессиональной подготовки. Последние курсы прошла в 2013 году: «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС»(144ч.) и «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»(72ч.), а в 2012 году «Современные образовательные технологии как средство развития творческого потенциала личности обучающегося»(72ч.).
Разработала учебные программы по русскому и литературе. В течение последних трёх лет я являюсь членом муниципального жюри Староюрьевского района по проверке олимпиадных работ по литературе. Самообразованию отвожу одну из ведущих ролей. Сюда входит не только самоанализ деятельности и повышение мастерства как учителя предметника, но и повышение общей эрудиции, расширение образования и степени участия, связанные с необходимостью реализовать себя в различных сферах деятельности. В этой связи веду активную деятельность в работе РМО, семинаров, где делюсь опытом по организации работы с детьми и многое узнаю для себя от своих коллег. А также являюсь участником сетевых вебинаров. В ноябре 2015 участвовала в вебинаре Международный фестиваль «Одарённому ребёнку – одарённый педагог» - развивающая среда для педагога в соответствии с профессиональным стандартом.
Мощный рычаг повышения квалификации – квалификационная аттестация. В аттестационный период в течение всего года моя работа как педагога открыта для всех коллег. В 2015 году на школьном и муниципальном уровне мною был обобщён опыт работы по теме «Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций обучающихся».
● На мой взгляд, трудности в работе вызывает отсутствие у многих школьников желания учиться и продолжить своё образование, а также низкий уровень самостоятельной умственной деятельности, желание списать или услышать наводящий вопрос. Увлечённость ребят компьютерными играми отнимает время от выполнения заданий по предмету и отбивает интерес к учёбе. Трудности возникли и с наличием дополнительной литературы по предмету у детей, у многих детей дома отсутствует доступ к сети Интернета. В последнее время сталкиваюсь с трудностями, которые являются следствием той ситуации, которая сложилась в нашей местности. Многие родители уезжают на заработки в город, оставляя контроль над детьми на бабушек и дедушек. Приходится больше внимания уделять детям из таких семей.
● На сегодняшний момент передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счёт повышения интереса к урокам русского языка и литературы повысить качество знаний обучающихся. Отсюда вытекают перспективные задачи:
- шире внедрять мониторинговые исследования, использовать научно-диагностические методы;
- совершенствовать работу по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы;
- вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность;
- использовать эффективные методы и приёмы при подготовке к ОГЭ;
- разрабатывать интеграционные проекты;
- уделять больше внимания самостоятельности в изучении, закреплении и применении нового материала на практике;
- достижение метапредметных результатов обучающихся;
- использование здоровьесберегающих технологий.
Механизмы их решения: Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов. Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом. Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
Планируемые результаты: Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в исследовательских работах. Разработать и провести открытые уроки по новаторским технологиям. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и разместить их на школьном и других сайтах. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Создать собственную медиатеку, разработать дидактические материалы, способствующие личностно ориентированному подходу в изучении русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ учителя русского языка и литературы...
Самоанализ учителя русского языка и литературы.
Аттестация.Самоанализ учителя русского языка и литературы ....
самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. В нем отражены цели и задачи, которые ставил перед собой учитель, чтобы добиться положительных результатов в процессе обучен...
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Описание системы работы , результатов и достижений учителя...