Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
статья на тему
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций для использования усвоенных знаний, умений и способов деятельности для решения практических задач.
Главным стимулом в познавательной деятельности учащихся является ощущаемое мною движение вперёд, вера в возможность усвоения изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
города Новошахтинска Ростовской области
Самоанализ
учителя русского языка и литературы
Чебакиной
Людмилы Станиславовны
2015 г.
Самоанализ педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Чебакиной Людмилы Станиславовны
МБОУ СОШ №28 в межаттестационный период
В МБОУ СОШ №28 города Новошахтинска я работаю 3 года учителем русского языка и литературы (основание: приказ №27 по МБОУ СОШ №28 от 1 сентября 2014 года). До этого 2 года работала здесь же по совместительству и одновременно преподавала в течение 44 лет русский язык и литературу в МБОУ СОШ №25 города Новошахтинска с 15. 08. 1970 года (основание: приказ №112 от 13. 08. 1970г.) по 30. 08 2014 года ,уволена в порядке перевода в МБОУ СОШ №28 г. Новошахтинска, пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Все эти годы выполняла функцию классного руководителя.
Закончила в 1970 году Ростовский педагогический институт по специальности «Русский язык и литература», присвоена квалификация учитель русского языка и литературы.
Общий педагогический стаж 45 лет.
В своей работе использую примерные Программы по общеобразовательным предметам:
- русский язык: разработана на основе БУП – 2004 и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2008 г.)
- литература: разработана на основе БУП – 2004 и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется средствами предмета «Литература» на основе авторской программы Т. Ф. Курдюмовой.
Рабочие программы по предметам разработаны на основе вышеуказанных документов.
Учебники являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и реализации образования школьников основной школы и тем самым обеспечить достижение результатов образования - личностное развитие учащихся, их духовно – нравственное воспитание, формирование у них предметных умений, знаний.
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций для использования усвоенных знаний, умений и способов деятельности для решения практических задач.
Главным стимулом в познавательной деятельности учащихся является ощущаемое мною движение вперёд, вера в возможность усвоения изучаемого материала.
Именно поэтому я уже 3 года работаю над проблемой «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы», в основе которой лежит успешность развития личности школьника.
Моя технология строится на принципах коммуникативной направленности, индивидуализации и дифференциации, взаимодействия, сотрудничества и самовыражения. Для себя определила круг задач:
- обучать каждого ученика на уровне его
- возможностей и способностей;
- научности и новизны;
- практической направленности;
- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;
- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.
Одним из путей, ведущих к повышению и развитию интереса к русскому языку и литературе, является отбор содержания учебного материала, его преобразование. Хорошо подобранный материал , средства обучения помогают мне решать многие задачи на уроке. При этом я руководствуюсь принципами:
- каждому ученику предоставляется право выбора уровня сложности;
- объём и трудность заданий увеличиваю от уровня к уровню;
- задания разного уровня помечаю разными знаками;
Работу с заданиями провожу в системе 3 уровней:
- первый уровень – задания творческого характера ;
- второй уровень – задания, отвечающие требованиям стандарта образования на уровне применения и анализа знаний;
- третий уровень – задания отвечают требованиям стандарта образования на уровне ЗУН.
В кабинете имеются технические средства обучения: компьютер, диапроектор, экран для проектирования, колонки, наглядный и демонстрационный материал.
В своей практике на уроках я использую ИКТ, это помогает мне также осуществлять разноуровневое обучение. Обучение с использованием компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц в презентации экономит время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование электронных тренажёров по русскому языку и литературе (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов, занимательных заданий) воспитывает интерес к урокам. При этом компьютер не заменяет, а только дополняет меня как учителя. Моя роль здесь не менее важна. Я подбираю компьютерные программы к уроку, использую презентации, программы тестирования, интерактивный дидактический материал, игры «Умники и умницы», «Учимся сравнивать», игры – путешествия «Грамматическое кольцо», викторины «Знаешь ли ты русский язык?», «Грамотей» и оцениваю знания и развитие учащихся. Компьютерные технологии позволяют мне делать уроки более насыщенными, эмоциональными.
Большое значение играет на уроках русского языка и литературы работа в статических парах , так как она является важной организационной формой на уроке. Создавая пары, учитываю особенности и способности учащихся. Более слабым ученикам разрешаю пользоваться подсказками, смотреть в учебник, чтобы были правила перед глазами. Задания подбираю дифференцированно: для сильных ребят материал сложнее, и объём больше; для слабых – задания легче, требующие воспроизведение материала.
Групповая форма работы развивает у учащихся коммуникативные навыки: готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться.
С целью выяснения пробелов и дальнейшей коррекции знаний учащихся использую методы контроля, которые также организую дифференцированно. Контрольные работы, тесты носят поливариантный характер. Всё позволяет учащимся легко усвоить учебный материал.
Формируемая на каждом уроке ситуация успеха побуждает школьников и дальше развивать ученическую деятельность, повышать уровень своих притязаний, при этом растёт культура коллективной и групповой работы.
Индивидуализация и дифференциация способствует сохранению и укреплению физического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес к родному языку и литературе.
Важным успехом моей педагогической деятельности является доброе слово, доверие детей, а, значит, право их обучать и воспитывать.
Модернизация образовательной системы требует знаний современных технологий.
Владею современными образовательными технологиями ( личностно – ориентированными, дифференциации и индивидуализации, проектными, здоровьесберегающими) и эффективно их использую в своей профессиональной деятельности на уроках и во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
С целью повышения профессионального мастерства и ИКТ – компетентности мною создан в интернете сайт, электронное портфолио «Людмила Станиславовна Чебакина.»
На странице «Библиотека материалов для работников школы» на интернет педагогическом портале есть мои публикации (Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса к учебнику М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.
С целью повышения педагогического мастерства я в 2015 году прошла обучение по программе дополнительного профессионального образования «Русский язык и литература» по проблеме «Урок русского языка и литературы: от стратегических ориентиров ФГОС к новым образовательным результатам» в объёме 108 часов. Удостоверение о повышении квалификации , регистрационный номер 8882. Г. Ростов – на –Дону .
Участвую в заседаниях педагогического совета школы:
- подготовила выступление на педсовет по теме: «Домашние задания – один из важных элементов процесса обучения русскому языку»2012г.
- подготовила выступление на расширенное заседание педсовета по теме: «Осуществление преемственности между начальной школой и средним звеном в ходе реализации программы обучения русскому языку» 2014г
Систематически участвую в вебинарах по русскому языку и литературе:
- «Навигация подросткового чтения в пособиях издательства «Просвещение» 07. 05.2015г.
- «Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы» 28.10. 2015г.
- «ОГЭ, ЕГЭ, приёмы обучения школьников пониманию, интерпретации текстов (в контексте ФГОС ) в процессе подготовки к написанию сочинений» (Областной семинар )27.10.2015г.
Активно участвую в методической работе по русскому языку и литературе городского МО, школьного МО:
- выступала по теме «Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма» 2012г.
- выступала по теме «Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению на уроках русского языка» 2013г.
- выступала по теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы» 2014г
- выступала по теме «Урок русского языка: результативно и интересно» 2015г.
- выступала по теме «Проектная деятельность на уроках литературы» 2011г
Принимала участие в предметных неделях:
«Наш Шолохов»:
- разработала программу модуля «Наш Шолохов» 2015 г
- выполнила презентацию «Казачьи песни в произведениях М. А. Шолохова»2015г
- открытый классный час “Многоликий Шолохов» 2015г
- разработала литературно – музыкальную композицию «Певец Тихого Дона»2014г
«День славянской письменности»:
- разработала к предметной неделе презентацию «Кирилл и Мефодий». (Ко дню славянской письменности ) 2013г.
Владею созданием проектов и презентаций по русскому языку и литературе:
- выполнила проект «Любознательный русский язык»2012г
- выполнила проект «Семейное чтение» 2015г
- выполнила проект «Традиции семейного чтения» 2015г
- выполнила проект «О чём расскажет фразеологизм?» 2015г
- выполнила презентацию « Л. Н. Толстой – русский писатель» ( для учащихся 6 – 11 классов ) 2015г
- выполнила презентацию «Части речи. Морфологический разбор слова»2011г
- выполнила презентацию «Морфологический разбор имени существительного»2015г.
- выполнила презентацию «Степени сравнения имён прилагательных» 6 класс 2015г
- систематически с учащимися выпускаем журнал «Проба пера»
-- написала статью в газету «Знамя шахтёра» «От юбилея к юбилею: наши успехи и достижения». Нам 55. 2015г.
Регулярно провожу открытые уроки:
- «Счастливая невозвратимая пора». Открытый урок по внеклассному чтению по повести Л. Н. Толстого «Детство» 2010г
- «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус». Открытый урок в 6 классе 2011г
- «Уроки французского» -- уроки доброты». ( Подготовка к сочинению – рассуждению на нравственно – этическую тему. ) Открытый урок в 7 классе 2012г
- «Морфемный разбор слова». Открытый урок в 5 классе 2013г
- Мастер- класс «Тема дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в 11 классе 2013г
- «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» Открытый урок в 6 классе. 2014г
- «Мой Пушкин». Открытый урок в 7 классе 2014г
- «Морфологический разбор имени существительного». Открытый урок в 6 классе 2015 г.
Участвовала в городском конкурсе творческих работ:
- «Великий талант». Очерк, посвящённый А. П. Чехову 2012г
- участник фестиваля «Энергия юности – кладовая здоровья». Эссе «Как я приобщился к здоровому образу жизни»2013 -2014 г
- «Если б губернатором выбрали меня» 2014 -2015год (ДИПЛОМ за 1 место в городском и 1 место областном конкурсе сочинений )
-участник городского конкурса сочинений «Выпускник ЮИД – сотрудник полиции»,благодарность за очерк 2015г.
- подготовила призёра Всероссийской олимпиады школьников Зинченко Дарью 9 класс (приказ отдела Администрации города Новошахтинска 2012г,
- « Лучший урок письма» 3 место, 2013г
- подготовила победителей в международном конкурсе- игре по русскому языку «Ёж» 2012 – 2013 г
- подготовила победителя в фестивале «Рождественская звезда» (чтецы) 2013г
- подготовила участника конкурса «Я пою о матери родной» ( чтецы) 1 место
Результатом моей педагогической деятельности является высокий уровень подготовки учащихся по русскому языку и литературе.
Результаты промежуточной аттестации следующие:
качество знаний 61 %
освоение стандарта 100%
По государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 - х классах 2013- 2014г уровень обученности составляет:
качество 67%
освоение стандарта 100%
Мониторинг обученности школьников за 5 лет отражён в таблице (приложение в папке)
Учащиеся активно участвуют в международных конкурсах «Инфознайка», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Алгоритм», «Гелиантус», «Политоринг», в Международном конкурсе – игре по русскому языку «Ёж», в интеллектуальном марафоне по русскому языку «Всеведы», в международном конкурсе юных чтецов «Живая классика», «Я пою о матери родной»
2010 – 2011 Интеллектуальный марафон
1м Бахурова С. 8 класс
2м Гондусова О.8 класс
3м Малышева Е.8 класс
2012 -2013 Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому
языку, призёр Зинченко Д. 8 класс
2013 -2014 Участие в международном конкурсе – игре «Ёж» приняли
из 8 класса18 учащихся. Особо отличились
Воробьёва В. – 1м.
Иваненко Д. – 2 м.
Жуковский Д. – 3м.
Из 9 класса - 12 учащихся.Особо отличились
Зубченко А. - 1м.
Игнащенко О -2 м.
Манаенко В. -3 м.
2014 -2015 Участие в Международном конкурсе чтецов «Живая классика»
Шкирман Е. – 1 м. 6 «А» Кириченко Е. – 1м. 6 «Б»
Ляхнович О. – 2 м. 6 «А» Лушпенко А. – 2 м. 6»Б»
Четырина В. – 3 м. 6 «А» Перминов Д. – 3 м.6 «Б»
Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок»
Среди 5 классов: Среди 6 классов:
1м. Кононенко К. 5 «А» Карпенко Н.6 «А»
2м. Марченко А. 5 «А» Лушпенко А. 6 «Б»
3м. Будылёва Т. 5 «А» Полянская О. 6 «Б
Учащиеся 5 – 6 классов принимали активное участие в конкурсе чтецов «Я пою о матери моей» 2014г
1м. Коненко О. 5 «А»
2м. Матвеева В. 5 «А»
3м. Кожушко Д. 5 «А»
Так у учащихся формируются стремления к самоопределению, самообразованию – желание идти в школу.
Активно участвую в МО классных руководителей.
- подготовила выступление по теме «Приёмы и методы взаимодействия классного руководителя и детей класса с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива» 2014г.
- подготовила выступление «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся» 2015г
Внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности школьника. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения и воспитания.
Я являюсь сейчас классным руководителем 6 «А» класса, использую в своей практике инновационные технологии в воспитательной работе и строю её по следующим направлениям:
спортивно – оздоровительное
духовно – нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Вместе с учащимися провожу внеклассные мероприятия, которые организуют каждого:
- деловая игра «Выбор профессии» 2012г , 8 класс
-открытый классный час «Образование и формирование жизненных планов» 9 класс, 2013г
- провела открытый классный час на тему «Государственный гимн России» в 9 классе 2013г
- разработала и провела открытый классный час на тему «Конституция Российской Федерации» в 5 классе 2014г
- подготовила открытый классный час «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки» для учащихся 6 класса, 2014г.
- разработала и провела общешкольное мероприятие «День рождения города». Для учащихся 5 – 8 классов, 2015г
- подготовила общешкольное выступление перед первоклассниками агитбригады по ПДД «Если слушаться бабу – ягу» 2015г
- КВН по литературе 2015г
- организовала экскурсию в музей «Лабораториум» в г. Ростов – на – Дону 2015г.
В результате соединения учебной и внеклассной работы я моделирую учебный материал, привлекаю учащихся и родителей добывать знания, пользуясь информационными ресурсами.
Целью воспитательной работы с классом как в учебное , так и во внеурочное время является всестороннее развитие личности, формирование у учащихся духовно – нравственных ценностей и патриотизма.
Развитие самоуправления происходит через включение учащихся в познавательно - информационную деятельность ( ученические проекты, предметные недели, марафоны, олимпиады); спортивно – оздоровительную деятельность (День здоровья, спортивные соревнования между учащимися других школ ), общественно полезную деятельность ( участие в операции «Чистота спасёт мир», генеральная уборка своего рабочего места); досуговую деятельность ( Дни рождения в классе, поздравление родителей с праздниками.
Как классный руководитель стараюсь взаимодействовать с родителями учащихся, формирую положительное отношение их к школе, предоставляю родителям возможность стать участниками воспитательного процесса. При необходимости провожу индивидуальные консультации. Родители частые гости в школе, с удовольствием посещают классные и общешкольные собрания.
Подготовила выступление на тему:
- «Как на самом деле любить своих детей»2013г
- «Урок родительства» 2014г
- «Папа, мама, я – читающая семья» 2015г
За активное участие в жизни класса и школы, за умелое воспитание своих детей родители получают грамоты и благодарственные письма от меня и родительского комитета, администрации школы.
Веду электронный дневник, это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных задач проблем школы – информативность.
Результативность воспитательной работы:
- в классе нет пропусков уроков без уважительных причин;
- в классе нет отверженных детей;
- хорошо налажена система самоуправления, хотя это ещё учащиеся 6 класса.
Все 45 лет работы в школе я была классным руководителем.
Мои дети принимали активное участие в различных конкурсах, об этом говорят их награды:
грамота «Мы выбираем будущее» 2013г., диплом за участие в конкурсе осенних поделок 2012г.,диплом за участие в школьном брейн – ринге «Знатоки русского языка» в рамках « Недели русского языка» 2012г., диплом 1 степени за победу в экологическом мероприятии «Своя игра» 2013г., грамота за конкурс «Сохрани природу» 2014г , грамота за активное участие в неделе экологии 2014г , грамота за участие в конкурсе поздравительных открыток к Дню защитника Отечества 2012г, диплом за участие в ежегодном конкурсе «А ну -ка, девушки» 2014г., грамота за участие в литературно – музыкальном фестивале «Сыны Отечества» 2015г
Имею следующие награды и поощрения:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской
Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании
учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального,
культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад
в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Приказ от
10 апреля 2008 г. № 579/к- н
- Грамота за подготовку призёра муниципального этапа Всероссийской
школьников по русскому языку 2012 г.
- Грамота за подготовку участников Международного конкурса – игры по
русскому языку «ЁЖ» 2013г.
- Грамота за организацию и проведение Международного конкурса юных
чтецов «Живая классика». Спасибо Вам за то, что научили детей любить
книги!» 2014 г.
- Грамота за подготовку чтецов в конкурсе «Я пою о матери родной» 2014
- Грамота за 1 место в номинации «За сердечность» выпуск 2011г
- Благодарственное письмо за оказанное содействие в подготовке областного конкурса сочинений среди школьников «Если бы губернатором выбрали меня…». Избирательная комиссия Ростовской области, 2015 г
Я постоянно совершенствую педагогическое мастерство и продолжаю работать по проблеме «Индивидуализация и дифференциация на уроках русского языка и литературы». Сложно обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, но считаю, что дифференцированный подход в обучении необходим для формирования прочных и осознанных знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей. И с целью повышения квалификации продолжу работу по выявлению талантливых детей в современной системе филологического образования и планирую принять участие в работе предстоящих вебинаров по этим проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения проофессиональной компетентности учителей родного языка и литературы"
Презентация предназначена к выступлению (докладу) "И.Я.Яковлев- первый чувашский просветитель"....
Презентация к выступлению (докладу)на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы".
Презентация рассказывет о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я.Яковлева...
Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ
Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...