Программа элективного курса " История моего края"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.
По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:
- формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.
Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_istoriya_moego_kraya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Альметьевского муниципального района
История моего края
Программа элективного курса
9 классы
Составила: учитель высшей квалификационной категории
МАОУ – лицей №2
Сулейманова Зульфия Явдатовна
Пояснительная записка
Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям.
Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края.
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.
По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:
- формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.
Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Основные умения и навыки приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;
- определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.
Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация.
Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты:
- Лучшая экскурсия по городу.
2. Презентация.
№ | Содержание обучения. Разделы. Тема. | Кол. часов | Лекция | Практика | Формы проведения занятий | Образовательный продукт |
1 | Древняя история края. Археологические памятники на территории края. | 2 | 1 | 1 | лекция, работа с документами | конспект, тезисы |
2 | Средневековая история нашего края. | 4 | 2 | урок-экскурсия, практикум | исторический анализ, видеопроект | |
3 | Проблемы изучения этнической истории региона. | 2 | 1 | урок-версия, практикум | собственное решение научной проблемы | |
4 | Альметьевский регион во второй половине XVII – XVIII веков. | 3 | 1 | 2 | лекция, практикум | конспект |
5 | Формирование населенных пунктов XVIII – XIX вв. | 3 | 2 | урок- исследование, лекция | исторический анализ, конспект, видеопроект | |
6 | Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX в. | 5 | 2 | 3 | лекция, работа с документами, практикум | конспект, исторический анализ |
7 | Альметьево в начале XX в. | 3 | 2 | лекция, урок-исследование | конспект, исторический анализ | |
8 | Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. | 3 | 3 | практическая работа. | Выставка рефератов, видеопроект | |
9 | Село Альметьево в 20-30-ег. | 2 | 1 | урок-исследование, практическая работа | исторический анализ | |
10 | Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945 гг. | 3 | урок-конференция | выставка рефератов, видеопроект | ||
11 | Нефтяной край | 2 | урок-конференция, обсуждение | выставка рефератов, видеопроект | ||
12 | Итоговое занятие | 2 | защита проектов | проекты |
Учебно-тематический план
Содержание программы
Тема 1. Древняя история края. (2 часа)
Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи желези и бронзы.
Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский могильник.
Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа)
Этническая ситуация в I тыс. до н.э.- первой половине I тыс. н. . Движение гуннов.
Мазунинская культура III-IV вв.
Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551-603).
Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская.
Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж.
Памятники кушнаревской культуры VI-IX вв. Н. Э.
Булгарский Эмират и его территория IX-X вв.
Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников –печенегов X-XI вв.
Восточное Закамье - зона кочевания золотоордынского кочевого населения.
Формирование новой золотоордынской археологической культуры.
Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV-XVIIвв.
Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением.
Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа)
Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население - ногайцы.
Источники изучения об этническом облике населения-шеджере. Данные шеджере юматы,
Бараж, Кара-бека.
Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII-XVIII вв. (3 часов)
Колонизация края в XVI-XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог. Кичуевский отрог.
Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт.
История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости. Переселенческое движение татар как последствие христианизации.
Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII-XIX вв. (3 часа)
Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика.
История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об основателях д. Альметьево.
Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления.
Тема 6. Социально-экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов)
Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг.
Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и учебные заведения в XVIII-н.XX вв. Тайсугановское медресе.
Хади Атласи. Вторая Махалля.
Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа)
Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900-1901 г. Жизненный уклад.
Экономическое развитие края в начале века. Бизнес-центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и Новоникольске.
Революционные события 1905-1907 гг. и его последствия. Край в пореформенный период.
Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности
Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительсва.
Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. (3 часа)
Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Бугульмы осенью1918 г.
Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда.
Тема 9. Село Альметьево в 20-30-е годы .(2часа)
Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного орла») и его последствия. Голод 1921-1922 гг.
Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков.
Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий.
Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945г(3часа)
Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм труженников тыла.
Тема 11. Нефтяной край . (2 часа)
Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение.
Город Альметьевск. Современная история.
Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа)
Методические рекомендации к курсу
Тема 1. Древняя история края.
Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории нашего края.
Основные понятия: стоянка, археологический памятник
Тема 2. Средневековая история нашего края.
Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на территории нашего края, охарактеризовать государственные образования и проанализировать значение Волжской Булгарии, Золотой Орды, и Казанского ханства в истории края.
Основные понятия: гунны, болгары, сувары, мазунинская культура, именьковская культура, турбаслинская культура, Волжская Булгария.
Тема 3. Проблема изучения этнической истории Альметьевского района.
Задачи темы: исследовать основные версии образования татарского этноса на территории района и выразить наиболее значимую оценку.
Основные понятия: шеджере, ногайцы
Тема 4. Альметьевский раойн во второй половине XVII-XVIII вв.
Задачи темы: проанализировать последствия завоевания Казанского ханства, особенности системы управления, создаваемой царским правительством.
Основные понятия: закамские засечные линии, Шешминский острог, Кичуйский острог, фельдшанц.
Тема 5. Формирование населенных пунктов в XVIII-XIX вв.
Задачи темы: исследовать историю села Альметьево и других населенных пунктов, охарактеризовать изменения в социально-экономическом развитии села, изучить причины и последствия крестьянской войны Е.Пугачева, новые явления в жизни края и особенности проведения крестьянской реформы и их последствий.
Основные понятия: Бугульминское ведомство, Новомосковская дорога, ямские татары, тептяри, бобыли, выкупные платежи, кантоны.
Тема 6. Социально-экономическое развитие села Альметьево в XIX в.
Задачи темы: проанализировать особенности социально-экономического развития села в пореформенный период и причины возникновения национального движения татар
Основные понятия: переселенцы, крестьянские промыслы, крещеные татары, махалля.
Тема 7. Альметьево в начале XX века.
Задачи темы: подвести к пониманию неизбежности социальных противоречий, определить основные причины участия жителей села в революционных событиях 1905-1907 гг., раскрыть особенности развития образования и историческую роль личности Ризаэтдина Фахретдинова.
Основные понятия: ясачные крестьяне
Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда
Задачи темы: способствовать расширению знаний об особенностях гражданской войны на территории края и её последствиях.
Основные понятия: чехословацкий мятеж, Комуч
Тема 9. Село Альметьево в 20-30е годы.
Задачи темы: проанализировать социально-экономические мероприятия новой Советской
власти и отношения к ним жителей села и цену успеха в этом направлении, охарактеризовать
злодеяния террора.
Основные понятия: «Альметьевское дело».
Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний в 1941-1945 гг.
Задачи темы: способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с документами, исследовательской работы.
Тема 11. Нефтяной край.
Задачи темы: расширить знания о развитии промышленного центра Юго-Востока Татарстана и его особенностей, способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Основные понятия: Ромашкинское месторождение.
Тема 12. Итоговое занятие.
Задачи темы: способствовать развитию творческого мышления, целостного восприятия истории своей малой Родины.
Список литературы для учителей
1. «Альметьевское дело». Трагические страницы из истории Альметьевкого района (конец 1920-начала 1930-х гг.) – Казань: Гасырлар авазы, 1999. – С.22
2. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно-практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. –
3. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно- практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. – Альметьевск, 1999.
4 .Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. - Казань,1992.
5. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
6. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань. 1988.
7. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
8. Габдуллин И.Р. К вопросу об основании населенных пунктов на территории Юго-Востока Татарстана в XVII-XVIII.-.Казань, 2000.
9. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
10. Герои Советского Союза - наши земляки.-Казань,1985.
11. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
12. Давлетбаев Б.С. Большая Ока. История села - Уфа, 1992.
13. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья.- Казань, 1999.
14. Уразманова Р.К. Быт нефтяников – татар Юго-Востока Татарстана. - Альметьевск,2000.
15. Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев.- Екатеринбург, 1995.
16. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора.-Казань, 2001.
17. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ //
Серия . Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI.Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия.- Казань, 2000.
17.Нугманова Г.Г Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. - Казань, 2000.
Список литературы для учащихся
1. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
2. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань, 1988.
3. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
4. Винокуров И. По волнам памяти. – Альметьевск, 1994.
5. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
6. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
7. Зарипов М. Черное сокровище. В 2-х томах – Москва, 1998.
8. Исхакова С. Город и его судьба. – Казань, 2005.
9. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ //
Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. - Казань, 2000.
Тезаурус
Альметьевская волость - административная единица
Альметьевское дело – дело, сфабрикованное против партийных руководителей
Болгары - этнокультурная группа
Бугульминское ведомство - административная единица Оренбургского уезда
Волжская Булгария - феодальное мусульманское государство на территории
Выкупные платежи - оброчная подать за полученную землю
Гунны - кочевые племена тюркского или монгольского происхождения
Закамская засечная линия - пограничное укрепление (система валов)
Золотая орда - государство монголо-татар
Именьковская культура - памятник культуры тюркского периода
Кантон - территориальные единицы
Крестьянские промыслы - народное ремесло
Крещеные татары- татары, принявшие христианскую религию
Мазунинская культура - памятник культуры гуннского периода
Махалля - мусульманская община
Новомосковская дорога - коммерческий тракт
Ногайцы- жители Ногайской орды
Памятники культуры - археологический памятник
Переселенцы- крестьяне, переселявшиеся
Стоянка- вид памятника
Сувар - город в Волжской Булгарии
Тептяри - военнообязанные крестьяне башкирского и мишарского происхождения
Фельдшанц - редут
Шеджере - источник
Шешминский острог - военное укрепление
Ямские татары - крестьяне-татары, которые обязаны были поставлять бесплатно лошадей для перевозки почты.
Приложение 1
Памятка к описанию археологического памятника
- Название и вид памятника.
- Дата и культурная принадлежность.
- Населенный пункт.
- Описание памятника.
Зайчишминская стоянка.
Зай-Чишма, село, правый берег р. Степной Зай.
В1994 году в 1,8 км к северо-западу от села, на пологом надпойменном мысу правого берега р. Степной Зай собрана керамика относящаяся к срубной культуре на площади 120 на 60 м. В 1996-1997 гг. проводились раскопки. Зафиксированы следы жилых и хозяйственных сооружений и ям. Из раскопа происходит значительное количество керамики и средневековых горшков.
Селише «Шихан».
Петровка, поселок.
Расположено в 2 км к северо-западу от поселка, на северо-восточной окраине далеко выдвинуто в пойму левого берега р. Степной Зай мыса надпойменной террасы. Местное название мыса «Шихан». В 1994-1995 гг. произведены раскопки. Из раскопа происходит большое количество керамики, крышек сосудов, В нижних слоях встречены фрагменты керамики эпохи бронзы.
Тайсугановская стоянка.
Тайсуганово, село, правый берег р. Степной Зай.
Памятник расположен в 2 км к северо-западу от д. Тайсуганово, на пологой надпойменной террасе правого берега р. Степной Зай. На территории памятника расположен летний лагерь для скота. Подъемный материал представлен фрагментами лепной, с примесью керамики. Открыта в 1998г.
Памятка к выполнению практического задания.
- Уясните суть задания.
- Определите, какие знания необходимы для выполнения задания.
- Продумайте план
- определите задачи, которые надо решить в ходе выполнения задания;
- продумайте, каким образом будет собираться информация по теме;
наметьте этапы выполнения задания.
- Реализуйте намеченный план.
- Проверьте, полностью ли выполнено задание:
- проверьте достоверность информации и достаточность ее для выводов по проблеме;
- проверьте, все ли выводы изложены.
Памятка по написанию и оформлению реферата
- Выбор темы.
- Отбор литературы.
- Составление плана.
- Накопление материала.
- Изложение материалов исследования.
- Оформление реферата.
Вопросы и задания к практическим занятиям.
№1.
1. Какие стоянки были обнаружены в эпоху средневековья на территории нашего города и района?
2. Какие племена населяли территорию нашего края в IV-VI вв.
- Какие археологические памятники зафиксированы в бассейне рр. Шешма, Зай?
- Перечислите государственные образования в период средневековья (X-XVI вв.) и дайте им краткую характеристику.
5. Проанализируйте историко-археологическое развитие региона и сделайте соответствующие выводы.
№2.
- Внимательно прочитайте документы и проанализируйте их.
- «От Уфы и башкирских поселений территория была отделена новою Московскою дорогою и там никогда башкирского поселения не бывало. Башкиры никакого права на эти земли не имели. Також и всее Надыровскую волость, башкирскими не счислять, …а счислять те земли, как в правильные дачи помещикам». (Отрывок из представления князя А.Путятитиным для Екатерининской комиссии 1767 г.)
- «…земля оказалась… незаселенною, но отказа на них сделано не было. Потом по возникшим со стороны смежных башкирцев Юрминской и Байлярской волостей спорам, татарин Надыр в 1750 г. просил… утвердить за ним земли …. В 1751 г. … составлен чертеж…». (Письмо муллы Алмета из Надыровской волости И.Н.Татищеву.)
2. Охарактеризуйте основные источники (шеджере ) племени юрматы, бараж.
3. Сделайте выводы об этнической ситуации Заинско-Шешминском бассейне в XIV-XVI веках.
- С какой целью были построены пограничные укрепления на левом берегу. Камы во второй половине XVII века?
- Какие укрепления были построены на территории Альметьевского района?
- Опишите их.
- Какое значение сыграло возведение Закамских засечных линий в истории заселения региона?
№3.
- Приведите примеры о пребывании ногайских татар на территории Юго-Востока Татарстана.
- Из каких краев прибыли переселенцы в Альметьевский регион?
- Как была образована Надыровская волость?
- Какие группы населения проживали в волости?
- Проанализируйте ответы и изложите основные выводы.
№4.
- Выделите основные этапы заселения Альметьевского региона в период XVII-XIX.вв.
- Охарактеризуйте первый этап. Сформулируйте выводы.
- Охарактеризуйте последующие этапы.
- Проведите общее исследование по истории формирования населенных пунктов.
№5.
- Какие группы населения проживали в регионе в первой половине XIX века?
- Какие обязанности они выполняли?
- Охарактеризуйте социально-экономическое развитие села Альметьево в данный период.
- Каковы были последствия реформы 1861г. для местных жителей?
- Проанализируйте политику царизма по отношению к мусульманам.
- Докажите что Альметьевский регион развивался по капиталистическому пути развитию к началу XX века.
№6.
- Проанализируйте таблицу и сформулируйте ответ.
Число хозяйств | Сдают землю в аренду в Альметьево | Сдают землю в другие селения | Арендуют землю | Сдают землю в других селениях |
Тептяри | 156 | 63 | 101 | 1 |
Ясашные | 59 | 24 | 44 | 1 |
Башкиры | 34 | 21 | 24 | - |
- Какие виды ремесла осваивали жители села и с чем это было связано?
- С какой целью была проведена перепись 1900 г.? Какие выводы вы можете сделать?
- Почему село Альметьево называли бизнес-центром в начале XX века? Приведите примеры.
- Проанализируйте таблицу. Какие выводы вы можете сделать?
Группы | Число хозяйств с извозом | Посева до 3 дес. | Посева 3-9 дес. | Одна рабочая лошадь | Две рабочих лошади | Три и более раб. лошади | Дворы с торгово-пром. завед. | Дворы с наймом |
Тептяри | 27 | 8 | 18 | 1 | 17 | 5 | 8 | 11 |
Ясашные | 8 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 6 | 1 |
Башкиры | 5 | 2 | 3 | - | 3 | 2 | 3 | 1 |
№7.
- Какие события развернулись летом 1918 г. на территории Бугульминского уезда?
- Какие основные этапы вы можете выделить в истории гражданской войны на территории нашего региона?
- Проанализируйте основные итоги гражданской войны.
№8.
- Какие драматические события произошли в селе Альметьево в период коллективизации?
- Проанализируйте «Альметьевское дело». К каким выводам вы пришли?
- Кто из ваших родственников пострадал в годы коллективизации? Расскажите.
- Есть ли, с вашей точки зрения, какие-либо основания для оправдания политических репрессий?
- Почему тоталитарный режим не отказался от карательной политики после завершения «большого террора»?
- Проанализируйте таблицу и сформулируйте выводы.
Годы | Всего осуждено | К высшей мере наказания | Умерло вовремя следствия |
1929 | 32 | - | - |
1930 | 74 | 9 | - |
1931 | 100 | - | 1 |
1932 | 39 | - | 1 |
1933 | 37 | - | - |
1934 | 4 | - | - |
1935 | 14 | - | - |
1936 | 3 | - | - |
1937 | 85 | 61 | 1 |
1938 | 36 | 6 | - |
1939 | 16 | - | 4 |
1940 | 13 | 1 | - |
№9.
- О чем свидетельствовал поток заявлений жителей села и района в первые дни войны?
- Раскройте основные направления, по которым происходила перестройка экономики района на военный лад.
- Оцените вклад сельского хозяйства Альметьевского района в продовольственный фонд республики и страны.
- Расскажите о Героях Советского Союза - уроженцах Альметьевского района.
Приложение 2
Темы творческих работ:
- Археологические памятники на территории Альметьевского района.
- Шеджери – исторические источники древних племен.
- Краеведческие музеи Альметьевского района.
- Ризаэтдин Фахретдинов – великий татарский просветитель.
- Мусульманские общины.
- Коллективизация и ее последствия.
- Герои Советского Союза – наши земляки.
- Нефтяная столица.
Темы семинарских занятий:
- Кто такой Надыр Уразметов?
- Формирование населенных пунктов в XVIII в.
- Революционные события 1905 – 1907 гг.
Темы конференций:
- Бугульминский уезд в годы гражданской войны 1918-1919 гг.
- Труженики тыла.
Темы видеопроектов:
- Природно-географический ландшафт.
- Закамские засечные линии.
- История развития образования.
- Музеи района и города.
- Лучшая экскурсия.
Содержание
Пояснительная записка 2
Учебно-тематический план 3
Содержание программы 4
Методические рекомендации к курсу 6
Список литературы для учителей 8
Список литературы для учащихся 9
Тезаурус 10
Приложение 1 11
Приложение 2 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»
Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...
программа элективного курса "Экология Ставропольского края" 9 класс
Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней...
Программа элективного курса " История моего края"
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...
Программа элективного курса " История моего края"
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...