РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История моего края | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«История моего края»
Класс: 6А
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».
Рабочую программу составила: Тараскина Светлана Владимировна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Актуальность:
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание истории родного края.
Задачи: Образовательные задачи:
- сформировать знания о природных особенностях своей местности, о народах, живущих на территории края;
- углубить знания о истории развития родного края;
- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Личностные и метапредметные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории края разными методами;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения истории развития малой Родины..
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о технике безопасности при экскурсии, способах и средствах передвижения на местности пешком, об элементарных правилах поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на экскурсии, об основах организации коллективной деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников.
3. Создание фотоальбома «По следам музея».
4. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «История моего края» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе и истории родного края, а также формированию исследовательских навыков.
Календарно- тематический план внеучебной деятельности
«История моего края»
6А класс – 34 часа
№ | Дата | Тема экскурсии | Содержание программы | |
План | Факт | |||
1 | 07.09.2018 | Введение. Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. | Обсуждение программы. ПДД, ТБ при посещении музея. | |
2 | 14.09.2018 | Что я знаю о своём родном крае? | Введение в краеведение. Беседа о значении краеведения | |
3 | 20.09.2018 | Изобретение электричества | Посещение музея Энергетики | |
4 | 20.09.2018 | Принцип работы паровой электростанции | Мастер- класс: «Получение электричества с помощью макета паровой электростанции». Музей Энергетики | |
5 | 20.09.2018 | Принцип работы ТЭЦ 1 города Хабаровск | Просмотр видеофильма в музее Энергетики | |
6 | 19.10.2018 | Далекое прошлое Приамурья | Хабаровский музей археологии | |
7 | 19.10.2018 | Далекое прошлое Приамурья | Хабаровский музей археологии | |
8 | 31.10.2018 | Средневековые государства на Дальнем Востоке | Хабаровский музей археологии | |
9 | 31.10.2018 | Средневековые государства на Дальнем Востоке | Хабаровский музей археологии | |
10 | 16.11.2018 | Древнерусский город | Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова. | |
11 | 16.11.2018 | Древнерусский город | Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова. | |
12 | 30.11.2018 | Что хранит в себе древнерусская земля? | Встреча с сотрудником отдела экспериментальной археологии А.С. Соболевой об истории исследования древнерусского города, особенностях ведения полевых исследований. На интерактивной части занятия знакомство со средневековым алфавитом. | |
13 | 30.11.2018 | Что хранит в себе древнерусская земля? | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: письмо на дощечке с воском и бересте. | |
14 | 14.12.2018 | Раскопки и находки всех периодов древней истории двух регионов- Новгородской области и Хабаровского края | Хабаровский музей археологии. Встреча с сотрудником отдела экспериментальной археологии А.С. Соболевой. | |
15 | 27.12.2018 | Древнее гончарство и ремесло. | Хабаровский музей археологии | |
16 | 27.12.2018 | Ручная лепка из глины | Мастер- класс: освоение одного из древнейших видов лепки; изготовление глиняного сосуда. | |
17 | 18.01.2019 | Письма из прошлого | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с развитием письменности на Руси, письмо на бересте | |
18 | 18.01.2019 | Письма из прошлого | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с развитием письменности на Руси, письмо на бересте | |
19 | 31.01.2019 | История освоения Россией Приамурского края | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
20 | 31.01.2018 | История освоения Россией Приамурского края | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
21 | 01.02.2019 | Природа Хабаровского края | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
22 | 01.02.2019 | Природа Хабаровского края | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
23 | 15.02.2019 | Материальная и духовная культура коренных народов Дальнего востока | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
24 | 21.02.2019 | Браслет из бересты | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с различными этапами обработки бересты, с историей использования этого природного материала; изготовление современного этнического украшения. | |
25 | 21.02.2019 | Браслет из бересты | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с различными этапами обработки бересты, с историей использования этого природного материала; изготовление современного этнического украшения. | |
26 | 15.03.2019 | Борецкая роспись | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с одним из художественных промыслов России, существующим с 18 века; освоение основных элементов росписи; создание собственной открытки, выполненной в этой технике | |
27 | 15.03.2019 | Борецкая роспись | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с одним из художественных промыслов России, существующим с 18 века; освоение основных элементов росписи; создание собственной открытки, выполненной в этой технике | |
28 | 26.03.2019 | Орнаментальное искусство коренных народов Приамурья | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
29 | 26.03.2019 | Орнаментальное искусство коренных народов Приамурья | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
30 | 29.03.2019 | Роспись бусин | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с различными способами нанесения орнамента; создание миниатюрного украшения из глиняных бусин | |
31 | 29.03.2019 | Роспись бусин | Хабаровский музей археологии. Мастер- класс: знакомство с различными способами нанесения орнамента; создание миниатюрного украшения из глиняных бусин | |
32 | 12.04.2019 | Духовная культура кореннных народов Приамурья | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
33 | 26.04.2019 | Военные конфликты и гражданская война в конце XIX- в начале ХХ в.в. | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
34 | 26.04.2019 | Волочаевская битва | Обзорная экскурсия по Хабаровскому краеведческому музею имени Н.И. Гродекова | |
35 | 16.05.2019 | Подводный мир реки Амур | Музей рыб Амура |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История становится ближе"
Рабочая программа «История становиться ближе» рассчитан на углубленную работу с учащимися 12-15 лет по изучению истории своей семьи. Развивает интерес учащихся к предмету история, позволяет найти точк...
рабочие программы внеурочной деятельности по физической культуре ФГОС
рабочие программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению "Баскетбол" и "Легкая атлетика" для обучающихся 11-14 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» для 7 класса
Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государстве...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Сад моей мечты"
Большое место данная тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и педагогов. выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масшт...