Программа элективного курса " История моего края"
методическая разработка (9 класс) на тему

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.

По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:

-          формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;

-          осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;

-          развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.

Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_istoriya_moego_kraya.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Альметьевского муниципального района

История моего края

Программа элективного курса

9 классы

                                                Составила: учитель высшей квалификационной категории

                                      МАОУ – лицей №2

  Сулейманова Зульфия Явдатовна

Пояснительная записка

        Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям.

        Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края.

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.

По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:

  • формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
  • осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.

Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Основные умения и навыки приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

-     находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

-  систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;

-    определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация.

        Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты:

  1. Лучшая экскурсия по городу.

2.   Презентация.

Содержание обучения. Разделы. Тема.

Кол.

часов

Лекция

Практика

Формы проведения занятий

Образовательный продукт

1

Древняя история края. Археологические памятники на территории края.

2

1

1

лекция,

работа с

документами

конспект,

тезисы

2

Средневековая история нашего края.

4

2

урок-экскурсия,

практикум

исторический анализ, видеопроект

3

Проблемы изучения этнической истории региона.

2

1

урок-версия,

практикум

собственное решение научной проблемы

4

Альметьевский регион во второй половине XVII – XVIII веков.

3

1

2

лекция,

практикум

конспект

5

Формирование населенных пунктов XVIII – XIX вв.

3

2

урок-

исследование,

лекция

исторический анализ, конспект, видеопроект

6

Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX в.

5

2

3

лекция,

работа с документами, практикум

конспект, исторический анализ

7

Альметьево в начале XX в.

3

2

лекция,

урок-исследование

конспект, исторический анализ

8

Гражданская война и военная  интервенция на территории Бугульминского уезда  в 1918-1919 гг.

3

3

практическая работа.

Выставка рефератов, видеопроект

9

Село Альметьево в 20-30-ег.

2

1

урок-исследование, практическая работа

исторический анализ

10

Альметьево в дни суровых испытаний

1941-1945 гг.

3

урок-конференция

выставка рефератов, видеопроект

11

Нефтяной край

2

урок-конференция,

обсуждение

выставка рефератов, видеопроект

12

Итоговое занятие

2

защита проектов

проекты

Учебно-тематический план

Содержание программы

Тема 1. Древняя история края. (2 часа)

Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи желези и бронзы.

Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский могильник.

Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа)

Этническая ситуация в I тыс. до н.э.- первой половине I тыс. н. . Движение гуннов.

Мазунинская культура III-IV вв.

Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551-603).

Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская.

Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж.

Памятники кушнаревской культуры VI-IX вв. Н. Э.

Булгарский Эмират и его территория IX-X вв.

Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников –печенегов X-XI вв.

Восточное Закамье - зона кочевания золотоордынского кочевого населения.

Формирование новой золотоордынской археологической культуры.

Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV-XVIIвв.

Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением.

Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа)

Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население - ногайцы.

Источники изучения об этническом облике населения-шеджере. Данные шеджере юматы,

Бараж, Кара-бека.

Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII-XVIII вв. (3 часов)

Колонизация края в XVI-XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог. Кичуевский отрог.

Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт.

История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости. Переселенческое движение татар как последствие христианизации.

Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII-XIX вв. (3 часа)

Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика.

История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об основателях д. Альметьево.

Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления.

Тема 6. Социально-экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов)

Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг.

Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и учебные заведения в XVIII-н.XX вв. Тайсугановское медресе.

Хади Атласи. Вторая Махалля.

Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа)

Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900-1901 г. Жизненный уклад.

Экономическое развитие края в начале века. Бизнес-центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и Новоникольске.

Революционные события 1905-1907 гг.  и его последствия. Край в пореформенный период.

Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности

Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительсва.

Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. (3 часа)

Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Бугульмы осенью1918 г.

Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда.

Тема 9. Село Альметьево в 20-30-е годы .(2часа)

Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного орла») и его последствия. Голод 1921-1922 гг.

Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков.

Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий.

Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945г(3часа)

Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм труженников тыла.

Тема 11. Нефтяной край . (2 часа)

Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение.

Город Альметьевск. Современная история.

Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа)

Методические рекомендации к курсу

Тема 1. Древняя история края.

Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории нашего края.

Основные понятия: стоянка, археологический памятник

Тема 2. Средневековая история нашего края.

Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на территории нашего края, охарактеризовать государственные образования и проанализировать значение Волжской Булгарии, Золотой Орды, и Казанского ханства в истории края.

Основные понятия: гунны, болгары, сувары, мазунинская культура, именьковская культура, турбаслинская культура, Волжская Булгария.

Тема 3. Проблема изучения этнической истории Альметьевского района.

Задачи темы: исследовать основные версии образования татарского этноса на территории района и выразить наиболее значимую оценку.

Основные понятия: шеджере, ногайцы

Тема 4. Альметьевский раойн во второй половине XVII-XVIII вв.

Задачи темы: проанализировать последствия завоевания Казанского ханства, особенности системы управления, создаваемой царским правительством.

Основные понятия: закамские засечные линии, Шешминский острог, Кичуйский острог, фельдшанц.

Тема 5. Формирование населенных пунктов в XVIII-XIX вв.

Задачи темы: исследовать историю села Альметьево и других населенных пунктов, охарактеризовать изменения в социально-экономическом развитии села, изучить причины и последствия крестьянской войны Е.Пугачева, новые явления в жизни края и особенности проведения крестьянской реформы и их последствий.

Основные понятия: Бугульминское ведомство, Новомосковская дорога, ямские татары, тептяри, бобыли, выкупные платежи, кантоны.

Тема 6. Социально-экономическое развитие села Альметьево в XIX в.

Задачи темы: проанализировать особенности социально-экономического развития села в пореформенный период и причины возникновения национального  движения татар

Основные понятия: переселенцы, крестьянские промыслы, крещеные татары, махалля.

Тема 7. Альметьево в начале XX века.

Задачи темы: подвести к пониманию неизбежности социальных противоречий, определить основные причины участия жителей села в революционных событиях 1905-1907 гг., раскрыть особенности развития образования и историческую роль личности Ризаэтдина Фахретдинова.

Основные понятия: ясачные крестьяне

Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда

Задачи темы: способствовать расширению знаний об особенностях гражданской войны на территории края и её последствиях.

Основные понятия: чехословацкий мятеж, Комуч

Тема 9. Село Альметьево в 20-30е годы.

Задачи темы: проанализировать социально-экономические мероприятия новой Советской

власти и отношения к ним жителей села и цену успеха в этом направлении, охарактеризовать

злодеяния террора.

Основные понятия: «Альметьевское дело».

Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний в 1941-1945 гг.

Задачи темы: способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с документами, исследовательской работы.

Тема 11. Нефтяной край.

Задачи темы: расширить знания о развитии промышленного центра Юго-Востока Татарстана и его особенностей, способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Основные понятия: Ромашкинское месторождение.

Тема 12. Итоговое занятие.

Задачи темы: способствовать развитию творческого мышления, целостного восприятия истории своей малой Родины.

Список литературы для учителей

1. «Альметьевское дело». Трагические страницы из истории Альметьевкого района (конец 1920-начала 1930-х гг.) – Казань: Гасырлар авазы, 1999. – С.22

2. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно-практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. –

3. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно- практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. – Альметьевск, 1999.

4 .Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. - Казань,1992.

5. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.

6. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань. 1988.

7. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.

8. Габдуллин И.Р. К вопросу об основании населенных пунктов на территории Юго-Востока Татарстана в XVII-XVIII.-.Казань, 2000.

9. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.

10. Герои Советского Союза - наши земляки.-Казань,1985.

11. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.

12. Давлетбаев Б.С. Большая Ока. История села - Уфа, 1992.

13. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья.- Казань, 1999.

14. Уразманова  Р.К. Быт нефтяников – татар Юго-Востока Татарстана. - Альметьевск,2000.

15. Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев.- Екатеринбург, 1995.

16. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора.-Казань, 2001.

17. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ //

Серия . Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI.Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия.- Казань, 2000.

17.Нугманова Г.Г Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. - Казань, 2000.

Список литературы для учащихся

1. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.

2. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань, 1988.

3. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.

4. Винокуров И. По волнам памяти. – Альметьевск, 1994.

5. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.

6. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.

7. Зарипов М. Черное сокровище. В 2-х томах – Москва, 1998.

8. Исхакова С. Город и его судьба. – Казань, 2005.

9. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ //

Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. - Казань, 2000.

Тезаурус

Альметьевская волость - административная единица

Альметьевское дело – дело, сфабрикованное против партийных руководителей

Болгары - этнокультурная группа

Бугульминское ведомство - административная единица Оренбургского уезда

Волжская Булгария - феодальное мусульманское государство на территории

Выкупные платежи - оброчная подать за полученную землю

Гунны - кочевые племена тюркского или монгольского происхождения

Закамская засечная линия - пограничное укрепление (система валов)

Золотая орда - государство монголо-татар

Именьковская культура -  памятник культуры тюркского периода

Кантон - территориальные единицы

Крестьянские промыслы - народное ремесло

Крещеные татары- татары, принявшие христианскую религию

Мазунинская культура - памятник культуры гуннского периода

Махалля - мусульманская община

Новомосковская дорога - коммерческий тракт

Ногайцы- жители Ногайской орды

Памятники культуры - археологический памятник

Переселенцы- крестьяне, переселявшиеся

Стоянка- вид памятника

Сувар - город в Волжской Булгарии

Тептяри - военнообязанные крестьяне башкирского и мишарского происхождения

Фельдшанц - редут

Шеджере - источник

Шешминский острог -  военное укрепление

Ямские татары - крестьяне-татары, которые обязаны были поставлять бесплатно лошадей для перевозки почты.

Приложение 1

Памятка к описанию археологического памятника

  1. Название и вид памятника.
  2. Дата и культурная принадлежность.
  3. Населенный пункт.
  4. Описание памятника.

Зайчишминская стоянка.

Зай-Чишма, село, правый берег р. Степной Зай.

В1994 году в 1,8 км к северо-западу от села, на пологом надпойменном мысу правого берега р. Степной Зай собрана керамика относящаяся к срубной культуре на площади 120 на 60 м. В 1996-1997 гг. проводились раскопки. Зафиксированы следы жилых и хозяйственных сооружений и ям. Из раскопа происходит значительное количество керамики и средневековых горшков.

Селише «Шихан».

Петровка, поселок.

Расположено в 2 км к северо-западу от поселка, на северо-восточной окраине далеко выдвинуто в пойму левого берега р. Степной Зай мыса надпойменной  террасы. Местное название мыса «Шихан». В 1994-1995 гг. произведены раскопки. Из раскопа происходит большое количество керамики, крышек сосудов, В нижних слоях встречены фрагменты керамики эпохи бронзы.

Тайсугановская стоянка.

Тайсуганово, село, правый берег р. Степной Зай.

Памятник расположен в 2 км к северо-западу от д. Тайсуганово,  на пологой надпойменной террасе правого берега р. Степной Зай. На территории памятника расположен летний лагерь для скота. Подъемный материал представлен фрагментами лепной, с примесью керамики.  Открыта в 1998г.

Памятка к выполнению практического задания.

  1. Уясните суть задания.
  2. Определите, какие знания необходимы для выполнения задания.
  3. Продумайте план
  • определите  задачи, которые надо решить в ходе выполнения задания;
  • продумайте, каким образом будет собираться информация по теме;

наметьте этапы выполнения задания.

  1. Реализуйте намеченный план.
  2. Проверьте,  полностью ли выполнено задание:
  • проверьте достоверность информации и достаточность ее для выводов по проблеме;
  • проверьте, все ли выводы изложены.

Памятка по написанию и оформлению реферата

  1. Выбор темы.
  2. Отбор литературы.
  3. Составление плана.
  4. Накопление материала.
  5. Изложение материалов исследования.
  6. Оформление реферата.

Вопросы и задания к практическим занятиям.

№1.

1. Какие стоянки были обнаружены в эпоху средневековья на территории нашего города и района?

2. Какие племена населяли территорию нашего края в IV-VI вв.

  1.  Какие археологические памятники зафиксированы в бассейне рр. Шешма, Зай?
  2.  Перечислите государственные образования  в период средневековья (X-XVI вв.) и дайте им краткую характеристику.

5. Проанализируйте историко-археологическое   развитие региона и сделайте соответствующие выводы.

№2.

  1. Внимательно прочитайте документы и проанализируйте их.
  • «От Уфы и башкирских поселений территория была отделена новою Московскою дорогою и там никогда башкирского  поселения не бывало. Башкиры никакого права на эти земли не имели. Також и всее Надыровскую волость, башкирскими  не счислять, …а счислять те земли, как в правильные дачи помещикам». (Отрывок из представления князя А.Путятитиным для Екатерининской комиссии  1767 г.)
  • «…земля оказалась… незаселенною, но отказа на них сделано не было. Потом по возникшим со стороны смежных башкирцев Юрминской и Байлярской волостей спорам, татарин Надыр в 1750 г. просил… утвердить за ним земли …. В 1751 г. … составлен чертеж…». (Письмо муллы Алмета из Надыровской волости И.Н.Татищеву.)

2.  Охарактеризуйте основные источники (шеджере ) племени юрматы, бараж.

3.  Сделайте  выводы об этнической ситуации Заинско-Шешминском бассейне в XIV-XVI веках.

  1. С какой целью были построены пограничные укрепления  на левом берегу. Камы во второй половине XVII века?
  2. Какие укрепления были построены на территории Альметьевского района?
  3. Опишите их.
  4. Какое значение сыграло возведение Закамских засечных линий в истории заселения региона?

№3.

  1. Приведите примеры  о пребывании ногайских татар на территории Юго-Востока Татарстана.
  2. Из каких краев прибыли переселенцы в Альметьевский регион?
  3. Как была образована Надыровская волость?
  4. Какие группы населения проживали в волости?
  5. Проанализируйте ответы и изложите основные выводы.

№4.

  1. Выделите основные этапы заселения Альметьевского региона в период XVII-XIX.вв.
  2. Охарактеризуйте первый этап. Сформулируйте выводы.
  3. Охарактеризуйте последующие этапы.
  4. Проведите общее исследование по истории формирования населенных пунктов.

№5.

  1. Какие группы населения проживали в регионе в первой половине XIX века?
  2. Какие обязанности они выполняли?
  3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие села Альметьево в данный период.
  4. Каковы были последствия реформы 1861г. для местных жителей?
  5. Проанализируйте политику царизма по отношению к мусульманам.
  6. Докажите что Альметьевский регион развивался по капиталистическому пути развитию к началу XX века.

№6.

  1. Проанализируйте таблицу и сформулируйте ответ.

Число хозяйств

Сдают землю в аренду в Альметьево

Сдают землю в другие селения

Арендуют землю

Сдают землю в других селениях

Тептяри

156

63

101

1

Ясашные

59

24

44

1

Башкиры

34

21

24

-

  1. Какие виды ремесла осваивали жители села и с чем это было связано?
  2. С какой целью была проведена перепись 1900 г.? Какие выводы вы можете сделать?
  3. Почему село Альметьево называли бизнес-центром в начале  XX века? Приведите примеры.
  4. Проанализируйте таблицу. Какие выводы вы можете сделать?

Группы

Число хозяйств с извозом

Посева до 3 дес.

Посева 3-9 дес.

Одна рабочая лошадь

Две рабочих лошади

Три и более раб. лошади

Дворы с торгово-пром. завед.

Дворы с наймом

Тептяри

27

8

18

1

17

5

8

11

Ясашные

8

1

3

4

3

2

6

1

Башкиры

5

2

3

-

3

2

3

1

№7.

  1. Какие события развернулись летом 1918 г. на территории Бугульминского уезда?
  2. Какие основные этапы вы можете выделить в истории гражданской войны на территории нашего региона?
  3. Проанализируйте основные итоги гражданской войны.

№8.

  1. Какие драматические события произошли в селе Альметьево в период коллективизации?
  2. Проанализируйте «Альметьевское дело». К каким выводам вы пришли?
  3. Кто из ваших родственников пострадал в годы коллективизации? Расскажите.
  4. Есть ли, с вашей точки зрения, какие-либо основания для оправдания политических репрессий?
  5. Почему тоталитарный режим не отказался от карательной политики после завершения «большого террора»?
  6. Проанализируйте таблицу и сформулируйте выводы.

Годы

Всего осуждено

К высшей мере наказания

Умерло вовремя следствия

1929

32

-

-

1930

74

9

-

1931

100

-

1

1932

39

-

1

1933

37

-

-

1934

4

-

-

1935

14

-

-

1936

3

-

-

1937

85

61

1

1938

36

6

-

1939

16

-

4

1940

13

1

-

№9.

  1. О чем свидетельствовал поток заявлений жителей села и района  в первые дни войны?
  2. Раскройте основные направления, по которым происходила перестройка экономики района на военный лад.
  3. Оцените вклад сельского хозяйства Альметьевского района в продовольственный фонд республики и страны.
  4. Расскажите о Героях Советского Союза - уроженцах Альметьевского района.

Приложение 2

Темы творческих работ:

  1. Археологические памятники на территории Альметьевского района.
  2. Шеджери – исторические источники древних племен.
  3. Краеведческие музеи Альметьевского района.
  4. Ризаэтдин Фахретдинов – великий татарский просветитель.
  5. Мусульманские общины.
  6. Коллективизация и ее последствия.
  7. Герои Советского Союза – наши земляки.
  8. Нефтяная столица.

Темы семинарских занятий:

  1. Кто такой Надыр Уразметов?
  2. Формирование населенных пунктов в XVIII в.
  3. Революционные события 1905 – 1907 гг.

Темы конференций:

  1. Бугульминский уезд в годы гражданской войны 1918-1919 гг.
  2. Труженики тыла.

Темы видеопроектов:

  1. Природно-географический ландшафт.
  2. Закамские засечные линии.
  3. История развития образования.
  4. Музеи района и города.
  5. Лучшая экскурсия.

Содержание

Пояснительная записка                                                                                2

Учебно-тематический план                                                                                3

Содержание программы                                                                                4

Методические рекомендации к курсу                                                                6

Список литературы для учителей                                                                        8

Список литературы для учащихся                                                                        9

Тезаурус                                                                                                10

Приложение 1                                                                                        11

Приложение 2                                                                                        15

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

программа элективного курса "Экология Ставропольского края" 9 класс

Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней...

Программа элективного курса " История моего края"

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...

Программа элективного курса " История моего края"

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...