программа элективного курса "Экология Ставропольского края" 9 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (9 класс) по теме

  Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней  системы образования. Задачей программы является развитие интереса школьников к изучению Ставропольского края в единстве природных,  исторических, социально-экономических и экологических аспектов.

    Основная задача программы- обучение учащихся исследовательской экологической и природоохранной деятельности; поиск  и выявление одаренных детей к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своем крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  электива

«Экология Ставропольского края»

(34 ч.)

Пояснительная записка.

   Программа предназначена для изучения предмета «Экология Ставропольского края» в 9 классах общеобразовательных учреждений и рассчитана на 1 час в неделю.

  Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней  системы образования. Задачей программы является развитие интереса школьников к изучению Ставропольского края в единстве природных,  исторических, социально-экономических и экологических аспектов.

    Основная задача программы- обучение учащихся исследовательской экологической и природоохранной деятельности; поиск  и выявление одаренных детей к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своем крае.

   Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках физической и экономической географии, биологии, истории.

   Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение подробного инструктажа.

   В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах).

   В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.

   В программе приведен список основной,  дополнительной и научно-популярной литературы.

 Тема I. Взаимодействие природы и общества. (5ч.)

          Место курса «Экология Ставропольского края» в системе естественнонаучных дисциплин,  а так же в биологических науках. Цели и задачи курса. Эколого – географическое положение, природные условия и ресурсы  Ставропольского края.

        Практические работы.

  1. Подумайте сами или найдите в научно – популярной литературе условное, символическое изображение главного объекта или метода каждой биологической науки. Нарисуйте эти символы перед определениями различных экологических наук.
  2. На контурной карте Ставропольского края показать разнообразие рельефа.

Тема II. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края. (4 ч.)

       Ископаемые ресурсы края. Проблемы их использования. Промышленность: влияние на экологическую обстановку в Ставропольском крае. Влияние сельского хозяйства на  экологическую обстановку региона. Транспорт и окружающая среда.

       Творческие работы.

     Из периодической печати и научно – популярной литературы подготовить сообщения по теме: «Влияние промышленности края на экологическую обстановку» и «Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку региона».

Тема III. Воздушный бассейн края и его состояние. (3 ч.)

         Состав и экологические особенности атмосферы. Загрязнение  и основные загрязнители атмосферы. Состояние атмосферного воздуха в крае.

Тема IV. Водные ресурсы и проблемы их использования. (3 ч.)

          Экологические особенности и использование водных ресурсов края. Загрязнение и основные загрязнители водных ресурсов. Состояние водных  объектов края.

Тема V. Земля и ее использование в крае. (3 ч.)

        Состояние земельных ресурсов края. Деградация почв. Охрана почв.

Тема VI. Растительный покров карая. (3 ч.)

          Состояние природных комплексов. Сезонная динамика ландшафтов. Охраняемые природные территории.

       Творческие работы.

          Составить альбом лекарственных растений с их описанием, используя научно – популярную литературу. Подготовить сообщение (или составить альбом) по растительному миру, охраняемому на Ставрополье,  используя научно – популярную литературу и периодическую печать.

Тема VII. Экологические проблемы животного мира (4 ч.)

         Ресурсы и использование животного мира. Охрана животных в крае. Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека.

                Творческая работа.

          Подготовить сообщение (или составить альбом) на тему «Животные, охраняемые в Ставропольском крае», используя научно – популярную литературу.

Тема VIII. Состояние природных комплексов и охраняемые территории (3 ч.)

        Состояние природных комплексов. Сезонная динамика ландшафтов. Охраняемые природные территории.

          Практическая работа.

        Подготовить сообщение  или альбом по теме «Сезонные изменения на Ставрополье».

Тема IX. Экология и здоровье человека в крае. (6 ч.)

         Факторы, определяющие здоровье населенья края. Демографическая ситуация и состояние и здоровье населения края. Заболевания и эпидемии. Экологическая безопасность товаров потребления.

       Творческая работа.

Подготовить сообщение из периодической печать по теме «Здоровье населения края». Подготовить материал для «Занимательной краеведческой викторины». Используя научно – популярную литературу.

                               Основная литература

В.Ф. Вишнякова «Экология Ставропольского края»
                               Ставрополь.2000 г.

В.С. Белозеров « Экология и социальная география Ставропольского края»

                                        Ставрополь 1996 г.

А.Л. Черногоров,  В.А Шаповалов и др. «История городов и сел

                              Ставропольского края»

                              Ставрополь 2002 г.

М.С. Мамонтов «История Новоселицкого района»

                              Ставрополь. 2000 г.

В.А. Ивановский «Занимательное краеведенье»

                                Москва – Ставрополь. 2003 г.

Г.Г Старшинов «Сохраним для потомков»

                              Ставрополь 1984 г.

Периодическая печать: газеты «Ставропольская правда, «Авангард».

Календарно – тематическое планирование

Общее количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Практических работ – 1

Творческих работ – 6

 Методическое обеспечение:

Учебник «Экология Ставропольского края» под редакцией В.Ф. Вишняковой. Рекомендовано министерством общего и профессионального образования ставропольского края. Ставрополь, 2003г.

В.А.  Ивановский «Занимательное краеведенье. Москва – Ставрополь, 2003г.

М.С. Мамонтов «История Новоселицкого района».

Газета «Ставропольская правда».

Газета «Авангард».

п/п

Тема урока, тип урока

  Практические и творческие работы

  Основные понятия

     Домашнее

     задание      

    Дата

                          Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (5 часов).

1.

Введение  в курс экологии. Структура экологии ( Вводный  урок)

П.Р. №1

Экология

Введение

С. 4 -5

02.09

2.

Эколого – географическое положение Ставропольского края (Изучение новых знаний)

П.Р. №2

Ставропольская возвышенность г. Стрижамент – 831 м.

С. 5 - 7

09.09

3.

Эколого – географическое положение Ставропольского края (продолжение) (Комбинированный урок).

Реки: Кубань, Кума Егорлык, Калаус

С. 7 - 8

16.09

4.

Природные условия и ресурсы Ставрополья  (Самостоятельная работа)

Природные ресурсы

С. 12 - 14

23.09

5.

Природные условия и ресурсы Ставрополья  (продолжение) (Комбинированный урок).

Агроклиматические ресурсы

С. 12 – 14

30.09

                                        Раздел 2. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края (4 часа).

1.

Ископаемые ресурсы края. Проблемы их использования (Вводный урок)

Ископаемые ресурсы, рекультивация

С. 15 - 19

07.10

2.

Промышленность: влияние на экологическую обстановку в Ставропольском крае (Изучение новых знаний).

Т.Р. №1

 Топливно –энергетический комплекс

С. 20 - 24

14.10

3.

Влияние сельского хозяйства  на экологическую обстановку региона (Изучение новых   знаний)

Т.Р. №  2

Опустынивание, эрозия почвы, биогенное загрязнение

С. 24 - 29

21.10

4.

Транспорт и окружающая среда (Комбинированный урок)

Газовое топливо

С.29 – 33

28.10

                                                              Раздел 3. Воздушный бассейн края (3 часа)

.

1.

Состав и экологические особенности атмосферы (Вводный урок)

Атмосфера

С. 33 - 35

11.11

2.

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы (Изучение новых знаний)

Вторичные загрязнители

С.36 – 39

18.11

3.

Состояние атмосферного воздуха в крае (Комбинированный урок)

Углеводы, двуокись серы

С. 39 – 44

25.11

                      Раздел 4. Водные ресурсы края  и проблемы их использования (3 часа).

1.

Экологические особенности и использование водных ресурсов края (Вводный урок)

Водные ресурсы

С.45 – 50

02.12

2.

Загрязнение и основные загрязнителе водных объектов (Комбинированный урок)

Антропогенные загрязнители

С. 51 – 55

09.12

3.

Состояние водных объектов края ( Изучение новых  знаний)

Предельно допустимый коэффициент (ПДК)

С. 64 – 68

16.12

                          Раздел 5. Земля и её использование в крае (3 часа).

1.

Состояние земельных ресурсов в крае (Вводный урок)

Деградация почв, эрозия

С. 69 – 72

23.12

2.

Деградация почв (комбинированный урок)

Засоление почв, оползни

С. 72 - 78

30.12

3.

Охрана почв (Самостоятельная работа)

Утилизация отходов

С.79 - 81

13.01

                                                    Раздел 6. Растительный покров  края (3 часа).

1.

Растительный покров края и его состояние (вводный урок)

Растительность, флора

С. 83 – 86  

20.01

2.

Состояние и использование растительных ресурсов (Самостоятельная работа)

Т.Р. №3

Лекарственные растения

С. 86 – 91

27.01

3.

Проблемы охраны растительного мира (Водный урок)

Т.Р.№4

Генофонд растительного мира

С. 92 – 96

03.02

                                     

                              Раздел 7. Экологически проблемы животного мира (4 часа).

1.

Ресурсы животного мира (Водный урок)

фауна

С. 97 – 103

10.02

2.

Использование ресурсов (Комбинированный урок)

Промысловые виды

С. 104 – 109

24.02

3.

Охрана животных в крае (Самостоятельная работа)

Зоологические заказники

С. 109 – 112

02.03

4.

Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека (Изучение новых знаний)

Биологические загрязнения

С. 112 – 115

09.03

        Раздел 8. Состояние природных комплексов и охраняемые территории (3 часа).

1.

Состояние природных комплексов (Водный урок)

Природный комплекс

С. 116 - 117

23.03

2.

Сезонная динамика ландшафтов (Вводный урок)

П.Р.№3

Фенология, индикаторы

С. 116 - 117

 06.04

3.

Охраняемы природные территории (комбинированный урок)

Заповедник, заказник

С.135 – 140

13.04

                                          Раздел 9. Экология и здоровье человека в крае (6 часов).

1.

Факторы, определяющие здоровье населения края (Вводный урок)

Радиационная обстановка

С. 142 – 149

26.04

2.

Демографическая ситуация и состояние здоровья населения края (Самостоятельная работа)

Т.Р.№6

Рождаемость, смертность

С. 149 – 153

27.04

3.

Заболевания и эпидемии (Комбинированный урок)

С. 154 – 158

04. 05

4.

Экологическая безопасность товаров потребления (Изучение новых знаний)

«Экологически чистые товары»

С.159 – 162

11.05

5.

Работа со словарем экологических терминов (Обобщающий урок)

С.164 – 182

08.05

6.

«Занимательная краеведческая викторина» (обобщающий урок)

Подобрать вопросы по краеведенью

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...