программа элективного курса "Экология Ставропольского края" 9 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (9 класс) по теме
Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней системы образования. Задачей программы является развитие интереса школьников к изучению Ставропольского края в единстве природных, исторических, социально-экономических и экологических аспектов.
Основная задача программы- обучение учащихся исследовательской экологической и природоохранной деятельности; поиск и выявление одаренных детей к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своем крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_ekologiya_stavropolskogo_kraya_9_klass.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа электива
«Экология Ставропольского края»
(34 ч.)
Пояснительная записка.
Программа предназначена для изучения предмета «Экология Ставропольского края» в 9 классах общеобразовательных учреждений и рассчитана на 1 час в неделю.
Цель данной программы является осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней системы образования. Задачей программы является развитие интереса школьников к изучению Ставропольского края в единстве природных, исторических, социально-экономических и экологических аспектов.
Основная задача программы- обучение учащихся исследовательской экологической и природоохранной деятельности; поиск и выявление одаренных детей к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своем крае.
Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках физической и экономической географии, биологии, истории.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение подробного инструктажа.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах).
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.
В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.
Тема I. Взаимодействие природы и общества. (5ч.)
Место курса «Экология Ставропольского края» в системе естественнонаучных дисциплин, а так же в биологических науках. Цели и задачи курса. Эколого – географическое положение, природные условия и ресурсы Ставропольского края.
Практические работы.
- Подумайте сами или найдите в научно – популярной литературе условное, символическое изображение главного объекта или метода каждой биологической науки. Нарисуйте эти символы перед определениями различных экологических наук.
- На контурной карте Ставропольского края показать разнообразие рельефа.
Тема II. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края. (4 ч.)
Ископаемые ресурсы края. Проблемы их использования. Промышленность: влияние на экологическую обстановку в Ставропольском крае. Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку региона. Транспорт и окружающая среда.
Творческие работы.
Из периодической печати и научно – популярной литературы подготовить сообщения по теме: «Влияние промышленности края на экологическую обстановку» и «Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку региона».
Тема III. Воздушный бассейн края и его состояние. (3 ч.)
Состав и экологические особенности атмосферы. Загрязнение и основные загрязнители атмосферы. Состояние атмосферного воздуха в крае.
Тема IV. Водные ресурсы и проблемы их использования. (3 ч.)
Экологические особенности и использование водных ресурсов края. Загрязнение и основные загрязнители водных ресурсов. Состояние водных объектов края.
Тема V. Земля и ее использование в крае. (3 ч.)
Состояние земельных ресурсов края. Деградация почв. Охрана почв.
Тема VI. Растительный покров карая. (3 ч.)
Состояние природных комплексов. Сезонная динамика ландшафтов. Охраняемые природные территории.
Творческие работы.
Составить альбом лекарственных растений с их описанием, используя научно – популярную литературу. Подготовить сообщение (или составить альбом) по растительному миру, охраняемому на Ставрополье, используя научно – популярную литературу и периодическую печать.
Тема VII. Экологические проблемы животного мира (4 ч.)
Ресурсы и использование животного мира. Охрана животных в крае. Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека.
Творческая работа.
Подготовить сообщение (или составить альбом) на тему «Животные, охраняемые в Ставропольском крае», используя научно – популярную литературу.
Тема VIII. Состояние природных комплексов и охраняемые территории (3 ч.)
Состояние природных комплексов. Сезонная динамика ландшафтов. Охраняемые природные территории.
Практическая работа.
Подготовить сообщение или альбом по теме «Сезонные изменения на Ставрополье».
Тема IX. Экология и здоровье человека в крае. (6 ч.)
Факторы, определяющие здоровье населенья края. Демографическая ситуация и состояние и здоровье населения края. Заболевания и эпидемии. Экологическая безопасность товаров потребления.
Творческая работа.
Подготовить сообщение из периодической печать по теме «Здоровье населения края». Подготовить материал для «Занимательной краеведческой викторины». Используя научно – популярную литературу.
Основная литература
В.Ф. Вишнякова «Экология Ставропольского края»
Ставрополь.2000 г.
В.С. Белозеров « Экология и социальная география Ставропольского края»
Ставрополь 1996 г.
А.Л. Черногоров, В.А Шаповалов и др. «История городов и сел
Ставропольского края»
Ставрополь 2002 г.
М.С. Мамонтов «История Новоселицкого района»
Ставрополь. 2000 г.
В.А. Ивановский «Занимательное краеведенье»
Москва – Ставрополь. 2003 г.
Г.Г Старшинов «Сохраним для потомков»
Ставрополь 1984 г.
Периодическая печать: газеты «Ставропольская правда, «Авангард».
Календарно – тематическое планирование
Общее количество часов – 34
Количество часов в неделю – 1
Практических работ – 1
Творческих работ – 6
Методическое обеспечение:
Учебник «Экология Ставропольского края» под редакцией В.Ф. Вишняковой. Рекомендовано министерством общего и профессионального образования ставропольского края. Ставрополь, 2003г.
В.А. Ивановский «Занимательное краеведенье. Москва – Ставрополь, 2003г.
М.С. Мамонтов «История Новоселицкого района».
Газета «Ставропольская правда».
Газета «Авангард».
№ п/п | Тема урока, тип урока | Практические и творческие работы | Основные понятия | Домашнее задание | Дата |
Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (5 часов). | |||||
1. | Введение в курс экологии. Структура экологии ( Вводный урок) | П.Р. №1 | Экология | Введение С. 4 -5 | 02.09 |
2. | Эколого – географическое положение Ставропольского края (Изучение новых знаний) | П.Р. №2 | Ставропольская возвышенность г. Стрижамент – 831 м. | С. 5 - 7 | 09.09 |
3. | Эколого – географическое положение Ставропольского края (продолжение) (Комбинированный урок). | Реки: Кубань, Кума Егорлык, Калаус | С. 7 - 8 | 16.09 | |
4. | Природные условия и ресурсы Ставрополья (Самостоятельная работа) | Природные ресурсы | С. 12 - 14 | 23.09 | |
5. | Природные условия и ресурсы Ставрополья (продолжение) (Комбинированный урок). | Агроклиматические ресурсы | С. 12 – 14 | 30.09 | |
Раздел 2. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края (4 часа). | |||||
1. | Ископаемые ресурсы края. Проблемы их использования (Вводный урок) | Ископаемые ресурсы, рекультивация | С. 15 - 19 | 07.10 | |
2. | Промышленность: влияние на экологическую обстановку в Ставропольском крае (Изучение новых знаний). | Т.Р. №1 | Топливно –энергетический комплекс | С. 20 - 24 | 14.10 |
3. | Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку региона (Изучение новых знаний) | Т.Р. № 2 | Опустынивание, эрозия почвы, биогенное загрязнение | С. 24 - 29 | 21.10 |
4. | Транспорт и окружающая среда (Комбинированный урок) | Газовое топливо | С.29 – 33 | 28.10 | |
Раздел 3. Воздушный бассейн края (3 часа) . | |||||
1. | Состав и экологические особенности атмосферы (Вводный урок) | Атмосфера | С. 33 - 35 | 11.11 | |
2. | Загрязнение и основные загрязнители атмосферы (Изучение новых знаний) | Вторичные загрязнители | С.36 – 39 | 18.11 | |
3. | Состояние атмосферного воздуха в крае (Комбинированный урок) | Углеводы, двуокись серы | С. 39 – 44 | 25.11 | |
Раздел 4. Водные ресурсы края и проблемы их использования (3 часа). | |||||
1. | Экологические особенности и использование водных ресурсов края (Вводный урок) | Водные ресурсы | С.45 – 50 | 02.12 | |
2. | Загрязнение и основные загрязнителе водных объектов (Комбинированный урок) | Антропогенные загрязнители | С. 51 – 55 | 09.12 | |
3. | Состояние водных объектов края ( Изучение новых знаний) | Предельно допустимый коэффициент (ПДК) | С. 64 – 68 | 16.12 | |
Раздел 5. Земля и её использование в крае (3 часа). | |||||
1. | Состояние земельных ресурсов в крае (Вводный урок) | Деградация почв, эрозия | С. 69 – 72 | 23.12 | |
2. | Деградация почв (комбинированный урок) | Засоление почв, оползни | С. 72 - 78 | 30.12 | |
3. | Охрана почв (Самостоятельная работа) | Утилизация отходов | С.79 - 81 | 13.01 | |
Раздел 6. Растительный покров края (3 часа). | |||||
1. | Растительный покров края и его состояние (вводный урок) | Растительность, флора | С. 83 – 86 | 20.01 | |
2. | Состояние и использование растительных ресурсов (Самостоятельная работа) | Т.Р. №3 | Лекарственные растения | С. 86 – 91 | 27.01 |
3. | Проблемы охраны растительного мира (Водный урок) | Т.Р.№4 | Генофонд растительного мира | С. 92 – 96 | 03.02 |
Раздел 7. Экологически проблемы животного мира (4 часа). | |||||
1. | Ресурсы животного мира (Водный урок) | фауна | С. 97 – 103 | 10.02 | |
2. | Использование ресурсов (Комбинированный урок) | Промысловые виды | С. 104 – 109 | 24.02 | |
3. | Охрана животных в крае (Самостоятельная работа) | Зоологические заказники | С. 109 – 112 | 02.03 | |
4. | Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека (Изучение новых знаний) | Биологические загрязнения | С. 112 – 115 | 09.03 | |
Раздел 8. Состояние природных комплексов и охраняемые территории (3 часа). | |||||
1. | Состояние природных комплексов (Водный урок) | Природный комплекс | С. 116 - 117 | 23.03 | |
2. | Сезонная динамика ландшафтов (Вводный урок) | П.Р.№3 | Фенология, индикаторы | С. 116 - 117 | 06.04 |
3. | Охраняемы природные территории (комбинированный урок) | Заповедник, заказник | С.135 – 140 | 13.04 | |
Раздел 9. Экология и здоровье человека в крае (6 часов). | |||||
1. | Факторы, определяющие здоровье населения края (Вводный урок) | Радиационная обстановка | С. 142 – 149 | 26.04 | |
2. | Демографическая ситуация и состояние здоровья населения края (Самостоятельная работа) | Т.Р.№6 | Рождаемость, смертность | С. 149 – 153 | 27.04 |
3. | Заболевания и эпидемии (Комбинированный урок) | С. 154 – 158 | 04. 05 | ||
4. | Экологическая безопасность товаров потребления (Изучение новых знаний) | «Экологически чистые товары» | С.159 – 162 | 11.05 | |
5. | Работа со словарем экологических терминов (Обобщающий урок) | С.164 – 182 | 08.05 | ||
6. | «Занимательная краеведческая викторина» (обобщающий урок) | Подобрать вопросы по краеведенью | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...
Программа элективного курса для 9 класса
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....
программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"
предпрофильная подготовка, элективный курс...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...