Конспект урока "Музеи мира"
план-конспект урока (10 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по предмету «Искусство»
Тема: «Крупнейшие художественные музеи мира»
Цель. Обобщить представление о художественных музеях мира и хранящихся в них про из ведениях искусства.
Задачи. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства и вызывать интерес к истории искусства.
Познакомить и обучить научно-исследовательской работе в проектной деятельности о музеях мира.
Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, произведения искусства, выделять главное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по предмету «Искусство»
Учитель Ямбаева Н.Н.
10А класс
Тема: «Крупнейшие художественные музеи мира»
Цель. Обобщить представление о художественных музеях мира и хранящихся в них про из ведениях искусства.
Задачи. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства и вызывать интерес к истории искусства.
Познакомить и обучить научно-исследовательской работе в проектной деятельности о музеях мира.
Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, произведения искусства, выделять главное.
Оборудование и материалы:
- Список литературы для проведения поисковой работы.
- Диски, репродукции, работы учащихся, методические пособия, кроссворды, тесты.
Тип внеклассного мероприятия - | закрепление знаний. |
Жанр - | погружение в эпоху. |
Форма - | коллективная, групповая. |
Методы - | перцептивные, наглядно-иллюстративный, гностический, практические. |
Принципы. Принцип единства воспитания, обучения, развития.
Принцип научности.
Принцип увлеченности.
Принцип активности.
Принцип оптимизации.
Принцип тематического построения внеклассного мероприятия.
План урока.
- Беседа об истории возникновения и историческом значении музейного искусства.
- Защита проектов.
- Систематизация полученных знаний по предмету в процессе тестирования, разгадывание кроссвордов, выполнение творческих работ.
- Подведение итогов. Выводы.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Приветствие учителя.
Орг. Момент.
Сообщение темы внеклассного мероприятия, постановка целей и задач.
Ведущие ученики. Эпиграф
«Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее – то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства».
М.М.Антокольский
«Искусство живет до тех пор, пока его помнят».
- Какие виды искусства вы знаете?
∆
Искусство | Живопись | Неутилитарное | Пространственные |
«Изображения» | Скульптура | Искусство «ИЗО» | искусства |
Графика | (визуальные) | ||
Архитектура | Утилитарное | ||
ДПИ | искусство |
∆
Искусство | Литература | Временные | |
«Слова» | искусства | ||
Искусство «Звука» | Музыка |
∆
Искусство | Театр, цирк, балет, | Пространственно- | |
зрелищно - игровое | кино, эстрада | временные искусства |
- Покровительницами наук и искусства древние греки считали девять дочерей бога Зевса, которых называли музами. Храмы муз греки называли музеями.
- Но музеи бывают разные. Какие вы знаете музеи?
∆ литературные, исторические, технические, краеведческие, музыкальные, профессиональные и т.п.
- В процессе работы мы будем соприкасаться с тремя музами, которые спустившись со священной горы Геликон принесли с собой источник вдохновения.
- Кто эти музы? ∆ Эвтерпа – муза лирической поэзии.
Клио – муза истории.
Тэхне – муза 20 в.
- Правильно, т.к. мы сегодня будем говорить только о художественных музеях – музеях искусств, совершать путешествие в мир талантливых художников разных времен и поэтов.
♦ Цель: формирование духовной культуры учащихся, создание условий для самовыражения чувств в процессе защиты проектов при погружении в эпоху.
Ведущие. Сейчас мы посмотрим и послушаем проект Еременко Марии «Музеи мира»
ученицы 8 А класса.
Проект ученицы 8 А класса.
- Образовательная и исследовательская цель моего проекта «Музеи мира» - это изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов.
А как же помочь ученикам выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Задача проекта – дать историческую справку о музеях и проанализировать гармонию колорита в некоторых живописных произведениях.
● это истоки эмоционально-психологического значения цвета;
● изменение цвета под влиянием воздушной среды;
● изменение натурального цвета предмета под влиянием соседних цветов, рефлексов.
Для достижения полного подобия в изображении натуры существуют два подхода к написанию живописной картины.
♦ Наивно-предметный подход показ картины.
♦ Импрессионистический подход.
В картине передается и струящийся воздух, имеющий свой цвет, и небесное освещение, и тень, и рефлексы (отражения от окружающих предметов). С приходом импрессионизма, основоположником которого является Клод Моне (1840-1926 гг.) известный французский художник, изменяется техника, тематика картин в более чувственно-эмоциональную сторону.
- У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями от слова мусейон.
- Сегодня мы будем говорить только о художественных музеях, т.е. музеях, где хранятся, выставляются, реставрируются, изучаются произведения изобразительного искусства. Ведь слово «художество» и означает «искусство», т.е. – это музей искусств.
∆ Само понятие «музей» появилось гораздо позже, в эпоху Возрождения. В это время, в XV в., началось систематическое коллекционирование, а XVII в., стали группировать по национальным школам, мастерским, странам.
Современный Эрмитаж – музей зарубежного искусства, находится в г.Санкт-Петербурге и занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных залов.
Самая ранняя постройка – здание Зимнего дворца – возведено в 1754-1762 гг. архитектором Расстрелли. Начиная с 1839 г. Архитекторы Стасов и Ефимов по проекту Лео Кленце возводят здание Нового Эрмиража. Скульптором Теребеневым для подъезда-портика выполнены статуи Атлантов.
- Разработка проекта «Музеи мира» включала в себя: обдумывание идеи, создание замысла, подготовку необходимой графической документации и репродукций с картин художников. Показ и краткий анализ произведений искусства, рассмотренных в контексте художественных направлений и стилей, является необходимой частью успешной творческой деятельности.
- До середины XIX в. Эрмитаж – закрытое дворцовое собрание. В 1852 г. Состоялось открытие музея. Для его посещения требовалось разрешение специальной конторы императорского двора. Пропуск выдавали только господам в мундирах, парадной одежде. Начиная с 1863 г. Доступ в музей свободный.
- В 1764 г. Екатерина II получила в качестве погашения задолженности из Берлина 225 картин западноевропейской живописи. Дмитрием Голицыным в 1766 г. Приобретено полотно «Возвращение блудного сына» Рембрандта. В основе этого произведения лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне», которая гласит, что любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не раздражается – это всепрощающая любовь.
- В 1774 г. Издается первый каталог на французском языке, где значилось 2080 картин.
Ван Дейк «Автопортрет», «Семейный портрет».
Переда «Натюрморт».
Гейнсборо «Портрет герцогини де Бофор».
- 5 октября 1918 г. По специальному декрету правительства музей объявлен национальным достоянием и открыт для посещения. После революции и во время гражданской войны в фонды музея поступали картины из провинциальных усадеб, коллекции состоятельных людей, покинувших страну.
Франс Гальс Ватто «Портрет молодого человека», «Капризница».
- Сейчас собрание Эрмитажа насчитывает свыше 2 миллионов 600 тысяч экспонатов. По ценности экспонатов его можно сравнить с Лувром в Париже и Британским музеем в Лондоне. Всемирно известными произведениями Эрмитажа являются произведения Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Всего две мадонны с младенцем известны в наследии Леонардо, и обе находятся в Эрмитаже.
- Мадонна с цветком» Бенуа была написана в 1478 г. и привезена в Россию в начале XIX в.Ее купил в Астрахани у странствующего музыканта купец Сапожников. Затем она перешла к жене архитектора Леонтия Бенуа. С 1914 г. она хранится в Эрмитаже.
- «Мадонна Лита» (1490 г.) названа по имени ее бывших владельцев, герцогов Лита. В Париже, в Лувре есть рисунок головы мадонны, изображенный в эрмитажной картине. Видимо он был сделан с натуры. Создавая картину, художник подчинил черты реальной модели обобщающему идеальному образу.
«Сакстинская мадонна» Рафаэля 1512-1513 г.
- Долгое время Сакстинская мадонна была самой известной в мире картиной благодаря не только своей красоте, но и той громадной сумме, за которую она была приобретена Фридрихом III в 1754 г. у церкви святого Сикста. На картине Мадонна с младенцем и со святыми Сикстом и Варварой. Ангелочки облокотились на некий деревянный предмет, считающийся некоторыми исследователями изображением гроба Юлия II (папы Римского). Сикст был одним из первых епископов Рима, в 258 году он принял мученическую кончину. Святая Варвара мученически погибла в 300 году. Эта картина экспонируется в Дрезденской галерее.
- «Мадонна Конестабиле» (1500-1502 гг.) единственная картина Рафаэля в собрании Эрмитажа. Картина и рама по рисунку Рафаэля в прошлом составляли единое целое. В 1881 г. С обратной стороны появилась трещина, произведение могло погибнуть, тогда центральную часть выпилили и перенесли на холст. При этом обнаружили под верхним красочным слоем первоначально написанный плод граната в руке Мадонны. Дело в том, что при создании картины Рафаэль использовал композицию рисунка своего учителя Перуджино, но затем он несколько меняет замысел и вместо граната изображает раскрытую книгу, к которой обращено внимание и Мадонны и младенца.
- А сейчас мы совершим экскурсию по музею Лувр в Париже. Бывший дворец французских королей и одна из архитектурных доминант исторического центра города.
Дворец возведен в XVI-XIX в. На месте старого замка. В строительстве дворца в разное время принимали участие архитекторы Леско, Лево, Перро и др. в создании скульптурных декоров – Гужон, в оформлении интерьеров Лебрен.
- С 1791 г. – художественный музей. В основе коллекции Лувра – бывшие королевские собрания, коллекции монастырей и частных лиц. Среди многочисленных ценностей Лувра – богатейшие собрания восточных ценностей, Древнего Египта, античности, западноевропейского искусства.
Среди шедевров Лувра – древнеегипетская статуя писца Каи, древнегреческие статуи «Ники Самофракийской», древнеаккадская «Стела царя Нарамсина», древнегреческие статуи Самофракийской и «Венеры Милосской».
- «Джоконда» Леонардо да Винчи» (1503-1506 гг.). Пожелтевшая, потрескавшаяся, покрытая плотным слоем лака Джоконда «Мона Лиза», пожалуй является самым знаменитым произведением западноевропейской живописи и справедливо признанной вершиной портретного мастерства. Картина долгое время была объектом подробного исследования. Еще Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» писал: «Леонардо взялся написать для Франческо даль Джокондо портрет его жены, Моны Лизы и, потрудившись над ним 4 года, так и оставил его незавершенным». Так появилось название Джоконда. По непонятным причинам Леонардо не передал портрет тому, кому он предназначался, а взял с собой во Францию и хранил до самой смерти.
- Создание Джоконды обозначило ключевой этап в истории искусства, открыв путь к более выразительной портретной живописи. На протяжении XV в. почти все портреты писались в профиле и были крайне обобщенными. Ренессансие художники с их ощущением цельности и гармоничности мироздания видели в человеке высшее начало и центр бытия, вдохнули новую жизнь в искусство портрета, стали изображать в фас и анфас.
- Значение знаменитой загадочной улыбки Моны Лизы становилось предметом бесконечных исследований. Легкая ассиметрия, придающая ей загадочность вместе с утонченной светотеневой моделировкой делают незаметной границу губ и кожи лица. Чтобы достичь подобных эффектов, Леонардо использовал наложение сверхтонких слоев краски и разработал специальный прием – сфумато.
- Темные глаза Моны Лизы обладают блеском, влажностью и проницательностью какие мы видим в живом человеке.
- Изысканные руки с мягкими очертаниями придают всей фигуре ощущение глубокого спокойствия. При взгляде на них кажется, что видишь пульсацию крови в жилах.
- Украшающая край выреза платья Джоконды вышивка могла быть автографом Леонардо, поскольку фамилия самого художника этимологически восходит к глаголу сцеплять, связывать воедино, то есть завязывать в узелок.
- Леонардо углубил содержание портретных образов, наделил их невероятным очарованием и силой интеллекта, внутренней гармонией и духовной красотой.
Жак Луи Давид «Портрет госпожи Серизиа», 1795 г.; «Автопортрет», 1794 г.; «Портрет госпожи Бекуль», 1784 г.
- Французский художник Давид жил в необыкновенную эпоху. В 1789 г. Произошла Великая французская революция. 1804 г. Давид стал придворным художником Наполеона. Он был самым значительным портретистом своего времени, когда выше всего в человеке ценилось величие, достоинство, аристократизм.
Жан Клуэ «Портрет Франциска I», 1525-1530 гг.
Франсуа Клуэ «Портрет Елизаветы Австрийской», 1571 г.
- Лувр хранит несметные сокровища, посмотреть которые приезжают люди со всего света. Музей насчитывает более 400 000 произведений искусства.
Питер Пауэл Рубенс «Воспитание Марии Медичи», 1622 г., барокко.
Никола Пуссен «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1649 г., классицизм.
Жак Луа Давид «Клятва Горацаев», 1784 г., неоклассицизм.
Эжен Делакруа «Смерть Сарданапола», романтизм.
Антуан Ватто «Остров Цитеры», 1717 г., рококо.
Презентация материала о музее Прадо
I группа «Искусствоведы»
Один из прославленных музеев мира находится в Мадриде. В постановлении об открытии музея 1819 г. Говорилось: «Целью музея давать знание, воспитывать художественный вкус как у ученых, так и у профессоров художественных академий, а также у иностранцев, чтобы создавать Испании славу, которую она заслуживает».
Собрание музея создавалось на основе испанских королевский коллекций. Испанские короли приобретали произведения искусства в основном в Нидерландах и в Италии. Большую роль в пополнении королевских коллекций сыграл Диего Веласкес (1599-1660 гг.). будучи придворным живописцем и главным советником Филиппа IV по приобретению предметов искусства, он закупил первоклассные произведения итальянских мастеров: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Бассано
(показ картин художников через компьютер на экран телевизора).
В XVII в. была приобретена значительная часть работ великого фламандского живописца Рубенса, а в XVIII в. – картины французских художников Пуссена, Риго и других.
В конце XVIII в. В Испании, как и в других странах Европы, осознается необходимость создания публичных музеев. Для этой цели в парке Прадо в Мадриде строится здание музея по проекту выдающегося испанского архитектора Хуана де Вильянува. В 1819 г. Новый музей открыт.
В настоящее время Прадо располагает блестящим собранием полотен Веласнеси, в нем находятся почти все наиболее известные его произведения: «Сдача Бреды», «Пряхи», «Менины», портреты придворных шутов, автопортреты.
В музее около 40 произведений Эль Греко («Рыцарь с рукой на груди», «Иоанн – евангелист», «Крещение», «Распятие», «Вознесение» и т.д.). «Золотой век» испанской живописи представлен полотнами Сурбарана, Риверы, Мурильо (XVII в.).
Широко и полно представлено творчество Гойи. Среди его работ «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», «Семья Карла IV», «Маха обнаженная», «Маха одетая», «Зеленый зонтик», «Жмурки», «Автопортрет» и т.д.
Прадо богат картинами итальянских мастеров – Мантеньи, Рафаэля, дель Сарто. Ценнейший является коллекция из 36 картин Тициана. В нее входят такие шедевры, как «Даная», «Автопортрет» и другие.
Нидерландская школа XV-XVI вв.представлена полотнами Олгира Ван дер Вейдена, Гуго Ван дер Гуса, Иеронимуса Босха «Собрание смертных грехов», «Операция глупости», «Сад наслаждений» и др.
С осени 1981 г. В музее Прадо находится картина Пикассо «Герника».
Защита проекта «Из истории одного портрета»
II группа «Вдохновение»
Картина Крамского «Неизвестная», 1883 г. «Незнакомка» Блока.
О том, кто эта красивая, гордая женщина в коляске, не сохранилось сведений. Крамской пишет молодую женщину в мехах и бархате с высокомерным выражением лица, едущую по Невскому проспекту. Он написал ее блестяще: изумительное лицо, осанка, меха, ленты, страусовое перо. В.В.Стасов называл ее «кокоткой в коляске». Что мы читаем в ее лице? Здесь и недосказанность, и таинственность, и ощущение затаенной внутренней драмы.
«В ней сидит целая эпоха». Много портретов русских писателей и деятелей культуры написал Крамской для собрания П.М.Третьякова. Он требовал от художника «воплощать в образе модели прежде всего характер».
Врубель «Демон сидящий». «Могучий образ» в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» - вершина романтической поэзии XIX в.
О.Ренуар «Портрет Жанны Самарии», импрессионизм.
Влюбленный взгляд направлен в никуда.
Как наугад, он манит своей тайной,
Зовет туда, где яркая звезда,
И эта звездочка нам кажется фатальной.
Что в этом взгляде? Музыка сердец,
Надежда, радость или песня страсти?
Актриса Жанна Самарии - творец
Своей игрою дарит счастье.
Она плод ренуаровских мечтаний?
А может ангел, только во плоти?
Для нас, для зрителей, она осталась тайной,
Художник тайну в красках воплотил.
Как образ нежности, как символ чистоты
Художник пишет Жанну Самарии.
Шафеева Альфия.
Этот портрет – один из живописных шедевров Ренуара. Он пишет молодую французскую актрису «Комедии Франсез» Жанну Самарии. С портрета непринужденно смотрит на нас молодая женщина в открытом платье бирюзового цвета. Художник окутал ее лицо, фигуру теплом розового фона. Приглядитесь получше, и вы увидите, что фон прописан мелкими вибрирующими и широкими пластическими мазками. Свежее, как цветок, лицо модели подернуто нежной пеленой рефлексов; шаловливая улыбка вторит искрящейся глубине ее глаз. Золотистые волосы, синее сияние глаз и зеленые переливы платья как бы отделяют ее от этого цветного марева. Неясным контуром художник выделяет пронизанные солнечным светом руки, обнаженные плечи. Все зыбко, неуловимо и подвижно. Это поэма в красках.
III группа вдет нас в мир силуэта, расскажет о частном музее «Силуэтто»
«Приятнейшая тень». Памятники Отечества, выпуск № 2, 1996 г.
Черный силуэт на белом фоне, больше никаких красок, оттенков, теней и прочих способов воздействия на зрителя. Здесь только контраст: белое помогает высказаться черному. А черное – это тень человека, его сканированная сущность, сгусток, напряжение характера.
Искусство силуэта по отношению к живописи – как немое черно-белое кино по отношению к звуковому.
Черный цвет – запретный цвет для живописца. Чистого черного просто не существует в природе. Это цвет – не природный, но знаковый, символический, созданный волей человека.
Художники «серебряного века» поклонялись силуэту, ценили его изысканную графическую культуру.
Исследование об истории силуэтного искусства провели историки искусства Надежда Михайловна Полунина и Александр Иванович Фролов, муж и жена.
Русский силуэт.
Тень и силуэт.
Владимирович Иванович Даль приводит народные пословицы: «Он сам своей тени боится», «Девушка, что тень: ты за ней, она от тебя; ты от нее, она за тобой», «Солнечные часы указывают тенью стрелки». Силуэт в русской народной жизни ограничен только этими понятиями.
Изображение силуэта связано с именем генерального контролера финансов Франции Этьена де Силуэтта (1709-1767 гг.). Назначенный на этот пост в 1757 г. Он получил в ведение расстроенную казну. Расточительство короля и его фавориток маркизы Помпадур и графини Дюбарри не знало предела.
Одним росчерком пера он сэкономил казне 72 миллиона франков, сократив штаты и урезав жалованье. Такие меры не популярны во все времена. Он был уволен. Однако судьбе было угодно обессмертить неудачливого сановника и сохранить его имя в истории искусства. Говорят, на Силуэта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги. По причине их дешевизны они получили наименование a ia Silhouetto. Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.
По другой версии, Этьен де Силуэт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких.
И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а тенями. Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычайная портретная галерея, первый и единственный в своем роде «Музей теней».
Силуэт, по словам известного искусствоведа А.А.Сидорова – торжествующая двухмерность. Предмет, изображенный в силуэтной композиции, приобретает высокую степень обобщения. Отметается все мелкое, дробное, второстепенное и, наоборот, подчеркиваются его отличительные черты, выявляется монументальность всего, чего коснулось это, с первого взгляда. Это простота обычной линии, которую, однако, весьма непросто провести.
- После защиты проектов группам предлагается разгадать кроссворды и поработать с тестами.
- Группа художников выполняет композиции в силуэтной технике. Завершив работу, группа «силуэт» организует выставку – экспромт.
- Всю работу групп оценивают эксперты. Они подводят итоги.
Кроссворды и тестовые задания-карточки собирает консультант – он проверяет задания и сдает их экспертам. Эксперты о результатах докладывают учителю.
- Вывод по проведенному занятию делают ведущие.
Мы рады были принять участие в путешествии по музеям мира и частным музеям, ощутить счастье человеческого общения, взаимопонимания. Ведь искусство помогает от очерствения души, облагораживает, делает добрее, мудрее.
Не правда ли – примерам нет конца.
Тому, как образ, в камне, цвете воплощенный
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом и росчерком пера.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя,-
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я…
- Это стихи великого художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти.
- Домашнее задание: написать эссе «О музеях мира».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-147556-1354869389.jpg)
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-178050-1372445887.jpg)
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/18/picture-264243-1687086469.jpg)
Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".
Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828755-1476117757.jpg)
Конспект урока Мира растений в классе с УУД "Красная книга"
Цели и задачи:1.Познакомить детей с Красной книгой, ее содержанием и представителями.2.Разъяснить обучающимся с УУД необходимость ее создания для людей.3.Способствовать формированию обобщенного предст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-637636-1432635327.jpg)
Конспект занятия «Работа «Голубь мира» в технике торцевания, приуроченная к празднованию Международного дня мира»
Работа "Голубь мира" может быть выполнена как к Международному дню мира, который отмечается 21 сентября, так и к Дню Победы....