Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смертью, прием иллюзорности, прием размытия границ между реальным и нереальным, и особенности содержания постмодернистской прозы: отрицание ценностей, натурализм, отсутствие положительного идеала, особенность формы: фрагментарность, эпатаж (как у футуристов), обилие аллегорий, реминисцеций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pelevin.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Саражакова Галина Гавриловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Сургут ХМАО- Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургут ХМАО-Югра
Урок литературы в 11 классе
Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира»,
«Хрустальный мир»
Автор: Саражакова Галина Гавриловна,
учитель русского языка и литературы
galinas1958@rambler.ru
Автор: Виктор Пелевин.
Произведение: Рассказ «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».
Вид: комбинированный
Тип: урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода.
Тема: Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»
Цели урока:
- Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведений В.Пелевина, дать определение манере письма В.Пелевина на примере рассказов.
- Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
- Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, формирование мотивационной готовности к межличностному общению, взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
План урока:
Содержание этапов урока:
- Организационная постановка целей и актуализация знаний.
- Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.
Методы и формы деятельности:
Фронтальная форма познавательной деятельности, групповая работа, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны знать содержание рассказов В.Пелевина, этапы жизни и творчества
писателя.. Прочитать критические статьи «Между хаосом и космосом», «Русские цветы зла».
Оргмомент:
I. Мотивационное начало урока.
- Что вы знаете о В.Пелевине? Почему он интересен современному читателю?
- Как отзываются о его творчестве писатели Т.Толстая, Вен. Ерофеев, С.Соколов?
- Почему такое неоднозначное отношение к творчеству и личности В.Пелевина?
Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения прозы писателя.
Задача: раскрыть и понять манеру письма, проблематику рассказов.
-Что вас удивило в рассказах «Бубен внешнего мира» и «Хрустальный мир»?
-Чем они отличаются от ранее изученных нами произведений?
-Поддаётся ли пересказу сюжет?
(Ответы аргументировать, опираясь на текст)
- Прочитайте эпиграф к рассказу «Хрустальный мир». Как вы думаете, какова роль эпиграфа в произведении?
-Кто герои рассказа? Что они из себя представляют?
- Почему юнкера не выполняют приказ? Почему они приходят к выводу, что мир рушится?
- Как герои рассказа относятся к общечеловеческим ценностям, идеалам, существуют ли они для юнкеров?
- Есть ли у героев рассказа родина? Способны ли они её защитить?
Нужны ли, по-вашему, идеалы в жизни? Почему? Как вы понимаете смысл названия рассказа?
- В чём заключается идея рассказа? Созвучна ли она с нашим сегодняшним днём?
- Прозу В.Пелевина критики называют «другой прозой», «постмодернистской». Как вы думаете, продолжает ли Пелевин традиции русской классической литературы?
Анализ рассказа «Бубен внешнего мира».
- Почему рассказ назван именно так?
- Как построен рассказ? В чём особенность его композиции?
- Как можно определить основную мысль рассказа?
- Кто герои произведения?
- Проанализируйте диалог майора Звягинцева и героини. В чём общечеловеческий смысл рассказа майора? О каких нравственных ценностях идёт речь?
В чём философский смысл финала рассказа? Какие мысли и чувства вызвал рассказ у вас?
III Этап углубления результатов осмысления прозы В.Пелевина.
Задача: выявить особенности содержания и формы постмодернистской прозы на примере
рассказов В.Пелевина.
(Учащиеся сопоставляют рассказы, выявляют сходные мотивы, темы, проблематику, делают выводы о том, что объединяет эти два рассказа) Обобщающая беседа:
-Назовите приемы создания мира в прозе В. Пелевина
-Приемы размытия границ между жизнью и смертью
-Прием иллюзорности
-Прием размытия границ между реальным и нереальным
- Каковы особенности содержания постмодернистской прозы?
- Отрицание ценностей.
- Натурализм.
- Нет положительного идеала.
- В чём заключаются особенности формы?
- Обилие аллегорий, реминисценций.
- Нет сквозного сюжета (фрагментарность)
- Эпатаж, как у футуристов.
- На какого читателя рассчитана проза постмодернистов? К какому читателю обращается
В.Пелевин?
(элитному, высокоинтеллектуальному читателю).
IV Этап подведения итогов.
Задача: выявить восприятие учащимися рассказов В.Пелевина.
V Домашнее задание.
Написать рецензию на рассказы В.Пелевина «Хрустальный мир» или «Бубен внешнего мира».
Литература
1.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. -
2.Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений
и споров. / / Литература в школе. - 2002.- №4.- С. 18-23.
3.Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной
русской литературы). / / Русская словесность. - 2003. - №5.- С.23-28.
4. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002. - 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока искусства в 8 классе по теме : "О чем может рассказать картина? П.Пикассо. "Герника". 1937 г."
Тема: " О чём может рассказать картина?( П. Пикассо, «Герника» 1937 г)."Методическая разработка конспекта урока искусства в 8 классе с использованием образовательной...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Презентация к уроку литературы "Приемы создания картины мира в произведениях В. Пелевина".
Презентация к уроку по рассказам В. Пелевина "Бубен внешнего мира", "Хрустальный мир"....
Урок-семинар «Современная литература в школе. В мире детей».
Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в спи...
План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.
План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....