Конспект Урока Мира-2019
классный час
Тема: "Наш округ-седой богатырь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya.docx | 17.18 КБ |
legendy.docx | 17.96 КБ |
2.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
Классный час
"Наш округ – седой богатырь"
Дата: 02.09.2019 г.
Класс:10
Классный руководитель:
Суворова А.Н.
г. Нефтеюганск-2019
Цель: формирование целостных представлений об окружающей среде, воспитание чувства
сопричастности к культуре и истории югорского края, воспитание уважения к народам,
населяющим его территорию; формирование ответственности за сохранность природных богатств
своего края.
Задачи: дать знания о традиционных занятиях коренных народов Югры. Развивать
наблюдательность, речь, экологическую культуру. Воспитывать уважение к своей малой родине
Цель: формирование целостных представлений об окружающей среде, воспитание чувства
сопричастности к культуре и истории югорского края, воспитание уважения к народам,
населяющим его территорию; формирование ответственности за сохранность природных богатств
своего края.
Задачи: дать знания о традиционных занятиях коренных народов Югры. Развивать
наблюдательность, речь, экологическую культуру. Воспитывать уважение к своей малой родине
Цель: формирование целостных представлений об окружающей среде, воспитание чувства сопричастности к культуре и истории югорского края, воспитание уважения к народам, населяющим его территорию; формирование ответственности за сохранность природных богатств
своего края.
Задачи: дать знания о традиционных занятиях коренных народов Югры. Развивать наблюдательность, речь, экологическую культуру. Воспитывать уважение к своей малой родине.
Ход классного часа
Это отличная возможность выразить через яркое, эмоциональное выступление свою любовь к родному краю, городу, в котором мы живем, испытать гордость за свою школу, за спортсменов, которые приносят славу ей.
Сценарий выступления:
(Звучит торжественная музыка, выносятся флаги РФ и ХМАО - Югры.)
1 ведущий:
Я родился в Югре и мое сердце всегда будет принадлежать этому сказочному краю. Россия – это великая держава, в ее состав входит много замечательных регионов. Одним из них является 86 регион - Ханты-Мансийский автономный округ.
(На фоне записи легенды о возникновении земли Югорской идет театрализованная постановка).
Легенда гласит: Никто не помнит, когда это было, но уверяют, что было, и земля эта древняя и загадочная сплошь была залита морем. Народ искал там клочок земли, чтобы росли на ней травы, расцветали морошка, брусника и клюква, и возвышался над ними и шумел могучий кедр – хранитель легенд и преданий. Но тщетны были поиски земли. Кругом море, море, море…
И тогда прилетела гагара, и вселила она уверенность в людей.
Долго кружила гагара над безбрежным морем. И погибла гагара, но смертью своей дала жизнь земле Югорской.
2- ой ведущий:
Сибирь, Югория. Древняя и обновленная. Ты веками манила одних и страшила других. Теперь ты известна всему миру своими богатствами. Но главное твое богатство - это дети.
-Ребята, расскажите о своих увлечениях, хобби и просто интересных делах.
Я -……, занимаюсь фигурным катанием.
Я …….. - люблю танцевать.
Я – ……., занимаюсь танцами.
Я - …….., люблю плавать.
Презентация
Викторина
- Как называется жилище хантов? (чум)
- Селение, поселок хантов и манси? (стойбище)
- На чем передвигались люди от стойбища к стойбищу? (на оленей упряжке)
- Под водой сидит колдунья, у нее сто глаз (сеть)
- В воде играет, на земле умирает? (рыба)
- Кто лес на голове носит? (олень)
- Бел, а не заяц, летит, а не чайка,
- Что это такое, ну-ка, отвечай-ка (снег)
- Как называются сани у хантов? ( нарты)
- Кто управляет оленей упряжкой? (Каюр)
- Чем погоняют оленей? (хорей)
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра - легендарные достопримечательности
Легенда о происхождении Оби
Своенравная и норовистая горная красавица Катунь не могла полюбить посватовшегося к ней старого, властного и чванливого князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, не умерла, а превратилась в стремительно - красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего её старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону, и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже невозможно скрыться, и властный настиг её. И родилась Обь.
И так от слияния Бии и Катуни у подножия Алтайских гор и рождается могучая река Обь.
Легенда о великих реках Обь и Иртыш
Много добра у старика Алтая: серебро, золото, медь, железо валом навалены в его закромах да подполах.
День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. День и ночь глядят во все стороны ели да кедры: не подобрался бы вор к закромам да подполам.
Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь-Шаню:
"Кабы сын у меня был помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока".
И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти, не по дням, а по часам. Да таким молодцем-богатырем обернулся, любо-дорого посмотреть. Сила в нем так и играет, так и кипит.
Тесно стало молодцу Иртышу в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали его за это землероем-Иртышом.
"Уйми ты своего молодца. Житья не стало. Что ни день, кого-нибудь водяной петлей обовьет, камни сносит, борозды точит — всех нас изотрет", - плакали скалы.
Покачал снеговой шапкой Алтай, насупил брови и давай корить сына:
"Чего-буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро беречь".
"Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице. Не сторож я добру твоему. Какой прок от него, коли похоронено оно в камне", -ответил ему Иртыш.
И случись в ту пору: пролетал мимо старый беркут. Услышал, как спорят отец с сыном, не утерпел и опустился на берег, прильнул к студеной иртышской волне и шепнул:
"Прав ты, молодец, давно пора тебе уйти из гор, силу попытать. Давно ждет, не дождется тебя красавица-богатырша Обь...".
И решил Иртыш бежать с гор.
Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился он, закручинился и слезу горючую пролил.
Пролетали в то время над степью три сестрицы чайки. Увидали молодца в кручине, приникли к его груди и спрашивают:
"Почему, Иртыш, пригорюнился, слезу озером по степи разлил?"
"Да как же мне не горевать, слез не лить? Во все стороны дороги расходятся, и не знаю я, в какую сторону мне путь держать, где Обь красавицу сыскать?"
Помахали чайки крыльями, покачали головами и сказали:
"Спору нет - велика твоя кручина. Да только можно горю помочь. Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полуночь, к Ледовитому морю-океану".
Обрадовался Иртыш и покатил в полунощную сторону к морю-океану. А на том месте, где пролил он слезу, озеро осталось - Зайсаном прозвал это озеро народ.
Только разбежался Иртыш, чтобы поскорее свидеться с Обью, а навстречу ему камень ползет. То старик Алтай выслал погоню, чтобы сына-беглеца по дороге перенять.
Спешит Иртыш, торопится от камня убежать, а тут еще к нему веселая речонка Бухтарма привязалась. Подобралась и ну ласкаться. А сама так и бурлит, так и петляет.
"Прими меня, брат Иртыш", просит Бухтарма.
"Не до тебя, отмахнулся Иртыш, видишь, отцовы горы меня настигают".
Захныкала Бухтарма: "Куда же мне теперь деваться, куда воды свои понести?"
Пожалел Бухтарму Иртыш и сказал: "Ладно, будь мне сестрой", и принял ее.
А алтаевы посланцы по пятам за Иртышом гонятся, уже дорогу начали перебегать, в воду крутыми боками бухнули, сжали, сдушили, да только не сумели они возвратить беглеца.
Понатужился Иртыш, присобрал свою силу, да как вскинулся вперед и вырвался из каменных лап. Так и остались скалы тут стоять да дивиться силе Иртыша. До сих пор стоят, боятся старику Алтаю на глаза показаться.
А Иртыш снова вышел в степь. Конца и краю той степи не было. Солнце выжгло ее травы, высушило земли, выгнало испарину соленую.
"Ну-ка, испей моей водицы", - сказал Иртыш и разлился широко, привольно.
Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде горячим сухим телом.
А Иртыш все дальше и дальше уходит на север. И всюду, куда ни приносил он свою воду, оживала земля.
"Не хочу я хоронить свое добро только для себя, как старик Алтай", - говорил он.
И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону.
"Как раз по мне красавица-богатырша!" - сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял, и слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю-океану.
С тех пор идет у них спор "кто чей приток – Иртыш ли Оби или Обь-Иртыша". Ведь заставил же молодец Иртыш богатыршу Обь течь по своему пути.
Легенда о происхождении дороги между селом Самарово и Ханты-Мансийском
В далекие - далекие времена, Хантыйский бог Торум в очередной раз пошел охотиться на диких зверей и птицу. Охота показалась ему настоль увлекательной, что Торум заблудился. 2 дня и 2 ночи он бродил по тайге и наконец, родные Торума решили идти на его поиски. Они долго ходили по лесу, и казалось бы надежда найти Торума их покидала, пока они не натолкнулись на его следы. Они пошли пол его следам вниз по горе, и наконец нашли Торума. Он забрел в село Самарово, о котором не знал раньше, добрые люди обогрели и дали ему кров, тогда он тоже отчаялся вернуться домой, но все обошлось. Так и появилась дорога между Самарово и Ханты-Мансийском.
Легенда о Югорской долине
В те далекие времена, когда обосновался люд хантыйский на великой земле Югорской, пушниной да рыбой богатой. Кедрами да соснами величавыми славился. Жили ханты и манси в мире и согласие, почитали богов своих да вели хозяйство. И в один из ясных дней напал на землю славную Ермак с войско своим и начал громить. Противостоял ему князь угорский Самар, защищая землю свою от напасти до последнего. А народ его волноваться начал, богов своих призывать да семьи спасать. Бежали напуганные ханты в горы высоко, дороги не ведая. Долго бежали они по степям в надежде на спасение и милость богов. И тут явился им знак свыше, увидели они как кружит над ними птица-царь величавая, божественная, призывая следовать за ней. Бежали они вслед за гагарой на север, далеко в глушь степную и укрылись в кедрачах великих. Поблагодарили люди птицу за спасение, приклонились перед ней и остались пережидать.
На месте том сейчас возвышается огромный чум, который радушно встречает гостей земли Югорской, а люди его «Югорской долиной» называют. Ну а на заднем дворе притаилась птица спасительница – Гагара, ханты её почитают и место то святым величают.
Легенда об олене Касум
Много лет тому назад жили ханты и манси на земле своей родной – Югре. Жили да не тужили, горя не знали. Трудились ханты с утра до позднего вечера, на охоту ходили, рыбу ловили, ягоды да грибы собирали. В один из дней благодатных в семье опытного охотника ханта Миш приключилась история.
Отправился утром Миш на охоту в тайгу. Долго бродил он по тайге в поисках добычи да остановился отдохнуть. И вдруг пошатнулись деревья, захрустел снег и из-за сугроба заснеженного появился свирепый медведь. Испугался хант, что сердце его в пятки ушло, и ноги подкашиваться начали. Тут напал медведь на Миша и началась борьба не легкая. Достал Миш кинжал свой острый да отважно схватился с медведем, убив его вскоре. Изнемогая и истекая кровью пал Миш на снег да потерял сознание.
Спустя некоторое время приоткрыл глаза Миш и мутным взглядом увидел перед собой красивого оленя, который взгромоздил его на свою спину.
Очнулся хант ближе к вечеру в своей деревне, в семье да тепле. Выскочил тут же из чума в надежде увидать спасителя своего. Стоял перед ним красивый и могучий олень, посмотрел Миш на него благодарным взглядом и приобнял. Накормил и напоил он оленя да оставил у себя. Дал ему благородное хантыйское имя Касум. И с тех пор не расставались они никогда.
Олени же по сей день остаются лучшими друзьями хантов и манси. Служат им и помогают в хозяйстве.
Мост Красный Югорский дракон
Однажды летевший дракон решил отдохнуть и увидел холм, подлетел к нему и прилёг. Только сомкнул глаза, а его уже гонят. Перелетел дракон на другой холм и оттуда его выгнали, отчаялся уже было дракон, но сил нет и лёг он между берегами могучей сибирской реки Иртыш и некто не тревожил дракона, закрыл глаза и уснул. Очнулся, а ноги оказались в воде, одел каменные башмаки, затрясся от ярости, встал на могучие ноги, выпучил свои красные глаза, выгнул свою могучую спину и замер навечно.
Сегодня он составляет 1336 метров и 42 тысячи тонн конструкций.
Это большая дорога на большую землю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказание о земле Югорской.
Край, ставший судьбой… Я Родины себе не выбирал. Она, как жизнь, дается от рожденья, Мне стала вьюжная суровая Югра Отечеством, той точкой становленья, Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду. Я Родины себе не выбирал.» В. Плесовских
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа
Флаг и герб ХМАО-символы государственного статуса .
Югра многоликая Делами великая….
И славим Югорский народ…
Ханты-Мансийский автономный округ – уникальный по своим природным условиям и ресурсному потенциалу край.
нельма муксун осетр
Иван III
Люди долго искали клад Хлынул в небо нефти каскад!
Викторина.
Как называется жилище хантов ?
Селение, поселок хантов и манси?
На чем передвигались люди от стойбища к стойбищу?
Под водой сидит колдунья, у нее сто глаз
В воде играет, на земле умирает?
Кто лес на голове носит?
Бел, а не заяц, летит, а не чайка, Что это такое, ну-ка, отвечай-ка
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Рабочая программа по истории, 5 класс. УМК А. А. Вигасина, Г. И. Годера "История Древнего мира", 2019 год
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)Рабочая программа разработана на основе приме...
Рабочая программа по предмету Россия в мире 2019 г.
Рабочая программа по предмету Россия в мире 2019 г....