Рабочая программа по экономике 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

рабочая программа по экономике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_ekonomika_2014-2015.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Барвихинская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Барвихинская СОШ

________ Яковлева Т.В.

Приказ№_______от

«___»________20___г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

Школы

______Шиманская Г.Н.

«___»_______ 20___г.

«РАССМОТРЕНО»

на ШМО учителей

экономики

Протокол№____от

«___»_____20___г.

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по экономике 8 класс

учителя высшей категории Домрачевой Е.А.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2014-2015 уч.год, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Данная программа предназначена для учащихся основной школы. В нашей школе экономику изучают, начиная с 5 класса, и продолжают в 7,8 и 9-х классах, профильное изучение в 10,11 классах.  Исходя из этого, материал предмета излагается по нарастанию – в каждом классе даются более глубокие знания по различным явлениям экономики. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

    Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.

   Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 7-8 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 5 класса по 11 класс.

   Цель программы состоит в формировании у школьников  представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

   Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:  

  • формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
  • формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков.
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

  • обеспечение комфорта учащихся;
  • сохранение здоровья школьников.

Особенности программы: заключаются в том, что в программу включен раздел «Основы потребительских знаний».  Это связано с тем, что в ГИА по обществознанию входят вопросы именно этого раздела, а в курсе ОСЦ и Экономика 9 класса изучение этого раздела не предусмотрено. Лекции, тесты и задания по этому разделу составлены мною на основе учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений «Экономика: основы потребительских знаний» авт. Крючкова, Кузнецова, изд-во «Вита Пресс» 2011 г.

Организация образовательного процесса.

   Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод.

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- эссе.

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций,  использование ролевых игр,  совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты

Используемые формы и методы:

Цель

Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся

Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

Развитие умений работать с печатной информацией.

Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или  таблицу, ответы на  поставленные учителем  вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.

Сроки и этапы реализации программы.
 
Программа реализуется в течение года. Программа рассчитана на 34 часа в 8 классах, по 1 час в неделю. При этом каждой теме отводится соответствующее время.

   Связь со смежными дисциплинами.

   В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природопользование и др.

   Формы текущего и итогового контроля.

      В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из интернет-ресурсов.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

   Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

- значение основных терминов и понятий, выделенных в программе;

- основные элементы структуры народнохозяйственного комплекса;

- черты сходства и различия в организации работы предприятий розничной и оптовой торговли;

- виды банков, принципы их действия.

Уметь:

- объяснять и правильно применять термины, изученные в течение года;

- понимать функционирование хозяйственного механизма страны;

- представлять принципы работы биржи, банка;

- производить анализ простейших статистических данных и информации СМИ;

- научиться  представлять информацию в виде таблиц;

- находить необходимую социально-экономическую информацию в справочниках и периодической печати и использовать ее в практических целях.

Содержание тем учебного курса

8 класс

   Как работают безналичные деньги.

   Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства.

   Деньги и банки в век электроники.

   Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетная карточки.

   Как создается и работает банк.

   Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства.

   Что такое кредитование.

   Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике.

   Как люди зарабатывают деньги.

   Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты. Комиссионные. Льготы.

   Почему существует повременная зарплата.

   Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы.

   В мире профессий.

   Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме. Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни.

   Как люди добиваются увеличения своих заработков.

   Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.

   Что такое карьера и как она влияет на доходы.

   Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры.

   Как платят за творчество.

   Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий.

   Как производство помогает творцу.  

   Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда.

   Что такое собственность и зачем она нужна людям.

   Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и общественной собственности.

   Как люди становятся собственниками.

   Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

   За что можно лишиться собственности.

   Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Долг.

   Основы потребительских знаний

   Экономика: как все это работает вместе.

   Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал. Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.

   Итого: 34 часа

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

уроки

к/р

с/р

1

Как работают безналичные деньги

2

2

2

Деньги и банки в век электроники

2

1

1

3

Как создается и работает банк

1

1

4

Что такое кредитование

2

1

1

5

Как люди зарабатывают деньги

1

1

6

Почему существует повременная оплата

2

1

1

7

В мире профессий

3

2

1

8

Как люди добиваются увеличения своих заработков

2

1

1

9

Профессиональная карьера

1

1

10

Как платят за творчество

1

1

11

Как производство помогает творцу

2

1

1

12

Что такое собственность

2

2

13

Как люди становятся собственниками

1

1

1

14

За что можно лишиться собственности

1

1

15

Основы потребительских знаний

9

6

1

2

16

Экономика: как все это работает вместе

1

1

17

Итоговая к/р

1

1

Перечень учебно-методического обеспечения

  1.  Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс,  2011 г
  2. Интернет-ресурсы
  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
  4. А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
  5. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.
  6. Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.

Литература для учителя.

  1. И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс,  2011 г
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
  3. Н А Заиченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М. : Вита-Пресс, 2003 г
  4. О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» - М. : Вита-Пресс,  1997 г.
  5. Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
  6. А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр

Литература для учащихся

  1. Липсиц И. В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс,  2005 г
  2. Н А Заиченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г

Список литературы, использованной при написании программы

  1. Закон «Об образовании»
  2. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  4. Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  6. Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.
  7. И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр
  8. О  Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие – М. ; «Вита - Пресс»,  1997 г – 80 стр.
  9. Н А Заиченко. Опорный конспект школьника по экономике: рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – 2 издание М: - Вита – Пресс, 2002 –96 стр.
  10. Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; - 1998

Календарно-тематическое планирование

уроков

Наименование

 Разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки( и/или коррекция)

Тема «Деньги и банки в век электроники» - 4 часа

1

Как работают безналичные деньги

Знать: что надо сделать для получения чековой книжки

Понимать: чем безналичные деньги отличаются от наличных

1-6.09

2

Как работают безналичные деньги

8-13.09

3

Деньги и банки в век электроники

15-20.09

4

Контрольная работа

22-27.09

Тема « Банки. Кредитование» - 3 часа

5

Как создается и работает банк

Знать: как выбрать банк для хранения своих сбережений, принципы кредитования

29-4.10

6

Что такое кредитование

13-18.10

7

Что такое кредитование

20-25.10

Тема «Как люди зарабатывают деньги» - 6 часов

8

Как люди зарабатывают деньги

Знать виды оплаты труда, виды доходов, За что платится повременная оплата, какими бывают формы вознаграждения за труд, эволюцию развития форм оплаты, особенности труда наемного работника

27-1.11

9

Почему существует повременная оплата

3-8.11

10

Почему существует повременная оплата

10-15.11

11

В мире профессий

24-29.11

12

В мире профессий

1-6.12

13

Контрольная работа

8-13.12

Тема «Профессиональная карьера» - 3 часа

14

Как люди добиваются увеличения своих заработков

Знать: от чего зависит величина з\платы, Две модели построения карьеры, Знать: основные этапы проф.карьеры

15-20.12

15

Как люди добиваются увеличения своих заработков

22-27.12

16

Профессиональная карьера

5-10.01

17

Контрольная работа

12-17.01

Тема « Как платят за творчество» - 3 часа

18

Как платят за творчество

Знать особенности оплаты труда творческих работников

Понимать к чему ведут кражи инт.собст-ти

19-24.01

19

Как производство помогает творцу

26-31.01

20

Как производство помогает творцу

2-7.02

Тема « Собственность» - 5 часов

21

Что такое собственность

Знать виды собственности, права собственности, за что можно лишиться собственности и как защитить свои права

9-14.02

22

Что такое собственность

23-28.02

23

Как люди становятся собственниками

2-7.03

24

За что можно лишиться собственности

9-14.03

25

Контрольная работа

16-21.03

Тема « «Основы потребительских знаний» -  9 часов

26

Кто такой потребитель

Знать кто мы с точки зрения закона, методы и способы тестирования товаров и услуг. историю и эволюцию потребительского зак-ва, права потребителей, как заключать договора, совершать покупки

Понимать значение рекламы при выбору товаров и услуг

Уметь правильно считывать информацию с этикетки. составлять претензию

23-28.03

27

Источники информации для потребителей

30-4.04

28

Как читать этикетку товара

13-18.04

29

Тестирование товаров и услуг

20-25.04

30

Как появилось потребительское законодательство

27-2.05

31

Права потребителей

4-9.05

32

Контрольная работа

11-16.05

33

Экономика: как все это работает вместе

18-23.05

34

Итоговая к\р

25-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...