Профилактика дезадаптации
статья по теме

Лекция "Насилие в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_nasilie_v_seme.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насилие в семье».

Автор-составитель

социальный педагог

ЦДиК «Теплый Стан»

 Маханькова К.В.

Известно, что основной функцией семьи является защита детей, то есть обеспечение их физической и эмоциональной безопасности.

Но,  как правило, в большинстве случаев, происходит все наоборот. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет.  

Виды насилия

Насилие над ребёнком (подростком) - любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.

Существует несколько видов насилия над ребенком:  (В данной лекции акцент сделан  на физическом и психологическом насилии).

Физическое насилие - любое физическое воздействие на ребёнка, оказанное родителем (воспитателем) в ответ на нежелательное или неправильное, с точки зрения взрослого, поведение ребёнка.  Это - истязание, побои, в том числе и  различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, а также причинение вреда здоровью.

Важно помнить, что физическое насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к проявлению агрессивного  поведения по отношению к другим детям в том же возрасте.  

 Как правило, данный стереотип поведения родителей (использование телесных наказаний в качестве основного средства воспитания)   переходит из поколения в поколение. 

Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.

Семейный кодекс РФ ст.63 предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей,  их нравственному развитию.

Физическое насилие часто сопровождается психологическим  или эмоциональным насилием.

Психологическое насилие  - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Эмоциональное насилие - неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.  

Примером психологического и эмоционального насилия является:

1. Запугивание ребенка с помощью крика, либо внушение страха с использованием действий, жестов, взглядов, слов («придет милиционер и заберет тебя», «выброшу тебя на помойку»);

2.
Использование изоляции: 
-  контроль  и запрет на общение ребенка со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой;

- безразличие к ребенку.

3. Над ребенком совершают эмоциональное насилие, если:
-  унижают его достоинство;
-  используют обидные прозвища;
-  используют его в качестве доверенного лица или в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому);
-  при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

-  ребенка перебивают во время разговоров;
-  ребенка стыдят, критикуют;
4.
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
- угрозы бросить его;
- угрозы самоубийства или нанесения физического вреда себе или родственникам;
-  используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;
-  отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности;  наличие в семье безработного;  нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи;  наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Чем же физическое и психологическое насилие  опасно для ребенка?

  Родители, регулярно использующие физические наказания  детей, прежде всего,  преподают ребенку урок насилия; нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим; рождают в ребенке тревогу (ожидание следующего удара); учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага»; они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим.

Если ребенка дома обижают, унижают,  угрожают, пугают, бьют, то он начинает верить:  

-   что он плохой;

 -  что он не заслуживает уважения;

-  что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

 -  что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

 -  что насилие - это проявление любви;

 -  что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

 -  что от взрослых нет защиты.

Любое систематическое насилие приводит к тому, что у  ребенка  развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются:  симптомы повышенной возбудимости у ребенка, раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пережившие  психическую травму, в дальнейшем  развиваются с  определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения. Следует помнить, что дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Список источников:

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб Издательство «Ручь», 2003.

Цулуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н.  – М.: Педагогическое общество России, 2007.

Материалы с сайтов: www. /shishkinily.narod.ru/ ; www.supporter.ru;  www.vosp.ru;   www.  /nas/10.ru;  www.1 september.ru Близнюк К. И.;   www.//rudina-natasha2010.narod.ru/interesnie_stati/nasilie_nad_detmi_v_seme/.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников

Материал содержит тематическое планирование по коррекционно - развивающей программе по профилактике дезадаптации  у первоклассников.Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, разв...

Программа по профилактике дезадаптации "Мы - пятиклассники"

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, о...

Методы профилактики дезадаптации

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...

Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...

Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.

Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации"....

Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП "ДЮСШ 2», находящихся в трудной жизненной ситуации...