Профилактика дезадаптации
статья по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Насилие в семье».
Автор-составитель
социальный педагог
ЦДиК «Теплый Стан»
Маханькова К.В.
Известно, что основной функцией семьи является защита детей, то есть обеспечение их физической и эмоциональной безопасности.
Но, как правило, в большинстве случаев, происходит все наоборот. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет.
Виды насилия
Насилие над ребёнком (подростком) - любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.
Существует несколько видов насилия над ребенком: (В данной лекции акцент сделан на физическом и психологическом насилии).
Физическое насилие - любое физическое воздействие на ребёнка, оказанное родителем (воспитателем) в ответ на нежелательное или неправильное, с точки зрения взрослого, поведение ребёнка. Это - истязание, побои, в том числе и различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, а также причинение вреда здоровью.
Важно помнить, что физическое насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к проявлению агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте.
Как правило, данный стереотип поведения родителей (использование телесных наказаний в качестве основного средства воспитания) переходит из поколения в поколение.
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.
Семейный кодекс РФ ст.63 предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Физическое насилие часто сопровождается психологическим или эмоциональным насилием.
Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.
Эмоциональное насилие - неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.
Примером психологического и эмоционального насилия является:
1. Запугивание ребенка с помощью крика, либо внушение страха с использованием действий, жестов, взглядов, слов («придет милиционер и заберет тебя», «выброшу тебя на помойку»);
2. Использование изоляции:
- контроль и запрет на общение ребенка со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой;
- безразличие к ребенку.
3. Над ребенком совершают эмоциональное насилие, если:
- унижают его достоинство;
- используют обидные прозвища;
- используют его в качестве доверенного лица или в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому);
- при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
- ребенка перебивают во время разговоров;
- ребенка стыдят, критикуют;
4. К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
- угрозы бросить его;
- угрозы самоубийства или нанесения физического вреда себе или родственникам;
- используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;
- отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка
Чем же физическое и психологическое насилие опасно для ребенка?
Родители, регулярно использующие физические наказания детей, прежде всего, преподают ребенку урок насилия; нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим; рождают в ребенке тревогу (ожидание следующего удара); учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага»; они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим.
Если ребенка дома обижают, унижают, угрожают, пугают, бьют, то он начинает верить:
- что он плохой;
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие - это проявление любви;
- что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
Любое систематическое насилие приводит к тому, что у ребенка развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются: симптомы повышенной возбудимости у ребенка, раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пережившие психическую травму, в дальнейшем развиваются с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения. Следует помнить, что дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Список источников:
Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб Издательство «Ручь», 2003.
Цулуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Материалы с сайтов: www. /shishkinily.narod.ru/ ; www.supporter.ru; www.vosp.ru; www. /nas/10.ru; www.1 september.ru Близнюк К. И.; www.//rudina-natasha2010.narod.ru/interesnie_stati/nasilie_nad_detmi_v_seme/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников
Материал содержит тематическое планирование по коррекционно - развивающей программе по профилактике дезадаптации у первоклассников.Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, разв...
Программа по профилактике дезадаптации "Мы - пятиклассники"
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, о...
Методы профилактики дезадаптации
В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...
Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»
Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...
Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.
Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации"....
Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
Разработка мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации обучающихся ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП "ДЮСШ 2», находящихся в трудной жизненной ситуации...