Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»
статья на тему

Журавлева Оксана Сергеевна

Выступление на районном семинаре по теме:

«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof-ka_dezadapt._uch-sya_v_podrostk._period_19.04.18.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат №2»

Выступление на районном семинаре по теме:

«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Подготовила зам. директора по ВР:

Журавлева О. С.

г. Ногинск, апрель 2018 г.

(2 слайд) Школьная дезадаптация – это серьезное нарушение психологического комфорта ребенка и его окружения, поэтому решать данную проблему должны не только родители, но также профессиональные психологи, социальные педагоги и учителя. Только так можно помочь школьнику справиться с нарушением психофизического состояния и сформировать сильную личность.  

   С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новыми требованиями со стороны родителей, учителей. Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

  (3 слайд) У ученика, испытывающего трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

  Личностное развитие таких учащихся, как правило, затягивается, они бывают инфантильнылживыподвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых случаях, и ученики старших классов, учащиеся группы «риска».

(4 слайд) Как правило, учащиеся с подобного рода проблемами в школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

(5 слайд) В подростковом периоде учащиеся, испытывающие затруднения в адаптации, скорее склонны к:

  •  повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • негативизму и протесту;
  •  проявлению характера через внешний вид;
  •  могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

(6 слайд) Среди основных причин дезадаптации выделяются следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

  В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

   

Профилактика

   (7 слайд) На сегодняшний день проблеме дезадаптации учащихся в нашей школе уделяется особое  внимание. В МБОУ ГШИ №2 разработана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, которая включает работу всех служб школы: «Психолого-социальная служба», ПМПК , «Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», взаимодействие с межведомственными структурами.

   (8 слайд) Работа по профилактике служб школы состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, то страдает их психика, теряется доверие к миру. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, (9 слайд) помогающие установить контакт, сближающий детей.

   Вся работа ведется в соответствии с образовательными программами, планами работы служб, ежегодным планом работы социального педагога, планом работы с обучающими, состоящими на учете, и их семьями, разрабатываются локальные акты.

    В нашей школе коррекцию школьной дезадаптации проводят педагог-психолог и социальные педагоги. Ими  проводится подробное исследование жизни учащихся школы-интерната и  выявляются основные моменты:

  • социальная среда ребенка, условия его развития, собирается подробный анамнез;
  • оценивается уровень психофизического развития ребенка, учитываются его индивидуальные особенности, психологом проводятся специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяется характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляются факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка, составляются программы психолого-педагогической коррекции.

 (10 слайд) При работе с учащимися с дезадаптацией нашими сотрудниками учитывается многофакторный характер причин и последствий дезадаптаци детей и подростков. В процессе профилактики в школе принимаются меры социально–психологической, юридической и организационной помощи.    

Трудные подростки из «группы риска» с  более явными и грубыми формами отклоняющегося поведения нуждаются в более серьезных видах помощи, которую оказывают социальные службы, инспекция ПДН, специальные учебно – воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением, центры реабилитации.

    Ежедневно в школе  ведется мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся, ведётся контроль за пропусками занятий всех учащихся и детей из «группы риска».

   (11 слайд) На еженедельной общешкольной линейке подводятся итоги дежурства классов по школе, делаются замечания нарушителям правил поведения, посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время.

  (12 слайд) Школа реализует свои возможности профилактики дезадаптации через различные методы: урочную и внеурочную деятельность, через воспитательную работу, работу с родителями.

    (13 слайд)Учителя на своих уроках ориентируются на создание комфорта и благоприятного эмоционального климата в классе.

  14 (слайд) С подростками проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы. Учащиеся вовлекаются в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время. Задача этих объединений – занятость детей полезной деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности.

   (15 слайд) В школе-интернате организованы спортивные секции по флорболу и настольному теннису, которые посещают все учащиеся школы. Юные спортсмены участвуют в районных и международных соревнованиях.

  (16 слайд) На базе школы много лет работает школьный театр «Карнавал». Занятость в театре оказывает положительное влияние на адаптацию учащихся. В репертуаре театра инсценировки детских народных сказок о добре и зле, пьес социального характера, авторские разработки.

  (17 слайд) Особая роль в адаптации  учащихся отводится и духовной культуре – прежде всего культуре православия. С учащимися проводятся занятия по основам православной культуры. (18 слайд) Предназначение этих занятий: формировать у учащихся мотивацию к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, воспитывать порядочного, терпимого гражданина, с уважением относящегося к взглядам и убеждениям окружающих. Школа тесно сотрудничает с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в с. Воскресенское Ногинского района)).

  (19 слайд) Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики в адаптации достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

 20 (слайд) И как говорил известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"

Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"...

выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях».

выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях»....

Выступление на районном семинаре на тему "Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся"

Выступление на районном семинаре по организации летнего оздоровительного отдыха в лагере с дневным пребыванием детей на тему «Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся» По...

Выступление на районном семинаре по теме: Программирование в среде «Scratch».

Большинство людей рассматривают программирование на компьютере как нудное, особое занятие, доступное только для тех, кто имеет хорошую техническую подготовку. И в самом деле — традиционные языки...

Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»

   Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...

Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"

Доклад  на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...