Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников
методическая разработка по психологии

Материал содержит тематическое планирование по коррекционно - развивающей программе по профилактике дезадаптации  у первоклассников

.Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, развитие познавательных процессов.

Задачи: развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей; развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: познавательная сфера детей.

Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

«

Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников

                                                                     

 

Пояснительная записка:

 Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет освоение им учебной программы. При переходе ребенка в школу психологом проводится диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления.

Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, развитие познавательных процессов.

Задачи: развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей; развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: познавательная сфера детей.

Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей по разделам программы.

Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развития памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.

Этапы занятий: I - ориентировочный (2 занятия); II - реконструктивный (7 занятий); III - закрепляющий (1 занятие)

Форма занятий: каждое занятие состоит из трех частей: разминка (2 – 3 упражнения), основная (2 – 4 упражнения) и заключительная (2 – 3 упражнения).

Цель разминки: создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии.

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.

Цель заключительной части: создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.

Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия

Цель

Задачи

Используемые упражнения и игры

1.

Давайте познакомимся.

 Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, создание положительного эмоционального фона.

  1. Познакомить детей друг с другом и с психологом
  2. снизить эмоциональное напряжения,   импульсивность детей.
  3. развивать   умения излагать свои мысли.
  4. отработать умение согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста.

 Упражнение 1. “Знакомство” 

Упражнение 2. “Маски”

Упражнение 3. “Карусели” [2]

Упражнение 4. “Загадки”

Упражнение 5. “Что можно сделать за перемену?”

Упражнение 6. “Улитка” [2]

2

Настроение.

Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

  1. снизить напряжения, создавать положительный эмоциональный климат
  2. развивать эмпатию, умение выражать свои мысли
  3. развивать самоконтроль, слухового внимание

 Упражнение 1. “Маски” Упражнение 2. “Ласковое имя”[1]

Упражнение 3. “Атомы и молекулы”[4]

Упражнение 4. “Я люблю…”

Упражнение 5. “Слушаем тишину”

Упражнение 6. “Барометр настроения”[1]

3

 Что помогает нам учиться.

 Формирование знаний о познавательных процессах; развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

  1. развивать наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю, зрительную память, наблюдательность

 Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. Беседа

Упражнение 3. “Лабиринты”

Упражнение 4. “Зеркало”[2]

Упражнение 5. “Заметь и запомни”[3]

Упражнение 6. “Мне нравится…”[1]

4

   Что помогает нам учиться.

(Наша память) .

 Сплочение группы, Развитие произвольного запоминания, внимания.

  1. Снизить эмоционального напряжения,   тактильного восприятия,
  2. создавать положительный эмоциональный фона в группе
  3. развивать зрительную  память, наблюдательность.

 Упражнение 1. “Барометр настроения”

Упражнение 2. “Это я. Узнай меня” [2]

Упражнение 3. “Заметь, запомни, нарисуй”

Упражнение 4. “Путанка” [2]

Упражнение 5. “Добрый бегемотик” [2]

5

  Что помогает нам учиться.

(мышление)

 Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

  1. развивать произвольное внимание, наглядно–образное мышление, способность к самоконтролю , способности устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, переходить от одной связи к другой, умение одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

 Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. “Пузырь” [2]

Упражнение 3. “Исключение лишнего” [5]

Упражнение 4. “Найди отличия”

Упражнение 5. “Зеркало” Упражнение 6. “Лакомство для друга” [2]

Упражнение 7 “Улитка”

6

 Что помогает нам учиться.

(внимание)

 Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

  1. развивать концентрацию внимания у детей.
  2. Продолжить работу по сплочению группы

 Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Упражнение 2. “Самолет летит по небу” [2]

Упражнение 3. “Перепутанные линии” [3]

Упражнение 4. “Живая картинка”

Упражнение 5. “Сходство и различие”

Упражнение 6. “Черепахи” [2]

7

Тренируем ум.

Дальнейшее  развитие познавательных процессов; сплочение группы

  1. Развивать образное и логическое  мышления, умение выделять существенные признаки и сравнивать;
  2. тренировать быстроту  и гибкость ума, сообразительность.

 Упражнение 1. «Барометр настроения»

Упражнение 2. «Атомы и молекулы»

Упражнение 3. “Путаница” [3]

Упражнение 4. “Покажи нос”

Упражнение 5. “Незаконченные фигуры”

 Упражнение 6. “Загадки”

Упражнение 7. “Пузырь”

8

 Тренируем ум и фантазируем.

 Развитие  коммуникативных навыков, развитие мышления, внимания, воображения.

  1. Продолжить развитие познавательных процессов

 Упражнение 1. “Маски”

Упражнение 2. “Ласковое имя”

Упражнение 3. “Что было бы, если…”[5]

Упражнение 4.

“Лабиринты”

Упражнение 5. “Улитка”

Упражнение 6. “Способы применения предмета”

Упражнение 7. “Черепахи”

9

 Тренируем ум и фантазируем.

 Развитие мышления, воображения; снятие эмоционального напряжения.

  1. Продолжить развитие познавательных процессов
  2. снизить эмоциональное напряжения,   импульсивность детей

 Упражнение 1. “Барометр настроения”

Упражнение 2. “Пузырь” ) [2]

Упражнение 3. “Исключение лишнего”

Упражнение 4. “Кто больше

Упражнение 4. “Кто больше”

Упражнение 5. “Зеркало”

Упражнение 6. “Слушаем тишину”

10

 Заключительное занятие.

Формирование положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, диагностика межличностных отношений.

  1. Продолжить работу над сплочением
  2. Обследовать межличностные отношения

 Упражнение 1. “Маски”

Упражнение 2. “Атомы и молекулы”

Упражнение 3. “Незаконченные фигуры”

Упражнение 4. Социометрия “Два домика” [2]

Упражнение 5. “Медали”

Литература:

  1. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
  3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.
  4. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Профилактика курения"

Цель занятия: предупреждение появления вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста.Задачи: - выявить основные причины курения у учащихся;- проследить результат давления на принятие решений...

Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Профилактика курения"

Цель занятия: предупреждение появления вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста.Задачи: - выявить основные причины курения у учащихся;- проследить результат давления на принятие решений...

Программа по профилактике дезадаптации "Мы - пятиклассники"

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, о...

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класcа

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное НЯРС, специального (коррекционного) учреждения VII вида...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...