Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников
методическая разработка по психологии
Материал содержит тематическое планирование по коррекционно - развивающей программе по профилактике дезадаптации у первоклассников
.Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, развитие познавательных процессов.
Задачи: развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей; развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: познавательная сфера детей.
Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«
Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников
Пояснительная записка:
Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет освоение им учебной программы. При переходе ребенка в школу психологом проводится диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления.
Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, развитие познавательных процессов.
Задачи: развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей; развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: познавательная сфера детей.
Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей по разделам программы.
Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развития памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Этапы занятий: I - ориентировочный (2 занятия); II - реконструктивный (7 занятий); III - закрепляющий (1 занятие)
Форма занятий: каждое занятие состоит из трех частей: разминка (2 – 3 упражнения), основная (2 – 4 упражнения) и заключительная (2 – 3 упражнения).
Цель разминки: создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии.
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.
Цель заключительной части: создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций.
Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.
Тематический план занятий
№ п/п | Тема занятия | Цель | Задачи | Используемые упражнения и игры |
1. | Давайте познакомимся. | Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, создание положительного эмоционального фона. |
| Упражнение 1. “Знакомство” Упражнение 2. “Маски” Упражнение 3. “Карусели” [2] Упражнение 4. “Загадки” Упражнение 5. “Что можно сделать за перемену?” Упражнение 6. “Улитка” [2] |
2 | Настроение. | Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. |
| Упражнение 1. “Маски” Упражнение 2. “Ласковое имя”[1] Упражнение 3. “Атомы и молекулы”[4] Упражнение 4. “Я люблю…” Упражнение 5. “Слушаем тишину” Упражнение 6. “Барометр настроения”[1] |
3 | Что помогает нам учиться. | Формирование знаний о познавательных процессах; развитие памяти, внимания, мышления, воображения. |
| Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. Беседа Упражнение 3. “Лабиринты” Упражнение 4. “Зеркало”[2] Упражнение 5. “Заметь и запомни”[3] Упражнение 6. “Мне нравится…”[1] |
4 | Что помогает нам учиться. (Наша память) . | Сплочение группы, Развитие произвольного запоминания, внимания. |
| Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. “Это я. Узнай меня” [2] Упражнение 3. “Заметь, запомни, нарисуй” Упражнение 4. “Путанка” [2] Упражнение 5. “Добрый бегемотик” [2] |
5 | Что помогает нам учиться. (мышление) | Развитие памяти, внимания, мышления, воображения. |
| Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. “Пузырь” [2] Упражнение 3. “Исключение лишнего” [5] Упражнение 4. “Найди отличия” Упражнение 5. “Зеркало” Упражнение 6. “Лакомство для друга” [2] Упражнение 7 “Улитка” |
6 | Что помогает нам учиться. (внимание) | Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию. |
| Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3) Упражнение 2. “Самолет летит по небу” [2] Упражнение 3. “Перепутанные линии” [3] Упражнение 4. “Живая картинка” Упражнение 5. “Сходство и различие” Упражнение 6. “Черепахи” [2] |
7 | Тренируем ум. | Дальнейшее развитие познавательных процессов; сплочение группы |
| Упражнение 1. «Барометр настроения» Упражнение 2. «Атомы и молекулы» Упражнение 3. “Путаница” [3] Упражнение 4. “Покажи нос” Упражнение 5. “Незаконченные фигуры” Упражнение 6. “Загадки” Упражнение 7. “Пузырь” |
8 | Тренируем ум и фантазируем. | Развитие коммуникативных навыков, развитие мышления, внимания, воображения. |
| Упражнение 1. “Маски” Упражнение 2. “Ласковое имя” Упражнение 3. “Что было бы, если…”[5] Упражнение 4. “Лабиринты” Упражнение 5. “Улитка” Упражнение 6. “Способы применения предмета” Упражнение 7. “Черепахи” |
9 | Тренируем ум и фантазируем. | Развитие мышления, воображения; снятие эмоционального напряжения. |
| Упражнение 1. “Барометр настроения” Упражнение 2. “Пузырь” ) [2] Упражнение 3. “Исключение лишнего” Упражнение 4. “Кто больше Упражнение 4. “Кто больше” Упражнение 5. “Зеркало” Упражнение 6. “Слушаем тишину” |
10 | Заключительное занятие. | Формирование положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, диагностика межличностных отношений. |
| Упражнение 1. “Маски” Упражнение 2. “Атомы и молекулы” Упражнение 3. “Незаконченные фигуры” Упражнение 4. Социометрия “Два домика” [2] Упражнение 5. “Медали” |
Литература:
- Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.
- Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...
Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Профилактика курения"
Цель занятия: предупреждение появления вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста.Задачи: - выявить основные причины курения у учащихся;- проследить результат давления на принятие решений...
Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Профилактика курения"
Цель занятия: предупреждение появления вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста.Задачи: - выявить основные причины курения у учащихся;- проследить результат давления на принятие решений...
Программа по профилактике дезадаптации "Мы - пятиклассники"
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, о...
Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класcа
Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное НЯРС, специального (коррекционного) учреждения VII вида...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...