Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда
методическая разработка по теме
В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УДД на начальном периоде обучения очень значима, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В данном контексте значимость логопедической работы в школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы, трудно переоценить. Большую значимость приобретает проблема совершенствования методов и приёмов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации коррекционного процесса. Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_shabelnikovoy.docx | 343.2 КБ |
samoanaliz_deyatelnosti_shabelnikovoy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагога
на 2014 – 2017 год
учителя-логопеда:
Шабельниковой Клавдии Степановны
г.Нижневартовск 2014 г.
Информационная справка
- Шабельникова Клавдия Степановна
- Занимаемая должность: учитель-логопед
- Образование: высшее, Челябинский Государственный Педагогический университет, 2004 год, учитель-логопед.
- Дата прохождения аттестации:16.02.2010 года.
- Квалификационная категория: первая
- Педагогический стаж: 29лет
Прохождения курсов повышения квалификации:
дата | тема | к-во час. | место | документ |
12.10.08 – 18.10.08г. | «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи». | 72 | Институт биологической обратной связи г.Санкт-Петербург | 1.Свидетельство к диплом ВСБ № 0536338 2.Свидетельство члена Российской Ассоциации БОС № 5587 |
25.09.09 -02.10.09 г. | «Психолого-педагогический аспект совершенствования профессиональной деятельности специалистов, работающих с «особенными» детьми». | 80 | БУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования» Г.Нижневартовск | Удостоверение Регистрационный №13555 |
02.10.09 - 05.10. 09г. | «Логопедический массаж». | 40 | АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования» Г.Нижневартовск | Сертификат |
03.02.09г. | «Требование государственного образовательного стандарта второго поколения и их реализация в УМК» | 8 | БУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования» Г.Нижневартовск | Справка о повышении квалификации №7983 |
19.01.10- 25.02.10г. | «Информационные технологии в деятельности учителя предметника» | 72 | АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования» Г.Нижневартовск | Удостоверение Регистрационный №1533 |
1.Пояснительная записка
В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УДД на начальном периоде обучения очень значима, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В данном контексте значимость логопедической работы в школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы, трудно переоценить. Большую значимость приобретает проблема совершенствования методов и приёмов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации коррекционного процесса. Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений.
Овладение письменной речью – одна из главных задач начального школьного обучения. Ряд ведущих ученых ( Лурия, Никашина, Спирова, Лалаева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Результатом недоразвития устной речи ребенка являются многочисленные ошибки в письме школьников. Причем значительную часть таких ошибок составляют ошибки обусловленные недоразвитием фонематических процессов. Это ошибки фонематического анализа и синтеза, проявляющиеся в смешении букв, их пропусках, перестановках, вставки дополнительных букв и слогов, смешении границ слов, контаминациях слов, отсутствии обозначения границ предложений.
Поэтому успешное формирование письменной речи невозможно без достаточного уровня развития фонематических процессов. Недоразвитие фонематических процессов приводит к дисграфии и другим нарушениям письменной речи, вплоть до полной невозможности овладения грамотой.
Своевременное выявления детей с фонематическим недоразвитием в младшем школьном возрасте и планомерная творческая работа по развитию фонематических процессов с целью предупреждения нарушений письменной речи является очень важной. Исходя из этого выбор моей темы «Развитие фонематических процессов как средство преодаленя дисграфии у младших школьников» считаю своевременной и актуальной.
Исходя из главной цели школы: «Становление человека с современным мышлением, способного успешно адаптироваться и самоопределиться в быстроменяющемся мире», тема МО «Создание условий обеспечивающих успешную адаптацию подрастающего поколения в социуме», определила цель своей деятельности:
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии и их родителей в качественной коррекции речевых нарушений путем обновления содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности коррекционных программ.
Задачи:
- Создать условия для повышения уровня качества образования на основе внедрения и применения современных логопедических технологий по преодолению дисграфии.
- Формировать профессионально-педагогическую компетентность в условиях образовательного пространства школы через участие в педсоветах, семинарах, научно-практической конференции, курсовую подготовку.
- Обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей в коррекционном процессе, через соблюдение норм пожарной безопасности и охраны здоровья учащихся, внедрение современных логопедических технологий.
- Участвовать в управлении образовательным процессом через внедрение современных логопедических технологий.
- Создавать условия для формирования потребности к ЗОЖ через адаптацию УВП к природосообразным особенностям школьника.
Направления работы по самообразованию:
- изучение коррекционно-логопедической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса;
- современные логопедические технологии деятельностной направленности;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;
- изучение педагогического опыта других учителей логопедов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-образовательного процесса процесса;
Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с учителями-логопедами посредством Интернета.
Предполагаемый результат:
- обеспечение положительной динамики качественных показателей системы работы учителя-логопеда;
- внедрение в коррекционный процесс новых технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- снижение процента учащихся,c речевыми нарушениями;
- наиболее быстрое и эффективное усвоение детьми-логопатами программных ЗУН по требованиям ФГОС;
- создание условий для безопасной жизнедеятельности учащихся, совершенствование системы работы по ОТ, ТБ и ППБ, уменьшение травматизма во время образовательного процесса.
Сроки работы над проблемой: 3года.
Форма отчета по проделанной работе: презентация опыта на заседаниях ШМО; трансляция на педсовете; презентация опыта работы на ГМО, аттестация на первую категорию.
1.Изучение литературы, связанной с темой самообразования
Вопросы | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности |
Мониторинг речевого развития | З.В. Поливарова. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей. Монография.Тюмень: 2007. 112с. | Подбор диагностического материала. Проведение мониторинга речевого развития | 2013-2014 уч.год | Ежегодный мониторинг речевого развития. |
Методы и приёмы коррекции дисграфии | Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004. | Совершенствование Методы и приёмов коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи . | 2013-2015 уч.год | Анализ логопедической работы |
Работаем по новым стандартам | Логопедическая работа в школе/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176с. (Работаем по новым стандартам). | Организация логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС | 2014-2015 уч.год | Составление коррекционной программы |
Работа по теме самообразования.
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где, когда, кем заслушивается | |
Раздел 1. Коррекционно-образовательная деятельность учителя - логопеда | ||||
- Обновление содержания учебно-коррекционного процесса, через внедрение новых современных учебно-методических комплектов, современных образовательных программ. | Систематически | Разработка уроков, мероприятий, коррекционных планов и программ с учётом требований ФГОС. Размещение ссылок на сайте-портфолио | ГМО учителей-логопедов | |
- диагностическое изучение процесса речевого, развития учащихся; | Начало и конец учебного года | Разработка речевых карт. | Обмен опытом на заседании ШМО | |
- Анализ и самоанализ профессиональной деятельности по решению задач формирования речевого развития | За первое полугодие. За учебный год. | Отчёт. | Заседание ШМО | |
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | ||||
Разработка рабочих программ по коррекции дисграфии у обучающихся 1-4 классов. | август - сентябрь 2014 г. | Рабочие программы и учебно-тематические планы | Обмен опытом на заседании ШМО | |
Разработка тестов для итогового контроля. | В течение года | Методические разработки, итоговые уроки | Заседание ШМО | |
Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием ФГОС второго поколения. | В течение года | Создание методической копилки учителя-логопеда. | Заседание МО учителей начальных классов. | |
Электронные образовательные ресурсы и их использование в образовательном процессе. | В течение года | Создание банка электронных разработок и пособий | Обмен опытом на заседании ШМО, педсоветов | |
ИТК-инструменты реализации требований ФГОС НОО второго поколения. | В течение года | «Круглый стол» обмен мнениями. | Обмен опытом на заседании ШМО учителей начальных классов | |
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||||
Аттестация | 16.12.2010г (первая квалификационная категория, на 5 лет) | Разработка открытого урока, карта результативности деятельности учителя-логопеда. | Аттестационная комиссия г. Ханты Мансийск | |
Оформление портфолио | по мере поступления информации | Электронное портфолио | Отчет о деятельности МО (Ежегодно, май) | |
Выступление на тему «Использование современных методов и приёмов коррекционной работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ОНР» | 22.03. 2014г | ГМО учителей-логопедов «Основные направления в работе с младшими школьниками , имеющими дисграфию и дизорфографию» | Учителя-логопеды г. Нижневартовска на базе МБОУ «СОШ№13», г. Нижневартовск | |
Посещение уроков коллег, учителей начальных классов. | систематически | «Круглый стол» обмен мнениями. | участие в обмене опытом. | |
Раздел 4. Участие в системе школьной методической работы | ||||
Участие в проведении заседаний ШМО, педсоветов, семинаров, круглых столов, мастер - классов. | По мере необходимости | Выступление | Обмен опытом на заседании ШМО, педсоветов | |
Теоретические или практические семинары по формированию УУД младшего школьника. | По мере необходимости | Повышение профессионального мастерства | Обмен опытом на заседании ШМО, педсоветов | |
Участие в работе постоянно – действующего семинара, творческих групп .
| В течении года | Повышение профессионального мастерства | Обмен опытом на заседании ШМО, педсоветов | |
Раздел 5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы. | ||||
«Требование государственного образовательного стандарта второго поколения и их реализация в логопедической практике» | По плану | Повышение профессионального мастерства | Обмен опытом на заседании ШМО, педсоветов |
Список использованной литературы
- Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Раиса Лалаева, Наринэ Серебрякова, Светлана Зорина. – М., 2003.
- Лалаева, Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда /Раиса Ивановна Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – ISBN 5-691-00137-Х.
- Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2003.
- Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи [Текст] Вопросы логопедии / Роза Левина. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
- Логинова, Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР [Текст] Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление / Е.А. Логинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.
- Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / Александр Романович Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1950.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений школьных различных типов [Текст] / под ред. И.Н. Садовниковой. – М.: АРКТИ, 2005.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Ирина Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – ISBN 5-691-00058-6.
- Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи [Текст] / Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград: Лениздат, 1989.
- Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Любовь Семёновна Цветкова. – М.: Юристъ, 2005.
12.Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе [Текст] (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: «Когито-Центр»,
Предварительный просмотр:
Самоанализа деятельности учителя-логопеда
1. тема : «Развитие фонетико-фонематических процессов как средство преодоления дисграфии у младших школьников», уровень реализации – удовлетворительный.
Цель программы:
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии и их родителей в качественной коррекции речевых нарушений путем обновления содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности коррекционных программ.
Задачи:
- Создать условия для повышения уровня качества образования на основе внедрения и применения современных логопедических технологий
- Формировать профессионально-педагогическую компетентность в условиях образовательного пространства школы через участие в педсоветах, семинарах, научно-практической конференции, курсовую подготовку.
- Обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей в коррекционном процессе, через соблюдение норм пожарной безопасности и охраны здоровья учащихся.
- Участвовать в управлении образовательным процессом через внедрение современных логопедических технологий.
- Создавать условия для формирования потребности к ЗОЖ через адаптацию УВП к природосообразным особенностям школьника.
4. Анализ реализации программы развития учителя-логопеда:
№ п.п. | Направление | Результат | Выявленные проблемы | Пути решения проблем | Предложения по организации работы МО | Предложения по организации методической работы школы |
1 | Коррекционно-развивающая деятельность: доступность и качество | Повышение охвата обучающихся коррекционно-развивающей деятельностью (5 классы – Кадеты», В 4 а и 4 д классы доп. Занятия по коррекции дисграфии. Повышение показателей речевого развития обучающихся Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по развитию фонематических процессову детей с ОНР.. | В связи с увеличением количества часов развивающих занятие по реализации программ ФГОС сокращается количество времени на реализацию программы «ЛОГОБОС» и коррекционно-развивающих занятий. | Введение отдельных часов по Реализации программы ЛОГОБОС Обновление программы | - | При планировании работы школы учесть специфику работы специалиста по ЛОГОБОС и ввести дополнительные часы для большего охвата детей на занятии по ЛОГОБОС. |
2 | Обеспечение комфортных условий и комплексной безопасности образовательного процесса | Применение здоровьесберегающих технологий; Проведение занятий с соблюдением норм СанПиН. Внутришкольное взаимодействие со службой ОТ и ПБ, консультирование детей получивших травму. Профилактика травматизма детей во время занятий; | Так как логопедические занятия проходят после основных уроков, наблюдалась повышенная утомляемость и снижение работоспособности обучающихся. | Пересмотреть расписание. | Ознакомление педа с нормами САНПиНов Организация методической работы по профилактике травматизма специалистами | |
3 | Здоровье детей – основа успешного обучения, развития и социализации | Формирование валеологической культуры. Пропаганда ЗОЖ; формирование у школьников позитивных установок на здоровый образ жизни; Увеличение количества профилактических мероприятий с обучающимися, применение новых техник работы педагога-психолога (киноклуб, дискуссии, деловые игры) | Отсутствие внутришкольного взаимодействия с Центром Здоровья. | Спланировать совместные мероприятия с Центром Здоровья школы на 2014-2015 уч.год. | Привлечение педагогов и родителей к проблемам ЗОЖ. | Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных лиц, служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей; |
4 | Поддержка инновационной деятельности и развитие кадрового потенциала: стратегия «Новой школы» | Участие в городских методических объеденениях.Организация ГМО на базе нашей школы Выступление на тему «Современные методы и приёмы по предолению дисграфии у обучающихся с ОНР» Семинары для педагогов Конспекты открытых занятий с педагогом-психологом Открытые занятия для администрации школы Помощь в аттестации педагогов школы | Не всегда есть возможность принимать участие в городских мероприятиях. Низкая интенсивность курсовой подготовки учителей-логопедов | Рассмотреть данный вопрос с руководителями методического объединения учителей-логопедов города. | Спланировать курсовую подготовку для педагогов-психологов | |
5 | Менеджмент качества образования | Проведен Мониторинга речевого развития, согласно плана работы; Проведен проблемный анализа состояния образовательного процесса Анализ удовлетворённости качеством логопедического сопровождения обучающихся, их родителей. Определены цели деятельности учителя-логопеда в контексте методической работы школы Постоянное изучение запросов на образование учащихся, родителей, педагогов.
| Отражены в анализе работы учителя-логопеда за 2013-2014 учебный год | Учесть выявленные проблемы, спланировать профилактическую и просветительскую работу с участниками образовательного процесса по выявленным проблемам в 2014-2015 уч.году. | Информировать об менеджменте качества образования внутри школы |
Вывод: Качественная реализации программы развития учителя-логопеда по теме «Развитие фонетико-фонематических процессов как средство преодоления дисграфии у младших школьников» обосновывает необходимость продолжения методического самообразования по данной теме, расширение спектра направлений по данной теме в индивидуальном образовательном маршруте на 2014-2017 уч. годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПУЛИНОЙ Н.П. ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 2021-2022 уч. г.
План по самообразованию на тему "Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"...
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда
Тема самообразования. «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»...
Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда 2022-2023
Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда...
Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...
Индивидуальный образовательный маршрут учителя - логопеда.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой перечень действий (манипуляций), направленных на восполнение профессиональных дефицитов и развитие проф. мастерства....