Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда
методическая разработка по теме

Шабельникова Клавдия Степановна

В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УДД на начальном периоде обучения очень значима, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В данном контексте значимость логопедической работы в школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы, трудно переоценить. Большую значимость приобретает проблема совершенствования методов и приёмов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации коррекционного процесса. Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_shabelnikovoy.docx343.2 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_deyatelnosti_shabelnikovoy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития   педагога

на 2014 – 2017 год

учителя-логопеда:

Шабельниковой Клавдии Степановны

г.Нижневартовск   2014 г.

Информационная справка

  • Шабельникова Клавдия Степановна
  • Занимаемая должность: учитель-логопед

  • Образование: высшее, Челябинский Государственный Педагогический университет, 2004 год, учитель-логопед.

  • Дата прохождения аттестации:16.02.2010 года.

  • Квалификационная категория: первая

  • Педагогический стаж: 29лет    

 Прохождения курсов повышения квалификации:

дата

тема

к-во час.

место

документ

12.10.08 –

18.10.08г.

«Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи».

72

Институт биологической обратной связи г.Санкт-Петербург

1.Свидетельство

к диплом ВСБ № 0536338

2.Свидетельство члена Российской Ассоциации БОС

№ 5587

25.09.09 -02.10.09 г.

«Психолого-педагогический аспект совершенствования

профессиональной деятельности специалистов, работающих с    «особенными» детьми».

80

БУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ

«Институт развития образования»

Г.Нижневартовск

Удостоверение

Регистрационный №13555

02.10.09 -

05.10. 09г.

«Логопедический массаж».

40

АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ

«Институт развития образования»

Г.Нижневартовск

Сертификат

03.02.09г.

«Требование государственного образовательного стандарта второго поколения и их реализация в УМК»

8

БУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ

«Институт развития образования»

Г.Нижневартовск

Справка о повышении квалификации

№7983

19.01.10-

25.02.10г.

«Информационные технологии в деятельности учителя предметника»

72

АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ

«Институт развития образования»

Г.Нижневартовск

Удостоверение

Регистрационный №1533

1.Пояснительная записка

        В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение придаётся формированию коммуникативных действий,  которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими и сверстниками. Сформированность  коммуникативных УДД на начальном периоде обучения очень значима,  поскольку этот период является фундаментом  для последующего успешного обучения. В данном контексте  значимость логопедической работы в школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы,  трудно переоценить. Большую значимость приобретает проблема совершенствования методов и приёмов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации коррекционного процесса.       Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных классах  увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений.

     Овладение письменной речью – одна из главных задач начального школьного обучения. Ряд ведущих ученых ( Лурия, Никашина, Спирова, Лалаева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Результатом недоразвития устной речи ребенка являются многочисленные ошибки  в письме школьников. Причем значительную часть таких ошибок составляют ошибки обусловленные недоразвитием фонематических процессов. Это ошибки фонематического анализа и синтеза, проявляющиеся в смешении букв, их пропусках, перестановках, вставки дополнительных букв и слогов, смешении границ слов, контаминациях слов, отсутствии обозначения границ предложений.

Поэтому успешное формирование письменной речи невозможно без достаточного уровня развития фонематических процессов. Недоразвитие фонематических процессов приводит к дисграфии и другим нарушениям письменной речи, вплоть до полной невозможности овладения грамотой.

Своевременное выявления детей с фонематическим недоразвитием в младшем школьном возрасте и планомерная творческая работа по развитию фонематических процессов с целью предупреждения нарушений письменной речи является очень важной. Исходя из этого выбор моей темы «Развитие  фонематических  процессов   как  средство преодаленя дисграфии у младших школьников» считаю своевременной и актуальной.

 

Исходя из главной цели школы: «Становление человека с современным мышлением, способного успешно адаптироваться и самоопределиться в быстроменяющемся мире», тема МО «Создание условий обеспечивающих успешную адаптацию подрастающего поколения в социуме», определила цель своей деятельности:

  • обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии и их родителей  в качественной  коррекции речевых нарушений путем обновления содержания образования, развития фундаментальности  и     практической направленности коррекционных программ.                                      

Задачи:

  • Создать условия для повышения уровня качества образования на основе внедрения и применения современных  логопедических технологий по преодолению дисграфии.
  • Формировать профессионально-педагогическую компетентность в условиях образовательного пространства школы через участие в педсоветах, семинарах, научно-практической конференции, курсовую подготовку.
  • Обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей  в коррекционном процессе, через соблюдение норм пожарной безопасности и охраны здоровья учащихся, внедрение современных логопедических технологий.
  • Участвовать в управлении образовательным процессом  через  внедрение современных логопедических технологий.
  • Создавать условия для формирования потребности к ЗОЖ через адаптацию УВП к природосообразным особенностям школьника.

Направления работы по самообразованию:

  • изучение коррекционно-логопедической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса;
  • современные логопедические технологии деятельностной направленности;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;
  • изучение  педагогического  опыта других учителей логопедов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-образовательного процесса процесса;

Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного методического  объединения, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с учителями-логопедами посредством Интернета.

Предполагаемый  результат:

  • обеспечение положительной динамики качественных показателей системы работы учителя-логопеда;
  • внедрение в коррекционный процесс новых технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • снижение  процента учащихся,c речевыми нарушениями;
  • наиболее быстрое и эффективное усвоение детьми-логопатами программных ЗУН по требованиям ФГОС;
  • создание условий для безопасной жизнедеятельности учащихся, совершенствование  системы работы  по ОТ, ТБ и ППБ, уменьшение травматизма во время образовательного процесса.

Сроки работы над проблемой: 3года.

Форма  отчета по проделанной работе:  презентация опыта на заседаниях ШМО; трансляция на педсовете; презентация опыта работы на ГМО, аттестация на первую категорию.

1.Изучение литературы, связанной с темой самообразования

Вопросы

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Мониторинг речевого развития

З.В. Поливарова.  Дифференциальная  диагностика речевых дисфункций у детей. Монография.Тюмень: 2007. 112с.

Подбор

диагностического материала. Проведение мониторинга речевого развития

2013-2014 уч.год

Ежегодный мониторинг речевого развития.

Методы и приёмы коррекции дисграфии

Коррекция нарушений письменной речи  [Текст] / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004.

Совершенствование

Методы и приёмов  коррекционной работы по преодолению   нарушений письменной речи .

2013-2015 уч.год

Анализ логопедической работы

Работаем по новым стандартам

Логопедическая работа в школе/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176с.  (Работаем по новым стандартам).      

Организация логопедической деятельности  в условиях реализации ФГОС

2014-2015 уч.год

Составление коррекционной программы

 Работа  по теме самообразования.

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления

результатов

Где, когда, кем заслушивается

Раздел 1. Коррекционно-образовательная деятельность  учителя - логопеда  

- Обновление содержания учебно-коррекционного процесса, через внедрение новых современных учебно-методических комплектов, современных образовательных программ.

Систематически

Разработка уроков, мероприятий, коррекционных планов и программ с учётом требований ФГОС.

Размещение ссылок на сайте-портфолио

ГМО учителей-логопедов

- диагностическое изучение процесса речевого, развития учащихся;

Начало и конец учебного года

Разработка речевых карт.

Обмен опытом

на  заседании  ШМО

- Анализ и самоанализ профессиональной деятельности по решению задач формирования речевого развития

За первое полугодие.

За учебный год.

Отчёт.

Заседание ШМО

Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

 Разработка рабочих программ по коррекции дисграфии у обучающихся 1-4 классов.

август  - сентябрь 2014 г.

Рабочие программы и

учебно-тематические

планы

Обмен опытом

на  заседании  ШМО

Разработка тестов  для итогового контроля.

В течение  года

Методические разработки, итоговые уроки

Заседание ШМО

Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием ФГОС второго поколения.

В течение  года

Создание методической копилки учителя-логопеда.

Заседание МО учителей начальных классов.

Электронные образовательные ресурсы и их использование в образовательном процессе.

В течение  года

Создание банка электронных  разработок и пособий

Обмен опытом

на  заседании  ШМО, педсоветов

ИТК-инструменты реализации требований ФГОС НОО второго поколения.

В течение  года

«Круглый стол» обмен мнениями.

Обмен опытом

на  заседании  ШМО

учителей начальных классов

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Аттестация

  16.12.2010г (первая квалификационная категория, на 5 лет)

 Разработка открытого урока, карта результативности деятельности учителя-логопеда.

Аттестационная комиссия г. Ханты Мансийск

Оформление портфолио

по мере поступления информации

Электронное портфолио

Отчет о деятельности МО

(Ежегодно, май)

 Выступление на тему «Использование современных методов и приёмов коррекционной работы по преодолению дисграфии у младших школьников с ОНР»

22.03. 2014г

ГМО учителей-логопедов «Основные направления в работе с младшими школьниками , имеющими дисграфию и дизорфографию»

Учителя-логопеды

г. Нижневартовска

на базе МБОУ «СОШ№13», г. Нижневартовск

Посещение уроков коллег, учителей начальных классов.

систематически

«Круглый стол» обмен мнениями.

 участие в обмене опытом.

Раздел 4. Участие в системе школьной методической работы

Участие в проведении заседаний ШМО, педсоветов, семинаров, круглых столов, мастер - классов.

По мере необходимости

Выступление

Обмен опытом

на  заседании  ШМО, педсоветов

Теоретические или практические семинары по формированию УУД младшего школьника.

По мере необходимости

Повышение профессионального мастерства

Обмен опытом

на  заседании  ШМО, педсоветов

Участие в работе  постоянно – действующего семинара, творческих  групп .

  • Формирование УУД средствами методик и технологий
  • Использование ИКТ в системе мониторинга учебных достижений учащихся

В течении года

Повышение профессионального мастерства

Обмен опытом

на  заседании  ШМО, педсоветов

Раздел 5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

«Требование государственного образовательного стандарта второго поколения и их реализация в логопедической практике»

По плану

Повышение профессионального мастерства

Обмен опытом

на  заседании  ШМО, педсоветов

Список использованной  литературы

  1. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004.
  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Раиса Лалаева, Наринэ Серебрякова, Светлана Зорина. – М., 2003.
  3. Лалаева, Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда /Раиса Ивановна Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – ISBN 5-691-00137-Х.
  4. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2003.
  5. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи [Текст] Вопросы логопедии / Роза Левина. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
  6. Логинова, Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР [Текст] Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление / Е.А. Логинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.
  7. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / Александр Романович Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1950.
  8. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений школьных различных типов [Текст] / под ред. И.Н. Садовниковой. – М.: АРКТИ, 2005.
  9. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Ирина Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – ISBN 5-691-00058-6.
  10. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи [Текст] / Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград: Лениздат, 1989.
  11. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Любовь Семёновна Цветкова. – М.: Юристъ, 2005.

      12.Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о           работе учителя при общеобразовательной школе [Текст] (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: «Когито-Центр»,



Предварительный просмотр:

Самоанализа деятельности учителя-логопеда

1. тема : «Развитие фонетико-фонематических процессов как средство преодоления дисграфии у младших школьников», уровень реализации – удовлетворительный.

Цель программы: 

  • обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся,  имеющих отклонения в речевом развитии и их родителей  в качественной  коррекции речевых нарушений путем обновления содержания образования, развития фундаментальности  и              практической направленности коррекционных программ.

Задачи:

  • Создать условия для повышения уровня качества образования на основе внедрения и применения современных  логопедических технологий
  • Формировать профессионально-педагогическую компетентность в условиях образовательного пространства школы через участие в педсоветах, семинарах, научно-практической конференции, курсовую подготовку.
  • Обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей  в коррекционном процессе, через соблюдение норм пожарной безопасности и охраны здоровья учащихся.
  • Участвовать в управлении образовательным процессом  через  внедрение современных логопедических технологий.
  • Создавать условия для формирования потребности к ЗОЖ через адаптацию УВП к природосообразным особенностям школьника.

4. Анализ реализации программы развития учителя-логопеда:

№ п.п.

Направление

Результат

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

Предложения по организации работы МО

Предложения по организации методической работы школы

1

Коррекционно-развивающая деятельность: доступность и качество

Повышение охвата обучающихся коррекционно-развивающей деятельностью

(5 классы – Кадеты»,

В 4 а и 4 д классы  доп. Занятия по коррекции дисграфии.    

Повышение показателей речевого развития  обучающихся

Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по развитию фонематических процессову детей с ОНР..

В связи с увеличением количества часов развивающих занятие по реализации  программ ФГОС  сокращается количество времени на реализацию программы «ЛОГОБОС» и коррекционно-развивающих занятий.

Введение отдельных часов по Реализации программы ЛОГОБОС

Обновление программы

-

При планировании работы школы учесть специфику работы специалиста по ЛОГОБОС и ввести дополнительные часы для большего охвата  детей на занятии по ЛОГОБОС.

2

Обеспечение комфортных условий и комплексной безопасности образовательного процесса

Применение здоровьесберегающих технологий;

Проведение занятий  с соблюдением норм СанПиН.

Внутришкольное взаимодействие со службой ОТ и ПБ, консультирование детей получивших травму.

Профилактика травматизма детей во время занятий;

Так как логопедические занятия проходят после основных уроков, наблюдалась повышенная утомляемость и снижение работоспособности обучающихся.

Пересмотреть расписание.

Ознакомление педа с нормами САНПиНов

Организация методической работы по профилактике травматизма специалистами

3

Здоровье детей – основа успешного обучения, развития и социализации

Формирование валеологической культуры. Пропаганда ЗОЖ;

формирование у школьников позитивных установок на здоровый образ жизни;

Увеличение количества профилактических мероприятий с обучающимися, применение новых техник работы педагога-психолога (киноклуб, дискуссии, деловые игры)

Отсутствие внутришкольного взаимодействия с Центром Здоровья.

Спланировать совместные мероприятия с Центром Здоровья школы на 2014-2015 уч.год.

Привлечение педагогов и родителей к проблемам ЗОЖ.

Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных лиц, служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

4

Поддержка инновационной деятельности и развитие кадрового потенциала: стратегия «Новой школы»

Участие в городских методических объеденениях.Организация ГМО на базе нашей школы  Выступление на тему   «Современные методы и приёмы по предолению дисграфии у обучающихся с ОНР»

Семинары для педагогов

Конспекты открытых занятий с педагогом-психологом

Открытые занятия для администрации школы

Помощь в аттестации педагогов школы

Не всегда есть возможность принимать участие в городских мероприятиях.

Низкая интенсивность курсовой подготовки учителей-логопедов

Рассмотреть данный вопрос с руководителями методического объединения учителей-логопедов города.

Спланировать курсовую подготовку для педагогов-психологов

5

Менеджмент качества образования

Проведен

Мониторинга речевого развития, согласно плана работы;

Проведен проблемный анализа состояния образовательного процесса

Анализ удовлетворённости качеством логопедического сопровождения обучающихся, их родителей.

Определены цели деятельности учителя-логопеда в контексте методической работы школы

Постоянное изучение запросов на образование учащихся, родителей, педагогов.

 

Отражены в анализе работы учителя-логопеда за 2013-2014 учебный год

Учесть выявленные проблемы, спланировать профилактическую и просветительскую работу с участниками образовательного процесса по выявленным проблемам в 2014-2015 уч.году.

Информировать об менеджменте качества образования внутри школы

Вывод:  Качественная реализации программы развития учителя-логопеда по теме «Развитие фонетико-фонематических процессов как средство преодоления дисграфии у младших школьников» обосновывает необходимость продолжения методического самообразования по данной теме, расширение спектра направлений по данной теме в индивидуальном образовательном маршруте на 2014-2017 уч. годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПУЛИНОЙ Н.П. ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 2021-2022 уч. г.

План по самообразованию на тему "Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда

Тема самообразования. «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда 2022-2023

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя - логопеда.

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой перечень действий (манипуляций), направленных на восполнение профессиональных дефицитов и развитие проф. мастерства....