САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
материал на тему

Мелькова Светлана Владимировна

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_posledniy_samoanaliz.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новосибирская область Татарский район

МБОУ Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

   

                САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

       

          

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»

                                         

                                          Новотроицк, 2014

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Таким образом, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, включающую овладение всеми видами речевой деятельности,  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка.  

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и  формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.  

В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. Работаю в 5-11классах. В данный момент преподаю в 6, 7, 10 и 11 классах (учебная нагрузка – 27,5 часов).

МБОУ Новотроицкая СОШ является малокомплектной, количество обучающихся - 47 человек. Средняя накопляемость по классам – 4,7 обучающихся. Дети, в основном, из малообеспеченных семей.

Я работаю в специализированном кабинете. Администрацией школы созданы условия для достижения современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составляю в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерными учебными программами по русскому языку и литературе для образовательных учреждений, базисным учебным планом.

(Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-9 классы представлены на сайте школы - http://www.s_novotr.tat.edu54.ru)

     Каждой программе соответствуют свои учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.

(Приложение №1).

Цель моей педагогической деятельности: формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  • формировать ключевые компетенции;
  • развивать у учащихся познавательные интересы и мотивацию к учению;
  • раскрывать индивидуальные способности каждого ученика;
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

На уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности успешно применяю следующие формы, методы и приемы: общественный смотр знаний, интегрированные уроки, уроки творчества, деловые и ролевые игры, защита проектов, «Путешествие в предмет», «Аукцион знаний» и т.д. (Приложение №2)

Для реализации своей цели в урочной и внеурочной деятельности я использую элементы следующих технологий: информационных, технологии сотрудничества и технологии развития критического мышления. (Приложение № 3)

Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя  ИКТ,  стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее  понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика. ( Приложение №4)

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования коммуникативной компетенции таит в себе  очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества, используемая мною в педагогической деятельности. На практике её часто ассоциируют с различными формами  групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Эта форма  позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Групповая работа развивает пунктуационную зоркость учеников, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказать свою точку зрения, приводить свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. В системе  использую  работу в парах постоянного и сменного состава, которая эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока. Развиваю в детях коммуникабельность, используя работу в парах и индивидуальную работу, что даёт возможность каждому учащемуся почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса (Приложение №5).

В своей педагогической деятельности использую элементы технологии критического мышления. В основе методики лежит трехступенчатая модель:

- Стадия вызова;

- осмысление;

- рефлексия.

На уроках использую следующие  приемы технологии развития критического мышления (Приложение №6)

Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Многие из учащихся пишут стихотворения. Некоторые работы представлены на моём персональном мини-сайте - http://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-melkova

  Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Наряду с основным домашним заданием даю и творческое  (по выбору), например:

- лингвистическое исследование текста;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;

- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

- инсценировка художественного произведения;

- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Отслеживая качество усвоения программного материала, использую различные виды контроля знаний учащихся: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные, творческие самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные работы. (Приложение №7)

Итогом целенаправленной работы является позитивная динамика обученности учащихся по русскому языку (Приложение №8)

         Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена. (Приложение №9)

         Ежегодно увеличивается количество учащихся, которые принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.   (Приложение №10)

Таблица 1

Мониторинг участия в районных, муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Учебный год

Количество учащихся

Районный уровень

Муниципальный уровень

Всероссийский уровень

2011-2012

1

1

4

2012-2013

4

2

17

2013-2014

5

2

22

Директор школы                                                                     (Сумина А.В.)

Наряду с  обязательными уроками  русского языка ежегодно веду факультативные и элективные курсы. 100% учащихся посещают занятия. (Приложение № 11)

Повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации:

Таблица 2

№ п/п

Название курсов

Срок прохождения

Количество часов

Организация

1

«ФГОС и актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

12.11.2012- 30.11.2012

108 часов

ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

2

«Интерактивные устройства в образовательной деятельности»

10.06.2013-14.06.2013

36 часов

ГБОУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий»

Директор школы                                                                  (Сумина А.В.)

Обобщение и распространение опыта  профессиональной деятельности:

  • посещаю уроки коллег по школе, в районе;
  • посещаю районные семинары; (Приложение №12)
  • выступаю на педагогических и методических советах (Приложение № 13);
  • веду активную работу в профессиональных Интернет-сообществах (Приложение №14).

Мои методические разработки опубликованы на сайтах:

  • Портал Прошколу.ру http://www.proshkolu.ru/
  • Персональный мини-сайт http://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-melkova
  • Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org
  • Videouroki.net http:// videouroki.net
  • Педагогическое сообщество – PEDSOVET.SU
  • Infouroki.net  http:// infouroki.ru

        Имею свидетельства о публикациях материалов:

  1. «Тематическое планирование по русскому языку (11 класс)» – свидетельство о публикации авторского материала на Videouroki.net

№ 98671705.

  1. «Сложносочинённое предложение (Урок, 11 класс)» – свидетельство о публикации авторского материала на  Videouroki.net, №98671181
  2. «Правописание корней –кос-/-кас- » - свидетельство о публикации методического материала на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», серия 49506-27135
  3. «Элективный курс «Готовимся к экзамену по русскому языку» - свидетельство о публикации методического материала на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», серия 49506-28177
  4. Методическая разработка «Презентация «Учимся писать сочинение» - свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.RU, № 39228032646

 (Приложение №15)

  Не менее важным считаю работу не только как  учителя -  предметника, но и как классного руководителя. В 2013-2014 учебном году являюсь классным руководителем 9 класса. Ученики моего класса на протяжении нескольких лет являются активными участниками соревнований, конкурсов, мероприятий, районного и школьного уровней. Результаты участия представлены в таблице.  (Приложение № 16)

Участвую в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, педагогических чтениях, являюсь организатором всероссийских олимпиад и конкурсов. Имею призовые места, благодарности, сертификаты и дипломы. (Приложение № 17)

В 2013-2014 учебном году стала победителем всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучший современный урок».

Считаю, что использование в моей педагогической деятельности элементов  инновационных технологий, способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка и помогает поддерживать стабильно хорошую успеваемость; показывать положительные результаты итоговой государственной аттестации; принимать участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Суходольской Л.Ю.

Публичная презентация  общественности и профессиональному   сообществу результатов педагогической деятельности  учителя русского языка и литературы  Суходольской Л.Ю. содержит...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.

Материал  содержит  информацию о работе учителя за год....

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны  Общие сведения...