САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
материал на тему
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_posledniy_samoanaliz.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новосибирская область Татарский район
МБОУ Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»
Новотроицк, 2014
Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Таким образом, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, включающую овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка.
Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. Работаю в 5-11классах. В данный момент преподаю в 6, 7, 10 и 11 классах (учебная нагрузка – 27,5 часов).
МБОУ Новотроицкая СОШ является малокомплектной, количество обучающихся - 47 человек. Средняя накопляемость по классам – 4,7 обучающихся. Дети, в основном, из малообеспеченных семей.
Я работаю в специализированном кабинете. Администрацией школы созданы условия для достижения современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составляю в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерными учебными программами по русскому языку и литературе для образовательных учреждений, базисным учебным планом.
(Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-9 классы представлены на сайте школы - http://www.s_novotr.tat.edu54.ru)
Каждой программе соответствуют свои учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
(Приложение №1).
Цель моей педагогической деятельности: формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
- формировать ключевые компетенции;
- развивать у учащихся познавательные интересы и мотивацию к учению;
- раскрывать индивидуальные способности каждого ученика;
- прививать навыки самостоятельной работы.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности успешно применяю следующие формы, методы и приемы: общественный смотр знаний, интегрированные уроки, уроки творчества, деловые и ролевые игры, защита проектов, «Путешествие в предмет», «Аукцион знаний» и т.д. (Приложение №2)
Для реализации своей цели в урочной и внеурочной деятельности я использую элементы следующих технологий: информационных, технологии сотрудничества и технологии развития критического мышления. (Приложение № 3)
Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя ИКТ, стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика. ( Приложение №4)
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования коммуникативной компетенции таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества, используемая мною в педагогической деятельности. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Эта форма позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Групповая работа развивает пунктуационную зоркость учеников, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказать свою точку зрения, приводить свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. В системе использую работу в парах постоянного и сменного состава, которая эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока. Развиваю в детях коммуникабельность, используя работу в парах и индивидуальную работу, что даёт возможность каждому учащемуся почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса (Приложение №5).
В своей педагогической деятельности использую элементы технологии критического мышления. В основе методики лежит трехступенчатая модель:
- Стадия вызова;
- осмысление;
- рефлексия.
На уроках использую следующие приемы технологии развития критического мышления (Приложение №6)
Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Многие из учащихся пишут стихотворения. Некоторые работы представлены на моём персональном мини-сайте - http://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-melkova
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Наряду с основным домашним заданием даю и творческое (по выбору), например:
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Отслеживая качество усвоения программного материала, использую различные виды контроля знаний учащихся: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные, творческие самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные работы. (Приложение №7)
Итогом целенаправленной работы является позитивная динамика обученности учащихся по русскому языку (Приложение №8)
Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена. (Приложение №9)
Ежегодно увеличивается количество учащихся, которые принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы. (Приложение №10)
Таблица 1
Мониторинг участия в районных, муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
Учебный год | Количество учащихся | ||
Районный уровень | Муниципальный уровень | Всероссийский уровень | |
2011-2012 | 1 | 1 | 4 |
2012-2013 | 4 | 2 | 17 |
2013-2014 | 5 | 2 | 22 |
Директор школы (Сумина А.В.)
Наряду с обязательными уроками русского языка ежегодно веду факультативные и элективные курсы. 100% учащихся посещают занятия. (Приложение № 11)
Повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации:
Таблица 2
№ п/п | Название курсов | Срок прохождения | Количество часов | Организация |
1 | «ФГОС и актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» | 12.11.2012- 30.11.2012 | 108 часов | ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» |
2 | «Интерактивные устройства в образовательной деятельности» | 10.06.2013-14.06.2013 | 36 часов | ГБОУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий» |
Директор школы (Сумина А.В.)
Обобщение и распространение опыта профессиональной деятельности:
- посещаю уроки коллег по школе, в районе;
- посещаю районные семинары; (Приложение №12)
- выступаю на педагогических и методических советах (Приложение № 13);
- веду активную работу в профессиональных Интернет-сообществах (Приложение №14).
Мои методические разработки опубликованы на сайтах:
- Портал Прошколу.ру http://www.proshkolu.ru/
- Персональный мини-сайт http://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-melkova
- Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org
- Videouroki.net http:// videouroki.net
- Педагогическое сообщество – PEDSOVET.SU
- Infouroki.net http:// infouroki.ru
Имею свидетельства о публикациях материалов:
- «Тематическое планирование по русскому языку (11 класс)» – свидетельство о публикации авторского материала на Videouroki.net
№ 98671705.
- «Сложносочинённое предложение (Урок, 11 класс)» – свидетельство о публикации авторского материала на Videouroki.net, №98671181
- «Правописание корней –кос-/-кас- » - свидетельство о публикации методического материала на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», серия 49506-27135
- «Элективный курс «Готовимся к экзамену по русскому языку» - свидетельство о публикации методического материала на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», серия 49506-28177
- Методическая разработка «Презентация «Учимся писать сочинение» - свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.RU, № 39228032646
(Приложение №15)
Не менее важным считаю работу не только как учителя - предметника, но и как классного руководителя. В 2013-2014 учебном году являюсь классным руководителем 9 класса. Ученики моего класса на протяжении нескольких лет являются активными участниками соревнований, конкурсов, мероприятий, районного и школьного уровней. Результаты участия представлены в таблице. (Приложение № 16)
Участвую в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, педагогических чтениях, являюсь организатором всероссийских олимпиад и конкурсов. Имею призовые места, благодарности, сертификаты и дипломы. (Приложение № 17)
В 2013-2014 учебном году стала победителем всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучший современный урок».
Считаю, что использование в моей педагогической деятельности элементов инновационных технологий, способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка и помогает поддерживать стабильно хорошую успеваемость; показывать положительные результаты итоговой государственной аттестации; принимать участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.
Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...
Отчёт о публичной презентации профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им.В.И.Ленина» г.Ульяновска.
Представлен отчёт о педагогической деятельности учителя....
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Суходольской Л.Ю.
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Суходольской Л.Ю. содержит...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.
Материал содержит информацию о работе учителя за год....
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны Общие сведения...