Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.
материал на тему
Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_egorova_a.a.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
г.Юрьев-Польского
___________/Е.С.Таскина/
«__»____________ 2013г.
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Егоровой Альбины Анатольевны
2013г.
Егорова Альбина Анатольевна
Что и когда окончила | Владимирский государственный педагогический институт им. Лебедева - Полянского, 1982год |
Полученная специальность | Русский язык и литература |
Квалификация по диплому | Учитель русского языка и литературы |
Трудовой стаж | 36 лет |
Педагогический стаж | 32 года |
Стаж работы в данном ОУ | 32 года |
Дата предыдущей аттестации
| 25.03.2010г. (Первая квалификационная категория) |
Повышение квалификации
ВИПКРО 2010г. Курсы по программе «Intel.Обучение для будущего. Курс для начинающих» (72часа);
ВИПКРО 2011г. Курсы по программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы (108 часов)
Награды и поощрения
- Значок «Отличник народного просвещения» г.Москва. Решение №232 от 18.11.1993г.;
- Почетная грамота администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за достигнутые высокие результаты в предметной подготовке обучающихся 26.08.2009г.;
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ №713/к-н от 25.04.2012г.);
- Диплом Центра развития одаренности за активное участие во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате» апрель 2010 г.;
- Благодарственное письмо Российского Детского Фонда октябрь 2010г.;
- Благодарственное письмо управления образования администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за подготовку победителя районного смотра-конкурса детских творческих работ на военно-патриотическую тематику январь 2013г.;
- Диплом Центра развития одаренности за подготовку призера Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата» апрель 2013г.;
- Диплом за участие в общероссийском конкурсе «Через тернии...Лучший урок 1 полугодия 2012-2013 учебного года» МГИА КЛИиО апрель 2013г.
Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)
Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ СОШ №3 г.Юрьев-Польского является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
- Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
- Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения. В 2013-2014 учебном году преподаю русский язык и литературу в 5,8 и 9 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.
С 2011 по 2013 гг. мною разработаны рабочие программы:
- «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9)классов»;
- «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9) классов»;
- Программа элективного курса «Актуальные вопросы русского языка»;
4. Программа факультатива «Нормы русского литературного языка».
Чтобы максимально приблизиться к переходу на ФГОС, рабочие программы составлены на основе примерных программ, соответсвующих ФГОС. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:
- проблемное обучение;
- технология уровневой дифференциации;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- групповые технологии;
- игровые технологии;
- тестовые технологии;
- современные компьютерные технологии;
- проектная технология
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: « Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.
Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи (в кабинете есть сменный стенд с детскими работами), учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников, выпускаем детский журнал после изучения какой-либо темы по русскому языку или литературе. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:
1. Определение и уточнение целей обучения.
2. Изучение исходного уровня мотивации.
3. Определение ведущих мотивов учебной деятельности.
4. Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.
5. Анализ динамики мотивации и ее причин.
6. Формирование положительных мотивов обучения.
7. Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.
Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, синквейнов, инсценировки эпизодов, выполнение проектов. В классе, где я являюсь классным руководителем, мы выполняли коллективные проекты с привлечением родителей. Затем эти проекты («Школьные годы чудесные», «Юрьев-Польский – моя малая родина») были использованы в оформлении кабинета русского языка и литературы.
После прохождения курсов в ВИПКРО в 2011году я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:
- что уже знают и умеют учащиеся; - что нового должны узнать и чему научиться; - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.
Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.
Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.
Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос: - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Почему? - Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще? Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.
После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.
Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:
Учебный год
|
Качество знаний
| |
Литература | Русский язык | |
2010-2011 | 64% | 48% |
2011-2012 | 65% | 51% |
2012-2013 | 65% | 53% |
Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.
Результаты ЕГЭ (2009г.) – успеваемость 100%, средний балл – 66 (1 ученица награждена золотой медалью, 3 – серебряной);
ГИА (2010г.) – успеваемость 100%, средний балл – 4,1
Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО и РМО были:
- Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся. (ШМО 2011г.)
- Формы работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к урокам русского языка и литературы. ( Педсовет 2012г.)
- Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы. ( Педсовет 2013г.)
- Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся. (РМО 2013г)
Имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования.(Web-адрес сайта: http: //nsportal. ru/ egorova-albina-anatolevna) Публикую на нем свои методические разработки, а творческие работы моих учащихся размещены на сайте для одаренных детей «Алые паруса».
Постоянно провожу открытые уроки как для учителей, так и для родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету. Так в 2011-2012 учебном году проводила урок-зачет по теме « Причастие», в 2012-2013 учебном году провела читательскую конференцию «Чужой беды не бывает» (по рассказу Б.Васильева «Экспонат №…). Все ученики и родители 8б класса прочитали этот рассказ и активно участвовали в его обсуждении. Интересно было услышать мнения ребят и взрослых о героях рассказа и их поступках. Такие совместные мероприятия объединяют детей и родителей в один дружный класс. Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогать школьнику учиться.
В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:
№ п/п | Дата | Фамилия, имя ученика | Класс | Мероприятие | Место |
1 | 2012г. | Емельянова Татьяна | 7б | Районный конкурс «Лингвистический калейдоскоп» | 3 место |
2 | 2012г. | Семенов Артем | 7б | Районный конкурс сочинений, посвященный 860-летию г.Юрьев-Польского (номинация «Портрет земляка») | 1 место |
3 | 2012г. | Семенов Дмитрий | 8б | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | 3место |
4 | 2013г. | Прохорова Ирина Зубакина Алина | 7а 8а | Муниципальный этап областного конкурса творческих работ имени В.С.Высоцкого «Баллада о детстве» (номинация рисунок по произведениям В.С.Высоцкого) | Благодар- ственные письма |
5 | 2013г. | Емельянова Татьяна | 8б | Районная научно-практическая конференция. Тема работы «Образ моего современника в произведениях современной художественной литературы» | |
6 | 2010г. | Семенов Артем | 6б | Областной конкурс «Спасем детей-спасем Россию», посвященный 65- летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию писателя А.А.Лиханова.(номинация сочинение-эссе) | Диплом 2степени |
7 8 | 2010г. 2010г. | Семенова Арина Потапова Мария | 6б 6б | Областной конкурс «Спасем детей-спасем Россию», посвященный 65- летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию писателя А.А.Лиханова. (номинация стихотворение) | Дипломы и подпис ка сочи нений Лиханова (15томов) |
9 | 2013г. | Павлова Наталья | 8б | Областной смотр-конкурс детских творческих работ на военно-патриотическую тему (номинация сочинение) | 1место в районе |
10 | 2012г. | Семенов Артем Успенская Дарья Маркова Рита | 7б 7б 7б | Всероссийская VII заочная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» по русскому языку | Диплом 1степени Грамота Грамота |
11 | 2013г. | Семенов Дмитрий Горб Вероника Семенов Артем | 8б 7а 8б | Всероссийский «Молодежный филологический чемпионат» | Диплом 2степени Диплом 3степени |
12 | 2013 | Ерофеева Марина | 5а | Всероссийский конкурс детских творческих работ, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации (номинация рассказ «Мы – граждане Российской Федерации») | 1 место в районе |
Лучшие работы моих учащихся неоднократно были напечатаны в газетах «Владимирские ведомости» (2.06.2010г.) и «Вестник ополья» (5.10.2010г., 22.02.2011г., 12.03.2013г). Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в школьных предметных неделях русского языка и литературы, мальчики 7-8 классов в 2011-2012 учебном году выполнили с учителем технологии и русского языка коллективный проект «Накормите птиц». Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. За многолетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, принтером. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы и при проведении внеклассных мероприятий.
С 2009 года являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 9-ых классов в форме ГИА и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Отчёт о публичной презентации профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им.В.И.Ленина» г.Ульяновска.
Представлен отчёт о педагогической деятельности учителя....
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.
Материал содержит информацию о работе учителя за год....
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны Общие сведения...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...