Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны
материал по русскому языку
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Беловой Тамары Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПУРДОШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Беловой Тамары Николаевны
2020 г.
Белова Тамара Николаевна
Повышение квалификации
- с 03 по 14 декабря 2012 года, МРИО, «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителей-предметников»
- с 05 ноября по 04 декабря 2015 года, МРИО, «Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО»
- февраль 2016 года, Сетевая академия, «Подготовка организаторов в аудитории пункта проведения экзамена для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
- с 29 октября по 16 ноября 2018 года, МРИО, «Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО»
Награды и поощрения
- Почетная грамота администрации Темниковского района за многолетнюю добросовестную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения. 28.08.2002г.;
- Почетная грамота Министерства образования РМ (приказ №163-к от 27.09.2010г.) за высокое педагогическое мастерство, значительный вклад в систему образования РМ и добросовестный труд;
- Благодарственные письма Главы Республики Мордовия.
Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)
Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ «Пурдошанская СОШ» является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
- Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка;
- Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности. В 2019 - 2020 учебном году преподаю русский язык и литературу в 7, 8, 9 и 10 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.
С 2016 по 2019 гг. мною разработаны рабочие программы:
- «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9,10,11)классов»;
- «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9,10,11) классов»;
- Программа элективного курса «Текст и его строение. Стили речи».
- Программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров. Своеобразие жанров сочинений».
Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по-иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- групповые технологии;
- игровые технологии;
- тестовые технологии;
- современные компьютерные технологии;
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий: от традиционных, стандартных - к инновационным формам обучения.
Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе, учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, инсценировки эпизодов. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.
Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.
Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:
Учебный год
|
Качество знаний
| Качество знаний |
Литература | Русский язык | |
2016-2017 | 67% | 61% |
2017-2018 | 74% | 67% |
2018-2019 | 85% | 78% |
Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.
Результаты ЕГЭ – успеваемость 100%, качество знаний – 100%, средний балл – 4.
ГИА – успеваемость 100%, качество знаний – 100%, средний балл – 4.
Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО и РМО были:
- Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и литературы. (Педсовет, 2019г.)
- Возможности классного руководителя. ( Педсовет, 2019г.)
- Права и обязанности подростков. ( Род. собрание, 2019г.)
- Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся. (ШМО, 2019г)
Публикую на сайте школы свои методические разработки. Постоянно провожу открытые уроки как для учителей, так и для родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету. Так в 2019-2020 учебном году проводила урок-зачет по теме «Причастие. Промежуточное повторение», мероприятие-презентацию «Герои Советского Союза – уроженцы Темниковского района», в 2018-2019 учебном году провела открытый урок по литературе «Как стать добрее? Чему нас учат произведения В.Распутина»» (по рассказу «Уроки французского»). Все ученики и родители 6 класса прочитали этот рассказ и активно участвовали в его обсуждении. Интересно было услышать мнения ребят и взрослых о героях рассказа и их поступках. Такие совместные мероприятия объединяют детей и родителей в один дружный класс. Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогают школьнику учиться.
В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы. За последние четыре года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:
Дата | Мероприятие | Ф.И. участника, класс | Результат | |
Март, 2019г. | Республиканский конкурс «Каждый день горжусь Мордовией» | Долбилин Д., 8кл. Ярочкина А., 6кл. Царапкин И., 8кл. | Участие Участие Участие | |
Апрель, 2019г. | Республиканский историко-патриотический конкурс «Герои рядом» | Ярочкина А.,6кл.(победитель) Долбилин Д., 8кл. | Победитель Участие | |
Ноябрь, 2019 г. | Муниципальная предметная олимпиада по русскому языку | Петрова Т.,10кл(призёр, 2 место) |
Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в школьных предметных неделях русского языка и литературы. Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. За многолетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, принтером. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы и при проведении внеклассных мероприятий.
С 2015 года являюсь организатором на ЕГЭ и ОГЭ.
Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны
"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.
Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.
Материал содержит информацию о работе учителя за год....
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны Общие сведения...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...