Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны
материал по русскому языку

Белова Тамара Николаевна

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Беловой Тамары Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «ПУРДОШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                                             

                                                                                    

                                                                               

                                                                                                                                     

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Беловой Тамары Николаевны

2020 г.

                         

                           Белова Тамара Николаевна

                           

Что и когда окончила

         МГПИ им. Евсевьева, 1984год

Полученная специальность

         Русский язык и литература

Квалификация по диплому

         Учитель русского языка и литературы

Трудовой стаж

         36 лет

Педагогический стаж

         36 лет

Стаж работы в данном ОУ

         11 лет

Дата предыдущей

 аттестации

                                 

        22.05.2017 г. (Первая  квалификационная

         категория)                                      

                                     

Повышение квалификации

 

  • с 03 по 14 декабря 2012 года, МРИО, «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителей-предметников»
  • с 05 ноября по 04 декабря 2015 года, МРИО, «Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО»
  • февраль 2016 года, Сетевая академия, «Подготовка организаторов в аудитории пункта проведения экзамена для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
  • с 29 октября по 16 ноября 2018 года, МРИО, «Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО»

                                     Награды и поощрения                                  

  • Почетная грамота администрации Темниковского  района за многолетнюю добросовестную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения. 28.08.2002г.;
  • Почетная грамота Министерства образования  РМ (приказ №163-к от 27.09.2010г.) за высокое педагогическое мастерство, значительный вклад в систему образования РМ и добросовестный труд;
  • Благодарственные письма Главы Республики Мордовия.

      Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь».  (В.Ключевский)                                                                                                              

        Цель  деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую,  в свою очередь,  определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ «Пурдошанская СОШ»   является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор,  создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.                                                                                  

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка;
  • Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

 В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и  разных уровней подготовленности.  В 2019 - 2020 учебном году преподаю русский язык и литературу в 7, 8, 9 и 10 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации.  Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а  литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.

С 2016 по 2019 гг. мною разработаны рабочие программы:

  1. «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9,10,11)классов»;
  2. «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9,10,11) классов»;
  3. Программа элективного курса «Текст и его строение. Стили речи».
  4.  Программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров. Своеобразие жанров сочинений».

       Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю,  что  процесс обучения должен происходить по-иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе  совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в  размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает  у школьников способность к рефлексии,  позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

    Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • групповые технологии;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;

      Выбор образовательных технологий   зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

      Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать  не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь  отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому,  что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую  жизнь  входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий: от традиционных, стандартных  - к инновационным формам обучения.

    Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе, учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

    Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.  Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление  кроссвордов,  инсценировки эпизодов.  На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.                                                                                                                                                                                                                                        

    Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.                                          Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.                                                                                                                                                               После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность  воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

    Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует  качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт,  избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается  дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.  Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:

                           

         

             Учебный год

                 

                             

Качество знаний

                         

Качество знаний

            Литература

            Русский язык

         2016-2017

              67%

                 61%

         2017-2018

              74%    

                 67%

         2018-2019

              85%

                 78%

Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.

Результаты ЕГЭ – успеваемость 100%, качество знаний – 100%, средний балл – 4.

ГИА – успеваемость 100%, качество знаний – 100%, средний балл – 4.                        

Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО и РМО были:

  • Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и литературы.      (Педсовет, 2019г.)
  • Возможности классного руководителя. ( Педсовет, 2019г.)
  • Права и обязанности подростков. ( Род. собрание, 2019г.)
  • Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся.  (ШМО, 2019г)

      Публикую на сайте школы свои методические разработки. Постоянно провожу открытые уроки как для учителей, так и для родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету. Так в 2019-2020 учебном году проводила урок-зачет по теме «Причастие. Промежуточное повторение», мероприятие-презентацию «Герои Советского Союза – уроженцы Темниковского района», в 2018-2019 учебном году провела открытый урок по литературе «Как стать добрее? Чему нас учат произведения В.Распутина»» (по рассказу  «Уроки французского»). Все ученики и родители 6 класса прочитали этот рассказ и активно участвовали в его обсуждении. Интересно было услышать мнения ребят и взрослых о героях рассказа и их поступках. Такие совместные мероприятия объединяют детей и родителей в один дружный класс.   Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогают  школьнику  учиться.

    В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации.  Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания.  В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя  со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузыЗа последние четыре года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:

Дата

Мероприятие

Ф.И. участника, класс

Результат

Март,

2019г.

Республиканский конкурс «Каждый день горжусь Мордовией»

Долбилин Д., 8кл.

Ярочкина А., 6кл.

Царапкин И., 8кл.

Участие

Участие

Участие

Апрель,

2019г.

Республиканский историко-патриотический конкурс «Герои рядом»

Ярочкина А.,6кл.(победитель)

Долбилин Д., 8кл.

Победитель

Участие

Ноябрь, 2019 г.

Муниципальная предметная олимпиада по русскому языку

Петрова Т.,10кл(призёр, 2 место)

    Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в школьных  предметных неделях русского языка и литературы. Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.

   Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. За многолетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером,  принтером. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы и при проведении внеклассных мероприятий.

   С  2015  года являюсь организатором на ЕГЭ и ОГЭ.

   Таковы, пожалуй, основные составляющие моей  деятельности как учителя русского    языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо  регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.

Материал  содержит  информацию о работе учителя за год....

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны  Общие сведения...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...