Программа самообразования
методическая разработка на тему
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_samoobrazovaniya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1»
пгт.Нижний Одес
Рекомендовано Утверждаю:
МО учителей Директор _________ М.А. Павлова
гуманитарного цикла « 15» сентября 2011 г.
Протокол №1
«8»сентября 2011 г.
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ русского языка и литературы
Капустиной Наталии Борисовны
на 2011-2014г.г.
Нижний Одес. 2011 г.
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего
на мир».
А.Дистервег
Тема самообразования:
«Мини-проекты с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы».
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения - воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля . Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цели:
1. Повышение профессиональной подготовленности и , как следствие, использование информационных технологий в процессе обучения учащихся среднего и старшего звена.
Задачи:
-разработать пакет тестового материала в электронном виде;
- разработать комплект раздаточного материала по предмету ( карточки, задания и вопросы)
- разработать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты(отпускное время).
Формы самообразования:
Индивидуальная- через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемый результат самообразования:
-повышение качества преподавания предметов «русский язык» и «литература» (для обучающихся-качество обученности не менее 70%, участие в конкурсах-не менее 50%);
-разработка , апробирование и рецензирование учебных рабочих программ и внеурочной деятельности
-разработка , апробирование дидактических материалов, тестов;
-разработка и проведение открытых уроков по инновационным технологиям, обобщение опыта по исследуемой теме;
-доклады, выступления на заседаниях ШМО, РМО;
-создание e-mail, открытие мини сайта в сети Интернет.
Этапы работы
1 этап 2011 год
2 этап 2012- 2013 годы
3 этап 2014 год
Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
Раздел 1. Изучение психолого - педагогической , научной и методической литературы. | ||
1.Знакомиться с современными исследованиями учёных в области преподавания русского языка и литературы. 2.Проектирование собственного педагогического поиска. 3.Изучение и анализ научно-методической литературы , подписка на газету «Первое сентября», журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе». 4.Обзор информации в Интернете по педагогике, психологии 5.Изучение новых программ , УМК, выяснение их особенностей и недостатков. 6.Знакомство с новыми педагогическими технологиями( ? )через предметные издания и Интернет. 7.Оформление папок «Рекомендации к написанию творческого проекта», «Мои лучшие уроки», «Материалы предметных декад». | Сентябрь 2011 Октябрь 2011 В течение года Систематически Март 2012 | Конспекты Памятки Рекомендации Выступление на заседаниях ШМО Оформление папок |
Раздел 2.Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
а)Научно-методическая работа. 1.Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации обучающихся. 2. Разработка календарно-тематического планирования по предметам. 3.Разработка конспектов уроков. 4.Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для обучающихся. 5.Разработка комплекта самостоятельных , контрольных работ. 6.Разработка комплекта материала для проведения школьных олимпиад. б) Опытно-экспериментальная работа. 1.Разработка и апробация УМК под ред. М.М.Разумовской «Русский язык». | В течение 2012-2013 Перед учебным годом В течение учебного года Октябрь 2013 В течение 2011-2012 учебного года
| Программы и учебно-методические планы Дидактические материалы Проведение интеллектуальных марафонов Письменный отчёт перед издательством «Дрофа» |
Раздел 3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
1.Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах. 2.Создание личной электронной почты, мини сайта в сети Интернет. 3.Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы. | По планам МО 2011-2013 В течение учебного года | Комплекты методико-дидактических материалов портфолио достижений |
Раздел 4. Участие в системе методической работы.
1.Выступление с докладом на педагогическом совете- методическом дне школы «». 2.Проведение открытого урока с использованием исследовательской технологии для коллег по работе в рамках заседания РМО. 3.Активное участие в работе заседаний школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы. 4.Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения школьников среднего старшего звена. | 2011-2012 | Сообщение на педагогическом совете Конспект открытого урока сдать в методический кабинет Программа работы с одарёнными детьми Выступления на ШМО,РМО |
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации.
1.Освоение компьютерных программ Word, Exсel 2.Посещение уроков своих коллег. | В течение учебного года | Библиотечка демонстрационных материалов в кабинете |
Раздел 6.Взаимообучение.
1.Выступление с анализом открытых уроков педагогов школы на ШМО и методическом совете. 2.Посещение открытых уроков коллег в школе , в районе, в республике (курсы). | 2011-2014 По планам МО | Доклад |
Раздел 7.Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера.
1.Расширение педагогической эрудиции через анализ посещённых уроков учителей своей школы, района. 2.Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности. 3.Развитие уровня педагогической оценки и самооценки через самоанализ уроков, независимую общественную экспертизу авторских разработок учителей на портале «Сеть творческих учителей». 4.Развитие коммуникативных качеств через участие в организационно- деятельностных играх, семинарах школы. 5.Становление и развитие организаторских качеств личности при подготовке проведении предметных декад, Дня ШМО, заседаний ШМО. 6.Становление такого качества личности педагога, как прогнозирование через программы профессионального развития и самообразования, плана работы. | 2011-2014 Систематически по плану методической работы | Выступления на ШМО. РМО Сообщения План проведения декад , заседаний ШМО Программа профессионального самообразования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
Программа самообразования
программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...
Программа самообразования
Программа самообразования....
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....
Программа самообразования / Программа социального партнерства
Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...