Открытое интегрированное занятие по математике в подготовительной группе. Тема: "Танграм"
методическая разработка на тему
Закрепление знаний детей о китайской головоломке Танграм, развитие конструктивных способностей, логического мышления и знания геометрических фигур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_sosh.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия подготовительной группы № 1 СОШ 657 дошкольного отделения 2.
« Математическая головоломка «Танграм»
Тип занятия : закрепление пройденного материала.
Задачи:
- образовательные: закреплять умение выделять общий признак ряда предметов, устанавливать закономерность в группе изображений, применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений.
- развивающие: развивать пространственное воображение, внимание, мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, закономерности, определение отношений « целое-часть»; формировать навыки взаимодействия при работе в группе; выявлять коммуникативные и творческие способности;
- воспитательные: воспитывать личности с нестандартным мышлением, воспитывать взаимную ответственность за результаты труда, принципы сотворчества и сотрудничества.
Оборудование и материалы:
проектор, мультимедийная презентация, листы разноцветной бумаги для фона, раздаточный материал- наборы « танграм» и « колумбово яйцо» - для индивидуальной и групповой работы, 6 шляп разного цвета для рефлексии.
Используемая технология:
мультимедийная презентация, дидактические игры, активные методы обучения, теория развития критического мышления / прием «шесть шляп»/.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в кругу
Рада видеть вас, друзья, занятие нам начинать пора,
Будем думать , отвечать, прочно все запоминать.
Поприветствуем друг друга.
Проводится игра-приветствие « Здравствуйте!»
Дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорят:
- желаю
- успеха
- большого
- во всем .
- Удачи тебе на занятии! /прикосновение всей ладонью руки/.
Садитесь тихо, не шалите, за всем внимательно следите.
Очень рада, что вы пожелали друг другу удачи.
Сегодня на занятии нам всем пригодится удача. Начнем мы с вами с математической зарядки для ума, решения логических задач.
Сегодня я предлагаю вам такие задания.
На экране изображения многоугольников, среди них - овал. Слайд 1
Задание 1. - Посмотрите на экран. Какое изображение в этом ряду лишнее? Почему?
Ответы детей: у всех картинок есть общий признак- углы, это четырехугольники, ромбы, квадраты, треугольники, многоугольники , трапеции, а одна картинка - овал, у него углов нет.
Задание 2. - Найти закономерность. На экране нарисованы домики с разными крышами. Крыши какой формы не хватает на домике во втором и третьем ряду? Почему ты так считаешь?
На подносах лежит 3 варианта ответа: полукруг, треугольник, трапеция.
Дети поднимают геометрические фигуры с нужным ответом. Слайд 2,3
Молодцы, все справились с заданиями.
А сейчас послушайте сказку, только сказка эта не простая, а математическая.
В одном квадратном городе жила принцесса. И видела она вокруг себя только квадратные предметы: дома, машины, даже деревья. И очень она удивлялась - не может мир состоять из одних квадратов. Слайд 4
И вот однажды случайно увидела принцесса кошку. Кошка была необычная - вот такая. Слайд 5
Принцессе очень захотелось иметь такую кошку , но она не знала , из каких деталей можно сложить такую кошку, ведь она видела вокруг себя только квадраты.
Давайте поможем принцессе. Чем мы можем воспользоваться?
Ответы детей : нам поможет игра танграм. Слайд 6
Действительно, танграм - это математическая головоломка, которая может помочь сложить множество фигур с разными контурами.
Кто знает, как объяснить слово « головоломка»?
Ответы детей:
это китайская игра, которая помогает потренировать мозги, поломать голову, т.е. хорошо подумать над заданием.
На сколько частей делится квадрат в танграме?
Ответы детей: на 7 частей.
Как называются части в танграме?
Ответы детей: фигуры в танграме называются таны.
Хочу вас спросить, любите ли вы рисовать? Давайте порисуем в воздухе руками.
Становитесь в круг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Много ль надо нам ребята, много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата, а на них огромный круг,
А потом еще кружочек, треугольный колпачок,
Вот и вышел очень, очень развеселый чудачок./ дети рисуют в воздухе геометрические фигуры/.
-Давайте, ребята , поможем принцессе создать разнообразный мир: и кошку, и других животных , и дома , и людей, используя головоломку танграм.
Какие правила надо соблюдать в игре танграм?
Ответы детей:
- использовать все 7 элементов,
- таны не должны накрывать друг друга,
- таны должны примыкать друг к другу,
- сначала находим место для больших треугольников.
А сейчас смотрите на экран и угадайте по контуру , какие предметы и животные изображены? Слайд7
Проводится игра «Узнай по контуру».
Вот теперь мы попробуем создать для принцессы разнообразный мир. Игра называется «Архитекторы- дизайнеры» . Мы с вами станем архитекторами, которые создадут модель дворца принцессы, где имеется аквариум с рыбками, где гуляет королевская кошка.
У нас будет 3 команды .
Выбирайте номер своей команды - дети берут изображения с номером команды, подходят к столу с соответствующим номером.
Задание для 1 команды: из частей танграма составить дворец для принцессы.
Задание для 2 команды: из частей танграма составить разных рыбок в аквариуме.
Задание для 3 команды: составить домашних животных - кошку или собачку.
Обратите внимание на волшебный экран - он подскажет, как нужно правильно построить контур. Слайд 8
Кто хочет сложить свою собственную картинку - попробуйте самостоятельно.
Дети выкладывают изображения на 3 листах тонированной бумаги. После окончания работы все ребята по очереди подходят к картинкам , обсуждают, оценивают, выбирают наиболее удачные изображения
Давайте полюбуемся, как красиво получилось. Если наклеить на бумагу такую аппликацию, можно украсить комнату, стены настоящей картиной .
В игре танграм вы показали свое умение, фантазию, хорошее знание геометрических фигур, справились на «отлично», как будущие школьники.
Может быть, кто-то из вас знает еще какие –нибудь головоломки, загадки для ума.
Ответы детей: « колумбово яйцо».
Расскажи нам, Аня, что это за игра.
Ответы детей: это овал в форме яйца, который разрезают на 10 частей. Из них можно сложить разные картинки, используя все части. Слайд 9
Игра эта всем ребятам знакома. Пусть каждый сложит картинку, которая ему нравится, используя 10 частей «колумбова яйца» . Можно смотреть на волшебный экран. Слайд 10
Вот, оказываются, какие интересные композиции у нас получаются!
С какой игрой можно сравнить головоломки танграм и колумбово яйцо?
Ответы детей: их можно сравнить с пазлами.
А в чем отличие?
Ответы детей: из пазлов можно сложить только определенную картинку, а из картонных головоломок - много разных контуров.
РЕФЛЕКСИЯ
«Шесть шляп мышления» / надень свою мыслительную шляпу/
Посмотрите что у меня в руках ? Шляпы. Для чего человеку нужна шляпа? Одевать на голову от холода или солнца. Шляпы бывают разные.
А я предлагаю вам надеть мыслительную шляпу и подумать над вопросами выбранной вами шляпы. Но шляпы эти не просто помогают думать, они волшебные с сюрпризом.
Дети по очереди выбирают шляпу, отвечают на вопросы.
- Белая шляпа: Все ли геометрические фигуры имеют углы?
- Красная шляпа: Чем полезны головоломки?
- Зеленая шляпа: Какие головоломки мы вспомнили сегодня на занятии?
- Желтая шляпа: Что понравилось на занятии больше всего?
- Синяя шляпа: Понравилось ли вам, как работали ваши товарищи?
- Черная шляпа: Что было трудно? Непонятно? На какую шляпу хотите поменять?
Под каждой шляпой дети находят угощение и получают его после ответа.
У нас с вами сегодня, друзья, получилась увлекательная игра . Мы решали логические задачи, головоломки, тренировали свой ум , готовились к будущим школьным занятиям.
А помог в этом нам разрезной квадрат - танграм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие по математике "Космическое путешествие"
Закрепление материала по теме: решение простейших математических задач, работа с конструктором "ЛЕГО" и развитие логического мышления при помощи блоков Дьенеша...
Конспект интегрированно-образовательной деятельности в специализированной подготовительной группе (нарушения зрения) Тема: "УРОКИ АВТОШКОЛЫ" фронтальное занятие
Конспект фронтального занятия разработан для детей подготовительной группы с нарушениями зрения. В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательные:Обобщить и систематизи...
План интегрированных занятий специалистов ДОУ в подготовительной логопедической группе
План будет полезен специалистам ДОУ, работающих с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Открытое интегрированное занятие для подготовительной к школе группы "Как хорошо, что пришла к нам весна!"
Интеграция образовательных областей: Музыка, развитие речи и ручной труд. Дети закрепляют приметы весны, перелётных и зимующих птиц, знакомятся с описанием репродукций картин и музыкальными произведен...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС: «В гостях у Царицы Математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)...
Открытое занятие по математике в подготовительной группе
1. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.2. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.3. Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахожде...
Конспект интегрированного занятия «Ягоды. Малина» в подготовительной группе
Программное содержание: Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида. Закрепить знания о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дере...