Открытое интегрированное занятие по математике в подготовительной группе. Тема: "Танграм"
методическая разработка на тему

Попова Елена Васильевна

Закрепление знаний детей о китайской головоломке Танграм, развитие конструктивных способностей, логического мышления и знания геометрических фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  занятия    подготовительной группы  № 1  СОШ 657   дошкольного  отделения  2.

« Математическая  головоломка  «Танграм»

Тип занятия :  закрепление    пройденного  материала.

Задачи:

  • образовательные:   закреплять умение  выделять  общий  признак  ряда  предметов,  устанавливать  закономерность   в     группе  изображений,    применять  геометрические  фигуры  для  создания плоскостных изображений.  

  • развивающие:  развивать  пространственное  воображение,  внимание,  мыслительные  процессы –  сопоставление,  обобщение,  установление  последовательности,  закономерности,   определение  отношений « целое-часть»;  формировать  навыки  взаимодействия при  работе  в группе; выявлять  коммуникативные  и  творческие  способности;

  • воспитательные:   воспитывать  личности  с  нестандартным   мышлением,  воспитывать  взаимную  ответственность  за  результаты  труда,  принципы  сотворчества и  сотрудничества.

Оборудование  и  материалы:  

проектор,  мультимедийная  презентация,  листы  разноцветной  бумаги   для  фона,  раздаточный  материал- наборы  « танграм»  и  «  колумбово  яйцо» -  для  индивидуальной  и  групповой работы,   6  шляп  разного  цвета  для  рефлексии.

Используемая  технология:

мультимедийная    презентация,   дидактические игры,  активные  методы  обучения,   теория    развития    критического    мышления       / прием «шесть  шляп»/.           

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети  стоят  в  кругу

Рада  видеть вас, друзья, занятие нам  начинать пора,

Будем  думать , отвечать,  прочно все запоминать.

Поприветствуем  друг  друга.

Проводится  игра-приветствие « Здравствуйте!»  

Дети  поочередно  касаются    одноименных  пальцев рук  своего  соседа, начиная с  больших  пальцев, говорят:    

  • желаю        
  • успеха    
  • большого      
  • во  всем .
  • Удачи  тебе  на  занятии! /прикосновение  всей  ладонью руки/.

Садитесь  тихо,  не  шалите,  за  всем  внимательно  следите.

Очень  рада, что вы  пожелали  друг  другу  удачи.  

Сегодня  на занятии  нам  всем  пригодится  удача.  Начнем  мы с вами   с  математической  зарядки  для  ума,  решения логических  задач.        

   Сегодня  я   предлагаю    вам   такие    задания.

На экране  изображения  многоугольников, среди  них   -  овал.                          Слайд 1       

Задание  1.  -   Посмотрите  на  экран.     Какое  изображение   в   этом  ряду  лишнее?     Почему?

Ответы  детей:   у   всех  картинок  есть общий  признак- углы,   это  четырехугольники, ромбы, квадраты, треугольники,  многоугольники ,  трапеции,   а   одна  картинка  -    овал, у   него  углов  нет.

Задание 2. -  Найти закономерность.   На  экране  нарисованы  домики с  разными крышами.  Крыши  какой   формы не хватает  на домике  во  втором   и  третьем  ряду?   Почему     ты   так  считаешь?

На подносах  лежит  3  варианта  ответа:  полукруг, треугольник, трапеция.

Дети поднимают геометрические  фигуры  с    нужным  ответом.                           Слайд 2,3

Молодцы,  все  справились  с заданиями.

              А  сейчас    послушайте    сказку,  только  сказка эта  не  простая,  а математическая.

               В  одном  квадратном  городе   жила  принцесса.     И  видела   она  вокруг  себя  только  квадратные предметы:    дома,    машины,    даже  деревья.     И  очень   она  удивлялась   -  не  может  мир  состоять  из  одних  квадратов.                                   Слайд 4

                И вот  однажды  случайно увидела  принцесса     кошку.       Кошка  была  необычная -  вот  такая.                                                                                                        Слайд  5 

               Принцессе  очень  захотелось  иметь  такую  кошку ,   но  она  не  знала ,   из каких  деталей  можно  сложить  такую  кошку,    ведь  она  видела  вокруг  себя  только  квадраты.

              Давайте  поможем  принцессе.    Чем   мы   можем    воспользоваться?

Ответы  детей :      нам  поможет  игра   танграм.                                                            Слайд 6

        Действительно,  танграм -  это  математическая  головоломка,  которая  может  помочь сложить  множество  фигур  с  разными  контурами.

        Кто знает, как  объяснить  слово  « головоломка»?

Ответы  детей:

    это китайская  игра,  которая  помогает  потренировать  мозги,  поломать  голову,    т.е. хорошо  подумать над  заданием.

             На сколько частей  делится квадрат в танграме?

Ответы детей:  на  7  частей.

  Как называются части в танграме?

Ответы  детей:   фигуры    в   танграме    называются     таны.

                 Хочу  вас спросить,   любите  ли  вы  рисовать?      Давайте  порисуем     в  воздухе руками.  

Становитесь  в  круг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Много ль надо  нам  ребята, много ль надо нам ребята,

Для  умелых  наших  рук?        

Нарисуем  2 квадрата,   а на них  огромный  круг,

А потом еще  кружочек, треугольный  колпачок,

Вот и вышел  очень, очень  развеселый  чудачок./ дети  рисуют  в воздухе геометрические фигуры/.

 -Давайте,  ребята , поможем  принцессе  создать разнообразный мир:  и  кошку,  и других  животных , и  дома ,  и  людей,  используя   головоломку   танграм.

Какие  правила  надо  соблюдать  в  игре  танграм?

Ответы детей:       

  • использовать  все 7 элементов,
  • таны  не  должны  накрывать друг друга,
  • таны  должны  примыкать  друг к другу,
  • сначала находим  место для  больших  треугольников.                          

А сейчас смотрите  на  экран и угадайте  по контуру ,   какие  предметы и  животные изображены?                                                                                                           Слайд7

Проводится  игра  «Узнай  по  контуру».

 Вот   теперь  мы    попробуем    создать для принцессы   разнообразный  мир.  Игра   называется   «Архитекторы- дизайнеры» .  Мы с вами  станем  архитекторами,  которые создадут    модель  дворца принцессы,  где  имеется аквариум с рыбками,  где гуляет королевская кошка.

      У нас  будет  3  команды .  

Выбирайте  номер  своей  команды -  дети  берут  изображения с  номером   команды,  подходят к  столу  с соответствующим  номером.

Задание  для 1 команды:  из  частей  танграма  составить  дворец       для    принцессы.

Задание для  2 команды:   из частей    танграма  составить    разных  рыбок   в аквариуме.

Задание  для 3  команды:     составить    домашних животных -  кошку или  собачку.

Обратите внимание  на    волшебный      экран  -   он  подскажет,   как  нужно  правильно  построить контур.                                                                                                                  Слайд 8

Кто  хочет  сложить  свою   собственную    картинку  -  попробуйте самостоятельно.

Дети  выкладывают  изображения     на   3   листах  тонированной   бумаги.   После  окончания  работы все  ребята  по  очереди    подходят  к  картинкам ,  обсуждают,   оценивают,    выбирают  наиболее  удачные  изображения

      Давайте  полюбуемся,  как  красиво  получилось.    Если  наклеить на  бумагу  такую  аппликацию,  можно украсить комнату, стены   настоящей  картиной .

      В  игре  танграм   вы  показали   свое умение,    фантазию,  хорошее   знание  геометрических  фигур,  справились  на    «отлично»,  как будущие  школьники.  

  Может     быть,  кто-то  из  вас  знает  еще  какие –нибудь  головоломки,  загадки  для  ума.

Ответы  детей:    « колумбово  яйцо».

Расскажи  нам,  Аня, что  это  за    игра.

Ответы  детей:   это  овал   в  форме яйца,  который  разрезают  на  10  частей.  Из  них  можно  сложить  разные   картинки,  используя  все  части.                                     Слайд 9

Игра     эта  всем  ребятам  знакома.   Пусть  каждый  сложит     картинку,  которая  ему  нравится, используя  10  частей   «колумбова     яйца» .   Можно  смотреть на волшебный экран.                                                                                                                                      Слайд 10

Вот, оказываются, какие  интересные   композиции   у  нас  получаются!

   С какой  игрой  можно  сравнить  головоломки  танграм и  колумбово  яйцо?

Ответы  детей:    их  можно  сравнить с  пазлами.

А в чем  отличие?
Ответы  детей:         из пазлов  можно  сложить  только  определенную  картинку,  а  из картонных   головоломок -  много   разных  контуров.

РЕФЛЕКСИЯ

«Шесть  шляп  мышления» / надень  свою  мыслительную  шляпу/

Посмотрите что  у меня  в  руках ?   Шляпы.   Для  чего человеку нужна  шляпа?   Одевать  на голову  от  холода  или  солнца.   Шляпы бывают  разные.

А  я предлагаю вам  надеть  мыслительную  шляпу и  подумать  над  вопросами выбранной вами  шляпы.   Но  шляпы  эти  не  просто  помогают   думать,    они  волшебные  с  сюрпризом.
Дети  по  очереди   выбирают  шляпу,  отвечают  на  вопросы.  

  • Белая  шляпа:         Все ли геометрические фигуры имеют углы?
  • Красная  шляпа:    Чем полезны головоломки?
  • Зеленая  шляпа:     Какие головоломки мы вспомнили  сегодня  на  занятии?
  • Желтая  шляпа:      Что  понравилось   на   занятии  больше  всего?
  • Синяя шляпа:        Понравилось  ли  вам,  как работали  ваши  товарищи?
  • Черная шляпа:      Что  было  трудно? Непонятно?  На  какую  шляпу  хотите                                                                                                          поменять?

Под  каждой  шляпой  дети  находят  угощение  и  получают  его  после  ответа.

  У  нас  с вами  сегодня, друзья,  получилась  увлекательная  игра .    Мы    решали  логические  задачи, головоломки,      тренировали  свой ум  ,   готовились   к будущим  школьным   занятиям.  

           А  помог  в  этом  нам разрезной  квадрат  -   танграм.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по математике "Космическое путешествие"

Закрепление материала по теме: решение простейших математических задач, работа с конструктором "ЛЕГО" и развитие логического мышления при помощи блоков Дьенеша...

Конспект интегрированно-образовательной деятельности в специализированной подготовительной группе (нарушения зрения) Тема: "УРОКИ АВТОШКОЛЫ" фронтальное занятие

Конспект фронтального занятия разработан для детей подготовительной группы с нарушениями зрения. В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательные:Обобщить и систематизи...

План интегрированных занятий специалистов ДОУ в подготовительной логопедической группе

План будет полезен специалистам ДОУ, работающих с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

Открытое интегрированное занятие для подготовительной к школе группы "Как хорошо, что пришла к нам весна!"

Интеграция образовательных областей: Музыка, развитие речи и ручной труд. Дети закрепляют приметы весны, перелётных и зимующих птиц, знакомятся с описанием репродукций картин и музыкальными произведен...

Открытое занятие по математике в подготовительной группе

1.  Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.2.  Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.3. Продолжать учить решать  и придумывать задачи на нахожде...

Конспект интегрированного занятия «Ягоды. Малина» в подготовительной группе

Программное содержание: Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида. Закрепить знания о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дере...