ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Арлекино» (художественно-эстетическая направленность)
методическая разработка по теме
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Направление: художественно-эстетическое, театральное.
Актуальность
Творческие способности детей наиболее эффективно развиваются в процессе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, мышлению. У детей возрастает вера в себя, в свои собственные силы, а также огромное желание создавать и творить все новое и еще неизведанное, что позволит в дальнейшем с легкостью усваивать школьную программу и быть социально успешным. В настоящее время активно развиваются педагогические теории воспитания и образования детей, однако, в инновационных разработках в неполной мере представлены технологии, направленные на овладение ребенком более совершенными способами самовыражения и самореализации в социальном мире.
Театрализованная деятельность имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, является эффективным средством развития креативности, как одного из ведущих условий развития гармоничной личности, способной к успешной социализации и обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование | 114.5 КБ |
Перспективный план кружка "Арлекино" | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК»
(МДОУ ДС КВ «Оленёнок»)
Принято: Утверждено:
Педагогический совет № ____ Приказ № ___
от «___»___________20__г. от «___»___________20__г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Арлекино»
(художественно-эстетическая направленность)
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Ф.И.О. автора: К.В. Стаенная
Должность: воспитатель
г. Новый Уренгой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Направление: художественно-эстетическое, театральное.
Актуальность
Творческие способности детей наиболее эффективно развиваются в процессе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, мышлению. У детей возрастает вера в себя, в свои собственные силы, а также огромное желание создавать и творить все новое и еще неизведанное, что позволит в дальнейшем с легкостью усваивать школьную программу и быть социально успешным. В настоящее время активно развиваются педагогические теории воспитания и образования детей, однако, в инновационных разработках в неполной мере представлены технологии, направленные на овладение ребенком более совершенными способами самовыражения и самореализации в социальном мире.
Театрализованная деятельность имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, является эффективным средством развития креативности, как одного из ведущих условий развития гармоничной личности, способной к успешной социализации и обучению в школе.
Новизна:
состоит в разработке рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие творческих способностей в процессе театрализованной деятельности; инновация заключается в особой организации театрализованной деятельности, обеспечивающей развитие креативности детей дошкольного возраста, способствующей проявлению способности ребенка к утверждению себя в социальном мире в качестве субъекта человеческих взаимоотношений.
Педагогическая целесообразность:
Систематические занятия театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста помогут воспитать в детях гармоничную высоконравственную личность, раскрыть их творческий потенциал, развить гармоничную высоконравственную личность, раскрыть их творческих потенциал, что станет прочным фундаментом для развития гармонично-развитой личности и успешной социализации в обществе.
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Задачи:
- Совершенствовать всесторонне развитие артистических способностей детей;
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
- Приобщать детей к театральной культуре;
- Развивать творческую самостоятельность детей;
- Совершенствовать память, мышление, внимание, воображение, восприятие и речь детей;
- Развитие выразительности речевых и пантомимических действий;
- Развитие эмоциональной сферы и эмпатийных чувств;
- Побуждать к импровизации.
Блоки программы
- Основы театральной культуры
- Театральная игра:
- Выразительность движений, пластика тела:
- Культура и техника сценической речи.
- Основы актерского мастерства
- Гримерное искусство
Методы и приемы
- Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем, демонстрация картин, фотографий, видеофильмов, показ способов действий, ;
- Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения; беседа, художественное слово;
- Практические методы: творческие упражнение, метод поисковых ситуаций;
- Игровые методы: дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Формы подведения итогов:
- диагностика умений, навыков;
- творческий отчет - драматизация сказки;
- участие детей в городских конкурсах детского творчества «Приходи, сказка!», «Конкурс Чтецов».
Ожидаемый результат
- Сформировать художественно-творческую активность.
- Сформировать умение сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Сформировать умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Знания, умения, навыки
- Называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
- Устойчивый интерес к театральному искусству;
- Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;
- Владение выразительностью речи;
- Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое;
- Строит диалог с партнером на заданную тему;
- Умеет произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- Создает образы животных с помощью выразительных средств;
- Владеет комплексом артикуляционной гимнастики, речевым дыханием, дикцией и логикой речи;
- Пользуется интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния:: грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно;
- В работе с гримом умело использует подручный материал.
План образовательной деятельности
Образовательные области | Дети 5 – 6 лет | Дети 6 – 7 лет | ||
Кол-во образовательной деятельности | Кол-во образовательной деятельности | |||
в неделю | в год | в неделю | в год | |
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Образовательная деятельность | 1 | 29 | 1 | 29 |
Итого количество совместной деятельности | 1 | 29 | 1 | 29 |
Длительность условного часа | 25 | 30 |
Методическое обеспечение
Айдашева Г.А. Русские обряды. Зима. М.: Скрипторий, 2004
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005 №4
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: 2003
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками - СПб, КАРО, 2007
Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей - СПб.: Детство-Пресс, 2003
Бударина Т.А., Кореломова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством - СПб.: Детство – Пресс,1999
Буренина А.И. Театр всевозможного - СПб.: Детство – Пресс, 2002
Вабищевич Г.Э. Набор театральных кукол. Дидактическое пособие для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
Вербицкий И.А. Детские маски, - СПб.: Детство-Пресс, 2007
Гриценко З.А Ты детям сказку расскажи -М.: Линка-Пресс, 2003
Горькоава Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду - М.: ВАКО,2007
Доронова Т.Н Играем в театр» старший дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 2004
Дзюба П.П. Сказка на сцене. - Ростов-на –Дону, Феникс, 2005
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности - М.: Просвещение, 1998
Дошкольное воспитание №9-1994; №5-1997; №1-1998; №10-2005; №1-2008
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
Игнатова С.В., Илларионова Н.В. Театр теней своими руками. – М.: Айрис-Пресс, 2008
Картушина М.Ю Забавы для малышей. – М.: Творческий центр,2005
Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002
Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник – М.: Просвещение, 2007
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Москвичек, 2006
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активного, творческого. - М.: Владос, 2004
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Просвещение, 2001
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000
Поляк Л. Театр сказок. – СПб, Детство-Пресс, 2001
Раутул Е.Р, Козырева М.А. Театр в чемодане. Домашний театр кукол. Театральный костюм. – СПб.: Детство – Пресс, 2008
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа. Театр – творчество – дети. - М.: МИОО, 2005
Сорокина. Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей. - М.: АРКТИ, 2007
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт - действие) участник игры.
Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за портером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Валет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.
Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомим а— выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.
Показатели к диагностике
по театрализованной деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ
Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень - малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Основы театральной культуры
- Проявляет культуру поведения в театральной студии.
- Называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.
Театральная игра:
- Строит диалог с партнером на заданную тему
- Умеет произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Запоминает слова героев спектаклей.
- Проявляет интерес к сценическому искусству
Выразительность движений, пластика тела:
- Умеет двигаться в заданном ритме, действует согласовано.
- Умеет создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- Запоминает заданные позы и образно передает их, находит оправдание заданной позе.
- Создает образы животных с помощью выразительных средств.
Культура и техника сценической речи.
- Владеет комплексом артикуляционной гимнастики, речевым дыханием, дикцией и логикой речи;
- Пользуется интонациями, выражающими основные чувства, понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;
- Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев;
- Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;
- Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
- Умеет произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Основы актерского мастерства
- Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
- Находит ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделяет их голосом.
- Пользуется интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно.)
- Умеет составлять диалог между сказочными героями.
Гримерное искусство
- Создает образы животных с помощью красок.
- В работе с гримом умело использует подручный материал.
Предварительный просмотр:
Перспективно - тематическое планирование кружка «Арлекино»
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Литература |
Октябрь | Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать | Воспитать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения; Познакомить детей с разными куклами театральной студии. Развить у детей умение определять, из какой сказки данные куклы. Научить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя кукольный театр. | - Первое посещение детьми театральной комнаты - В гости к нам пришел Петрушка - Игра «Назови свое имя ласково» - Игра «Кактус и ива». | Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду Аудиоэнциклопедия «Знакомство с тетатром» А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Театрализованные праздники в детском саду Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников |
Попробуем измениться | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Знакомить детей с пиктограммами; Развивать интонационную выразительность речи; Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. Развивать способность понимать собеседника. | - Игра «Назови свое имя ласково» - Знакомство детей с пиктограммами - Упражнение для губ Цыпленок вылупляется. - Упражнение для язычка Жало. - Стихотворение-мини-сценка - Игра «Догадайся, кто я». - Игра «Поймай мой взгляд» | ||
Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть? | Поощрить желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогатить словарный запас детей, побудить их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. | - «Театральная разминка»: Раз, два, три, четыре, пять - Вы хотите поиграть? - Артикуляционная гимнастика «Змеиный язычок» - Упражнения на дыхание и развитие голоса «Непослушная свечка». - Пантомима по стихотворению З.Александровой «Муравей» - Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба». | ||
Игровой урок | Развивать диалогическую и монологическую речь детей; Воспитывать коммуникативные качества; Развивать у детей мимику выразительность жестов, и пластические способности детей; Развивать творческое мышление детей, воображенное, фантазию. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика». | - «Договорим то, чего не придумал автор» - Диалог - «На базаре» - Расскажите стихи, используя мимику и жесты - Игра «Узнай, кто говорит от другого имени - Стихотворения на выразительность жестов, мимики, движений «Заинька-зайка»; «Мишка, Мишка косолапый». | ||
Ноябрь | Одну простую сказку хотим мы показать | Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; Способствовать объединению детей в совместной деятельности, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики. | - «Любим мы ходить по лужам» игра на движения. - Мини-сценка «Листопад» (Н.Егоров) - Упражнение «Как мы покажем» (называет различные действия, эмоциональные состояния и побуждает детей найти более выразительные средства жестикуляции и мимики). - Творческая игра «Что это за сказка?». | А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Играем пальчиками | Продолжать развивать пантомимические навыки и творческое воображение; Учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; | - Чистоговорка «Мышки, не мешайте кошке…» - Пантомима «Мухи» - Игровые упражнения на выразительные движения пальцев рук: «колокольчик»; «елку»; «кошку»; «зайца»; «цепочку»; «козу»; «лошадку»; «собаку». - Игра «Нарисуй и скажи» | ||
Постучимся в теремок | Развивать мелкую моторику пальцев; Развивать интонационную выразительность речи; Активизировать внимание детей при знакомстве со сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Продолжать развивать пантомимические навыки. | - Загадка о солнышке - «Пальчиковая гимнастика» - упражнения на развитие пластики рук и ног. - Игра «Узнай, кто это?» - Чтение сказки В. Бианки «Теремок». - Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом» - Игра-имитация «Веселые превращения» (В.Степанов.) | ||
Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно Театрализованная викторина | Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность Развивать пантомимические навыки. Побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх: Привлекать родителей к активному участию в играх. | - Упражнения на дыхание и развитие голоса «Открываем скрипучую дверь». - Пальчиковая гимнастика. «Мы лесами шли густыми…» - «Идем по лесу» - этюд - Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) - Упражнения на развитие вокальной мимики - на расслабление мышц речевого аппарата. - Упражнение «Лисичка в саду» - Чистоговорка: «Речка в лодочке качала …» - Задания к викторине | ||
Декабрь | Многим домик послужил, кто только в домике ни жил | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Развивать чувство ритма, пластическую выразительность и музыкальность. Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы «Теремок» поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | - Упражнение на опору дыхания «Эхо». - Игра «Зернышко» - игра на двигательные способности - Пальчиковая гимнастика «Летит над полем птичка…» - Артикуляционная гимнастика «Потерялся котенок». «Чей длиннее язычок». - Встреча со сказкой В. Бианки «Теремок», воспитатель предлагает, по желанию, выразительно рассказать эту сказку (чтобы охватить как можно больше детей, пересказ идет по частям). - Работа над выразительностью образов героев. | Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Косолапый приходил, теремочек развалил | Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение. Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. | - Музыкальная игра «Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита) - на пластику. - Пальчиковая гимнастика «Раз – косили…» - Этюд «Кто как ходит» - Артикуляционная гимнастика «Скачки», «Веселая дудочка». - Игра «Угадай героя сказки» - Драматизация сказки В. Бианки «Теремок». | ||
Сводная репетиция пьесы «Теремок» | Дать детям возможность поиграть в сказку «Теремок» Продолжить обогащать и активизировать словарь детей. Продолжать развивать интонационную выразительность речи; Продолжать развивать артикуляционный аппарат; Продолжать совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь; Поощрять пантомимические навыки, воображение; | - Русская народная игра «Капуста» - для снятия мышечного напряжения. - Игра на пластику: «У оленя - дом большой» -Артикуляционная гимнастика «Змеиный язычок», «Разговор про себя». - Песенка «Три медведя жили» - Упражнения на дыхание и развитие голоса«Маляр». - «Белка с ветки в свое домишко» - Русская народная прибаутка - Репетиция спектакля «Теремок» Проводится выступление перед средней группой, показа отдельных номеров, например, этюдов, танцевальных и песенных импровизаций. | ||
Драматизация сказки «Теремок» по сказке Виталия Бианки | Подготовиться к театрализованному представлению. Вызвать у детей желание участвовать в кукольном спектакле, в драматизации сказки, в хороводах, играх, танцах. Поддержать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. | - Подготовка участников спектакля к выступлению (костюмы, реквизиты). - Артикуляционная гимнастика «Змеиный язычок», «Разговор про себя». - Песенка «Три медведя жили» - Упражнения на дыхание и развитие голоса «Катаемся на лифте». - Встреча зрителей. - Спектакль «Теремок» - Подведение итогов спектакля. | ||
Январь | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. | - Рассматривание картинки «Радость» - Беседа «Что такое радость?» - Упражнение «Резиночка» - Игра «Здравствуйте!» - Рассматриваются сюжетные картинки: «Грусть», «Страх», «Злость» и соответствующие им графические карточки. - Упражнение «Изобрази эмоцию». - Этюд «Посещение больного» М. И. Чистякова | Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Путешествие на острова разных эмоций | Развивать эмоции и выразительность движений. Создавать эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности. Познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие). Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты). Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве. | - Путешествие на Острова Различных Настроений. - Этюд «Радость и грусть» - Этюд « Капельки» - Чтение рассказа « Маша и Даша» - Игра «Печенье на столе» - Педагог предлагает игру «Облака» | ||
Февраль | Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса | Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | - Демонстрация графических карточек с изображениями эмоций радости, грусти, страха, злости. - Беседа. Признаки, которые характеризуют соответствующую эмоцию. - Игра «Угадай эмоцию» «Испорченный телефон». | Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Изображение различных эмоций | Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Продолжать учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | - Понятие «эмоция» - душевное переживание, чувство. - Изображение этюдов: « Баба-яга» (злость), «Один дома» (страх), «Про Таню» (горе и радость). - Характеристика соответствующих эмоций - Игра «Угадай эмоцию» «Испорченный телефон». | ||
Когда страшно, видится то, чего и нет | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций. Продолжать учить грамотно, отвечать на вопросы по содержанию сказки. | - Дети слушают сказку «У страха глаза велики» в аудиозаписи. - Упражнение «Вращения», «Удивленный бегемот». - Беседа по сказке«У страха глаза велики». - Изображение эмоции страха. - Физкультминутка: «Вышли зайцы погулять». - Рассказы детей из личного опыта. - Этюд. Страх | ||
Каждому страх большим кажется | Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам. | - Беседа по сказке «У страха глаза велики». - Упражнение на дыхание «Понюхай ягодку». - Артикуляционная гимнастика «Рожицы». - Пантомимическая игра «Изобрази героя». - Этюд «Как Огурчик стал смелым!?» | ||
Март | Преодолеем страх | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку. | - Рассматривание картинки «Страшно». Беседа. - Птичий двор. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. - Проводится игра «Преодолеем страх». - Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики». | Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
У страха глаза велики | Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей четко проговаривать скороговрки. Учить детей" бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты. | - Упражнения на хорошую дикцию, подбор рифмы слова «Са-са-са - в лесу бегает лиса…» - Скороговорки Король-орел, орел-король; Во мраке раки шумят в драке. - Драматизация сказки «У страха глаза велики». | ||
Страна Вообразилия | Развивать навыки импровизации, пантомимику; Развивать творческую инициативу, фантазию; Воспитывать коммуникативные качества. | - Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилиия». - Упражнения с опорой на дыхание - Эхо Упражнения с опорой на дыхание - Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник». - Гимнастика для язычка «Жил был ШУМ!» | ||
Костюмеры мы и гримеры | Познакомить детей с театральными профессиями гримера и костюмера; Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; Развивать пантомимические навыки и артикуляцию; Поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру. | - Знакомство с театральными профессиями костюмера и гримера. - Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок» - Игра на имитацию движений: Как ходит Старичок-Лесовичок? Как ходит принцесса? Как катится колобок? и т. д. - Игра «Живой оркестр» - Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог» | ||
Апрель | Весна в гости к нам пришла | Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми; Формировать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать интонационную выразительность речи; Развивать монологическую речь. | - Загадки. Когда это бывает? (Весной.) - Отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Весна, увлекая детей за собой, под музыку танцует, дети выполняют произвольные танцевальные движения. - Проговаривание чистоговорки «Пестренькая сойка…» - Игра-пантомима «Сугроб» - Игра-пантомима «Медвежата» - Разыгрывание по ролям стихотворения В. Берестова «Воробушки» | Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Мы в Кузнечика играем | Побуждать детей к активному участию в инсценировках; Привлекать родителей к подготовке декораций и костюмов. | - Дыхательная гимнастика. Тряпичная кукла; поцелуйчик; львенок греется. - На занятии дети разыгрывают сценку «Кузнечик» (по А. Апухтину). | ||
Усядемся на пригорке | Развивать пантомимические способности; Воспитывать доброе отношение к .животным; Развивать интонационную выразительность речи; Формировать коммуникативные качества. | - Чистоговорки с разной силой голоса, с различными интонациями, начало - устало, медленно, а конец - быстро; начало - тихо, грустно, а конец - громко, весело. - Чтение стихотворения - «Убежало молоко» (М.Боровицкая). - Стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска в коридоре» Разыгрывание ситуации парами. - Расскажи стихи руками «Кот играет на баяне…» - Пальчиковая гимнастика «Мизинчик» (Л.П.Савина.) | ||
Викторина «Сами с усами» | Развивать творческое воображение, инициативу, фантазию. Совершенствовать пантомимические навыки; Формировать коммуникативные навыки; Развивать умение эмоционально и выразительно общаться; Расширить представления детей о театрализованной деятельности. Привлекать родителей к организации игр. | - Петрушка в гостях у ребят. - Игра «Зеркало» - Игра «Пантомима» - Петрушкины загадки. | ||
Май | Прибежало солнышко золотой дорожкой | Развивать пантомимические способности; Воспитывать доброе отношение к .животным; Продолжать учить эмоционально, воспроизводить приветственные интонации, активизировать лексику; Продолжать учить проговаривать фразы с различной силой голоса; Побуждать к активному участию в театрализованной игре. | - Словесная игра, переходящую в игру с имитацией движений «Кто как ходит?» - Чистоговорка Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Наша каша хороша! - Игра «Солнечный зайчик» - русская народная песенка «Дождик» - Игра «Облака» В. М. Минаева, стихи Н. А. Екимовой. | Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети». А.И.Буренина Театр всевозможного Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников Е.В.Мигунова. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду |
Викторина «Игралочка» | Побуждать родителей и детей к совместным театрализованным играм, вызвать радостный эмоциональный настрой; Развивать пантомимические навыки, воображение, логическое мышление, инициативу: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнерские качества. | - Викторина «Игралочка» - Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошкопекой). - Игра «Расскажи стихи руками» Сенокос - Разыграть по ролям стихотворение И.Жукова «Киса» | ||
Диагностика | Оценить театрально-игровую деятельность детей в конце учебного года. | Упражнения, игры на дикцию, жесты, мимику, движения детей в этюдах, пройденных на занятиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Тесты для детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...
Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности
Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....
программа ДО "Рукодельница" Художественно-эстетического направления
Программа ДО "Рукодеоьница" Художественно-эстетического направления для учащихся 5-6 классов. Пояснительная записка. Планироваие по направлениям: изонить, декупаж, вышивка, лоскутное шитьё....
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...
Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах
Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...