ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Арлекино» (художественно-эстетическая направленность)
методическая разработка по теме

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Направление: художественно-эстетическое, театральное.

Актуальность

Творческие способности детей наиболее эффективно развиваются в процессе  театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,  мышлению. У детей возрастает вера в себя, в свои собственные силы, а также огромное желание создавать и творить все новое и еще неизведанное, что позволит в дальнейшем с легкостью усваивать школьную программу и быть социально успешным. В настоящее время активно развиваются педагогические теории воспитания и образования детей, однако, в инновационных разработках в неполной мере представлены  технологии, направленные на овладение ребенком более совершенными способами самовыражения и самореализации в социальном мире.

Театрализованная деятельность  имеет коллективный характер, что  создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, является эффективным средством развития креативности, как одного из ведущих условий развития гармоничной личности, способной к успешной социализации и обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК»

(МДОУ ДС КВ «Оленёнок»)

Принято:                                                                                        Утверждено:

Педагогический совет № ____                                                    Приказ № ___

от «___»___________20__г.                                                        от «___»___________20__г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Арлекино»

(художественно-эстетическая направленность)

                                 Возраст:     5-7 лет

                                          Срок реализации: 2 года

                                                   Ф.И.О. автора: К.В. Стаенная

                                           Должность: воспитатель

г. Новый Уренгой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Направление: художественно-эстетическое, театральное.

Актуальность

Творческие способности детей наиболее эффективно развиваются в процессе  театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,  мышлению. У детей возрастает вера в себя, в свои собственные силы, а также огромное желание создавать и творить все новое и еще неизведанное, что позволит в дальнейшем с легкостью усваивать школьную программу и быть социально успешным. В настоящее время активно развиваются педагогические теории воспитания и образования детей, однако, в инновационных разработках в неполной мере представлены  технологии, направленные на овладение ребенком более совершенными способами самовыражения и самореализации в социальном мире.

Театрализованная деятельность  имеет коллективный характер, что  создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, является эффективным средством развития креативности, как одного из ведущих условий развития гармоничной личности, способной к успешной социализации и обучению в школе.

Новизна: 

состоит в разработке рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие творческих способностей в процессе театрализованной деятельности; инновация заключается  в особой организации театрализованной деятельности, обеспечивающей развитие креативности детей дошкольного возраста, способствующей   проявлению способности ребенка  к утверждению себя в социальном мире в качестве субъекта человеческих взаимоотношений.

Педагогическая целесообразность:

Систематические занятия театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста помогут воспитать в детях гармоничную высоконравственную личность, раскрыть их творческий потенциал, развить  гармоничную высоконравственную личность, раскрыть их творческих потенциал, что станет прочным фундаментом для развития гармонично-развитой личности и успешной социализации в обществе.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Задачи:

- Совершенствовать всесторонне развитие артистических способностей детей;

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;

- Приобщать детей к театральной культуре;

- Развивать творческую самостоятельность детей;

- Совершенствовать память, мышление, внимание, воображение, восприятие и речь детей;

- Развитие выразительности речевых и пантомимических действий;

- Развитие эмоциональной сферы  и эмпатийных чувств;

- Побуждать к импровизации.

Блоки программы

  • Основы театральной культуры
  • Театральная игра:
  • Выразительность движений, пластика тела:  
  • Культура и техника сценической  речи.
  • Основы актерского мастерства
  • Гримерное искусство

Методы и приемы

   - Наглядные методы:  показ способов действий, показ образца,  использование схем,  демонстрация картин, фотографий, видеофильмов, показ способов действий, ;

    - Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения;  беседа, художественное слово; 

    - Практические методы: творческие упражнение, метод поисковых ситуаций;

     - Игровые методы: дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Формы подведения итогов:

     -   диагностика умений, навыков;

     -   творческий отчет - драматизация сказки;

     -   участие детей в городских конкурсах детского творчества «Приходи, сказка!»,  «Конкурс Чтецов».

Ожидаемый результат

  • Сформировать художественно-творческую активность.
  • Сформировать умение сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.  
  • Сформировать умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Знания, умения, навыки

  • Называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
  • Устойчивый интерес к театральному искусству;
  • Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;
  • Владение выразительностью речи;
  • Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое;
  •  Строит диалог с партнером на заданную тему;
  • Умеет произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • Создает образы животных с помощью выразительных  средств;
  •  Владеет комплексом артикуляционной гимнастики, речевым дыханием,  дикцией и логикой речи;
  • Пользуется интонациями, выражающими  разнообразные эмоциональные состояния::  грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно;
  • В работе с гримом умело использует подручный материал.

План образовательной деятельности

Образовательные области

Дети 5 – 6 лет

Дети 6 – 7 лет

Кол-во

образовательной деятельности

Кол-во

образовательной

деятельности

в неделю

в год

в неделю

в год

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность

1

29

1

29

Итого количество совместной деятельности

1

29

1

29

Длительность условного часа

25

30

Методическое обеспечение

Айдашева Г.А. Русские обряды. Зима. М.: Скрипторий, 2004

     Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005 №4

     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: 2003

     Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками - СПб,  КАРО, 2007

      Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей - СПб.:  Детство-Пресс, 2003

      Бударина Т.А., Кореломова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством  - СПб.: Детство – Пресс,1999

     Буренина А.И. Театр всевозможного  - СПб.: Детство – Пресс, 2002

     Вабищевич Г.Э. Набор театральных кукол. Дидактическое пособие для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

    Вербицкий И.А. Детские маски, - СПб.:  Детство-Пресс, 2007

    Гриценко З.А Ты детям сказку расскажи  -М.: Линка-Пресс, 2003

    Горькоава Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду - М.: ВАКО,2007

    Доронова  Т.Н  Играем в театр» старший дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 2004

    Дзюба П.П. Сказка на сцене. - Ростов-на –Дону, Феникс, 2005

    Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности - М.: Просвещение, 1998

    Дошкольное воспитание №9-1994; №5-1997; №1-1998; №10-2005; №1-2008

    Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006

   Игнатова С.В., Илларионова Н.В. Театр теней своими руками. – М.: Айрис-Пресс, 2008

    Картушина М.Ю  Забавы для малышей. – М.: Творческий центр,2005

    Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002

   Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник – М.: Просвещение, 2007

   Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Москвичек, 2006

   Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активного, творческого. - М.: Владос, 2004

   Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду.  – М.: ТЦ Сфера, 2009

   Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Просвещение, 2001

   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000

   Поляк Л. Театр сказок. – СПб,  Детство-Пресс, 2001

      Раутул Е.Р, Козырева М.А. Театр в чемодане. Домашний театр кукол. Театральный костюм. – СПб.: Детство – Пресс, 2008

     Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа. Театр – творчество – дети. - М.: МИОО, 2005

     Сорокина. Н.Д.  Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.  - М.: АРКТИ, 2007

         Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

         Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Словарь театральных терминов

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт - действие) участник игры.

Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.

Афиша — объявление о представлении.

Валет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма — сочинение для сцены.

Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес — полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.                                                

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомим а— выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик — накладные волосы.

Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр — место для зрелищ.

Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Показатели к диагностике

по театрализованной  деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ

Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень - малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Основы театральной культуры

  1. Проявляет культуру поведения в театральной студии.
  2. Называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.

Театральная игра:

  1. Строит диалог с партнером на заданную тему
  2. Умеет произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  3. Запоминает слова героев спектаклей.
  4. Проявляет интерес к сценическому искусству

Выразительность движений, пластика тела:  

  1. Умеет двигаться в заданном ритме, действует согласовано.
  2. Умеет создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  3. Запоминает заданные позы и образно передает их, находит оправдание заданной позе.
  4. Создает образы животных с помощью выразительных  средств.

Культура и техника сценической  речи.

  1. Владеет комплексом артикуляционной гимнастики, речевым дыханием,  дикцией и логикой речи;
  2. Пользуется интонациями, выражающими основные чувства, понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;
  3. Дает подробные словесные характеристики главных  и второстепенных героев;
  4. Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;
  5. Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
  6. Умеет произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Основы актерского мастерства

  1. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
  2. Находит ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделяет их голосом.
  3. Пользуется интонациями, выражающими  разнообразные эмоциональные состояния  (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно.)
  4. Умеет составлять диалог между сказочными героями.

Гримерное искусство

  1. Создает образы животных с  помощью красок.
  2. В работе с гримом умело использует подручный материал.



Предварительный просмотр:

Перспективно - тематическое планирование кружка «Арлекино»    

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Литература

Октябрь

Наш  любимый зал опять

очень рад ребят встречать

Воспитать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.  

формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения;

Познакомить детей с  разными куклами театральной студии.

Развить у детей умение определять, из какой сказки данные куклы.

Научить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя кукольный театр.

- Первое посещение детьми театральной комнаты

- В гости к нам пришел Петрушка

- Игра «Назови свое имя ласково»

- Игра «Кактус и ива».

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Аудиоэнциклопедия «Знакомство с тетатром»

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник: Театрализованные праздники в детском саду

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Попробуем измениться

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Знакомить детей с пиктограммами;

Развивать интонационную выразительность речи;

Познакомить детей с понятиями  «мимика», «жест».

Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

Развивать способность понимать собеседника.

- Игра «Назови свое имя ласково»

- Знакомство детей с пиктограммами

- Упражнение для губ

Цыпленок вылупляется.

- Упражнение для язычка

Жало.

- Стихотворение-мини-сценка

- Игра «Догадайся, кто я».

- Игра «Поймай мой взгляд»

Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?

Поощрить желание участвовать в театрально-игровой деятельности.

Обогатить словарный запас детей, побудить их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога.

Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста.

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

- «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять -

Вы хотите поиграть?

- Артикуляционная гимнастика

«Змеиный язычок»

- Упражнения на дыхание и развитие голоса

«Непослушная свечка».

- Пантомима по стихотворению З.Александровой «Муравей»

- Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Игровой урок

Развивать диалогическую и монологическую речь детей;

Воспитывать коммуникативные качества;

Развивать у детей мимику выразительность жестов, и пластические способности детей;

Развивать творческое мышление детей, воображенное, фантазию.

Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

- «Договорим то, чего не придумал автор»

- Диалог - «На базаре»

- Расскажите стихи, используя мимику и жесты

- Игра «Узнай, кто говорит от другого имени

- Стихотворения на выразительность жестов, мимики, движений  

«Заинька-зайка»; «Мишка, Мишка косолапый».

Ноябрь

Одну простую сказку хотим мы показать

Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх;  вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;

Способствовать объединению детей в совместной деятельности, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Расширять «словарь» жестов и мимики.

- «Любим мы ходить по лужам» игра на движения.

- Мини-сценка «Листопад» (Н.Егоров)

- Упражнение «Как мы покажем» (называет различные действия, эмоциональные состояния и побуждает детей найти более выразительные средства жестикуляции и мимики).

- Творческая игра «Что это за сказка?».

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник:

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Играем пальчиками

Продолжать развивать пантомимические навыки и творческое воображение;

Учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы;

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Формировать  коммуникативные  способности  и  навыки  импровизации;

- Чистоговорка «Мышки, не мешайте кошке…»

- Пантомима «Мухи»

- Игровые упражнения на выразительные движения   пальцев рук:  «колокольчик»; «елку»; «кошку»; «зайца»; «цепочку»; «козу»; «лошадку»; «собаку».

- Игра «Нарисуй и скажи»

Постучимся в теремок

Развивать мелкую моторику пальцев;

Развивать интонационную выразительность речи;

Активизировать внимание детей при знакомстве со сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

Продолжать развивать пантомимические навыки.

- Загадка о солнышке

- «Пальчиковая гимнастика» - упражнения на развитие пластики рук и ног.

- Игра «Узнай, кто это?»

- Чтение сказки В. Бианки «Теремок».

- Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»

- Игра-имитация «Веселые превращения» (В.Степанов.)

Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Театрализованная викторина

Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

Совершенствовать интонационную выразительность

Развивать пантомимические навыки.

Побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх:

Привлекать родителей к активному участию в играх.

- Упражнения на дыхание и развитие голоса

 «Открываем скрипучую дверь».

- Пальчиковая гимнастика.

«Мы лесами шли густыми…»

- «Идем по лесу»  - этюд

- Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

- Упражнения на развитие вокальной мимики - на расслабление мышц речевого аппарата.

- Упражнение «Лисичка в саду»

- Чистоговорка:

«Речка в лодочке качала …»

- Задания к викторине

Декабрь

Многим домик послужил,

кто только в домике ни жил

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

Развивать чувство ритма, пластическую выразительность и музыкальность.

Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы «Теремок» поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

- Упражнение  на опору дыхания «Эхо».

- Игра «Зернышко» - игра на двигательные способности

- Пальчиковая гимнастика «Летит над полем птичка…»

- Артикуляционная гимнастика

«Потерялся котенок».

«Чей длиннее язычок».

- Встреча со сказкой В. Бианки «Теремок», воспитатель предлагает, по желанию, выразительно рассказать эту сказку (чтобы охватить как можно больше детей, пересказ идет по частям).

- Работа  над выразительностью образов героев.

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник:

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Косолапый приходил, теремочек развалил

Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.

Учить узнавать героя по характерным признакам.

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Формировать дружеские взаимоотношения.

- Музыкальная игра «Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита) - на пластику.

- Пальчиковая гимнастика «Раз – косили…»  

 - Этюд «Кто как ходит»  

- Артикуляционная гимнастика «Скачки», «Веселая дудочка».

- Игра «Угадай героя сказки»

- Драматизация сказки В. Бианки «Теремок».

Сводная репетиция пьесы «Теремок»

Дать детям возможность поиграть в сказку «Теремок»

Продолжить обогащать и активизировать словарь детей.

Продолжать развивать интонационную выразительность речи;

Продолжать развивать артикуляционный аппарат;

Продолжать совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь;

Поощрять пантомимические навыки, воображение;

- Русская народная игра «Капуста» - для снятия мышечного напряжения.

- Игра на пластику: «У оленя - дом большой»

-Артикуляционная гимнастика

«Змеиный язычок»,

 «Разговор про себя».

- Песенка «Три медведя жили»

- Упражнения на дыхание и развитие голоса«Маляр».

- «Белка с ветки в свое домишко» - Русская народная прибаутка

- Репетиция спектакля «Теремок»

Проводится выступление перед средней группой, показа отдельных номеров, например, этюдов, танцевальных и песенных импровизаций.

Драматизация сказки «Теремок»

по сказке Виталия Бианки

Подготовиться к театрализованному представлению.

Вызвать у детей желание участвовать в кукольном спектакле, в драматизации сказки, в хороводах, играх, танцах.

Поддержать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

- Подготовка участников спектакля к выступлению (костюмы, реквизиты).

- Артикуляционная гимнастика

  «Змеиный язычок»,

 «Разговор про себя».

- Песенка «Три медведя жили»

- Упражнения на дыхание и развитие голоса

«Катаемся на лифте».

- Встреча зрителей.

- Спектакль «Теремок»

- Подведение итогов спектакля.

Январь

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

- Рассматривание  картинки «Радость»

- Беседа «Что такое радость?»

- Упражнение «Резиночка»

- Игра «Здравствуйте!»

- Рассматриваются сюжетные картинки: «Грусть», «Страх», «Злость» и соответствующие им графические карточки.

- Упражнение «Изобрази эмоцию».

- Этюд «Посещение больного»

М. И. Чистякова

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Путешествие на острова разных эмоций

Развивать эмоции и выразительность движений.

Создавать эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности.

Познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие).

Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты).

Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.

- Путешествие на Острова Различных Настроений.

- Этюд «Радость и грусть»

- Этюд « Капельки»  

- Чтение рассказа « Маша и Даша»

- Игра «Печенье на столе»

- Педагог предлагает игру «Облака»

Февраль

Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса

Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

- Демонстрация  графических карточек с изображениями эмоций радости, грусти, страха, злости.

- Беседа.

Признаки, которые характеризуют соответствующую эмоцию.

- Игра «Угадай эмоцию» «Испорченный телефон».

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник:

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Изображение различных эмоций

Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

Продолжать учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

- Понятие «эмоция» - душевное переживание, чувство.

- Изображение этюдов: « Баба-яга» (злость),

«Один дома» (страх),

«Про Таню» (горе и радость).

- Характеристика соответствующих эмоций

- Игра «Угадай эмоцию» «Испорченный телефон».

Когда страшно, видится то, чего и нет

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

Продолжать учить грамотно, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

- Дети слушают сказку «У страха глаза велики» в аудиозаписи.

- Упражнение «Вращения»,

«Удивленный бегемот».

- Беседа по сказке«У страха глаза велики».

- Изображение эмоции страха.

- Физкультминутка:

«Вышли зайцы погулять».

- Рассказы детей из личного опыта.

- Этюд. Страх

Каждому страх большим кажется

Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

- Беседа по сказке «У страха глаза велики».

- Упражнение  на дыхание

«Понюхай ягодку».

- Артикуляционная гимнастика

«Рожицы».

- Пантомимическая игра «Изобрази героя».

- Этюд

«Как Огурчик стал смелым!?»

Март

Преодолеем страх

Закрепить умение детей изображать страх.

Учить преодолевать это состояние.

Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

- Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

- Птичий двор. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей.

- Проводится игра «Преодолеем страх».

- Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник:

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

У страха глаза велики

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

Учить детей четко проговаривать скороговрки.

Учить детей" бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

- Упражнения на хорошую дикцию, подбор рифмы слова

«Са-са-са - в лесу бегает лиса…»

- Скороговорки Король-орел, орел-король;

Во мраке раки шумят в драке.

- Драматизация сказки «У страха глаза велики».

Страна Вообразилия

Развивать навыки импровизации, пантомимику;

Развивать творческую инициативу, фантазию;

Воспитывать коммуникативные качества.

- Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилиия».

- Упражнения с опорой на дыхание

- Эхо Упражнения с опорой на дыхание

- Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

- Гимнастика для язычка «Жил был ШУМ!»

Костюмеры мы и гримеры

Познакомить детей с театральными профессиями гримера и костюмера;

Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;

Развивать пантомимические навыки и артикуляцию;

Поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру.

- Знакомство

с театральными профессиями костюмера и гримера.

- Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок»

- Игра на имитацию движений: Как ходит Старичок-Лесовичок?

Как ходит принцесса?

Как катится колобок? и т. д.

- Игра «Живой оркестр»

- Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог»

Апрель

Весна в гости к нам пришла

Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми;

Формировать умение эмоционально и выразительно общаться.

Развивать интонационную выразительность речи;

Развивать монологическую речь.

- Загадки. Когда это бывает? (Весной.)

- Отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Весна, увлекая детей за собой, под музыку танцует, дети выполняют произвольные танцевальные движения.

- Проговаривание чистоговорки

«Пестренькая сойка…»

- Игра-пантомима «Сугроб»

- Игра-пантомима «Медвежата»

- Разыгрывание по ролям стихотворения В. Берестова «Воробушки»

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Доронова Играем в театр ст. возраст

А.В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду

З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник:

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Мы в Кузнечика играем

Побуждать детей к активному участию в инсценировках;

Привлекать родителей к подготовке декораций и костюмов.

- Дыхательная гимнастика. Тряпичная кукла; поцелуйчик; львенок греется.

- На занятии дети разыгрывают сценку «Кузнечик» (по А. Апухтину).

Усядемся на пригорке

Развивать пантомимические способности;

Воспитывать доброе отношение к .животным;

Развивать интонационную выразительность речи;

Формировать коммуникативные качества.

- Чистоговорки  с разной силой голоса,

с различными интонациями,

начало - устало, медленно, а конец - быстро; начало - тихо, грустно, а конец - громко, весело.

- Чтение  стихотворения -

«Убежало молоко» (М.Боровицкая).

- Стихотворение Б. Заходера:

«Плачет киска в коридоре»

Разыгрывание ситуации  парами.

- Расскажи стихи руками «Кот играет на баяне…»

- Пальчиковая гимнастика «Мизинчик» (Л.П.Савина.)

Викторина «Сами с усами»

Развивать творческое воображение, инициативу, фантазию.

Совершенствовать пантомимические навыки;

Формировать коммуникативные навыки;

Развивать умение эмоционально и выразительно общаться;

Расширить представления детей о театрализованной деятельности.

Привлекать родителей к организации игр.

- Петрушка в гостях у ребят.

- Игра «Зеркало»

- Игра «Пантомима»

- Петрушкины загадки.

Май

Прибежало солнышко золотой дорожкой

Развивать пантомимические способности;

Воспитывать доброе отношение к .животным;

Продолжать учить эмоционально, воспроизводить приветственные интонации, активизировать лексику;

Продолжать учить проговаривать фразы с различной силой голоса;

Побуждать к активному участию в театрализованной игре.

- Словесная игра, переходящую в игру с имитацией движений «Кто как ходит?»

- Чистоговорка

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Наша каша хороша!

- Игра «Солнечный зайчик»

- русская народная песенка «Дождик»

- Игра «Облака»

В. М. Минаева, стихи Н. А. Екимовой.

Н.Ф. Сорокиной « Театр – творчество - дети».

А.И.Буренина Театр всевозможного

Т.Н. Петрова Театрализованные игры в детском саду

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

Е.В.Мигунова.

М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду

А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду

Викторина «Игралочка»

Побуждать родителей и детей к совместным театрализованным играм, вызвать радостный эмоциональный настрой;

Развивать пантомимические навыки, воображение, логическое мышление, инициативу:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнерские качества.

- Викторина «Игралочка»

- Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошкопекой).

- Игра «Расскажи стихи руками» Сенокос

- Разыграть по ролям стихотворение И.Жукова «Киса»

Диагностика

Оценить театрально-игровую деятельность детей в конце  учебного года.

Упражнения, игры на дикцию, жесты, мимику, движения детей в этюдах, пройденных на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности

Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....

программа ДО "Рукодельница" Художественно-эстетического направления

Программа ДО "Рукодеоьница" Художественно-эстетического направления для учащихся 5-6 классов.  Пояснительная записка. Планироваие по направлениям: изонить, декупаж, вышивка, лоскутное шитьё....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах

Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...