Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности
методическая разработка по теме

Шабалина Елена Николаевна

Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_teatru.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

СОГЛАСОВАНО:    ___________                 УТВЕРЖДАЮ:____________

                                   

 Начальник Кильмезского                              Директор МОУ ДОД ДДТ

 РУО Смирнова Н.Г.                                       п. Кильмезь, Кильмезского района

                                                                           Рухлядева Г.П.

Дополнительная образовательная программа

по театру

художественно-эстетической направленности

на 3 года обучения

 возраст 8 -15 лет

                                   Педагог дополнительного образования

                                   Шабалина Елена Николаевна

Кильмезь, 2010

Введение.

       Влияние искусства вообще, и театрального в частности, на формирование личности огромно и разносторонне. Знакомя детей с языком искусства, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, содействуем творческому, интеллектуальному развитию личности ребенка. Постоянная и кропотливая работа в театральной студии, работа над собой, к которой приучаются дети, воспитывает художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию.

     Занятия в кружке для ребят – это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой ребенок приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.

     Вся работа с воспитанниками в театральной студии строится на следующих художественно-педагогических принципах:

     - человек един и целостен; в человеке невозможно разделить физическое и психическое, сознательное и бессознательное, чувство и мысль;

     - драматическая форма переживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, не зависимо от  желания взрослых;

    - драма ближе, чем любой другой вид творчества связана с игрой, а игра – корень любого детского творчества;

    - синтетическая природа театра помогает раскрыться личности воспитанника максимально широко;

    - детский театральный коллектив формируется и функционирует как содружество индивидуальностей.

Пояснительная записка.

   Программа театральной студии рассчитана на 3 года занятий с детьми разного возраста.

   В группе занимается 12-15 человек (1 год обучения), 8-10 человек (2 год обучения) и 3-5 человек (3 год обучения). Объем часов в год составляет – 144 часа. Занятия проводятся в доме детского творчества в приспособленном для занятий кабинете.

   В процессе занятий сочетается индивидуальная и групповая работа. Расписание строится из расчета 2  занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

   Навыки, которые ребята приобретают в работе над спектаклем, при выступлении на публике, остаются с ними на всю жизнь.

   Театр – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому оно может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.

Цель программы: развитие  творчески   активной личности воспитанников средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • обучить воспитанников  основам театральной деятельности;
  • сформировать навыки актёрского мастерства;
  • развивать творческие артистические способности детей;
  • развить коммуникативные и организаторские способности воспитанников;
  • формировать художественно- эстетический вкус;
  • воспитывать социальную активность личности воспитанника.

    Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, русскому языку).

    Для эффективной деятельности по программе необходима хорошая материально-техническая база. Предполагается наличие, в частности:

  1. видео- и аудиоаппаратуры (магнитофон, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера, проектор с набором слайдов, аудио- и видеокассеты с записями классических музыкальных произведений и видеофильмов по литературным произведениям);
  2. помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям; зрительного зала со сценой и занавесом для показа спектаклей и репетиционной работы;
  3. различных материалов (ткани для пошива костюмов, нитки, иглы, картон, клей, гуашь, кисти, цветная бумага для изготовления декораций и реквизита);
  4. инструментов (ножницы, линейки, карандаши);
  5. транспортного средства для гастрольных поездок.

В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в    семье, в детском саду, в другом учреждении, и дети, не имеющие подобных навыков. Дети принимаются в течении всего учебного года. В начале сентября для привлечения детей в объединения проводится День открытых дверей. Педагоги рассказывают о работе объединения, воспитанники выступают с концертами-капустниками в РЦК и Д, доме творчества, в школе на классных часах.

Организационные принципы.

Структура занятий в студии.

  • Младшая группа (1 год обучения) – 4 часа в неделю.

      3 ч. – актерская грамота

      1 ч. – сценическая речь

  • Средняя  группа (2 год обучения) – 4 часа в неделю

      2 ч. – актерское мастерство

      1 ч. – сценическая речь

      1 ч. – история театра

Занятие с группой строится следующим образом:

  1. Актерский тренинг – 20 мин.

 - игры и упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию,

артистическую смелость;

- упражнения по сценическому движению.

2.     Речевая разминка – 10 мин.

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- работа над дикцией (интонационная выразительность, чистота произношения)

- работа со скороговорками;

- работа над стихами.

  1. Работа над этюдами – 15-20 мин.

- Индивидуальная работа

- Групповые этюды

  1. Работа над спектаклем – 40-45 мин.

Одно занятие в неделю – урок по истории театра и знакомство с театральными терминами. Занятие проходит в форме лекций педагога с включением докладов воспитанников. Проверка знания теоретического материала осуществляется путем проведения зачетов в письменной и устной форме.

В результате освоения программы воспитанники получают знания из области театрального искусства, истории театра и приобретают актерские умения и навыки исполнительской деятельности. К концу третьего года обучения они должны:

  1. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  2. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке и, в первую очередь, на сцене
  3. иметь художественный вкус, с уважением относиться к произведениям художественной культуры;
  4. ориентироваться в области театральных знаний, знать историю театра, театральные термины;
  5. уметь изготавливать декорации и костюмы из простейших материалов;
  6. приобрести умения и навыки актерского искусства, уметь применять их на сцене и в жизни.

Методическое обеспечение программы

 Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

  Методы обучения в театральной студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

 Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса  позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

 Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей.

Основные формы проведения занятий с младшими студийцами:

 -    игра;

 -    диалог;

 -    различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д.

 -    слушание;

 -    созерцание;

 -    импровизация.

 Занятия в средней и старшей группах проходят в самых разнообразных формах:

 -    лекции;

 -    тренинги;

 -    репетиции;

 -    индивидуальные занятия;

 -    занятия малыми группами (по 3-5 человек).

 Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.

  В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли.

Педагогический мониторинг.

 Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение.

 Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

 На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

 В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.

 

Первый год программы.

Пояснительная записка.

Цель первого года программы – адаптация детей к новым условиям, знакомство с системой занятий, введение в общекультурную ситуацию, развитие воображения, фантазии, памяти.

Задачи:

  • получение первичных знаний об актерском мастерстве, об искусстве театра;
  • развитие слуховых, зрительных и осязательных восприятий;
  • развитие навыков коллективной деятельности;
  • развитие выразительности и образности речи

К концу первого года дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку; знать простейшие театральные слова; уметь сочинять не сложные по сюжету сказки; выразительно читать стихи; уметь выполнять коллективные упражнения на согласованность действий.

Учебно-тематический план первого года обучения.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Введение. Первоначальные представления о театре как виде искусства.

2

1

1

2.

Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями

6

4

2

3.

Актерское мастерство (овладение простейшими элементами сценической грамоты)

38

3.1.

Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать актерское внимание

1

9

3.2.

Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.

1

7

3.3.

Этюды на действия с реальными предметами в условиях вымысла.

1

7

3.4.

Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений.

1

5

3.5.

Развитие артистической смелости.

1

5

4.

Сценическая речь.

32

4.1.

Развитие навыков фонационного дыхания.

2

6

4.2.

Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона.

1

7

4.3.

Работа над дикцией, чистотой произношения.

2

6

4.4.

Работа над стихами.

2

6

5.

Работа над учебным спектаклем.

58

5.1.

Чтение пьесы, пересказ, обсуждение.

2

5.2.

Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц.

2

4

5.3.

Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы.

8

5.4.

Работа над словесной характеристикой персонажа.

12

5.5.

Проигрывание пьесы целиком, прогонные репетиции.

26

5.6.

Сдача спектакля. Обсуждение.

4

6.

Индивидуальная работа по постановке голоса, по сценическому движению.

6

6

7.

Театральный словарь. Зачет.

2

2

Всего:

144

19

125

Содержание программы первого обучения.

Раздел 1. Введение.

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Общие представления о видах и жанрах театрального искусства: драматический, музыкальный театр, театр кукол; радио- и телетеатр.

Практическая работа.

Игры-занятия на тему «Театр в твоей жизни» (Что такое театр? Школьный театр. Профессиональный театр для детей) Рисунки на тему «Мы идем в театр»

Раздел 2. Театр – искусство коллективное.

Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. «Путешествие» по театральной программке (драматург, режиссер,  художник, композитор). Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа.

Просмотр спектакля в видеозаписи. Обсуждение. Создание афиши спектакля, эскизов декораций и костюмов.

Раздел 3. Актерское мастерство.

Основные составляющие мастерства актера: пластика, речь, мимика.

Тема 3.1. Простейшие игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.

Сочинение сказок по заданному началу; необычное продолжение знакомой сказки;

«Покажи предмет», «В зоопарке» и т.д.

Тема 3.3. Этюды на действия с реальными предметами в условиях вымысла.

  1. Этюды. Знакомство с понятием.
  2. Условия вымысла. «Если бы…» - волшебство превращения.
  3. Упражнения «Дракон», «Волшебный кубик» и пр.

 

Тема 3.4. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений.

Развитие тактильных восприятий (узнать предмет на ощупь)

Упражнения «Узнай голос», «Угадай, чей голосок».

Тема 3.5. Развитие артистической смелости.

Упражнения «Игрушки», «Птичий двор» и т.д.

Раздел 4. Сценическая речь.

Тема 4.1. Развитие навыков фонационного дыхания.

  1. Разучивание дыхательной гимнастики.
  2. Три типа выдоха: долгий, средний, короткий.

Тема 4.2. Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона.

Упражнения «Колокол», «Самолет», «Этажи»

Тема 4.3. Работа над дикцией.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Алгоритм работы со скороговоркой. Разучивание.
  3. Закрепление. Скороговорки, чистоговорки, поговорки.
  4. «Нужные» стихи. Разучивание стихов с труднопроизносимыми согласными.

Тема 4.4. Работа над стихами.

  1. Интонационная выразительность.
  2. Четкость произношения.
  3. Заучивание наизусть. Способы заучивания.

Раздел 5. Работа над учебным спектаклем.

Тема 5.1. Чтение пьесы, пересказ, обсуждение.

  1. О чем пьеса? Выявление главной мысли
  2. «Зачем будем играть спектакль?» Какие мысли хотим внушить зрителю.
  3. Определение главных событий.

Тема 5.2. Разбор характеров действующих лиц.

  1. Выделение основных событий, пересказ.
  2. Оценивание поступков действующих лиц. Разбор характеров.
  3. «Примеривание» характеров на себя.

Тема 5.3. Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы.

  1. Выбор события. Обсуждение.
  2. Попытка взаимодействия друг с другом: слушать партнера воздействовать на него.
  3. Этюды.

Тема 5.4. Работа над словесной характеристикой персонажей.

  1. Логический анализ текста.
  2. Поиск интересной словесной характеристики персонажа.

Тема 5.5. Проигрывание пьесы целиком .

  1. Прогонные репетиции с участием всех актеров. Овладение сценическим пространством.
  2. Репетиции без остановки с декорациями и музыкальным оформлением.
  3. Обсуждение. Замечания.
  4. Генеральная репетиция.

Тема 5.6. Сдача спектакля. Последующее обсуждение.

  1. Разминка перед спектаклем.
  2. Премьера – первый показ спектакля.
  3. Обсуждение сдачи ребятами. Замечания режиссера спектакля.

Раздел 6. Индивидуальная работа по постановке голоса, по сценическому движению.

  1. Развитие голосового диапазона: скороговорки, чистоговорки.
  2. Правильное фонационное дыхание: упражнения на добор воздуха, пауза.
  3. Умение эмоционально, при помощи мимики и пантомимы, выражать чувства.

Раздел 7. Театральный словарь.

Театр, кукольный театр, детский театр, драматург, спектакль, актер, режиссер, афиша, композитор, художник, роль, пьеса, пауза, действие, ремарка, грим, костюм, декорации, бутафория, театральный билет, амфитеатр, партер, премьера, программка, скоморохи, фантазия, сцена, фойе, кулиса.

Проверка знаний театральных терминов проводится путем творческих зачетов в письменной и устной форме.

Второй год программы.

Пояснительная записка.

Цели второго года программы – закрепление знаний и умений первого года, освоение элементов актерского мастерства, подготовка актера к работе над сценическим воплощением драматургического произведения: пьесы, инсценировки, повышение общекультурного уровня участников театральной студии.

Задачи:

  • научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе, сопереживанию товарищам;
  • закрепить навыки коллективной игры;
  • развивать навыки сочинения, подготовки, выполнения этюдов;
  • развивать умение управлять своим вниманием, сосредотачивать его на различных объектах;
  • развивать умение управлять своим вниманием, сосредотачивать его на различных объектах;
  • развивать умение целенаправленно и последовательно действовать в вымышленных обстоятельствах.

К концу второго года дети должны:

  • ощущать себя частицей коллектива;
  • уметь взаимодействовать с партнером на сцене;
  • уметь управлять произвольно своим вниманием;
  • уметь сочинить, подготовить и выполнить этюд самостоятельно.

Учебно-тематический план второго года.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Театр в жизни современного человека.

1

1

2.

Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов.

2

1

1

3.

Театр и литература

2

1

1

4.

Театр как одно из древнейших искусств.

1

1

5.

Страницы истории театра: театр древней Греции.

2

1

1

6.

Актерское мастерство.

30

6.1.

Этюды на развитие внимания, воображения, целенаправленности действия.

10

6.2.

Упражнения на память физических действий.

10

6.3.

Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.

6

6.4.

Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга.

4

7

Сценическая речь.

28

7.1.

Расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости.

8

7.2.

Умение правильно распределить фонационное дыхание на сложной фразе.

4

7.3.

Овладение понятием «Культура речи», правильным литературным произношением.

1

3

7.4.

Работа с художественными текстами.

12

8

Сценическое движение.

14

8.1.

Вводная часть. Цели и задачи.

1

8.2.

Скорость и темп

4

8.3.

Координация, согласование действий с партнером.

4

8.4.

Движение и музыка (инсценировка песен)

5

9

Работа над пьесой и спектаклем.

62

9.1.

Чтение и обсуждение

4

9.2.

Этюды-импровизации на основе предварительного анализа пьесы

18

9.3.

Логический разбор текста

10

9.4.

Текст и подтекст роли. Внутренний монолог.

2

4

9.5.

Прогонные репетиции картин, актов всего спектакля

20

9.6.

Сдача спектакля. Обсуждение.

4

10.

Зачет по театральным терминам.

2

2

ВСЕГО:

144

8

136

Содержание программы второго года обучения.

Раздел 1. Театр в жизни современного человека.

  1. Искусство как форма общения между людьми.
  2. Место театра в сфере потребностей и интересов школьников.
  3. Театр – это школа, это труд, это праздник.

Раздел 2. Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов.

  1. Сценические средства выражения характера героя.
  2. Внешняя характерность: костюм, грим, обстановка действия, декорации, музыка в спектакле, значение цвета и света.
  3. Правда и условность на сцене.

Раздел 3. Театр и литература.

  1. Пьеса – основа спектакля. Пьеса-сказка.
  2. Сказки народные и литературные: волшебные, героические, романтические, сказки о животных.
  3. Превращение литературной сказки в драматическую.

Практическая работа.

Чтение по ролям пьесы-сказки. Задания на освоение понятий «диалог», «монолог», «ремарка».

Раздел 4. Театр как одно из древнейших искусств.

  1. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, праздники)
  2. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.

Практическая работа.

Игры «в скоморохов» - импровизации на взятые из литературных источников сюжеты с участием кукольных героев.

Раздел 5. Страницы истории театра: театр Древней Греции.

  1. Общий подъем культуры в Древней Греции.
  2. Общественно-воспитательная роль театра. Театральная маска.
  3. Трагедия и комедия – основные жанры.

Практическая работа.

Знакомство по иллюстрациям с устройством зрительного зала и оформление сценической площадки древнегреческого театра.

Раздел 6. Актерское мастерство.

 1. Этюды на развитие внимания, воображения, целенаправленности действия.

  1. Знакомство с понятием «целенаправленность действия»
  2. Отработка сосредотачивания внимания.
  1. Упражнения на ПФД.
  1. Знакомство с понятием ПФД
  2. Отработка упражнений.
  1. Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.
  1. «Предлагаемые обстоятельства» в системе К. С. Станиславского
  2. «Действие от своего лица» в системе.

4. Сценическое общение, взаимодействие партнеров, воздействие друг на друга.

1) Сценическое общение – диалоги, сцены без слов.

2) Упражнения на группировки.

Раздел 7. Сценическая речь.

  1. Расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости.
  1. Кричалки.
  2. Упражнения на развитие громкой речи.
  1. Умение правильно распределить дыхание на сложной фразе.
  1. Пауза.
  2. Добор воздуха.
  1. Овладение понятием «культура речи», правильным литературным произношением.
  1. «Культура речи» - умение правильно говорить.
  2. Литературное произношение. Нормы современного литературного языка.
  1. Работа с художественными текстами.
  1. Составление чтецкой партитуры.
  2. Работа с текстом по партитуре.
  3. Выразительное чтение художественного текста.

Раздел 8. Сценическое движение.

  1. Вводная часть. Цели и задачи.
  2. Упражнения на скорость, согласованность действий, движение, падения.

Раздел 9. Работа над спектаклем.

  1. Чтение и обсуждение пьесы.
  1. Основная мысль пьесы, сюжет, композиционное построение (завязка, кульминация, развязка)
  2. Тема и идея пьесы (о чем? для чего?)
  1. Этюды-импровизации на основе предварительного анализа пьесы.
  1. Импровизация. Знакомство с понятием.
  2. Индивидуальная работа над этюдами.
  3. Коллективные этюды на события пьесы.
  1. Логический разбор текста.
  1. Проследить логику развития характера героя.
  2. Речевая характеристика героя.
  1. Текст и подтекст роли.
  1. Диалоги
  2. Монолог – выражение мыслей и чувств героя словом.
  1. Прогонные репетиции картин, актов, всего спектакля.
  2. Сдача и обсуждение спектакля.

Раздел10. Театральный словарь.

Жест, импровизация, мимика, пантомима, комедия, трагедия, конфликт, маска, мизансцена, перевоплощение, пластичность, сюжет, текст, инсценировка, завязка, развязка, кульминация, финал.

Творческий зачет по театральным терминам проводится 2 раза в год.

Третий год программы.

Пояснительная записка.

Цель – активная творческая самореализация умений и навыков воспитанников в практической театральной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. Последовательное освоение актерского мастерства в упражнениях и этюдах.
  2. Совершенствование навыков сценического движения.
  3. Дальнейшее овладение правильным литературным произношением, исправление речевых недостатков, овладение четкой дикцией, правильным дыханием.
  4. Совершенствование актерских навыков.
  5. Продолжение изучения истории театра.

К концу третьего года обучения воспитанники студии должны:

  • Иметь навыки работы над техникой речи, овладеть правильным литературным произношением.
  • Уметь анализировать драматургическое произведение.
  • Свободно и комфортно чувствовать себя на сцене. Владеть навыками сценического движения.
  • Иметь определённый запас знаний из области истории театра, владеть театральной терминологией.
  • Уметь взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой ситуации.
  • Ощущать себя частицей единой группы, коллектива.

Учебно-тематический план третьего года обучения.

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие представлений о видах театрального искусства: драматический театр.

2

1

1

2.

Комическое

3

1

2

3.

Трагическое

2

1

1

4.

Страницы истории театра: русский театр 19 – нач. 20 вв.

1

1

-

5.

Современный театр.

2

1

1

6.

Актерское мастерство

26

Этюды на развитие внимания, воображения, целенаправленности действия

8

Этюды на ПФД

8

Этюды на взаимодействие партнеров, воздействие друг на друга

8

Обсуждение упражнений и этюдов

2

7.

Сценическая речь

24

Работа над техникой речи

6

Овладение правильным литературным произношением

6

Выработка умений выделять ударное слово

2

Работа с художественными текстами

10

8.

Сценическое движение

12

Скорость и темп

4

Координация, согласование действий с партнером.

2

Мизансцена тела

2

4

9.

 Работа над пьесой и спектаклем

72

Чтение пьесы и её развернутое обсуждение

4

Знакомство с творчеством автора пьесы, с её жанровыми особенностями, с эпохой

1

1

Определение главных событий, этюды

6

Освоение в действии последовательной линии поведения героев

10

Логический разбор текста, выявление особенностей речевой характеристики

10

Работа над этюдами и сценами

10

Текст и подтекст роли (внутренний монолог)

6

Прогонные репетиции картин, актов, всего спектакля

20

Показ спектакля и обсуждение

4

Всего:

144

8

136

Содержание программы третьего года обучения.

Раздел 1. Развитие представлений о видах театрального искусства: драматический театр.

  1. Драматург и театр.
  2. Профессия режиссера.
  3. Мизансцена как одно из выразительных средств режиссуры.
  4. Актерская выразительность (характер, перевоплощение)

Практическая работа.

С. Маршак, Е. Шварц – драматурги-классики детского театра. Этюды на темы из произведений С. Маршака и Е. Шварца.

      Раздел 2. Комическое.

  1. Первоначальное знакомство с понятием. Комическое в жизни и в искусстве.
  2. Оттенки комического. Юмор. Сатира. Ирония.
  3. Комедия – популярный театральный жанр.

Практическая работа.

Инсценирование юмористических рассказов А. Чехова.

Просмотр кинокомедий, обсуждение их, творческие работы.

Сочинение юмористических рассказов, стихов, сценок.

Раздел 3. Трагическое.

  1. Древнегреческая трагедия.
  2. Трагическое в современных пьесах.
  3. Мелодрама и трагедия. Особенности жанров.

Раздел 4. Страницы истории театра: русский театр 19 в. – начала 20 в.

  1. Первый русский театр. Ф.Волков, А.Пушкин, А. Грибоедов.
  2. Малый театр. Александринский театр. В. Мочалов, А.Островский.

Практическая работа.

Доклады воспитанников о творческой деятельности в области театра А. Пушкина и

А. Грибоедова.

Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с Малым и Александринским театром, с ведущими актерами и режиссерами. Прослеживание репертуара с момента возникновения и до наших дней.

Раздел 5. Современный русский театр.

  1. К.С. Станиславский и В. Немирович-Данченко – основоположники современного театра.
  2. Новые направления.

Раздел 6. Актерская грамота. Актерское мастерство (продолжение последовательного освоения).

    Упражнения и этюды.

Раздел 7. Сценическая речь (дальнейшее овладение техникой и культурой речи).

    Упражнения.

Раздел 8. Сценическое движение.

     Упражнения и этюды.

Раздел 9. Работа над пьесой и спектаклем.

Раздел 10. Театральный словарь.

Авансцена, анонс, сценография, сценическое действие, комедия, трагедия, подтекст, эксцентрика, сатирическая условность, аллегория в сценическом представлении.

Примерный репертуар по годам обучения.

1 год обучения.

С. Маршак «Кошкин дом», О. Безымянная «Старая сказка на новый лад», «Красная шапочка»

2 год обучения

И. Токмакова «Кукареку», С.Прокофьева «Не буду просить прощения», А. Чупин «Капризная принцесса»

3 год обучения

Д. Салимзянов «Веселый Роджер», О. Дальний «Заколдованное царство», В. Ольшанский «Матушка Крапива»

Воспитательная работа.

    Воспитательная работа в театральной студии строится на принципах самоуправления.

У каждого студийца есть определенные обязанности в группе: ответственный за костюмы, ответственный за установку декораций, ответственный за реквизит, организатор массовых мероприятий, оформители ит.п. Контроль посещаемости занятий, организацию внеурочных мероприятий осуществляет староста группы, который избирается сроком на один месяц. Таким образом, в роли старосты в течение учебного года может побывать каждый воспитанник.

   Воспитательная работа направлена, прежде всего, на сплочение коллектива, развитие чувства ответственности за себя и за коллектив, дисциплинированности в работе над спектаклем, на расширение кругозора воспитанников. Для достижения поставленных целей используются следующие формы работы: игры, праздники, конкурсные программы, выездные выступления, экскурсии.

Традиционные дела, проводимые в течение учебного года.

№ п/п

Название мероприятия

Цель мероприятия

Участники

Дата проведения

Первый год обучения

1.

«Волшебные буквы». Интеллектуальное шоу – знакомство с театром.

Дать первоначальные представления о театре как виде искусства

Воспитанники студии

октябрь

2.

 «В театр с Эдуардом Успенским». Игра-путешествие в мир театра.

Повышать уровень знаний воспитанников о театре.

Воспитанники студии; воспитанники Дома творчества

декабрь

3.

«Приключения Буратино». Праздник для именинников с элементами театрализации.

Сплотить коллектив студийцев

Воспитанники студии, родители воспитанников

февраль

4.

Экскурсионная поездка в Театр на Спасской г. Кирова.

Расширить представление воспитанников о театральном искусстве.

Воспитанники студии, родители воспитанников

март

5.

«За кулисами театра юмора и сатиры». Шоу-программа.

Развивать чувство юмора, актерскую смелость

Воспитанники студии

апрель

6.

Церемония вручения премии «Вдохновение» лучшим воспитанникам

Поощрить отличившихся воспитанников, пропагандировать  творческие достижения воспитанников

Воспитанники

Дома творчества

май

Второй год обучения

1.

«Падали листья. Я родилась…» Поэтический вечер для именинников.

Сплотить коллектив студийцев

Воспитанники всех групп театральной студии

октябрь

2.

«И, взвившись, занавес шумит»

Игра-путешествие.

Продолжать расширять представление воспитанников о театральном искусстве

Воспитанники студии

декабрь

3.

«На театральных подмостках». Конкурс актерского мастерства.

Развивать творческие способности воспитанников, актерскую смелость

Воспитанники студии; воспитанники Дома творчества

март

4.

Экскурсионная поездка в детский театр

г. Ижевска

Расширить представление воспитанников о театральном искусстве.

Воспитанники студии, родители воспитанников

март

5.

Церемония вручения премии «Вдохновение» лучшим воспитанникам

Поощрить отличившихся воспитанников, пропагандировать  творческие достижения воспитанников

Воспитанники

Дома творчества

май

Третий год обучения

1.

Театральный капустник к Дню учителя

Развивать актерскую смелость, творческие способности воспитанников

Воспитанники студии

Педагоги Дома детского творчества

октябрь

2.

Шефская помощь ветеранам педагогического труда по укладке дров

Сплотить коллектив студийцев

Воспитанники студии

ноябрь

3.

Интеллектуальная игра «Театральный ринг»

Продолжать расширять представление воспитанников о театральном искусстве

Воспитанники студии

январь

4.

Театральный капустник к Дню 8 марта

Развивать актерскую смелость, творческие способности воспитанников

Воспитанники студии, родители воспитанников, педагоги

март

3.

Экскурсионная поездка в драматический театр г. Кирова.

Расширить представление воспитанников о театральном искусстве.

Воспитанники студии, родители воспитанников

март

4.

Церемония вручения премии «Вдохновение» лучшим воспитанникам

Поощрить отличившихся воспитанников, пропагандировать  творческие достижения воспитанников

Воспитанники

Дома творчества

май

Работа с родителями.

        Работа с родителями воспитанников осуществляется путем  консультативных бесед, индивидуальных встреч по вопросам посещаемости занятий, организации спектаклей для родителей, организации семейных конкурсов и праздников. Родители оказывают содействие в подготовке костюмов и декораций, в организации экскурсионных поездок.

Список литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школьного театра. – М.: «Аквариум», 2003
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: «Детская литература»
  3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1967
  5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992
  6. Закон РФ «Об образовании» // «Педагогический поиск. - № 7-8
  7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1989
  8. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989
  9. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
  10. Игры и упражнения со словами. Серия «Дошкольное образование» / Сост. Е.И. Синицына. – М.: ЮНВЕС, 2000
  11. Крымова Н.А. Любите ли вы театр? – М., 1987
  12. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.: «Знание»,1988
  13. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. и автор вступит. статьи В.В. Кумарин.
  14. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / Сост. Беспятова Н.К.. – М.: «Айрис пресс. Айрис дидактика», 2003
  15. Программа театра-студии «Алые паруса» / авт. В.Ф. Чувашев. – Киров.
  16. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1-11 классы. – М.: «Просвещение», 1995
  17. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 1, 2, 3, 4, М.: «Искусство», 1998
  18. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: «Владос», 2001
  19. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989

Список литературы для детей.

1.  Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школьного театра. – М.: «Аквариум», 2003

            2.  Алянский Ю., Азбука театра. – Л.: «Детская литература»

            3. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»

            4. Михалков С. «Театр для детей»

         5. Островский А. Пьесы.

         6. Шварц Е. «Два клена»

         7. Энциклопедический словарь юного зрителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос»

"Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос» - работа, которая  показывает методику проведения мониторинга результативности образовательного пр...

Дополнительная образовательная программа "Английский театр"

             Актуальностью дополнительной образовательной программы «Английский театр» является то, что в настоящее время стала очевидной идея необходим...

Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»

План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр".  Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...

дополнительная образовательная программа "КВН - театр"

Дополнительная образовательная программа "КВН - театр" . срок реализации 5 лет. Программа авторская. Авторы: Пугачёва Е.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методи...

дополнительная образовательная программа "КВН - театр"

Дополнительная образовательная программа "КВН - театр" . срок реализации 5 лет. Программа авторская. Авторы: Пугачёва Е.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методи...