программа ДО "Рукодельница" Художественно-эстетического направления
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Программа ДО "Рукодеоьница" Художественно-эстетического направления для учащихся 5-6 классов. Пояснительная записка. Планироваие по направлениям: изонить, декупаж, вышивка, лоскутное шитьё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Рукодельница" 5-6 кл. | 72.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Рукодельница» относится к программам художественно-эстетической направленности. Она предназначена для детей в возрасте 12-13 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Цель программы: создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
1. Создавать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению выбранных видов рукоделия;
2. Создавать условия для развития и воспитания культуры общения учащихся;
3. Создавать условия для развития познавательного интереса учащихся по освоению различных видов декоративно-прикладного творчества; сформировать знания о художественных промыслах, осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;
4. Создавать условия для овладения навыками различных техник вышивания; владению различными видами ручных швов, приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке. Помочь освоить технику декупаж, айрис, изонить.
5. Научить правилам безопасного обращения с инструментами, материалами.
6. Формировать технологическую культуру; формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Содержание программы соответствует базовому уровню.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
На занятиях используются различные методы и дидактические приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению кружковцами приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.
Для формирования творческой личности воспитанника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации, информационно-коммуникационные технологии, - способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.
Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей детей.
Ожидаемые результаты:
- Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
- Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- Использование поделок-сувениров в качестве подарков
- Практическое применение своих умений и навыков.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
(теоретические знания и практические умения)
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной
машине; санитарно – гигиенические требования.
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла),- контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- виды ручных стежков и строчек.
- способы перевода рисунка на ткань.
- способы увеличения и уменьшения рисунка.
- цветовые сочетания (тёплые, холодные, контрастные и гармонирующие цвета).
- технологию изготовления изделий в лоскутной пластике.
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления изделий: разметка, изготовление, сборка, отделка;
- требования к качеству готовых изделий.
- особенности окончательной отделки изделий.
- правила ухода за изделиями с отделкой, вышивкой.
- основные направления изготовления изделий в технике «изонить», айрис, декупаж.
- творчество народных умельцев России и Тульской области
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий в различных техниках, эстетично и аккуратно оформлять готовое изделие;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общеучебные умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в виде проведения школьных выставок, что играет так же и воспитательную роль в формировании личности.
Итоги работы проводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого из учащихся подкрепляются выставкой их творческих работ.
Итогом работы детей является участие их в городских и региональных выставках и конкурсах.
Учебно – тематический план
1год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Кол-во часов Теорети- ческие | Кол-во часов Практи- ческие |
Раздел 1. Изонить | 16 | 3 | 13 | |
1.1 | Изонить. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности. | 1 | ||
1.2 | Подготовка фона для изделия. Правила заполнения углов; правила заполнения окружностей. | 1 | 2 | |
1.3 | Разработка эскизов. Изготовление изделий по эскизам обучающихся | 1 | 2 | |
1.4 | Изготовление декоративного панно «Аквариум» | 2 | ||
1.5 | Изготовление объёмной открытки | 2 | ||
1.6 | Изготовление закладки для книг | 1 | ||
1.7 | Картины в стиле ниточного дизайна | 4 | ||
Раздел 2.Вышивание | 20 | 4 | 16 | |
2.1 | Вышивание. Традиционные орнаменты среднерусской полосы | 0,5 | ||
2.2 | Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. | 1 | ||
2.3 | Подготовка к вышиванию. Перевод рисунка на ткань. | 1 | 1 | |
2.4 | Технология выполнения ручных швов Вышивка простейшими швами | 0,5 | 2 | |
2.5 | Узор из цветов и листьев | 1 | ||
2.6 | Салфетка «Полевые цветы» | 2 | ||
2.7 | Вышивка монограмм и узоров на поздравительных открытках | 2 | ||
2.8 | Вышивка узелками «Мимоза» | 2 | ||
2.9 | Изготовление декоративного панно «Фиалки» | 2 | ||
2.10 | Работа по эскизам обучающихся. Вышивка бисером. Вышивка бисером в деталях народного костюма. | 1 | 2 | |
2.11 | Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых изделий | 1 | ||
2.12 | Оформление выставки | 1 | ||
Раздел 3. Лоскутная пластика | 20 | 4 | 16 | |
3.1 | История создания искусства. Традиции лоскутной техники и современность. | 1 | ||
3.2 | Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. | 1 | 1 | |
3.3 | Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике. Изготовление шаблонов. | 3 | ||
3.4 | Правила подбора ткани и раскрой. Прокладочные материалы. | 1 | 1 | |
3.5 | Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Мельница» | 1 | 4 | |
3.6 | Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме. | 2 | ||
3.7 | Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом. | 4 | ||
3.8 | Отделка готовых изделий. | 1 | ||
Раздел 4. Декупаж | 14 | 2 | 12 | |
2.1 | Декупаж – техника декорирования различных предметов. История возникновения искусства | 1 | ||
2.2 | Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы | 1 | ||
2.3 | Порядок работы в технике декупаж | 0,5 | 1 | |
2.4 | Подготовка к декупажу декорируемого предмета | 0,5 | 2 | |
2.5 | Декупаж для начинающих. Декорированные тарелки для оформления интерьера кухни | 4 | ||
2.6 | Оформление рамочки для фото | 2 | ||
2.7 | Декорирование банки для кофе | 1 | ||
2.8 | Подведение итогов | 1 | ||
Итого: | 70 | 13 | 57 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1
Тема № 1. Изонить. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.
Содержание учебного материала | Изонить. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности. Санитарно-гигиенические правила. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о технике изонить. Знать материалы и инструменты для работы в технике изонить; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике. |
Тема № 2-4. Подготовка фона для изделия. Правила заполнения углов; правила заполнения окружностей.
Содержание учебного материала | Подготовка фона для изделия. Цветовой круг и сочетания цветов. Правила заполнения углов. Правила заполнения окружностей (деление окружности на равные части). Узор «Снеговик», «Ёлочка» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила выбора и подготовки фона для изделия; Знать о цветовых сочетаниях Правила заполнения углов и окружностей. Уметь подготавливать фон; заполнять углы и окружности в технике изонить. |
Тема № 5- 7. Разработка эскизов. Изготовление изделий по эскизам обучающихся.
Содержание учебного материала | Разработка эскизов. Изготовление изделий по эскизам обучающихся |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь выполнять геометрический орнамент и заполнять его в технике изонить. |
Тема № 8-9. Изготовление декоративного панно «Аквариум»
Содержание учебного материала | Изготовление декоративного панно «Аквариум». Работа со схемой. Последовательность изготовления панно. Перенос рисунка. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила работы по схеме. Уметь переносить рисунок; работать по схеме. |
Тема № 10-11. Изготовление объёмной открытки
Содержание учебного материала | Изготовление объёмной открытки. Изготовление открыток для разных событий – Новый год, Рождество, День рождения, 8 марта и т.п. Разработка рисунка |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о способах изготовления объёмных открыток Уметь разрабатывать рисунок; Уметь изготавливать объёмную открытку |
Тема № 12. Изготовление закладки для книг
Содержание учебного материала | Изготовление закладки для книг. Заполнение дуги. Составление орнамента по произвольной композиции |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила заполнения дуги Уметь заполнять дугу Уметь составлять орнамент |
Тема № 13- 16. Картины в стиле ниточного дизайна
Содержание учебного материала | Картины в стиле ниточного дизайна. Схемы и рисунки. Схема картины «Парус». Последовательность изготовления картины. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о картинах в стиле ниточного дизайна. Знать правила работы со схемой Уметь выполнять картины в стиле ниточного дизайна |
Раздел 2. Вышивание
Тема № 1-2. Вышивание. Традиционные орнаменты среднерусской полосы.
Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности
Содержание учебного материала | Вышивка как вид декоративно прикладного искусства. Национальные особенности русской вышивки. История и художественные традиции вышивального искусства. Возможности её применения в отделке современной одежды и украшении интерьера. Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. Санитарно - гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать традиционные орнаменты среднерусской полосы; Традиционный орнамент Тульской губернии. Знать материалы и инструменты для вышивания; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике |
Тема № 3-4. Подготовка к вышиванию. Перевод рисунка на ткань.
Содержание учебного материала | Подготовка к вышиванию. Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Перевод рисунка на просвет; с помощью тонкой прозрачной бумаги. Перевод припорохом. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы перевода рисунка на ткань. Уметь переводить рисунок на ткань. |
Тема № 5 -6. Технология выполнения ручных швов. Вышивка простейшими швами.
Содержание учебного материала | Технология выполнения ручных швов. Вышивка простейшими швами. Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Способы закрепления рабочей нити. Способы безузелкового закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, «Шнурок», «Козлик» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь закреплять нити разными способами; Выполнять швы «вперёд иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, «Шнурок», «Козлик» |
Тема № 7 . Узор из цветов и листьев
Содержание учебного материала | Орнамент в вышивке. Создание мотивов растительного происхождения. Выбор швов для вышивания узора. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать определение «Орнамент» Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку. Выполнять швы «вперёд иголку», полупетельки вприкреп, стебельчатый |
Тема № 8-9. Салфетка «Полевые цветы»
Содержание учебного материала | Сочетания цветов, их влияние друг на друга. Цветовой круг. Цветовая гармония. Выбор орнамента для вышивки. Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о цветовых сочетаниях; Уметь работать с цветовым кругом; Определять центр салфетки, выполнять орнамент; Обрабатывать края салфетки Выполнять стебельчатый, тамбурный швы. |
Тема № 10-11. Вышивка монограмм и узоров на поздравительных открытках.
Содержание учебного материала | Монограмма. Шрифт для вышивания монограмм. Разработка рисунка монограммы, используя предложенный алфавит(шрифт) для вышивания или свой. Узоры для поздравительных открыток. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать определение «монограмма». Знать способы оформления поздравительных открыток. Уметь разрабатывать рисунок монограммы для вышивания. Уметь вышивать монограмму стебельчатым швом; оформлять поздравительную открытку |
Тема № 12-13. Вышивка узелками «Мимоза»
Содержание учебного материала | Технология выполнения шва «узелки». Последовательность выполнения работы. Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать технологию выполнения шва «узелки» Уметь выполнять вышивку в технике «узелки» |
Тема № 14-15. Изготовление декоративного панно «Фиалки»
Содержание учебного материала | Беседа о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия). Выбор фона, рисунка и технологию выполнения швов. Оформление готового панно. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о народных промыслах. Уметь подбирать фон, рисунок и технологию выполнения швов. |
Тема № 16 -18. Работа по эскизам обучающихся. Вышивка бисером.
Вышивка бисером в деталях народного костюма.
Содержание учебного материала | Выбор рисунка для вышивки. Подбор игл, ниток и ткани. Нашивание бисера швом «вперёд иголку», «назад иголку», «шитьё вприкреп». (В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры.) Вышивка бисером в деталях народного костюма. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы нашивания бисера. Уметь нашивать бисер. |
Тема № 19 Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых изделий
Содержание учебного материала | Уход за вышитыми изделиями. Обработка вышитых изделий. Стирка и утюжка готового изделия. Способы оформления готовых изделий. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила ухода за вышитыми изделиями. Уметь применять их на практике. Уметь оформлять готовые изделия. |
Тема № 20. Оформление выставки.
Содержание учебного материала | Оформление выставки. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила размещения демонстрируемых изделий. Уметь оформить выставку. |
Раздел 3. Лоскутная пластика
Тема № 1. История создания искусства. Традиции лоскутной техники и современность.
Содержание учебного материала | История создания искусства. Традиции лоскутной техники и современность. Применение орнамента в национальном костюме и предметах быта. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о технике лоскутного шитья. |
Тема № 2-3. Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.
Содержание учебного материала | Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать материалы и инструменты для лоскутного шитья; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике |
Тема № 4-6. Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике. Изготовление шаблонов.
Содержание учебного материала | Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Смещение цветов. Основные понятия об орнаменте, видах орнаментов. Композиция орнамента, пропорции, ритм, симметрия. Выполнение эскиза в лоскутной технике. Изготовление шаблонов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать: основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания. Уметь выполнять эскизы; изготавливать шаблоны. |
Тема № 7-8. Правила подбора ткани и раскрой. Прокладочные материалы.
Содержание учебного материала | Правила подбора ткани и раскрой. Сочетание контрастных и родственных цветов ткани. Правила раскроя деталей с учётом направления долевой нити и рисунка. Виды прокладочных материалов(флизелин, ватин, синтепон). |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя деталей. Знать о применении прокладочных материалов. Уметь соединять основную деталь с флизелином. |
Тема № 9 -13. Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Мельница»
Содержание учебного материала | Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Мельница» Расчёт и раскрой квадратиков. Соединение, способы соединения квадратов и треугольников. Окантовка готового изделия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать: как производить расчет квадратов и способы их соединения. |
Тема № 14-15. Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме.
Содержание учебного материала | Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме. Соединение лоскутов различной формы без предварительного сметывания. Составление блоков в изделиях. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать определение «схема», «блок» Уметь: раскрывать полоски различной ширины и длины и уметь стачивать их; соединять с основой. |
Тема № 16-19. Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом.
Содержание учебного материала | Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом. Использование техники «витражи» (магический квадрат) для покрывал, сумок, жилетов и т.д. Техника выполнения магического квадрата – детали. Подбор ткани для фона и для орнамента. Особенности соединения лоскутной основы с подкладкой. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила сборки Уметь выполнять эти правила |
Тема № 20. Отделка готовых изделий.
Содержание учебного материала | Отделка готовых изделий. Способы оформления готовых изделий. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы оформления готовых изделий Уметь оформлять готовые изделия |
Раздел 4. Декупаж
Тема № 1. Декупаж – техника декорирования различных предметов. История возникновения искусства
Содержание учебного материала | Виды и жанры декоративно – прикладного творчества. История возникновения и развития техники декупаж. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о видах ДПТ Иметь представление о технике декупаж |
Тема № 2. Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.
Содержание учебного материала | Н Назначение инструментов и приспособлений. Материалы и принадлежности для работы. Осн Основные приемы работы. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать назначение инструментов и приспособлений; Знать правила безопасной работы. Уметь пользоваться материалами из книг, журналов |
Тема № 3. Порядок работы в технике декупаж.
Содержание учебного материала | Декупаж на различных поверхностях. Изготовление простейшего изделия. Виды поверхностей: скорлупа, дерево, металл, стекло и т.д. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать порядок выполнения работы в технике декупаж. Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 4-6. Подготовка к декупажу декорируемого предмета
Содержание учебного материала | Подготовка к декупажу декорируемого предмета. Грунтовка. Основные приемы вырезания,вырывания , декопач (выравнивание) и наклеивание салфетки, рисовой бумаги, декупажнойкарты на заготовке; приемы лакирования изделия; |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь подготавливать к декупажу декороруемый предмет |
Тема № 7-10. Декупаж для начинающих. Декорированные тарелки для оформления интерьера кухни.
Содержание учебного материала | Подготовка поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы приклеивания салфеток Уметь декорировать тарелку, выполнять окраску фона и покрывать поверхность лаком. |
Тема № 11 – 12. Оформление рамочки для фото
Содержание учебного материала | Подготовка деревянной поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь загрунтовать поверхность, подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 13. Декорирование банки для кофе
Содержание учебного материала | Виды декора банок. Особенности декупажа на стеклянных поверхностях, материалы для работы со стеклом. Виды распечаткок, способы использования распечаток в декупаже, расслаивание. Подрисовка фона. Дополнительный декор |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать виды декора, особенности декупажа на стеклянных поверхностях. Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 14. Подведение итогов
Содержание учебного материала | Самостоятельная разработка изделия - основные понятия в композиции и составлении композиции; - изготовление изделия по творческому замыслу; Подведение итогов работы |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Учебно – тематический план
2 год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Кол-во часов Теорети- ческие | Кол-во часов Практи- ческие |
Раздел 1. Айрис | 16 | 3 | 13 | |
1.1 | Айрис. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности. | 1 | ||
1.2 | Подготовка фона для изделия. Правила заполнения схем. Схемы и шаблоны. | 1 | 1 | |
1.3 | Работа по схемам «Кленовый лист», «Бабочка», «Фрукты» | 1 | 3 | |
1.4 | Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат» | 2 | ||
1.5 | Открытки своими руками. Изготовление объёмной открытки. | 2 | ||
1.6 | Разработка эскизов. Изготовление изделий по эскизам обучающихся | 1 | ||
1.7 | Картины в технике айрис-фолдинг | 4 | ||
Раздел 2. Вышивка лентами | 20 | 4 | 16 | |
2.1 | Вышивка лентами. История создания искусства. Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. | 2 | ||
2.3 | Подготовка к вышиванию. Способы перевода рисунка на ткань. | 1 | 1 | |
2.4 | Основные виды швов и элементов. Закрепление ленты в конце вышивки элемента. Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный» | 1 | 2 | |
2.5 | Технология выполнения швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик» | 2 | ||
2.6 | Изготовление декоративного панно «Ветка яблони» | 4 | ||
2.9 | Изготовление декоративного панно «Розы». Бутон розы из косой бейки. | 4 | ||
2.10 | Работа по эскизам обучающихся. | 2 | ||
2.11 | Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых изделий. | 1 | ||
Раздел 3. Лоскутная пластика | 20 | 4 | 16 | |
3.2 | Возможности лоскутного шитья. Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. | 1 | 1 | |
3.3 | Геометрический орнамент и композиция. Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные. Салфетка с геометрическим орнаментом. | 1 | 4 | |
3.4 | Шитьё из полос. Правила сборки изделий. Панно «Лабиринт из полос» | 1 | 4 | |
3.5 | Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Колодец» | 1 | 3 | |
3.6 | Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме. | 2 | ||
3.8 | Отделка готовых изделий. | 2 | ||
Раздел 4. Декупаж | 14 | 2 | 12 | |
2.1 | Декупаж - техника декорирования различных предметов. Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы. | 2 | ||
2.2 | Порядок работы в технике декупаж. Подготовка к декупажу декорируемого предмета. | 2 | ||
2.3 | Декорирование цветочных горшков. | 4 | ||
2.4 | Декорирование деревянных кухонных досок | 2 | ||
2.5 | Декорирование стеклянной вазы Покрытие лаком. | 3 | ||
2.8 | Подведение итогов. Оформление выставки | 1 | ||
Итого: | 70 | 13 | 57 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Айрис
Тема № 1. Айрис. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.
Содержание учебного материала | Айрис. История возникновения искусства. «Секреты» рукоделия. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности. Санитарно-гигиенические правила. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о технике айрис. Знать материалы и инструменты для работы в технике айрис; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике. |
Тема № 2-3. Подготовка фона для изделия. Правила заполнения схем. Схемы и шаблоны.
Содержание учебного материала | Подготовка фона для изделия. Правила заполнения схем. Цветовые сочетания (гармонирующие и контрастные цвета). Схемы и шаблоны. Линии и цифры на схеме. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила выбора и подготовки фона для изделия; Правила заполнения схем. Уметь подготавливать фон; работать по схеме в технике айрис. |
Тема № 4-7. Работа по схемам «Кленовый лист», «Бабочка», «Фрукты»
Содержание учебного материала | Работа по схемам «Кленовый лист», «Бабочка», «Фрукты». Порядок заполнения. Работа по одной и той же схеме (разные варианты выбора цветовых сочетаний) |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о правилах заполнения схем Уметь заполнять схему |
Тема № 8 - 9. Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат»
Содержание учебного материала | Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат» Порядок заполнения. Работа по одной и той же схеме (разные варианты выбора цветовых сочетаний) Оформление изнаночной и лицевой сторон |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь заполнять схему, оформлять лицевую сторону |
Тема № 10 - 11. Открытки своими руками. Изготовление объёмной открытки.
Содержание учебного материала | Изготовление объёмной открытки. Изготовление открыток для разных событий – Новый год, Рождество, День рождения, 8 марта и т.п. Разработка рисунка |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о способах изготовления открыток. Знать о способах изготовления объёмных открыток Уметь разрабатывать рисунок; Уметь изготавливать объёмную открытку |
Тема № 12. Разработка эскизов. Изготовление изделий по эскизам обучающихся.
Содержание учебного материала | Разработка эскизов. Цветовой круг и сочетания цветов. Выбор шаблона со схемой. Изготовление изделий по эскизам обучающихся |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о цветовых сочетаниях. Уметь изготавливать изделия в технике айрис |
Тема № 13-16. Картины в технике айрис-фолдинг.
Содержание учебного материала | Картины в технике айрис-фолдинг. Выбор шаблона со схемой. Порядок заполнения |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представления о картинах в технике айрис-фолдинг Знать правила работы со схемой, Уметь выполнять картины в технике айрис-фолдинг |
Раздел 2. Вышивка лентами
Тема № 1 -2. Вышивка лентами. История создания искусства.
Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности.
Содержание учебного материала | Вышивка лентами. История создания искусства. Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. Санитарно- гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать материалы и инструменты для вышивания лентами; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике |
Тема № 3 – 4. Подготовка к вышиванию. Способы перевода рисунка на ткань.
Содержание учебного материала | Подготовка к вышиванию. Способы перевода рисунка на ткань. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы перевода рисунка на ткань Уметь переводить рисунок на ткань |
Тема № 5 -7. Основные виды швов и элементов. Закрепление ленты в конце вышивки элемента. Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный»
Содержание учебного материала | Основные виды швов и элементов. Закрепление ленты в конце вышивки элемента. Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь закреплять нити разными способами Выполнять швы «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный» |
Тема № 8-10. Технология выполнения швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик»
Содержание учебного материала | Технология выполнения швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать технологию выполнения швов Уметь выполнять швы «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик» |
Тема № 11- 13. Изготовление декоративного панно «Ветка яблони»
Содержание учебного материала | Изготовление декоративного панно «Ветка яблони» Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для панно, определение центра панно, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка готового изделия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила подготовки ткани для вышивания лентами Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку. |
Тема № 14- 17. Изготовление декоративного панно «Розы». Бутон розы из косой бейки.
Содержание учебного материала | Изготовление декоративного панно «Розы». Бутон розы из косой бейки. Выбор фона, рисунка и технологию выполнения швов. Оформление готового панно. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы оформления роз из косой бейки и лент разной ширины. Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки лентами по рисунку. |
Тема № 18-19. Работа по эскизам обучающихся.
Содержание учебного материала | Работа по эскизам обучающихся. В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры.) |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки лентами по рисунку. |
Тема № 20. Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых изделий.
Содержание учебного материала | Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых изделий. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила ухода за вышитыми изделиями. Уметь оформлять готовые изделия. |
Раздел 3. Лоскутная пластика
Тема № 1-2. Возможности лоскутного шитья.
Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.
Содержание учебного материала | Возможности лоскутного шитья. Традиции лоскутной техники и современность. Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Иметь представление о технике лоскутного шитья. Знать материалы и инструменты для лоскутного шитья; правила безопасной работы; санитарно-гигиенические правила. Уметь использовать их на практике |
Тема № 3-7. Геометрический орнамент и композиция. Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные. Салфетка с геометрическим орнаментом.
Содержание учебного материала | Геометрический орнамент и композиция. Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные. Салфетка с геометрическим орнаментом. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать: основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания. Уметь изготавливать шаблоны. |
Тема № 8- 12. Шитьё из полос. Правила сборки изделий. Панно «Лабиринт из полос»
Содержание учебного материала | Шитьё из полос. Раскрой полос. Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы. Основы скоростного шитья. Правила сборки изделий. Панно «Лабиринт из полос» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя деталей. Знать о применении прокладочных материалов. Уметь соединять основную деталь с флизелином. |
Тема № 13-16. Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Колодец»
Содержание учебного материала | Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки. Схема «Колодец» |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя деталей. Знать о применении прокладочных материалов. Уметь соединять основную деталь с флизелином. |
Тема № 17 -18. Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме
Содержание учебного материала | Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме. Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя деталей. Знать о применении прокладочных материалов. Уметь соединять основную деталь с флизелином. |
Тема № 19 - 20. Отделка готовых изделий.
Содержание учебного материала | Отделка готовых изделий. Способы оформления готовых изделий. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы оформления готовых изделий Уметь оформлять готовые изделия |
Раздел 4. Декупаж
Тема № 1-2. Декупаж - техника декорирования различных предметов.
Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.
Содержание учебного материала | Декупаж - техника декорирования различных предметов. Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы. На Назначение инструментов и приспособлений. Материалы и принадлежности для работы. Основные приемы работы. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать о видах ДПТ. Иметь представление о технике декупаж. Знать назначение инструментов и приспособлений; Знать правила безопасной работы. Уметь пользоваться материалами из книг, журналов |
Тема № 3 – 4. Порядок работы в технике декупаж. Подготовка к декупажу декорируемого предмета.
Содержание учебного материала | Декупаж на различных поверхностях. Изготовление простейшего изделия. Виды поверхностей: скорлупа, дерево, металл, стекло и т.д. Порядок работы в технике декупаж. Подготовка к декупажу декорируемого предмета |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать порядок выполнения работы в технике декупаж. Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 5- 8. Декорирование цветочных горшков.
Содержание учебного материала | Декорирование цветочных горшков. Виды окрашивания поверхности. Окрашивание поверхности цветочного горшка. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать порядок выполнения работы в технике декупаж. Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 9 -10. Декорирование деревянных кухонных досок
Содержание учебного материала | Декорирование деревянных кухонных досок. Подготовка деревянной поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать способы приклеивания салфеток Уметь декорировать кухонные доски, выполнять окраску фона и покрывать поверхность лаком. |
Тема № 11-13. Декорирование стеклянной вазы. Покрытие лаком.
Содержание учебного материала | Декорирование стеклянной вазы. Особенности декупажа на стеклянных поверхностях, материалы для работы со стеклом. Виды распечаткок, способы использования распечаток в декупаже, расслаивание. Подрисовка фона. Дополнительный декор. Покрытие лаком. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать порядок выполнения работы в технике декупаж. Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу |
Тема № 14. Подведение итогов. Оформление выставки.
Содержание учебного материала | Подведение итогов. Оформление выставки |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать правила размещения демонстрируемых изделий. Уметь оформить выставку. |
Методическое обеспечение программы
Мультимедийная установка
Инструкционные и технологические карты
Образцы и готовые изделия
ЭОР
Литература
1. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С. «Технология ручной вышивки»: книга для учащихся 5-8 кл. ср. шк.-М.: Просвещение, 2009.-142 с.
2. Вышивка лентами. – Минск: Харвест, 2010. – 32 с.: ил.
3. Шёлковые ленты. Лучшие образцы вышивок. –Минск: Харвест, 2011. – 45 с.: ил.
4. Максимова М, Кузьмина М, Лоскутики издательство «ЭКС МО – Пресс», 2008 – 158 с.
5. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
6. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
- Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
8. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
9. «Все о декупаже: технике и изделия» //под ред. М. Лупато, изд. «Ниоло – Пресс». 2009-92с.
10. «Стильные штучки в технике декупаж» // серия: Ручная работа, изд. «АСТ – Пресс Книга».2007
11. Н.Н.Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы» // Аст, Астрель. 2011
12. С.А.Ращупкина. «Декупаж . Лучшая книга о декорировании» // Рипол Классик, серия – школа рукоделия. 2011
Журналы «Школа и производство», «Ручная работа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Основные направления воспитательной работы по направлениям
в воспитательный план...
Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс
Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)
Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Самостоятельная работа«Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»самостоятельная работа...