программа ДО "Рукодельница" Художественно-эстетического направления
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Лукьянова  Екатерина Владимировна

Программа ДО "Рукодеоьница" Художественно-эстетического направления для учащихся 5-6 классов.  Пояснительная записка. Планироваие по направлениям: изонить, декупаж, вышивка, лоскутное шитьё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Рукодельница" 5-6 кл.72.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа объединения дополнительного образования «Рукодельница» относится к программам художественно-эстетической направленности. Она предназначена для детей в возрасте 12-13 лет. Программа рассчитана на  2 года обучения. Занятия проводятся  два раза в неделю по 1 часу.


  Цель программы: создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.

В  процессе обучения решаются следующие задачи:


 1. Создавать  комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив  учащихся  в активную деятельность по освоению выбранных  видов рукоделия;
2. Создавать условия для развития и воспитания культуры общения учащихся;

3. Создавать условия  для развития познавательного  интереса  учащихся  по освоению различных видов декоративно-прикладного творчества; сформировать знания о художественных промыслах, осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;
4.  Создавать условия для овладения навыками  различных  техник вышивания; владению различными видами ручных швов, приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке. Помочь освоить технику декупаж, айрис, изонить.

5.  Научить правилам безопасного обращения с инструментами, материалами.

6. Формировать технологическую культуру; формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Содержание программы соответствует базовому уровню.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

    На занятиях используются различные методы и дидактические приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению кружковцами приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к  выполняемой работе.


    Для формирования творческой личности воспитанника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации, информационно-коммуникационные технологии, - способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.

   Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей детей.

Ожидаемые результаты:

  • Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
  • Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
  • Использование поделок-сувениров в качестве подарков
  • Практическое применение  своих умений и навыков.

По окончании курса обучения  учащиеся должны знать:

(теоретические знания и практические умения)

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила безопасной работы с ручными инструментами и  на  универсальной  швейной

машине; санитарно – гигиенические требования.

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла),-  контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- виды ручных стежков и строчек.

- способы перевода рисунка на ткань.

- способы увеличения и уменьшения рисунка.

- цветовые сочетания (тёплые, холодные, контрастные и гармонирующие цвета).

- технологию изготовления изделий в лоскутной пластике.

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления изделий: разметка, изготовление, сборка, отделка;

- требования к качеству готовых изделий.

- особенности окончательной отделки изделий.

- правила ухода за изделиями с отделкой, вышивкой.

- основные направления изготовления изделий в технике «изонить», айрис, декупаж.

- творчество народных умельцев  России и Тульской области

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий в различных техниках, эстетично и аккуратно  оформлять готовое изделие;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общеучебные  умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Система оценки результатов

     Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).

   Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу.

  Форма  подведения итогов  реализации  дополнительной образовательной программы проводится в виде проведения школьных выставок, что играет так же и воспитательную роль в формировании личности.

    Итоги работы проводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого из  учащихся подкрепляются выставкой их творческих работ.

   Итогом работы детей является участие их в городских и  региональных выставках и конкурсах.

Учебно – тематический план

1год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Кол-во часов

Теорети-

ческие

Кол-во часов

Практи-

ческие

Раздел 1. Изонить

16

3

13

1.1

Изонить. История возникновения искусства.

Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

1

1.2

Подготовка фона для изделия. Правила заполнения углов; правила заполнения окружностей.

1

2

1.3

Разработка эскизов.

Изготовление изделий по эскизам обучающихся

1

2

1.4

Изготовление  декоративного панно «Аквариум»

2

1.5

Изготовление объёмной открытки

2

1.6

Изготовление закладки для книг

1

1.7

Картины в стиле ниточного дизайна

4

Раздел 2.Вышивание

20

4

16

2.1

Вышивание. Традиционные орнаменты среднерусской полосы

0,5

2.2

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности.

1

2.3

Подготовка к вышиванию.

Перевод рисунка на ткань.

1

1

2.4

Технология выполнения ручных швов

Вышивка простейшими швами

0,5

2

2.5

Узор из цветов и листьев

1

2.6

Салфетка «Полевые цветы»

2

2.7

Вышивка монограмм и узоров на поздравительных открытках

2

2.8

Вышивка узелками «Мимоза»

2

2.9

Изготовление декоративного панно

«Фиалки»

2

2.10

Работа по эскизам обучающихся.

Вышивка бисером.

Вышивка бисером в деталях народного костюма.

1

2

2.11

Уход за вышитыми изделиями.

Оформление готовых изделий

1

2.12

Оформление выставки

1

Раздел 3. Лоскутная пластика

20

4

16

3.1

История создания искусства.  Традиции лоскутной  техники и современность.

1

3.2

Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

1

1

3.3

Геометрический орнамент и композиция.

Выполнение эскиза в лоскутной технике.

Изготовление шаблонов.

3

3.4

Правила подбора ткани и раскрой.

Прокладочные материалы.

1

1

3.5

Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.

Схема «Мельница»

1

4

3.6

Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме.

2

3.7

Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом.

4

3.8

Отделка готовых изделий.

1

Раздел 4. Декупаж

14

2

12

2.1

Декупаж – техника декорирования различных предметов.

История возникновения  искусства

1

2.2

Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы

1

2.3

Порядок работы в технике декупаж

0,5

1

2.4

Подготовка к декупажу декорируемого предмета

0,5

2

2.5

Декупаж для начинающих.

Декорированные тарелки для оформления интерьера кухни

4

2.6

Оформление рамочки для фото

2

2.7

Декорирование банки для кофе

1

2.8

Подведение итогов

1

                                                             Итого:

70

13

57

Содержание изучаемого курса

Раздел 1

Тема № 1.   Изонить. История возникновения искусства.    Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

Содержание учебного материала

Изонить. История возникновения искусства.

Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

Санитарно-гигиенические правила.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о технике изонить.

Знать материалы и инструменты для работы в технике изонить;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике.

Тема № 2-4.     Подготовка фона для изделия. Правила заполнения углов; правила заполнения окружностей.

Содержание учебного материала

Подготовка фона для изделия. Цветовой круг и сочетания цветов.

Правила заполнения углов. Правила заполнения окружностей (деление окружности на равные части).

Узор «Снеговик», «Ёлочка»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила выбора и подготовки фона для изделия;

Знать  о цветовых сочетаниях

Правила заполнения углов и окружностей.

Уметь подготавливать фон; заполнять углы и окружности в технике изонить.

Тема №  5- 7.  Разработка эскизов.  Изготовление изделий по эскизам обучающихся.

Содержание учебного материала

Разработка эскизов.  

Изготовление изделий по эскизам обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь выполнять геометрический орнамент  и заполнять его в технике изонить.

Тема №  8-9.  Изготовление  декоративного панно «Аквариум»

Содержание учебного материала

Изготовление  декоративного панно «Аквариум».

Работа со схемой. Последовательность изготовления панно. Перенос рисунка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила работы по схеме.

Уметь переносить рисунок;  работать по схеме.

Тема № 10-11.  Изготовление объёмной открытки

Содержание учебного материала

Изготовление объёмной открытки.

Изготовление открыток для разных событий – Новый год, Рождество, День рождения, 8 марта и т.п.

Разработка рисунка

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о способах  изготовления объёмных открыток

Уметь  разрабатывать рисунок;

Уметь  изготавливать объёмную открытку

Тема № 12. Изготовление закладки для книг

Содержание учебного материала

Изготовление закладки для книг.

Заполнение дуги.

Составление орнамента по произвольной композиции

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  правила заполнения дуги

Уметь заполнять дугу

Уметь составлять орнамент

Тема № 13- 16. Картины в стиле ниточного дизайна

Содержание учебного материала

Картины в стиле ниточного дизайна.  

Схемы и рисунки.  

Схема картины «Парус». Последовательность изготовления картины.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о картинах в стиле ниточного дизайна.

Знать правила работы со схемой

Уметь  выполнять картины в стиле ниточного дизайна

Раздел 2.  Вышивание

Тема № 1-2.   Вышивание. Традиционные орнаменты среднерусской полосы.

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности

Содержание учебного материала

Вышивка как вид декоративно прикладного искусства.

Национальные особенности русской вышивки.  История  и художественные  традиции  вышивального искусства.

Возможности её применения в отделке современной одежды и украшении интерьера.

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. Санитарно - гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать традиционные орнаменты среднерусской полосы;

Традиционный орнамент Тульской губернии.

Знать материалы и инструменты для вышивания;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике

Тема № 3-4.  Подготовка к вышиванию.  Перевод рисунка на ткань.

Содержание учебного материала

Подготовка к вышиванию. Подготовка ткани.

 Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

Перевод рисунка на просвет; с помощью тонкой прозрачной бумаги. Перевод припорохом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать способы перевода рисунка на ткань.

Уметь переводить рисунок на ткань.

Тема № 5 -6. Технология выполнения ручных швов.  Вышивка простейшими швами.

Содержание учебного материала

Технология выполнения ручных швов. Вышивка простейшими швами.

Правила  посадки и постановки рук во время вышивания. Способы закрепления рабочей нити.  Способы безузелкового закрепления рабочей нити.

Техника выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку», стебельчатый,  тамбурный, «Шнурок», «Козлик»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь закреплять нити разными способами;

Выполнять швы  «вперёд иголку», «за иголку», стебельчатый,  тамбурный, «Шнурок», «Козлик»

Тема № 7 . Узор из цветов и листьев

Содержание учебного материала

Орнамент в вышивке.  Создание мотивов растительного происхождения.  

Выбор  швов для вышивания узора.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать определение «Орнамент»

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку. Выполнять швы «вперёд иголку», полупетельки  вприкреп, стебельчатый

Тема № 8-9. Салфетка «Полевые цветы»

Содержание учебного материала

Сочетания цветов, их влияние друг на друга. Цветовой круг.  Цветовая гармония.

Выбор орнамента для вышивки. Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  о цветовых сочетаниях;  

Уметь работать с цветовым кругом;

Определять центр салфетки, выполнять орнамент;

Обрабатывать края салфетки

Выполнять стебельчатый, тамбурный швы.

Тема № 10-11. Вышивка монограмм и узоров на поздравительных открытках.

Содержание учебного материала

Монограмма. Шрифт для вышивания монограмм.  Разработка рисунка монограммы, используя предложенный алфавит(шрифт) для вышивания или свой. Узоры для поздравительных открыток.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать определение «монограмма».

Знать способы оформления поздравительных открыток.

Уметь разрабатывать рисунок монограммы для вышивания.

Уметь вышивать монограмму стебельчатым швом; оформлять поздравительную открытку

Тема № 12-13. Вышивка узелками «Мимоза»

Содержание учебного материала

Технология выполнения шва «узелки».

Последовательность выполнения работы.

Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  технологию выполнения шва «узелки»

Уметь выполнять вышивку в технике «узелки»

Тема № 14-15. Изготовление декоративного панно    «Фиалки»

Содержание учебного материала

Беседа  о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).

Выбор фона,  рисунка и технологию выполнения швов.

Оформление готового панно.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о народных промыслах.

Уметь  подбирать фон, рисунок и технологию выполнения швов.

Тема № 16 -18. Работа по эскизам обучающихся.  Вышивка бисером.

                            Вышивка бисером в деталях народного костюма.

Содержание учебного материала

Выбор рисунка для вышивки. Подбор игл, ниток и ткани.   Нашивание бисера швом «вперёд иголку», «назад иголку», «шитьё вприкреп».

(В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры.)

Вышивка бисером в деталях народного костюма.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  способы нашивания бисера.

Уметь нашивать бисер.

Тема № 19  Уход за вышитыми изделиями.  Оформление готовых изделий

Содержание учебного материала

Уход за вышитыми изделиями.

Обработка вышитых изделий.

Стирка и утюжка готового изделия.

Способы оформления  готовых изделий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила ухода за вышитыми изделиями.

Уметь применять их на практике.

Уметь оформлять готовые изделия.

Тема № 20. Оформление выставки.

Содержание учебного материала

Оформление выставки.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила размещения демонстрируемых изделий.

Уметь  оформить выставку.

Раздел 3. Лоскутная пластика

Тема № 1. История создания искусства.  Традиции лоскутной  техники и современность.

Содержание учебного материала

История создания искусства.  Традиции лоскутной  техники и современность.

Применение орнамента в   национальном костюме и предметах быта.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о  технике лоскутного шитья.

Тема № 2-3.  Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Содержание учебного материала

Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать материалы и инструменты для лоскутного шитья;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике

Тема № 4-6. Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике. Изготовление шаблонов.

Содержание учебного материала

Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Смещение цветов. Основные понятия об орнаменте, видах орнаментов. Композиция орнамента, пропорции, ритм, симметрия.

Выполнение эскиза в лоскутной технике.

Изготовление шаблонов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания.

Уметь выполнять эскизы; изготавливать шаблоны.

Тема № 7-8. Правила подбора ткани и раскрой.  Прокладочные материалы.

Содержание учебного материала

Правила подбора ткани и раскрой. Сочетание контрастных и родственных цветов ткани. Правила раскроя деталей с учётом направления долевой нити и рисунка.

Виды прокладочных  материалов(флизелин, ватин, синтепон).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя  деталей.

Знать о применении прокладочных материалов.

Уметь соединять основную деталь с флизелином.

Тема № 9 -13. Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.  Схема «Мельница»

Содержание учебного материала

Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.

Схема «Мельница»

Расчёт и раскрой квадратиков. Соединение, способы соединения квадратов и треугольников. Окантовка готового изделия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: как производить расчет квадратов и способы их соединения.
Уметь: рассчитывать, раскроить по шаблону квадраты и соединить их, использую технологию.

Тема № 14-15.  Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме.

Содержание учебного материала

Схема «Ёлочка». Сборка образца по схеме.

Соединение  лоскутов различной формы без предварительного сметывания.  Составление блоков в изделиях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать определение «схема», «блок»

Уметь: раскрывать полоски различной ширины и длины и уметь стачивать  их;  соединять с основой.

Тема № 16-19. Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом.

Содержание учебного материала

Изготовление наволочки на диванную подушку с лоскутным орнаментом.

Использование техники «витражи» (магический квадрат) для покрывал, сумок, жилетов и т.д. Техника выполнения магического квадрата – детали. Подбор ткани для фона и для орнамента.

Особенности соединения лоскутной основы с подкладкой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила сборки

Уметь  выполнять эти правила

Тема № 20. Отделка готовых изделий.

Содержание учебного материала

Отделка готовых изделий.

Способы оформления готовых изделий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать способы оформления готовых изделий

Уметь  оформлять  готовые изделия

Раздел 4. Декупаж

Тема № 1. Декупаж – техника декорирования различных предметов.    История возникновения  искусства

Содержание учебного материала

Виды и жанры декоративно – прикладного творчества.

История возникновения и развития техники декупаж.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о видах ДПТ

Иметь  представление о технике декупаж

Тема № 2.  Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.

Содержание учебного материала

Н        Назначение инструментов и приспособлений. Материалы и  

принадлежности для работы.

Осн   Основные  приемы работы. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать назначение инструментов и приспособлений;

Знать правила безопасной работы.

Уметь пользоваться  материалами из книг, журналов

Тема № 3. Порядок работы в технике декупаж.

Содержание учебного материала

Декупаж на различных поверхностях.

Изготовление простейшего изделия.

Виды поверхностей: скорлупа, дерево, металл, стекло и т.д.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  порядок выполнения работы в технике декупаж.

Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 4-6.  Подготовка к декупажу декорируемого предмета

Содержание учебного материала

Подготовка к декупажу декорируемого предмета. Грунтовка.

Основные приемы вырезания,вырывания ,

декопач (выравнивание) и наклеивание салфетки, рисовой бумаги,

декупажнойкарты на заготовке;

приемы лакирования изделия;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь подготавливать к декупажу  декороруемый предмет

Тема № 7-10. Декупаж для начинающих.  Декорированные тарелки для оформления интерьера кухни.

Содержание учебного материала

Подготовка   поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  способы приклеивания салфеток

Уметь декорировать тарелку, выполнять окраску фона и покрывать поверхность лаком.

Тема № 11 – 12. Оформление рамочки для фото

Содержание учебного материала

Подготовка деревянной поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь загрунтовать поверхность, подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 13. Декорирование банки для кофе

Содержание учебного материала

Виды декора  банок. Особенности декупажа на стеклянных поверхностях, материалы для работы со стеклом. Виды распечаткок, способы использования распечаток в декупаже, расслаивание. Подрисовка фона. Дополнительный декор

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать виды декора, особенности декупажа на стеклянных поверхностях.

Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 14. Подведение итогов

Содержание учебного материала

         Самостоятельная разработка изделия

- основные понятия в композиции и составлении композиции;

- изготовление изделия по творческому замыслу;

  Подведение итогов работы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учебно – тематический план

2 год обучения

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Кол-во часов

Теорети-

ческие

Кол-во часов

Практи-

ческие

Раздел 1. Айрис

16

3

13

1.1

Айрис. История возникновения искусства.

Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

1

1.2

Подготовка фона для изделия. Правила заполнения  схем. Схемы и шаблоны.

1

1

1.3

Работа по схемам  «Кленовый лист»,

«Бабочка», «Фрукты»

1

3

1.4

Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат»

2

1.5

Открытки своими руками.

Изготовление объёмной открытки.

2

1.6

Разработка эскизов.

Изготовление изделий по эскизам обучающихся

1

1.7

Картины в  технике айрис-фолдинг

4

Раздел 2. Вышивка  лентами

20

4

16

2.1

Вышивка лентами. История создания искусства.

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности.

2

2.3

Подготовка к вышиванию.

Способы  перевода  рисунка на ткань.

1

1

2.4

Основные виды швов и элементов.

Закрепление ленты в конце вышивки  элемента.

Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный»

1

2

2.5

Технология выполнения  швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик»

2

2.6

Изготовление декоративного  панно  «Ветка яблони»

4

2.9

Изготовление декоративного панно «Розы».

Бутон розы из косой бейки.

4

2.10

Работа по эскизам обучающихся.

2

2.11

Уход за вышитыми изделиями.

Оформление готовых изделий.

1

Раздел 3. Лоскутная пластика

20

4

16

3.2

Возможности лоскутного шитья.

Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

1

1

3.3

Геометрический орнамент и композиция.

Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные.

Салфетка с геометрическим орнаментом.

1

4

3.4

Шитьё из полос. Правила сборки изделий.

Панно «Лабиринт из полос»

1

4

3.5

Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.

Схема «Колодец»

1

3

3.6

Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме.

2

3.8

Отделка готовых изделий.

2

Раздел 4.  Декупаж

14

2

12

2.1

Декупаж -   техника декорирования различных предметов.

Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.

2

2.2

Порядок работы в технике декупаж.

Подготовка к декупажу декорируемого предмета.

2

2.3

Декорирование цветочных горшков.

4

2.4

Декорирование деревянных кухонных досок

2

2.5

Декорирование  стеклянной вазы

Покрытие лаком.

3

2.8

Подведение итогов. Оформление выставки

1

                                                             Итого:

70

13

57

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Айрис

Тема № 1. Айрис. История возникновения искусства. Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

Содержание учебного материала

Айрис. История возникновения искусства. «Секреты» рукоделия.

Инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасности.

Санитарно-гигиенические правила.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о технике  айрис.

Знать материалы и инструменты для работы в технике  айрис;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике.

Тема № 2-3. Подготовка фона для изделия. Правила заполнения  схем. Схемы и шаблоны.

Содержание учебного материала

Подготовка фона для изделия.  Правила заполнения  схем.

Цветовые сочетания (гармонирующие и контрастные цвета).

Схемы и шаблоны. Линии и цифры на схеме.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила выбора и подготовки фона для изделия;

Правила заполнения схем.

Уметь подготавливать фон;  работать по схеме в технике айрис.

Тема № 4-7.  Работа по схемам  «Кленовый лист»,  «Бабочка», «Фрукты»

Содержание учебного материала

Работа по схемам  «Кленовый лист»,

«Бабочка», «Фрукты».

Порядок заполнения. Работа по одной  и той же схеме (разные варианты выбора цветовых сочетаний)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  о правилах заполнения схем

Уметь заполнять схему

Тема № 8 - 9.  Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат»

Содержание учебного материала

Работа по схемам «Треугольник», «Квадрат»

Порядок заполнения. Работа по одной  и той же схеме (разные варианты выбора цветовых сочетаний)

Оформление изнаночной и лицевой сторон

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь  заполнять схему,

оформлять лицевую сторону

Тема № 10 - 11.  Открытки своими руками. Изготовление объёмной открытки.

Содержание учебного материала

Изготовление объёмной открытки.

Изготовление открыток для разных событий – Новый год, Рождество, День рождения, 8 марта и т.п.

Разработка рисунка

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о способах изготовления открыток.

Знать о способах  изготовления объёмных открыток

Уметь  разрабатывать рисунок;

Уметь  изготавливать объёмную открытку

Тема № 12. Разработка эскизов.  Изготовление изделий по эскизам обучающихся.

Содержание учебного материала

Разработка эскизов.  Цветовой круг и сочетания цветов.

Выбор шаблона со схемой.

Изготовление изделий по эскизам обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  о цветовых сочетаниях.

Уметь  изготавливать изделия в технике айрис

Тема №  13-16.   Картины в  технике айрис-фолдинг.

Содержание учебного материала

Картины в  технике айрис-фолдинг.

Выбор шаблона со схемой.  Порядок заполнения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представления о картинах  в технике айрис-фолдинг

Знать правила работы со схемой,

Уметь выполнять картины в технике айрис-фолдинг

Раздел 2. Вышивка  лентами

Тема № 1 -2.  Вышивка лентами. История создания искусства.

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности.

Содержание учебного материала

Вышивка лентами. История создания искусства.

Инструменты, материалы, приспособления для вышивания. Правила безопасности. Санитарно- гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать материалы и инструменты для вышивания лентами;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике

Тема № 3 – 4. Подготовка к вышиванию. Способы  перевода  рисунка на ткань.

Содержание учебного материала

Подготовка к вышиванию.

Способы  перевода  рисунка на ткань.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать способы перевода рисунка на ткань

Уметь переводить рисунок на ткань

Тема № 5 -7. Основные виды швов и элементов. Закрепление ленты в конце вышивки  элемента.   Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный»

Содержание учебного материала

Основные виды швов и элементов.

Закрепление ленты в конце вышивки  элемента.

Технология выполнения швов «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь закреплять  нити разными способами

Выполнять швы  «полупетля», «петля», «французский узелок», «стежок перекрученный»

Тема № 8-10.  Технология выполнения  швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик»

Содержание учебного материала

Технология выполнения  швов «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик»

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Знать технологию выполнения швов

Уметь выполнять швы  «диагональный», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «крестик»

Тема № 11- 13. Изготовление декоративного  панно  «Ветка яблони»

Содержание учебного материала

Изготовление декоративного  панно  «Ветка яблони»

Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для  панно, определение центра  панно, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка готового изделия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила подготовки ткани для вышивания лентами

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку.

Тема № 14- 17.  Изготовление декоративного панно «Розы». Бутон розы из косой бейки.

Содержание учебного материала

Изготовление декоративного панно «Розы».

Бутон розы из косой бейки.

Выбор фона,  рисунка и технологию выполнения швов.

Оформление готового панно.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать способы оформления роз из косой бейки и лент разной ширины.

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки лентами  по рисунку.

Тема № 18-19. Работа по эскизам обучающихся.

Содержание учебного материала

Работа по эскизам обучающихся.

В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры.)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки лентами  по рисунку.

Тема №  20. Уход за вышитыми изделиями.  Оформление готовых изделий.

Содержание учебного материала

Уход за вышитыми изделиями.

Оформление готовых изделий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила ухода за вышитыми изделиями.

Уметь оформлять готовые изделия.

Раздел 3. Лоскутная пластика

Тема № 1-2. Возможности лоскутного шитья.

Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Содержание учебного материала

Возможности лоскутного шитья. Традиции лоскутной  техники и современность.

Подготовка к работе. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Иметь представление о технике лоскутного шитья.

Знать материалы и инструменты для лоскутного шитья;

            правила безопасной работы;

           санитарно-гигиенические правила.

Уметь использовать их на практике

Тема № 3-7. Геометрический орнамент и композиция. Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные. Салфетка с геометрическим орнаментом.

Содержание учебного материала

Геометрический орнамент и композиция.

Разработка узора, учитывая деление цвета на тёплые и холодные.

Салфетка с геометрическим орнаментом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания.

Уметь изготавливать шаблоны.

Тема № 8- 12.  Шитьё из полос. Правила сборки изделий.  Панно «Лабиринт из полос»

Содержание учебного материала

Шитьё из полос. Раскрой полос. Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы. Основы скоростного шитья.

Правила сборки изделий.

Панно «Лабиринт из полос»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя  деталей.

Знать о применении прокладочных материалов.

Уметь соединять основную деталь с флизелином.

Тема № 13-16. Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.  Схема «Колодец»

Содержание учебного материала

Технология изготовления изделий. Способы соединения деталей. Традиционные схемы сборки.

Схема «Колодец»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя  деталей.

Знать о применении прокладочных материалов.

Уметь соединять основную деталь с флизелином.

Тема № 17 -18. Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме

Содержание учебного материала

Схема «Диагональ». Сборка образца по схеме.

Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о необходимости припусков на швы, их величине и правилах раскроя  деталей.

Знать о применении прокладочных материалов.

Уметь соединять основную деталь с флизелином.

Тема № 19 - 20.   Отделка готовых изделий.

Содержание учебного материала

Отделка готовых изделий.

Способы оформления готовых изделий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать способы оформления готовых изделий

Уметь  оформлять  готовые изделия

Раздел 4.  Декупаж

Тема № 1-2. Декупаж -   техника декорирования различных предметов.

Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.

Содержание учебного материала

Декупаж -   техника декорирования различных предметов.

Материалы, инструменты и принадлежности для работы. Правила безопасной работы.

На   Назначение инструментов и приспособлений. Материалы и  

принадлежности для работы.

   Основные  приемы работы. Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о видах ДПТ.

Иметь  представление о технике декупаж.

Знать назначение инструментов и приспособлений;

Знать правила безопасной работы.

Уметь пользоваться  материалами из книг, журналов

Тема № 3 – 4. Порядок работы в технике декупаж.  Подготовка к декупажу декорируемого предмета.

Содержание учебного материала

Декупаж на различных поверхностях. Изготовление простейшего изделия.

Виды поверхностей: скорлупа, дерево, металл, стекло и т.д.

Порядок работы в технике декупаж.

Подготовка к декупажу декорируемого предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  порядок выполнения работы в технике декупаж.

Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 5- 8. Декорирование цветочных горшков.

Содержание учебного материала

Декорирование цветочных горшков.

Виды окрашивания поверхности.   Окрашивание поверхности цветочного горшка.
Создание мотива.  Лакировка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  порядок выполнения работы в технике декупаж.

Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 9 -10. Декорирование деревянных кухонных досок

Содержание учебного материала

Декорирование деревянных кухонных досок. Подготовка деревянной поверхности. Способы приклеивания салфеток. Финишные покрытия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  способы приклеивания салфеток

Уметь декорировать  кухонные доски, выполнять окраску фона и покрывать поверхность лаком.

Тема № 11-13. Декорирование  стеклянной вазы.  Покрытие лаком.

Содержание учебного материала

Декорирование  стеклянной вазы.     Особенности декупажа на стеклянных поверхностях, материалы для работы со стеклом. Виды распечаткок, способы использования распечаток в декупаже, расслаивание. Подрисовка фона. Дополнительный декор. Покрытие лаком.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать  порядок выполнения работы в технике декупаж.

Уметь подбирать мотив и аккуратно выполнять работу

Тема № 14. Подведение итогов. Оформление выставки.

Содержание учебного материала

Подведение итогов. Оформление выставки

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать правила размещения демонстрируемых изделий.

Уметь  оформить выставку.

Методическое обеспечение программы

Мультимедийная установка

Инструкционные и технологические карты

Образцы и готовые изделия

ЭОР

Литература

1. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С. «Технология ручной вышивки»: книга для учащихся 5-8 кл. ср. шк.-М.: Просвещение, 2009.-142 с.

2. Вышивка лентами. – Минск: Харвест, 2010. – 32 с.: ил.

3. Шёлковые ленты. Лучшие образцы вышивок. –Минск: Харвест, 2011. – 45 с.: ил.

4. Максимова М, Кузьмина М, Лоскутики издательство «ЭКС МО – Пресс», 2008 – 158 с.

5. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.

6. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

  1. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.

8. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

9. «Все о декупаже: технике и изделия» //под ред. М. Лупато, изд. «Ниоло – Пресс». 2009-92с.

         10. «Стильные штучки в технике декупаж» // серия: Ручная работа, изд. «АСТ – Пресс         Книга».2007

        11.  Н.Н.Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы» // Аст, Астрель. 2011

        12. С.А.Ращупкина. «Декупаж . Лучшая книга о декорировании» // Рипол Классик, серия – школа рукоделия. 2011

Журналы «Школа и производство», «Ручная работа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс

Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)

Программа учебного предмета «Технология»  Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Самостоятельная работа«Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»самостоятельная работа...