Экспертиза результатов деятельности за 3 года
материал по теме
Портфолио учителя русского языка и литературы на 1 квалификационную категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Алемаевская основная общеобразовательная школа
Экспертиза результатов деятельности
за 2007 – 2009 гг.
учителя русского языка и литературы
Новиковой Галины Александровны
2009 – 2010 уч. г.
Содержание
Наименование | страница |
Представление на учителя русского языка и литературы Новикову Г. А. | 4 |
Общие сведения об учителе. Биография. | 5 |
Учебная нагрузка. | 5 |
Нормативные документы, используемые в работе. | 5 |
Мое педагогическое кредо | 6 |
Результаты профессиональной педагогической деятельности. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за 2007 – 2009 гг. | 6 |
Участие в предметных олимпиадах. | 8 |
Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам. | 8 |
Контрольные срезы знаний. | 10 |
Сравнительная диаграмма. | 10 |
Научно-методическая деятельность. Программы. | 11 |
УМК | 11 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс. | 11 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс. | 17 |
Использование современных образовательных технологий. | 20 |
Факультативные занятия по русскому языку. | 22 |
Обобщение и распространение педагогического опыта. Открытые уроки. | 25 |
Обмен опытом. | 25 |
Повышение квалификации. | 25 |
Участие в профессиональных конкурсах. | 26 |
Участие в работе комиссий. | 26 |
Внеурочная деятельность. Дополнительное образование. | 27 |
Разработка олимпиадных заданий. | 27 |
Внеклассные мероприятия по русскому языку. | 27 |
Проектная внеурочная деятельность. | 28 |
Участие в районных конкурсах по проблемам воспитания. | 29 |
Организация поездок, экскурсий. | 29 |
Учебно-материальная база. | 29 |
Приложение 1. Копия диплома об образовании. Аттестационный лист. | 31 |
Приложение 2. Копии грамот учащихся. | 33 |
Приложение 3. Фотографии с районного конкурса «Театр – страна настоящего» | 37 |
Приложение 4. Фрагмент работы «Топонимика нашего края» (Микротопонимический словарь села Алемаева). | 38 |
Приложение 5. Конкурсное сочинение Афанасьева А. «Моя семья в истории страны» | 40 |
Приложение 6. Дидактические материалы к урокам. | 42 |
Приложение 7. Игра по станциям. Повторение темы «Наречие» 7 класс. | 48 |
Приложение 8. Проектные работы учащихся. Буклеты. | 50 |
Приложение 9. Фрагмент урока «Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи». | 50 |
Приложение 10. Фрагменты уроков по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. | 52 |
Приложение 11. Дифференцированные задания. | 53 |
Приложение 12. Фрагмент открытого урока «Односоставные предложения». | 55 |
Приложение 13. Фрагмент доклада «Нетрадиционные уроки как способ повышения познавательной активности учащихся». | 61 |
Приложение 14. Копия удостоверения. | 63 |
Приложение 15. Копия грамоты. | 64 |
Приложение 16. Фрагмент отчета по самообразованию. | 65 |
Приложение 17. Копии грамот. | 70 |
Приложение 18. Фрагмент конкурсного урока «И какой же русский не любит быстрой езды!». | 74 |
Приложение 19. Программа кружка «Юный журналист». | 80 |
Приложение 20. Один из номеров школьной газеты. | 84 |
Приложение 21. Отзыв библиотекаря школы Моисеевой Н. П. о школьной газете. | 92 |
Приложение 22. Школьные олимпиады по русскому языку. | 93 |
Приложение 23. Олимпиадные задания для 9 класса. | 97 |
Приложение 24. Фрагменты внеклассных мероприятий. | 102 |
Приложение 25. Фотографии проектной работы «Энциклопедия одного слова». Энциклопедия слова «Истина» (Семиной П.) | 108 |
Приложение 26. Фотографии с эрзянско-мокшанских чтений. | 109 |
Приложение 27. Страницы альбома о Болдине. | 110 |
Начальнику отдела образования
и молодежной политики
Сизову С. Н.
директора МОУ Алемаевская ООШ
Скрипка А. А.
Представление на учителя русского языка и литературы Новикову Г. А.
Новикова Г. А. имеет высшее образование, закончила Арзамасский Государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж – 14 лет, из них 11 лет работает в Алемаевской основной общеобразовательной школе, с 2005 года имеет первую квалификационную категорию.
Галина Александровна – опытный учитель, специалист в своей области, обладает всесторонними и глубокими знаниями предмета, в совершенстве владеет методикой преподавания и воспитания. Уроки учителя отличаются мобилизующим началом, применением традиционных и нестандартных приемов и методов. В последние три года Галина Александровна применяет в своей работе новые педагогические технологии: информационные, проблемное обучение, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, технологию «Творческая мастерская» и др. В результате успеваемость в классах по ее предметам 100%, качество знаний по русскому языку 44 – 56%, по литературе 56 – 83%.
Новикова Г. А. серьезно и вдумчиво подходит к решению всех вопросов школьной жизни. Она в соавторстве с другими учителями школы является разработчиком авторских программ: в 2007-2008 уч. г. совместно с руководителем ШМО классных руководителей Тюльниковой Г. А. разработала программу инновационной экспериментальной работы в школе по теме: «Адаптация и внедрение метода социального проектирования в практику работы классных руководителей». Опыт работы был обобщен на районном методсовете и одобрен. В 2009 – 2010 уч. году совместно с учителем физической культуры Кузнецовой В. А. разработала программу применения здоровьесберегающих технологий в школе «Остров здоровья».
В течение всех лет работы в школе Галина Александровна – активная участница различных районных мероприятий, неоднократно занимала призовые места. Ее ученики также являются участниками и призерами районных мероприятий.
Директор школы: Скрипка А. А.
Общие сведения об учителе
Биография
Новикова Галина Александровна родилась 04 марта 1972 года в с. Смирново Шатковского района. С 1979 по 1989 гг. обучалась в Смирновской средней школе, в 1989 – 1990 учебном году работала в этой же школе старшей вожатой. В 1990 году поступила в Арзамасский Государственный педагогический институт, по окончании которого в 1995 году получила специальность учителя русского языка и литературы. (см. Приложение 1 – копия диплома об образовании). С 1996 года начала работать по данной специальности в Нелединской основной школе. С 1998 года перешла в Алемаевскую основную школу, где работает до настоящего времени. Стаж работы составляет 14 лет, учителем русского языка и литературы – 13 лет. В 2000 году была присвоена вторая квалификационная категория, в 2005 году – первая (см. Приложение 1 – Аттестационный лист). В 2007 году были пройдены курсы повышения квалификации «Теория и методика преподавания русского языка и литературы». В 2010 году подтверждает первую квалификационную категорию.
Учебная нагрузка на 2009-2010 уч. год
класс | Русский язык | Литература | МХК | География | ИГЗ и факультативные занятия |
5 класс | 6 ч. | 2 ч. | 1 ч. (по литературе.) | ||
8 класс | 2 ч. | ||||
9 класс | 2 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | 1 ч. (по русскому языку) |
Итого: 20 ч. | 8 ч. | 5 ч. | 1 ч. | 4 ч. | 2 ч. |
Нормативные документы, используемые в работе:
- Закон «Об образовании РФ»
- Устав школы
- БУП 2005 г.
- РБУП 2009 г.
- Учебный план школы
- Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 уч. г.
- Учебные программы по предметам
- Учебники по предметам
- Тематическое и поурочное планирование
- График районных контрольных срезов и ВШК.
Мое педагогическое кредо
№ | Виды | Содержание |
Основные педагогические ценности | Любовь к детям, душевность, доброжелательность, доверие, справедливость, уважение, знание предмета и закономерностей учебно-воспитательного процесса, владение его технологиями, методами и формами организации. | |
Педагогические цели и задачи на учебный год | Повышать свое педагогическое мастерство, планировать процесс работы со слабоуспевающими, стимулировать познавательную активность учащихся, пополнить свою методическую копилку. | |
Практические цели и задачи на учебный год | Составить планирование по предметам на 2009 -2010 уч. г. , провести все запланированные мероприятия по внеклассной работе, подготовить к олимпиадам по предметам, пройти процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию, принимать участие в работе районного методического объединения, в семинарах по подготовке к ГИА. | |
Используемые педагогические методики | Личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговую деятельность, развивающее обучение, исследовательская деятельность. | |
Используемые педагогические технологии | Здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровые, проблемное обучение, проектное обучение, технология РКМЧП. | |
Ожидаемый результат | Усвоение учащимися программного материала, успешная сдача итоговой аттестации. |
Результаты профессиональной педагогической деятельности.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за 2007 – 2009 гг.
Уроки русского языка и литературы я постоянно веду в двух классах.
Качество знаний учащихся по русскому языку
2006 – 2007 уч. год.
6 класс – 7 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (57%)
7 класс – 9 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (44%)
2007 – 2008 уч. год
7 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (66%)
8 класс – 7 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (57%)
2008 – 2009 уч. год
8 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (66%)
9 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (66%)
Качество знаний учащихся по литературе
2006 – 2007 уч. год.
6 класс – 7 человек, на «4» и «5» -- 5 человек (71%)
7 класс – 9 человек, на «4» и «5» -- 5 человек (56%)
2007 – 2008 уч. год
7 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 5 человек (83%)
8 класс – 7 человек, на «4» и «5» -- 5 человек (71%)
2008 – 2009 уч. год
8 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 4 человека (66%)
9 класс – 6 человек, на «4» и «5» -- 5 человек (80%)
Не аттестованных и оставленных на повторное обучение по предметам русский язык и литература за три последних учебных года не было.
Участие в предметных олимпиадах
Олимпиада по русскому языку и литературе – одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Она предоставляет возможность, не страшась ошибок, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач. Победители школьного тура, как правило, участвуют в районной олимпиаде.
Учебный год | Школьные олимпиады | Районные олимпиады | |
Русский язык | литература | Русский язык | |
2006-2007 | 8 чел. | 7 чел. | - |
2007-2008 | 3 чел. | 4 чел. | 1 чел. |
2008-2009 | 6 чел | 7 чел. | 2 чел. |
Итого: | 18 чел. | 18 чел. | 3 чел. |
Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам
За три последних года ученики моих классов принимали активное участие в районных мероприятиях, имеющих отношение к русскому языку или литературе: конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, представляли свои творческие работы в виде презентаций, стихотворений собственного сочинения. Если учесть малую наполняемость классов (в разные годы от 9 до 6 человек), то 24 участника и 5 призовых мест – это неплохие показатели (см. Приложение 2 – копии грамот и Приложение 3 – фотографии с конкурса театральных коллективов «Театр – страна настоящего»).
Особый интерес у ребят вызывают исследовательские конкурсы. Так, изучая топонимику родного села, описывая микротопонимы с лингвистической точки зрения, сделали для себя много открытий. В ходе работы было собрано ( 56) микротопонимов. (См. Приложение 4 – Микротопонимический словарь с. Алемаева).
В конкурсах сочинений, как правило, бывает немного участников. Здесь самое главное – заинтересовать ребят начатой исследовательской работой (см. Приложение 5 – Сочинение «Моя семья в истории страны»).
В последнее время большой интерес вызывают у учеников конкурсы презентаций. Как правило, желающих поучаствовать в таких конкурсах много. Приходится отбирать лучшие работы (см. электронное приложение 1 – конкурсные презентации учащихся).
Количество участников районных научных конференций, конкурсов, смотров.
Учебный год | Название мероприятия | Количество участников | результат |
2006-2007 | Конкурс чтецов стихотворений «Я люблю эту землю» | 2 чел. | |
Конкурс сочинений «Моя семья в истории страны» | 1 чел. | 1 место | |
Конкурс сочинений «Служба 01 – огнеборцы» | 1 чел. | 1 место | |
2007-2008 | Конкурс чтецов стихотворений «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» | 2 чел | |
Конкурс исследовательских работ «Топонимика нашего края» | 3 чел. | 1 место | |
Конкурс ученических презентаций «Я русский бы выучил только за то…» | 4 чел. | 1 участник – 3 место | |
2008-2009 | Конкурс чтецов стихотворений «Семья – родина ребенка» | 2 чел. | |
Конкурс творческих работ «Наши деды – славные победы» | 1 чел. | ||
Ученическая конференция «Речевой портрет современника» | 1 чел. | ||
Конкурс театральных коллективов «Театр – страна настоящего» | 7 чел | 2 место | |
Итого: | 24 участника | 5 призовых мест |
Была объявлена благодарность по итогам районных конкурсов:
-- «Я русский бы выучил только за то…» (Приказ РОО №66 от 08.04.2008.)
-- «Речевой портрет современника» (Приказ РОО № 99 от 20.04.2009.)
Контрольные срезы знаний
За три последних года по линии РОО была проведена лишь одна контрольная работа – пробный экзамен по русскому языку в 9 классе (2009 г.)
Другие контрольные срезы проводились по линии администрации школы.
Учебный год | Вид работы | уровень | результат |
2006-2007 | Переводный экзамен по литературе в 7 классе | школа | 57% |
2007-2008 | Переводный экзамен по русскому языку в 8 классе | школа | 57% |
2008-2009 | Пробный экзамен по русскому языку в 9 классе | район | 66% |
Переводный экзамен по русскому языку в 8 классе | школа | 66% |
В 2008 – 2009 уч. году в анкетировании среди учащихся все выпускники отметили русский язык как один из самых важных предметов в школе. Именно по этой причине 5 человек из 6 выбрали этот предмет на экзамен в устной форме.
Сравнительная диаграмма
«Качество знаний выпускников 2008-2009 уч. года (русский язык) по итогам года, по итогам пробного экзамена, по итогам ГИА, по итогам экзамена по выбору»
Научно-методическая деятельность
Программы
По русскому языку в двух классах я работаю по разным программам. Это обосновывается тем, что в разные годы в школу поступали учебники разных авторов. Осваивать новый учебник всегда интересно и полезно с точки зрения профессионального роста учителя.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2005 | Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9, 10 – 11 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2008 |
УМК
- Учебники по русскому языку (для всех классов. Авторский коллектив соответствует программе)
- Рекомендации по преподаванию образовательных дисциплин базисного учебного плана в 2009 – 2010 уч. году. Н. Новгород, 2009.
- Поурочные разработки (для всех классов, по разным программам)
- Захарова Т. А. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 – 6 классы. – М.: Глобус, 2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. М.: ВАКО, 2009 (для всех классов)
- Русский язык и литература. 5 – 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / Сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008
- Страхова Л. Л. Сочинение по картине. – Санкт-Петербург: Литера, 2009
- Васильева В. В., Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Русский язык. 6 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009
- Козлова Р. П., Чеснокова Н. В. Тесты по русскому языку 8 – 9 классы.—М.: ВАКО, 2008
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. – М.: Просвещение, 2008
- Русский язык: 8класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009
- Другая методическая литература более ранних годов издания
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2009 – 2010 уч. год.
5 класс (по программе М. Т. Баранова, Л. А. Ладыженской)
6 часов в неделю (всего 204 часа)
- Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – Москва: «Просвещение», 2005
- Рекомендации по преподаванию образовательных дисциплин базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном году. Н. Новгород, 2009.
- Русский язык 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. – Москва: «Просвещение» 2007.
- Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской / Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т. А. Ладыженская, О. П. Штыркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Язык и общение (3+1) 1. Язык и человек | ||
2 | 2. Общение устное и письменное | ||
3 | 3. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
4 | 4. Р.Р. Стили речи | ||
5 | Повторение изученного в начальной школе(17+4) 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
6 | 2. Орфограмма. | ||
7 | 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
8 | 4. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
9 | 5. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
10 | 6. Буквы и, у, а после шипящих. | ||
11 | 7. Разделительные ъ и ь. | ||
12 | 8. Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
13 | 9. Р.Р. Текст. Обучающее изложение. | ||
14 | 10. Части речи. | ||
15 | 11. Глагол. | ||
16 | 12. –Ться и –тся в глаголах. | ||
17 | 13. Р.Р. Тема текста. | ||
18 | 14. Личные окончания глаголов. | ||
19 | 15. Имя существительное. | ||
20 | 16. Имя прилагательное. | ||
21 | 17. Местоимение. | ||
22 | 18. Р.Р. Основная мысль текста. | ||
23 | 19. Р.Р. Сочинение по картине. Устное описание картины. (А. А. Пластов «Летом») | ||
24 | 20. Повторение и систематизация изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту. | ||
25 | 21. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе» | ||
26 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30+7) 1.Синтаксис. | ||
27 | 2. Пунктуация. | ||
28 | 3. Словосочетание. | ||
29 | 4. Виды словосочетаний. | ||
30 | 5. Разбор словосочетания. | ||
31 | 6. Понятие о предложении как речевой единице. | ||
32 | 7. Р.Р. Подготовка к изложению. | ||
33 | 8. Р. Р. Сжатое изложени5 по упр.137. | ||
34 | 9. Виды предложений по цели высказывания. | ||
35 | 10. Восклицательные предложения. | ||
36 | 11. Р.Р. Устный анализ тем сочинения. | ||
37 | 12. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
38 | 13. Сказуемое. | ||
39 | 14. Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
40 | 15. Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
41 | 16. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
42 | 17. Определение. | ||
43 | 18. Обстоятельство. | ||
44 | 19. Предложения с однородными членами. | ||
45 | 20. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
46 | 21. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
47 | 22. Предложения с обращениями. | ||
48 | 23. Р. Р. Письмо. | ||
49 | 24. Синтаксический разбор простого предложения. | ||
50 | 25. Р.Р. Основная мысль текста. | ||
51 | 26. Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». | ||
52 | 27. Пунктуационный разбор простого предложения. | ||
53 | 28. Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | ||
54 | 29. Простые и сложные предложения. | ||
55 | 30. Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
56 | 31. Р.Р. Заголовок и основная мысль текста. | ||
57 | 32. Проверочный тест. | ||
58 | 33. Прямая речь. | ||
59 | 34. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | ||
60 | 35. Диалог. | ||
61 | 36. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||
62 | 37. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||
63 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3) 1. Фонетика. Гласные звуки. | ||
64 | 2. Гласные звуки. | ||
65 | 3. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. | ||
66 | 4. Изменение звуков в потоке речи. | ||
67 | 5. Чередование звуков. | ||
68 | 6. Р.Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания. (по упр. 275) | ||
69 | 7. Согласные звонкие и глухие. | ||
70 | 8. Глухие и звонкие согласные. | ||
71 | 9. Графика. Алфавит. | ||
72 | 10. Р.Р. Описание предмета. | ||
73 | 11. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
74 | 12. Ь для обозначения мягкости согласных. | ||
75 | 13. Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
76 | 14. Орфоэпия. | ||
77 | 15. Фонетический разбор слова. | ||
78 | 16. Повторение изученного о фонетике. | ||
79 | 17. Контрольная работа по теме «Фонетика» | ||
80 | 18. Р.Р. Устное сочинение по картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птицы» | ||
81 | Лексика. Культура речи. (8+2) 1. Слово и его лексическое значение. | ||
82 | 2. Однозначные и многозначные слова. | ||
83 | 3. Прямое и переносное значение слов. | ||
84 | 4. Омонимы. | ||
85 | 5. Синонимы. | ||
86 | 6. Контекстуальные синонимы. | ||
87 | 7. Р.Р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
88 | 8. Антонимы. | ||
89 | 9. Повторение темы «Лексика. Культура речи». | ||
90 | 10. Р.Р. Подробное изложение по тексту упражнения 367. | ||
91 | Морфемика. Орфография. Культура речи. (21+5) 1. Морфема – значимая часть слова. Изменение и образование слов. | ||
92 | 2. Окончание и основа слова. | ||
93 | 3. Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям | ||
94 | 4. Корень слова. | ||
95 | 5. Р.Р. Рассуждение. | ||
96 | 6. Р.Р. сочинение-рассуждение по упражнению 389. | ||
97 | 7. Суффикс как значимая часть слова. | ||
98 | 8. Суффикс. | ||
99 | 9. Приставка. | ||
100 | 10. Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. | ||
101 | 11. Чередование звуков. Беглые гласные. | ||
102 | 12. Чередование гласных и согласных в корне слова. | ||
103 | 13. Варианты морфем. | ||
104 | 14. Морфемный разбор слова. | ||
105 | 15. Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
106 | 16. Буквы з-с на конце приставок. | ||
107 | 17. Правописание приставок на з и с | ||
108 | 18. Буквы о-а в корне –лаг-, -лож-. | ||
109 | 19. Буквы о-а в корне –раст-, -рос-. | ||
110 | 20. Правописание слов с чередованием в корнях. | ||
111 | 21. Буквы ё-о после шипящих в корне. | ||
112 | 22. Буквы и-ы после ц. | ||
113 | 23. Повторение темы «Морфемика». | ||
114 | 24. Контрольный диктант по теме «Морфемика» | ||
115 | 25. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
116 | 26. Р.Р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | ||
117 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (20+4) 1. Самостоятельные и служебные части речи. | ||
118 | 2. Имя существительное как часть речи. | ||
119 | 3. Р.Р. Доказательства в рассуждении. | ||
120 | 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | ||
121 | 5. Имена существительные собственные и нарицательные. | ||
122 | 6. Собственные и нарицательные существительные. | ||
123 | 7. Р.Р. Элементы рассуждения в повествовании. | ||
124 | 8. Морфологический разбор имени существительного. | ||
125 | 9. Род имени существительных. | ||
126 | 10. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | ||
127 | 11. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | ||
128 | 12. Три склонения имен существительных. | ||
129 | 13. Падеж имен существительных. | ||
130 | 14. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | ||
131 | 15. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. | ||
132 | 16. Закрепление темы. | ||
133 | 17. Повторение и проверочная работа. | ||
134 | 18. Р.Р. Изложение с изменением лица | ||
135 | 19. Множественное число имен существительных. | ||
136 | 20. Имена существительные множественного числа. | ||
137 | 21. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | ||
138 | 22. Повторение и систематизация изученного об имени существительном. | ||
139 | 23. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
140 | 24. Р.Р. Сочинение по картине Г. И. Нисского «Февраль. Подмосковье». | ||
141 | Имя прилагательное. (12+4) 1. Имя прилагательное как часть речи. | ||
142 | 2. Употребление прилагательных в речи. | ||
143 | 3. Повторение имени прилагательного. | ||
144 | 4. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | ||
145 | 5. Гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. | ||
146 | 6. Закрепление темы. | ||
147 | 7. Р.Р. Описание животного. | ||
148 | 8. Р.Р. Изложение по упражнению 587. | ||
149 | 9. Прилагательные полные и краткие. | ||
150 | 10. Полные и краткие прилагательные. | ||
151 | 11. Р.Р. Описание животного. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение». | ||
152 | 12. Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
153 | 13. Р.Р. Сочинение «Как я испугался». | ||
154 | 14. Обобщение изученного о прилагательном. | ||
155 | 15. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | ||
156 | 16. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | ||
157 | Глагол. (36+6) 1. Повторение глагола. | ||
158 | 2. Глагол как часть речи. | ||
159 | 3. Не с глаголами. | ||
160 | 4. Правописание не с глаголами. | ||
161 | 5. Слитное и раздельное написание не с глаголами. | ||
162 | 6. Р.Р. Рассказ. | ||
163 | 7. Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе. | ||
164 | 8. Неопределенная форма глагола. | ||
165 | 9. Глаголы неопределенной формы. | ||
166 | 10. Правописание глаголов в неопределенной форме. | ||
167 | 11. Правописание -тся и –ться в глаголах. | ||
168 | 12. -тся и –ться в глаголах. | ||
169 | 13. Правописание глаголов на -тся и –ться. | ||
170 | 14. Виды глагола. | ||
171 | 15. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||
172 | 16. Буквы е-и в корнях с чередованием. | ||
173 | 17. Правописание глаголов с чередующимися е-и в корнях. | ||
174 | 18. Правописание корней с чередующимися е-и. | ||
175 | 19. Р.Р. Рассказ по картинкам. | ||
176 | 20. Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
177 | 21. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
178 | 22. Время глагола. | ||
179 | 23. Прошедшее время. | ||
180 | 24. Настоящее время. | ||
181 | 25. Будущее время. | ||
182 | 26. Спряжение глаголов. | ||
183 | 27. Как определить спряжение глагола. | ||
184 | 28. Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. | ||
185 | 29. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | ||
186 | 30. Закрепление темы. | ||
187 | 31. Морфологический разбор глагола. | ||
188 | 32. Р.Р. Сжатое изложение по упр. 699 | ||
189 | 33. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | ||
190 | 34. Ь после шипящих в глаголах. | ||
191 | 35. Употребление времен. | ||
192 | 36. Употребление времен глагола. | ||
193 | 37. Повторение изученного о глаголе. | ||
194 | 38. Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
195 | 39. Контрольная работа по теме «Глагол» | ||
196 | 40. Анализ контрольного диктанта и контрольной работы. | ||
197 | 41. Р.Р. Подготовка к сочинению. | ||
198 | 42. Р.Р. Сочинение-рассказ по рисункам. | ||
199 | Повторение. (5+1) 1. Разделы науки о языке. | ||
200 | 2. Р.Р. Устное сочинение по личным впечатлениям. | ||
201 | 3. Орфограммы в приставках и корнях слов. | ||
202 | 4. Орфограммы в окончаниях слов. | ||
203 | 5. Употребление Ь и Ъ. | ||
204 | 6. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. |
9 класс (по программе М. М. Разумовской)
2 часа в неделю (всего 68 часов)
- Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9, 10 – 11 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2008
- Рекомендации по преподаванию образовательных дисциплин базисного учебного плана в 2009 – 2010 уч. г. Н. Новгород. 2009 г.
- Русский язык 9 класс. Учебник для образовательных учреждений под ред. М. М. Разумовской. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Дрофа», 2005 г.
- Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской. Составитель: О. А. Финтисова. Волгоград, 2006 г.
- Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык». Издательский дом «Первое сентября».
- Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Введение (1) 1.Русский язык – национальный язык русского народа. | ||
2 | Повторение изученного в 5 – 8 классах (4+2) 1.Р.Р. Стили речи. Типы речи. | ||
3 | 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | ||
4 | 3. Лексика. Морфемика. Словобразование. | ||
5 | 4. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. | ||
6 | 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах» | ||
7 | 6.Р.Р. Обучение изложению: сжатый пересказ. | ||
8 | Сложное предложение (3+1) 1.Понятие о сложном предложении. | ||
9 | 3. Типы сложных предложений и средства связи между их частями. | ||
10 | 4. Р.Р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи. | ||
11 | Сложносочиненное предложение (2+1) 1.Понятие о сложносочиненном предложении. | ||
12 | 2. Виды сложносочиненных предложений. | ||
13 | 3. Р.Р. Повторение жанров публицистики: портретный очерк. Обучение изложению: выборочный пересказ. | ||
14 | Сложноподчиненное предложение (21+10) 1.Понятие о сложноподчиненном предложении. | ||
15 | 2. Р.Р. Подготовка к контрольному изложению. | ||
16 | 3. Р.Р. Контрольное изложение по упр. 277. | ||
17 | 4. Виды сложноподчиненных предложений. | ||
18 | 5. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | ||
19 | 6. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | ||
20 | 7.Р.Р. Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «Язык художественной литературы». | ||
21 | 8.Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | ||
22 | 9. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | ||
23 | 10.Р.Р. Эссе: понятие о жанре. | ||
24 | 11.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | ||
25 | 12.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | ||
26 | 13.Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. | ||
27 | 14.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения» | ||
28 | 15.Р.Р. Сочинение в жанре эссе. | ||
29 | 16.Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. | ||
30 | 17.Р.Р. Путевые заметки: понятие о жанре. | ||
31 | 18. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. | ||
32 | 19. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. | ||
33 | 20. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. | ||
34 | 21. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. | ||
35 | 22.Р. Р. Сочинение в жанре путевых заметок. | ||
36 | 23. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. | ||
37 | 24. Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных». | ||
38 | 25. Р.Р. Контрольное изложение. | ||
39 | 26.Р.Р. Написание изложения. | ||
40 | 27. Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | ||
41 | 28. Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | ||
42 | 29. Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение» | ||
43 | 30. Анализ контрольного диктанта. | ||
44 | 31. Р.Р. Рецензия: понятие о жанре. | ||
45 | Бессоюзное сложное предложение (5+4) 1.Понятие о бессоюзном сложном предложении. | ||
46 | 2. Р.Р. Изложение с элементами сочинения. | ||
47 | 3. Р.Р. Написание изложения. | ||
48 | 4. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | ||
49 | 5. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | ||
50 | 6.Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. | ||
51 | 7.Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. | ||
52 | 8.Р.Р. Написание сочинения. | ||
53 | 9.Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» | ||
54 | Сложное предложение с различными видами связи (5+1) 1.Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | ||
55 | 2. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | ||
56 | 3.Р.Р. Деловая речь. | ||
57 | 4. Итоговое повторение за курс 9 класса. | ||
58 | 5. Итоговое повторение за курс 9 класса. | ||
59 | 6.Итоговый контрольный диктант. | ||
60 | Повторение изученного в 5 – 9 классах. 1.Урок –тест. | ||
61 | 2. Урок-тест. | ||
62 | 3. Разделы лингвистики. | ||
63 | 4. Разделы лингвистики. | ||
64 | 5. Р.Р. Итоговое сжатое изложение | ||
65 | 6.Р.Р. Написание изложения. | ||
66 | 7.Итоговое повторение. | ||
67 | 8.Итоговое повторение. | ||
68 | 9. Заключительный урок. |
Использование современных образовательных технологий
Применение новых информационных технологий на уроках русского языка позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить контроль и самоконтроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher и др. , использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Русский язык. Средняя школа 7 класс, 9 класс»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам (см. Приложение 6 – дидактические материалы и электронное приложение 2 – презентации к урокам русского языка). Для подготовки уроков постоянно пользуюсь интернет-ресурсами:
-www.festival.1september.ru
-www.scool.edu.ru
-www.mon.gov.ru
-www.scool-collection.edu.ru
-www.lib.ru
-www.linguist.narod.ru
-www.philology.ru
-www.ruthenia.ru
-www.library.ru
-www.uisrussia.msu.ru
-www.gramota.ru
-www.bibliotekar.ru
-www.it-n.ru
Много возможностей в проведении уроков дает работа с интерактивной доской. На заранее подготовленных слайдах можно организовывать различного рода задания: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, произвести указанные виды разбора, построить схему, указать логическую связь стрелками и т. д. Это позволяет экономить время на уроке, учитель не отвлекается, чтобы заранее написать что-то на доске.
Для оптимизации образовательного процесса применяю различные новые педагогические технологии:
- Игровые технологии использую на разных этапах урока. Но чаще всего применяю их при повторении темы, раздела. Уроки в форме различных телевизионных игр вызывают особую активность учащихся («Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.) Нередко провожу самостоятельную работу в виде игры по станциям. Малая наполняемость класса позволяет это сделать. Каждая парта – станция, на которой нужно выполнить определенные задания. Учащиеся переходят от парты к парте, выполняя задания. При этом не возникает желания списать, т. к. в данный момент у каждого свое задание (см. Приложение 7 – Игра по станциям)
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций, буклетов). (см. Приложение 8 – буклеты )
- Технология проблемного обучения. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал, и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Решение учащимися проблемы имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. При решении проблемы учащиеся активно мыслят. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. (см. Приложение 9 – фрагмент урока в 7 классе «Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи»)
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста. (см. Приложение 10 – фрагменты уроков)
- Дифференцированное обучение. Я стараюсь строить свои уроки так, чтобы на каждом уроке было интересно и сильному, и слабому учащемуся, чтобы и те и другие унесли с урока крупицу знаний, обучились определенным умениям и навыкам. На уроках использую различные способы дифференциации:
- По объему учебного материала (сильным – больше, слабым – меньше);
- По уровню трудности (сильным – задания сложнее, слабым – проще);
- По уровню творчества (сильным – самостоятельно, слабым – по образцу).
Стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя (См.
Приложение 11 – фрагменты уроков с использованием дифференцированных
заданий).
Факультативные занятия по русскому языку
С целью углубления знаний учащихся по русскому языку и подготовке и экзамену в новой форме в 9 классе веду факультативное занятие по русскому языку «Трудные случаи пунктуации»(1 час в неделю). Программа факультатива переработана мной из элективного курса «Коварные знаки препинания» (Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс / авт.-сост. Л. М. Серегина, О. А. Хорт. – Волгоград: Учитель, 2008.) Факультативный курс рассчитан на 34 часа, темы предназначены на повторение изученного по пунктуации, параллельное закрепление тем из курса 9 класса, а также углубленное изучение некоторых тем.
Программа факультатива.
Пояснительная записка
Факультатив «Трудные случаи пунктуации» предназначен для 9 класса. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
Содержание программы
- Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
- Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки выделения и знаки разделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
- Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
- Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
- Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи.
- Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
- Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
- Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
Календарно-тематическое планирование на 2009 – 2010 уч.г.
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Теоретическая часть. Пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
2 | Основные правила использования знаков препинания в тексте. | |
3 | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей. | |
4 | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. | |
5 | Нерегламентированная пунктуация (историческая). | |
6 | Нерегламентированная пунктуация (концептуально обусловленная). | |
7 | Нерегламентированная пунктуация (собственно авторская). | |
8 | Комбинированные знаки препинания. | |
9 | Практикум по пунктуации. Простое предложение. Употребление тире между членами предложения. | |
10 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | |
11 | Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. | |
12 | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных определениях. | |
13 | Обособление приложений. | |
14 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | |
15 | Уточняющие обстоятельства места и времени. | |
16 | Знаки препинания при обособленных дополнениях. | |
17 | Уточняющие и присоединительные члены предложения. | |
18 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения. Обособление вводных слов. | |
19 | Обособление обращений. | |
20 | Междометия, слова-предложения да, нет. Обособление междометий. | |
21 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | |
22 | Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительных оборотах. | |
23 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | |
24 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи. | |
25 | Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем. | |
26 | Прямая речь. Диалог. | |
27 | Косвенная речь. Цитирование. | |
28 | Пунктуация при союзе и. | |
29 | Пунктуация при союзе как. | |
30 | Сочетание знаков препинания. | |
31 | Обобщающие работы на все правила. | |
32 | Итоговая контрольная работа. | |
33 | Анализ контрольной работы. | |
34 | Заключительное занятие. |
Обобщение и распространение педагогического опыта
Открытые уроки
год | класс | Тема урока | Уровень |
2007 | 7 кл. | Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи | Кустовое МО |
2008 | 8 кл. | Практикум «Односоставные предложения» | Кустовое МО |
2009 | 9 кл. | Виды сложноподчиненных предложений | Школа |
9 кл. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени | Школа |
(см. Приложение 12 – фрагмент открытого урока «Односоставные предложения»)
Обмен опытом (доклады на педсоветах школы)
год | Тема выступления |
2007 | Деятельность учителя на уроке. |
Тестирование как одна из форм контроля ЗУН учащихся. | |
2008 | Нетрадиционные уроки как способ повышения познавательной активности учащихся. |
2009 | Домашняя учебная работа учащихся |
Уровневая индивидуализация и дифференциация | |
Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка |
(см. Приложение 13 – доклад «Нетрадиционные уроки как способ повышения познавательной активности учащихся»)
Повышение квалификации
Прохождение курсов повышения квалификации
год | Название курсов | Количество часов | Место прохождения |
2007 | Теория и методика преподавания русского языка и литературы | 108 | АГПИ |
(см. Приложение 14 – копия удостоверения)
Награды
2008 г. Грамота Администрации Шатковского района за большую творческую работу по обучению и воспитанию учащихся (См. Приложение 15 – копия грамоты).
Самообразование
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Моя тема по самообразованию – «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы».
Нам довелось жить в такое время, когда особенно востребованы люди, способные выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, владеющие компьютерной грамотностью. Все вышеперечисленное противостоит шаблону, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу поиска. Воспитать данные качества в ученике помогает использование новых педагогических технологий. Особое внимание я уделяю информационным технологиям. (см. Приложение 16 – фрагмент отчета по самообразованию).
Участие в профессиональных конкурсах
Год | Название мероприятия | результат |
2006 - 2007 | Конкурс стихотворений «Я люблю эту землю» | |
Конкурс методических разработок к 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачева | 1 место. Приказ РОО № 56 от 27.03.2007. | |
Конкурс «Учитель года» | Благодарность. Приказ РОО № 72 от 20.04.2007. | |
2007 - 2008 | Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». | Благодарность. Приказ РОО № 190 от 13.11.2007 |
Конкурс методических разработок «Произведения А. С. Пушкина в школьной программе» | 3 место. Приказ РОО № 20 от 05.02.2008. | |
2008 - 2009 | Конкурс уроков-презентаций | 3 место |
Конкурс по правилам дорожного движения. Номинация – разработка урока. | Благодарность. Приказ РОО № 91 от 06.04.2009. |
(см. Приложение 17 – копии грамот)
(см. Приложение 18 – фрагмент конкурсного урока по правилам дорожного движения «И какой же русский не любит быстрой езды!»)
Участие в работе комиссий
В 2008 – 2009 уч. году участвовала в работе комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в 9-х классах.
Внеурочная деятельность
Актуальность проведения внеклассной работы по русскому языку определяется необходимостью формирования у школьников высоких этических ценностей, связанных с родиной, духовной культурой народа, частью которого является язык. Творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.
Дополнительное образование
В 2007-2008 уч. году под моим руководством в школе работал кружок «Юный журналист». Мной была разработана Программа кружка, рассчитанная на 1 год обучения (см. Приложение 19). Кружок посещали учащиеся 7 – 9 классов. Один раз в месяц выпускали школьную газету (см. Приложение 20 – один из номеров школьной газеты). В ходе работы над выпуском школьной газеты ребята постигали основы журналистского мастерства, учились профессиональной этике журналиста. За учебный год было выпущено 9 номеров газеты. Наша газета пользовалась популярностью среди учащихся и учителей, также была одобрена на РМО завучей по воспитательной работе, которое проходило на базе нашей школы. (см Приложение 21 – отзыв библиотекаря школы Моисеевой Н. П. о газете).
Разработка олимпиадных заданий
Каждый год в нашей школе проходят олимпиады по разным предметам, в том числе по русскому языку и литературе. В 2007 году мной были разработаны олимпиадные задания по русскому языку для школьного тура олимпиад с 5-го по 8 классы (см. Приложение 22).
В 2008 году на РМО учителей русского языка было принято решение о единых олимпиадных заданиях школьного тура для старших классов. Мной была подготовлена олимпиада по русскому языку для 9-х классов, утвержденная на заседании РМО (см. Приложение 23).
Внеклассные мероприятия по русскому языку
Ежегодно в школе проводятся предметные декады. Вместе с другими учителями я готовлю декаду гуманитарных наук, которая проходит во 2 четверти. Участвую в выпуске тематических предметных газет, оформлении стендов, а также готовлю календарные мероприятия, имеющие отношение к русскому языку и литературе.
Предметные недели и декады помогают организовать учебный процесс, активизируют познавательную деятельность учащихся, дают возможность преподнести изучаемый материал более углубленно.
Год | Название мероприятия |
2006 - 2007 | День наук, посвященный 295-летию со дня рождения М. В. Ломоносова «Он сам был первым русским университетом» |
Выпуск газеты «Ах, лето красное!» | |
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | |
«Своя игра» по литературе. | |
2007 - 2008 | Конкурс на лучшее сочинение о русском языке |
Конкурс кроссвордов на лингвистическую тему | |
Конкурс «Крылатые слова» | |
Лекция «Топонимика нашего края» | |
Игра-соревнование по станциям «По стране родной речи» | |
2008 - 2009 | Интеллектуальная мозаика |
Информационный вестник «Литературные рекорды», «Это интересно» | |
Сказочный урок «Художник В. Васнецов и его творчество» |
(см. Приложение 24 – фрагменты внеклассных мероприятий)
Проектная внеурочная деятельность
Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик. Значит, учитель сам должен быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов, учитываю конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Я считаю, что внеклассные мероприятия должны являться естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден еще на уроках.
Большой интерес у школьников вызвала проектная деятельность. Заниматься этой работой я начала в 2008 году. Учениками было подготовлено несколько проектных работ.
Форма работы | Тема проекта | Продукт проекта |
Индивидуальная | Энциклопедия одного слова | Рукописная книга |
Коллективная | Рассказы о русских лингвистах | Книжка-раскладушка |
Групповая | Русские писатели о русском языке | Презентация, газета |
Групповая | Пушкинское Болдино | Альбом-воспоминание |
(см. Приложение 25 – фотографии и проектная работа «Энциклопедия слова «Истина»)
Участие в районных конкурсах по проблемам воспитания
год | Название мероприятия | результат |
2006 - 2007 | Конкурс методических разработок по антинаркотической пропаганде | 1 место |
2008 - 2009 | Участие в эрзянско-мокшанских чтениях в Великовражской школе (с группой учащихся) | 3 место |
Педагогические чтения «Семья и школа» | Благодарность. |
(см. Приложение 26 – фотографии с эрзянско-мокшанских чтений)
Организация поездок, экскурсий
За три последних года мной было организовано 2 поездки учащихся по замечательным местам Нижегородского края:
1)В Ичалковский заказник (цель посещения: знакомство с охраняемой территорией, с памятником природы (пещеры).
2)В Пушкинский музей-заповедник в с. Большое Болдино (цель посещения: подготовка к сочинению – описанию достопримечательностей родного края )
После посещения музея Пушкина ученики сами предложили создать альбом-воспоминание об экскурсии. (см. Приложение 27 – альбом-воспоминание)
Учебно-материальная база
Средства обучения должны способствовать лучшему осмыслению материала по русскому языку и литературе, раскрытию разных точек зрения на одну проблему, стимулированию дискуссий на учебно-научные темы, эмоциональной и наглядной подачи материала.
Если на уроке русского языка или литературы мне необходимы технические и информационно-коммуникативные средства обучения, то урок я провожу в кабинете информатики, в котором имеется следующее оборудование:
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Мультимедийный проектор;
- Компьютеры – 3
Для проведения уроков русского языка и литературы имею следующее оборудование:
- Программы по предметам
- Учебники – 100%
- Тематическое и поурочное планирование
- Словари: Школьный толковый словарь русского языка – 1, Толковый словарь С. И. Ожегова – 1, словарь-справочник лингвистических терминов – 1 , этимологический словарь – 1, школьный фразеологический словарь – 1, орфографический словарь – 3, словарь синонимов и антонимов – 1. (При необходимости использую словари из личной библиотеки)
- Таблицы: синтаксис и пунктуация – 20, морфология – 8, орфография – 20, лексика – 2.
- Таблицы собственного изготовления по различным темам – 45
- Альбомы по литературе: А. С. Пушкин – 1, М. А. Шолохов – 1, литература 8 класс – 1.
- Раздаточный иллюстративный материал по литературе: 6 кл. – 2, 7 кл. – 1, 8 кл. – 1.
- Портреты русских писателей – 34
- Стенды: по орфографии – 1, по развитию речи – 3, по пунктуации – 1, по графике – 1.
- Методическая литература по предмету – 20
- Раздаточный материал (тесты, карточки с индивидуальными заданиями, контрольные работы) по всем разделам для каждого класса
- Медиатека:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка в 5 – 6 классах»
- Русский язык. Программно-методический комплекс. 9 класс
- Русский язык. Программно-методический комплекс. 7 класс
- Болдино. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина
- Энциклопедия А. С. Пушкина
- Чудеса света
- Шедевры русской живописи
- Эрмитаж
- Энциклопедия классической музыки
Все вышеперечисленное оборудование соответствует образовательным стандартам и программам по русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Экспертиза профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ
Экспертное заключение, составленное экспертом по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняховой Н.А., для оценки уровня квалификации старшего воспитателя МБД...

Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога
Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога...

Экспертиза профессиональной деятельности учителя
Экспертиза профессиональной деятельности учителя средней школы, для аттестации на первую квалификационную категорию по должности "учитель"...

Проблемно-ориентированный анализ по результатам деятельности (5-11 классы) МАОУ СОШ №11 в первом полугодии 2016-2017 учебного года
В работе представлен анализ условий ОП, анализ УВП за первое полугодие 2016-2017 уч.года...

"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "
Опыт вовлечения родителей и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...

Особенности подготовки выпускников к ГИА в 2022 году на основе анализа результатов ГИА-2021 года по математике и планируемых изменений в КИМ ЕГЭ 2022 года
***Выступление на городском семинаре учителей математики , октябрь 2021...