Формирование информационной компетенции на уроках литературы
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетенции на уроках литературы
Автор: Л. В. Макашова,
учитель русского языка и литературы ВКК
МОУ СОШ №3
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Общество нуждается в активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Применение информационных технологий в преподавании литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; повышают интерес к русскому языку, активизируют познавательную деятельность учащихся. На уроках необходимо формировать информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Сегодня на уроках литературы всё чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. Многие классические произведения уже нашли своё новое воплощение в кинематографе. Последние постановки произведений Булгакова, романов Достоевского, Лермонтова, а также старые советские фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. 1)А некоторые учащиеся могут строить своё сообщение на основе кинофильма (пример: Булгаков «Мастер и Маргарита» - слайды). 2)Однако самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации – служить наглядным материалом (цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока). Вторая функция презентации – информационная. (Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними) (пример: урок по творчеству Рубцова «Тихая моя, Родина») 3)Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом (пример: «Эмблемы в творчестве Ломоносова») 4)В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии (пример: Заочная экскурсия по музею-усадьбе «Ясная поляна») Сейчас выпускаются диски, на которых собран богатейший материал для использования на уроках. Например, диск «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий» (мультимедиа энциклопедия, созданная по заказу Комитета по телекоммуникациям…). Есть серия уроков Кирилла и Мефодия. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-137694-1352974802.jpg)
Формированиеметапредметных компетенций на уроках литературы
Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-92802-1359787189.jpg)
Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
Использование ИКТ на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-167929-1356017551.jpg)
Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"
Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...
«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»
Авторы Сливкина О. К. , Козлова Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-264012-1541686746.png)
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...
«Формирование культурологической компетенции на уроках литературы через интеграцию с искусством, историей, географией»
Обобщение опыта содержит детальную характеристику интегрированного урока литературы, демонстрирует технологию интеграции литературы с искусством, историей, географией....
Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.
Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему ис...