Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии по теме
Использование ИКТ на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ на уроках биологии | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
В настоящее время основными пунктами образовательной концепции становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности, Для общеобразовательной школы можно выделить следующие ключевые компетенции:
- коммуникативная – умение вступать в общение с целью быть понятым;
- информационная – владение информационными технологиями и использовать их для обучения,
- автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;
- социальная – умение жить и работать в коллективе;
- нравственная – потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.
Учитель способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для успешного обучения на уроках биологии необходимо: создание условий и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ и совмещение их с традиционными методами обучения предмета.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников. К информационным технологиям я обращаюсь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень обучения, чем другие методы.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий.
Я использую ИКТ в преподавании биологии на следующих этапах урока: изучении нового материала, демонстрация иллюстраций, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельные проверочные и контрольные работы, работа с индивидуальными заданиями, проведение некоторых опытов и внеурочная работа, создание собственных проектов. Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.
Как бы интересно не был написан учебник, как бы доступно ни рассказывал учитель, образ лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного восприятия. ИКТ позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;
- происходит формирование информационной коммуникативной компетенций;
- повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
Я использую следующие ИКТ: компьютерное тестирование, уроки и игры с использованием интерактивной доски, разработаны серии уроков или фрагменты к ним. Использование компьютера при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению. В этих достижениях необходимо использовать современные информационно-коммуникативные технологии как можно чаще, они оказывают существенное влияние на развитие содержания образования, для углубления знаний по предмету, создания профессионального и социального самоопределения, создание условий для интеллектуального развития,
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащимся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Литература:
Выготская Л.С. Педагогическая технология. М.,1996
Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М. Педагогика,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»
Авторы Сливкина О. К. , Козлова Е.В....
Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время
В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...
Использование ИКТ на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций
Педагогический проект посвящен применению графологических структур на уроках биологии с использованием ИКТ, как средства формирования ключевых компетенций....
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время» Дата проведения: 12.03.2014 г....
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
ВЦель Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации....