Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы
статья по литературе по теме

Яна Юрьевна Аниканова

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по теме самообразования32.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК  СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Я.Ю. Аниканова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности.

Общение школьника с произведениями искусства  на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями, приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами, поэтому современная концепция образования ставит целью развитие духовной личности, способной самоопределиться, самореализоваться, быть успешной, уверенной в себе, способной исследовать любую ситуацию, мобильно мыслить, оценивать себя, ставить цели и успешно добиваться их.

В условиях создания инновационной экономики необходимо быть еще и творческим, компетентным гражданином.

Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетентности школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности».

Одной из основных задач изучения предмета «Литература» является развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству.

Сегодня с особой остротой встает вопрос о духовном, нравственном и интеллектуальном развитии молодого поколения - поколения нового века. Люди будущего - это люди высокой эстетической и этической  культуры. Неслучайно поэтому исследование таких проблем, как гуманизация и гуманитаризация, занимает значительное место в системе современного образования.

Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись. Тематический диапазон живописного искусства находит отражение в системе жанров. По предмету изображения принято различать следующие жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, бытовой, исторический, батальный, анималистический. Между жанрами нет абсолютных, непреодолимых границ. В живописи разные жанры нередко вступают во взаимодействие: портрет на фоне пейзажа, историко-бытовая картина, в бытовом жанре и портрете зачастую велико значение интерьера, искусствоведы говорят об историческом портрете и историческом пейзаже и т.п.

Произведения искусства широко используются в школе в самых разнообразных формах (художественные фотографии, репродукции картин, фрагменты видеоматериалов, музыкальные произведения и др.). Среди них на первый план выходят картины.

Современный ребенок вырастает в мире потока информации, мире компьютеров и в мире, окруженном всевозможным изобразительным материалом. К сожалению, то, с чем встречаются дети, то, что считается новым современным искусством, не всегда достаточно высокого уровня.

Общение с высоким искусством, с работами признанных мастеров-классиков интеллектуально развивает и эмоционально обогащает человека, дает ему возможность понимать истинное искусство и отличать его от слабых, халтурных работ. Поэтому обращение к использованию картин на уроках литературы в школе в последнее время стало  привлекать внимание многих исследователей.

Использование произведений живописи среди других средств наглядности помогает решать и воспитательные,  и учебные задачи. Большая часть произведений живописи, которые можно отнести к фонду мирового искусства, представляет собой те работы, где изображен человек, человек думающий, размышляющий, общающийся. Эти картины дают возможность обратиться к анализу особенностей общения, его видов (группового, межличностного и др.), невербальных средств общения и мн. др.

Дидактические преимущества картин в ряду других средств наглядности (учебный рисунок, иллюстрации, художественные фотографии) предопределяют их целесообразное использование на уроках литературы.

Задачи уроков литературы заключаются в формировании личности, владеющей коммуникативными умениями, способами эффективного решения поставленных коммуникативных задач.

По мнению российских лингвистов профессора, члена-корреспондента РАН Т.М.Николаевой, доктора филологических наук Е.М.Верещагиной, профессора А.А.Акишиной, произведения мастеров живописи представляются нам особенно эффективным средством введения понятий, связанных с невербальным общением, например: взгляд, жест одобрения, групповая композиция и т.д. Поэтому особое внимание мы уделяем вопросу использования произведений живописи.

 От успешного применения, различения, понимания значений средств невербального общения зависят во многом качество и результат общения.

На уроках литературы  мы формируем у школьников данные умения, поясняя, иллюстрируя жесты, позы и мимику.

Дидактические возможности картин позволяют наиболее ярко пояснить коммуникативную ситуацию и функции средств невербального общения. Ведь истинный художник, стараясь показать самый острый, самый напряженный момент общения, тщательно отбирает для его раскрытия особенно точные, особенно выразительные, соответствующие данной ситуации жесты, позы и мимику героев своего полотна. Для того, чтобы зрителям были понятен замысел автора, его чувства, его отношение к изображенному, о которых он не может рассказать словами, художник изображает именно ту ситуацию и именно те выражения лиц героев и их позы, которые воздействуют на чувства зрителей, заставляют их задумываться над замыслом художника и реализацией этого замысла.

Такое свойство изобразительного искусства, выражающееся в наиболее тщательном отборе убедительных жестов, поз и мимики, раскрывающих художественный замысел, и в той степени эмоционального воздействия, которая позволяет "вводить" зрителя в изображенную ситуацию общения, позволяет говорить о целесообразности использования произведений живописи на уроках литературы. Картины - полифункциональное средство обучения, и они могут занимать достойное место  при изучении различных тем.

Пейзаж как жанр живописи легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь внимание читателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях («Кусака» Л.Н.Андреева, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина) или их фрагментами. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.

Эффективность уроков литературы, уровень формирования коммуникативных умений и уровень эстетического развития учащихся можно повысить, если:

  1. в ряду средств наглядности использовать репродукции картин высокого художественного достоинства, учитывая при этом задачи и содержание учебного предмета;
  2. отбирать изобразительный материал для уроков литературы  и обосновывать принципы его отбора.

Дидактические преимущества картин (многоканальность воздействия, особый эмоциональный фон, возможность расширить у школьников круг ассоциаций, более глубоко осмыслить риторические понятия) предопределяют целесообразность их использования на уроках литературы.

Повышая эстетический уровень развития учащихся, художественные полотна, вместе с тем, вносят разнообразие в учебный процесс. Картины обогащают речь школьников оценочной лексикой и словами, с помощью которых ученики описывают особенности несловесного поведения, невербальные средства общения, характер человека.

Работа по картине помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.

Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги (Сухомлинский, Л. Выготский, В. Маранцман и др.). Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть  в данный момент,- таким, каким он может стать, раскрыть то в его личности, о чем он и сам, может быть,  не знает.

Проведение уроков доказало методическую целесообразность работы с произведениями живописи на уроках литературы, высокую заинтересованность учащихся, успешное выполнение ими предлагаемых заданий.

Картины на уроках литературы приносят  практическую пользу:

  1. словарная работа, целью которой актуализация пассивного словаря и обогащение активного словарного запаса, позволяет учащимся правильно понять, оценить и обозначить жесты, мимику и позы героев художественных полотен;
  2. рассматривание картин  "вводит" школьников в ситуацию общения, помогает им соотнести изображенные средства несловесного общения с конкретной ситуацией и конкретной коммуникативной задачей, почувствовать себя участниками изображенной ситуации общения.

Картины на уроках литературы  также значимы для решения воспитательно-образовательных задач, как и картина на уроках русского языка.

Дидактические преимущества картин в следующем:

  1. Работа по картине позволяет интегрировано  решать разнообразные цели и задачи обучения, так как, используя произведения живописи, мы эстетически развиваем детей, расширяем их кругозор, учим оценивать художественное произведение, понимать язык живописи и др. Картины позволяют всесторонне воздействовать на учащихся, представляя им самые разнообразные жизненные явления. Для расширения кругозора, для формирования мировосприятия школьников произведения живописи приносят большую пользу.
  2. Картина создает особый эмоциональный фон, заставляющий детей чувствовать, переживать  изображенное художником, наиболее точно понимать замысел автора полотна. Воздействуя на чувства и эмоции зрителей, художник "вводит" их в изображенную ситуацию, в какой-то степени делая их ее участниками.
  3. Подлинно художественные иллюстрации всегда привлекают тем, что они достоверно и зрительно конкретно представляют учащимся героев литературных произведений, со значительной точностью воссоздают обстановку действия и костюмы персонажей, комментируют основные эпизоды рассказа писателя.
  4. Одновременно картина не привязана к тексту, как учебный рисунок или иллюстрация, что позволяет вызвать у школьников больший круг ассоциациативных реакций и предоставить возможность выбора ситуации.
  5. Повышая эффективность уроков литературы,  и расширяя эстетический кругозор школьников, художественные полотна одновременно, вносят разнообразие в учебный процесс и повышают интерес учащихся к урокам литературы.

Как и на уроках развития речи, так и на уроках литературы  картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы. Однако искусствоведческий анализ картины на уроках литературы дополняется риторическим, а иногда он занимает и главенствующее место. Таким образом, учитывая единство содержания и формы произведения изобразительного искусства, внимание учащихся во многих случаях акцентируется на тех художественных особенностях картины, ее композиции, колорита, стиля письма художника, которые раскрывают ситуацию общения.

Для уроков литературы  необходим особый подход к отбору произведений живописи. Конечно, здесь, как и на уроках развития связной речи, произведения живописи должны отвечать ряду известных требований: доступность, художественная ценность, воспитательное значение картины, учет интереса школьников и др. Но произведения живописи, используемые на уроках литературы, должны обладать теми возможностями, которые будут облегчать формирование коммуникативной компетенции. Это те картины, где четко изображена ситуация общения, даже молчаливого, скрытного, где выразительно изображены позы, жесты, мимика героев.

Так, например, для учащихся пятых классов можно предложить следующие репродукции:

  1. Иллюстрации заслуженного художника России Н.Г. Гольц к книге А.  Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», «Сказки» Х.К.Андерсена;
  2. Иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

художников В. Шевченко «Бой на Бородинском поле», П. Ковалевского «Молебен перед Бородинской битвой» и др.;

  1. Иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место". художника В.А.Королькова;
  2. Иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму» художника И.И.Пчелко. и т.д.

Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, чувства, характер через внешние признаки: мимику, жесты, манеру, движения. Важным в портрете являются все детали – поза человека, костюм, обстановка, аксессуары. Именно они помогают художнику показать общественное положение портретируемого и передать ощущение исторической эпохи.

Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути портретируемого и признаков социально типического в нем, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, преклонение, сострадание, любовь или ненависть. Создавая образ портретируемого, художник ищет наиболее удачный фон (интерьер), органически связанный с изображаемым лицом, его характером, действием, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени способствует раскрытию внутреннего мира и психологического состояния личности.

Изображение человека стоит в центре внимания художественной литературы, которую М. Горький называл «человековедением». Не случайно через всю русскую литературу «проходит тема портрета, то становящегося «героем» повести или стихотворения, то появляющегося, чтобы помочь выразить важную мысль автора или выяснить отношения между персонажами. Портреты как «двойники» героев или как материальное воплощение воспоминаний, мечтаний, любви или ненависти – влияют на судьбы живых людей, на ход интриги. Портреты создаются и уничтожаются, они оживают, разговаривают, пророчествуют, обольщают и даже сводят с ума или убивают, они воскрешают в памяти героев былые чувства или напоминают о прошлом, благодаря им в литературу входит тема искусства».

Привлекая портреты писателей на уроки литературы важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне и мастерство живописца.

Портретную живопись, прежде всего, используется для уроков по изучению биографии писателей. На уроке литературы  нужен не просто запечатленный на полотне внешний облик писателя, а картина, в которой, как писал В.Г. Белинский «схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала». Учащимся нужно показывать такие портреты и так их показывать, чтобы они увидели главные черты характера писателя.

        Привлечение тематической картины на уроки литературы позволяет углубить постижение идейно- художественных особенностей литературного произведения, конкретизировать сложные теоретико-литературные понятия. Для этого необходимо соблюдать два условия: во-первых, тематическая и художественная близость литературного и живописного произведений; во-вторых, близость общего строя картины или художественного приема, положенного в основу живописного полотна, характеру изобразительно-выразительных средств, к которым прибегает художник слова.

Повествовательность, «литературность» картины, ее способность  «рассказать» о многом и служат весомым основанием для привлечения картин на уроки литературы.

В помощь учителю  для работы с картинами на уроках поможет сайт http://www.a4format.ru, который является виртуальной библиотекой по предмету «Литература».

Использование картин на уроках литературы имеет методическую целесообразность.

Привлечение картин художников при изучении литературы является испытанным средством познания литературы как искусства слова. Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника обогащают зрителя, делают его представления о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее. Рассматривание и анализ произведений живописи в процессе изучения литературного произведения, благодаря зримому и особенно запоминающемуся образу живописного полотна, делают более доступным для учащихся постижение мысли писателя, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства. Эффективным средством сопоставительного анализа является и сопутствующий ему искусствоведческий комментарий произведений живописи, который, соединяясь с литературоведческой трактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературные и теоретико-литературные знания школьников и ведет их к глубокому знанию изучаемого произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах ...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...