технологии
материал на тему

 технологии на уроках биологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горшкова Оксана Александровна МАОУ СОШ №3 г. Пушкино

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии

организма и здоровья.

Н. Чернышевский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Одним из моих девизов при обучении с учениками является девиз « Не навреди!».

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  1. Частую смену позы
  2. Потягивание
  3. Встряхивание руками
  4. Зевота
  5. Закрывание глаз
  6. Подпирание головы
  7. Остановившийся взгляд
  8. Ненужное перекладывание предметов
  9. Разговор с соседом
  10. Увеличение количества ошибок в ответе
  11. Невосприятие вопроса
  12. Задержка с ответом
  13. Частые поглядывания на часы во время урока

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Я строю свои уроки так, чтобы мои ученики осознали, что природа создала человека уникальным видом, видом, наделенным разумом, мы изучаем организм здорового человека, чтобы узнать свой организм и сохранить его здоровым на многие годы.

Преподавание биологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания, в проводимые внеклассные мероприятия.

        Некоторые приемы работы в этом направлении я сейчас вам и раскрою.

  1. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.

Организация и сохранение в течение всей продолжительности урока психологического комфорта учителя и учеников- главное, что позволяет сохранить психическое здоровье. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, уважения, душевности- все это формирует учитель. Для того чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроках принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии.Своеобразным девизом, настроем на урок для меня является стихотворение Э. Асадова:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем,

Запомни от светлых улыбок твоих

Зависит не только твое настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

  1. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:
  1. Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
  2. Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
  3. Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

  1. Посмотрите на свое лицо со стороны
  2. Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
  3. Сгоните муху мышцами лица
  4. Она улетела на другое место – на щеку.
  5. Снова сгоните муху
  6. Муха перелетела на лоб
  7. Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

  1. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:
  1. Мышечного утомления с плечевого пояса
  2. Мышц спины, кистей рук
  3. Зрительного утомления
  4. Минуты релаксации
  5. Массаж активных точек
  6. Чередование поз
  7. Дыхательная гимнастика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

  1. Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
  2. Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
  3. Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

3.Подготовка учениками сообщений по различным темам.

Например: « Бактерии полезные и опасные»; « Грибы наших лесов»; « Пищевые добавки6 польза и вред» и др.

4.Разработка памяток.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.

Например: « Опасные грибы», « Гигиена одежды и обуви», « Правила помощи при ожогах, обморожениях» и др.

5. Правильная организация урока.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;

6. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. 

Особое внимание необходимо уделять на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты дом. Задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

7. Проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии.

Работы выполняются по инструкции, что облегчает их выполнение учениками. Выполняя работы ребята проводят исследование окружающей их среды, своего организма,  собственного здоровья.

        8. Материал учебника по биологии содержит достаточное количество информации о вреде алкоголя, курения, наркомании. Мы с ребятами находим различные виды представления информации об этом вреде. Ученики делают презентации, рисуют плакаты, находят стихи о вреде. Проводя такую работу дети готовят себя к тому, чтобы при встрече со здоровьеразрушающими веществами сказать им «Нет!».

Исходя из вышеизложенных компонентов организации учебного процесса, становится очевидным, что все это  позволяет параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающие

технологии на уроках биологии

[Введите текст]



Предварительный просмотр:

Индивидуальная технология обучения биологии с зачетной формой контроля.

         

     По степени радикальности данную технологию можно рассматривать как модифицированную, т.е. связанную с конструктивным соединением ранее известных методик, которые в данном соединении прежде не использовались (система уроков – урок-лекция, урок проработки материала, урок-зачет, учет ИСУ (индивидуальных способов учения) при проектировании уроков; использовании карточек-заданий по каждому параграфу учебника), а также элементов технологии модульного, группового и коллективного обучения.

     Целью технологии является: построение образовательного процесса с учетом возможностей интересов, потребностей учеников; полное усвоение материала по предмету биология; развитие стремление личности к самосовершенствованию, саморазвитию на основе самоанализа и учета собственных возможностей и ресурсов развития.

     Использование данной технологии в учебном процессе позволяет решать задачи:

- повышение эффективности процесса обучения;

-развитие, а в некоторых случаях и формирование специальных способностей учащихся (самостоятельность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию);

-развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников;

-повышение ответственности учащихся за результат своего обучения;

     Данная технология дает возможность учащимся выбрать:

-уровень, объем содержания предметного знания (не ниже стандарта);

-способ учения в соответствии с индивидуально-личностными    характеристиками (тип мышления, особен-

ности памяти и т. д.);

-темп продвижения по теме, соответствующий личностным характеристикам;

-при консультации с учителем (учеником) вовремя устранить пробелы в знаниях;

-оставшееся время использовать для получения дополнительных знаний;

-постепенно вести подготовку к зачету по заранее данным вопросам и заданиям к ним.

     Экспериментальная апробация технологии показала высокий уровень инновационного потенциала опыта, возможность достаточно долгого его использования, высокую степень надежности ожидаемого результата.

Содержание технологии.

Основные типы уроков:

1. Урок - лекция

2. Урок проработки материала

3. Урок обобщения и систематизации материала

4. Урок – зачет.

Структура уроков.

1 Урок.  Урок -  лекция.

Лекция читается по целой теме с использованием различных средств обучения. Основные моменты лекции записываются в тетрадь. На дом даются вопросы и задания по первому параграфу темы.

2 Урок .  Урок проработки материала

1-й этап. В начале урока проверяется степень усвоения домашнего материала. Разбираются задания, в которых учащиеся испытали трудность или совсем не справились.

2-й этап. Опрос домашнего задания. Один ученик отвечает устно, 4 - письменно. Другие учащиеся получают новые карточки с заданиями по следующему параграфу. Работают самостоятельно, используя параграф учебника, лекции и дополнительную литературу. Если учащиеся испытывают трудность, они могут подойти к более сильным ученикам и получить помощь, либо обратиться непосредственно к учителю. В данном случае выполнение домашнего задания происходит в классе.

3-й этап. Если материал сложный и учащиеся испытывали затруднение в выполнении некоторых заданий, то они разбираются вместе с преподавателем.

3 Урок.  Урок обобщения и систематизации материала

Он проводится только после изучения трудного материала.

4 Урок. Урок – зачет. Зачетная система.        

Вопросы для зачета учащиеся берут в любое время во время изучения темы. Зачет проводится в любой форме:

 - письменные ответы на вопросы;

 - тесты;

 - выполнение заданий по карточкам.



Предварительный просмотр:

Горшкова Оксана Александровна МАОУ СОШ №3 г. Пушкино

«Использование информационных технологий в обучении биологии». 


     Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.
    
    Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
 
    В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации, уроки-сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.
 
   Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
 

Информационные технологии позволяют: 

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. 
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. 
• рационально организовать познавательную деятельность школьников 
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. 
• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. 
• представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. 


В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
 

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время используется ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
 

• усвоить базовые знания по предмету, 
• систематизировать усвоенные знания, 
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ 
• сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности, 
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом, 
• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. 

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. 
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос. 
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой. 
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи. 
Этапы информатизации преподавания предмета: 
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п. 
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями. 
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д. 
4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях. 
5. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Метод информационно-коммуникативных проектов 

Использование информационных технологий на уроках биологии получило новый импульс после знакомства с программой «Intel» в 2005 г. С этого момента разрозненные попытки использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения. 

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. 

Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в своей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование - надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности. 

В настоящее время изготовлено и имеется в продаже много ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова. 

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями. 

Это поистине безграничное количество рефератов практически по любым темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии. 
Можно дать задания детям и другого характера. 

Например: 

• найти в Интернете 3 сайта по теме "Клонирование” и написать рецензию; 
• найти 3 анимации по теме «Хрящевые рыбы» и составить к ним задания; 
• открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д. 

Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету. 

Сейчас Интернет можно использовать для: 
1. Поиска информации по учебным вопросам; 
2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов; 
3. Доставки учебных видеопрограмм; 
4. Повышения квалификации учителей. 
5. Для размещения собственной информации на сайтах. 
6. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня. 

На уроках с применением ЦОРов дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на 2013-2014 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам. 

Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенде кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий. На уроках я обращаю внимание своих учеников на этот стенд, сообщая, что там они могут получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. На стенд в этом году планируем помещать распечатки не только текста, но и иллюстраций; ведь красочные картинки невольно привлекают внимание школьников, - даже тех, кто не особенно интересуется биологией.

Информация, полученная из Интернета, будет использована при новом оформлении кабинета биологии.

Все упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются, а их существование тем самым проверяется.

Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь – русскоязычные), я разделила их на несколько групп.

По страницам периодической печати

Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя. Ниже приведен перечень показавшихся мне интересными статей по биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.

Статья «В семье не без примата» - http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18.

(Для упрощения в дальнейшем списке на газетной полосе общая для всех статей часть ссылок http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18 
- опущена и приведены только номера самих статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова, конечно, адрес должен быть набран полностью). 
«Оглохший от любви» - 52; «Шутка природы» - 58; «Обжигающая красота» - 66; «Большое перемирие» - 107; «Владыки морей юрского периода» - 108; «Время белой совы» - 169; «Отважная охотница» - 232; «Врожденный феминизм» - 277; «Балтиморская птица» - 287; «Летучая ящерица или дракон?» - 288; «Ход слоном» - 302; «Отшельник из джунглей» - 311; «Израиль. Заповедник Хайбар» - 627; «Эквадор. Чарльз Дарвин» - 719; «Птицы утренней зари» - 723; «Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» - 749; «Усатые русалки» - 846; «Россия. Зоопарк» - 854; «Россия. Лоси» - 866; «Финляндия. Оленья ферма» - 885; «Таиланд. Змеи» - 962; «Танзания. Долина Серенгети» - 994; «Танзания. Кратер Нгоронгоро» - 998; «Испания. Андалузцы» - 1003; «Таиланд. Слоны» - 1030; «Рожденные не летать» - 1060; «Ровесница динозавров» - 1108; «Солдаты невидимого фронта» - 1135; «Восполнимые потери» - 1139; «Ядовитые интеллектуалы» - 1164; «Австралия. Животные» - 1186; «Эвкалиптовые привереды» - 1243; «Царицы ночи» - 1310; «Ясноглазая жертва» - 1344; «Безжалостные туши» - 1351; «Закон стаи» - 1416; «Проклятие Афины» - 1450; «Тортилла и ее родня» - 1522.

Помимо журнала «Вокруг света», я могу порекомендовать учителям биологии и сайты ряда других периодических изданий:

Журнал «Друг» - http://www.droug.ru/.

Журнал «Гео» - http://www.geoclub.ru/.

Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.

Журнал «Знание-сила» - http://www.znanie-sila.ru/.

Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/.

Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru/.

Очень приятно удивил сайт журнала «Компьютера». Если судить только по названию, трудно представить, что на страницах этого издания приводится очень новая и интересная информация по биологии. Вот названия только нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и биологии», «Малые РНК», «История клонирования».

Некоторые сайты предлагают бесплатно подписаться на рассылки новостей. В присылаемой ими информации обычно можно найти что-то интересное. Например, в рассылке www.subscribe.ru последнее время были такие интересные статьи, как «Наши гениальные органы», «Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу», «Мир попугаев», материалы о динозаврах и медведях. Отмечу интересную и увлекательную форму, в которой они написаны.

Общие сайты по биологии

В эту группу я включила русскоязычные сайты, которые предоставляют разнообразную информацию по биологии. Вот некоторые из них.

«Научная сеть» - http://www.nature.ru/ – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - http://www.nature.ru/ – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта я использовала для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии.

Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - http://www.nature.ru/.

«Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.

«Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

«БиоДан. Новости биологии» - http://www.biodan.narod.ru/ – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.

«Животные» - http://www.zoomax.ru/

«Зооклуб. Все о животных» - http://www.zooclub.ru/animals/ – здесь находится обширная информация о содержании в домашних условиях самых разнообразных животных, рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме того, на этом сайте помещен материал о различных диких животных.

«Зоолоция» - http://www.zoospace.narod.ru/ – предоставляет материал в основном о собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и лечению, нормативные документы, информацию о клубах и питомниках, объявления о продаже и выставках.

«Поводок» - http://www.povodok.ru/ – один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным.

«Мир животных Брема» - www.povodok.ru/encyclopedia/brem/.

«Все о кошках, диких и домашних» - www.nata.obninsk.ru/cats/ - любитель кошек найдет здесь рекомендации и советы по содержанию, питанию и лечению, каталог пород, фотографии, рисунки, мировые новости о кошках и даже сказки и стихи, посвященные кошкам.

«О непобедимой любви к животным» - http://www.apus.ru/ – интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю.

«Домашние животные» - http://www.petslife.narod.ru/.

«Лужок» - www.luzhok.ru/ - замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описание комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен.

«Барракуда. Сайт любителей дайвинга» - http://www.barracuda.ru/ – сайт содержит информацию для любителей погружений с аквалангом. Но он будет очень интересен и всем любителям природы – здесь имеется много отличных фотографий морских пейзажей и подводных обитателей, а также их описания.

«Экзотическая зоология» - www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и «Криптозоология» - http://www.cryptoz.narod.ru/. Эти сайты посвящены мифическим и мистическим существам. Говорить о научности размещенных здесь материалов не приходится, но они интересны тем, что помогут лучше разобраться, что же представляют собой существа, в изобилии населяющие мифы разных народов, а в последние годы – и страницы некоторых периодических изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все загадочное, согласитесь, привлекает…

Сайты о конкретных животных

Русскоязычных сайтов, посвященных отдельно какой-нибудь группе животных, мне удалось обнаружить немного.

«Все о бобрах» - http://www.bober.ru/ – здесь представлена разнообразная информация об этих симпатичных животных.

«Популярная черепахология» - http://www.turtle.newmail.ru/ – хороший сайт о черепахах.

«Большие кошки» - http://www.bigcats.ru/.

«Змеи и рептилии» - www.insect.narod.ru/ - здесь можно найти много хороших фотографий, хотя текста немного. Этот же сайт содержит разделы, посвященные другим группам животных.

«Жуки» - www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - изумительный сайт. На его многочисленных страницах дается полная и исчерпывающая информация о жуках. Любой специалист, учитель биологии и просто любитель природы найдет здесь интересный и нужный для себя материал.

«Акулы Интернета» - www.turubar.com/sharks - на мой взгляд, лучший из русскоязычных сайтов, посвященных акулам. Здесь приводятся и подробные описания видов акул, и информация о случаях нападения акул на человека, и сведения о значении акул в природе, об их использовании и необходимости охраны, и обширная библиография, и множество отличных фотографий. 



Предварительный просмотр:

Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии

 

 На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных  входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация  и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и д.р.

           Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

Рассмотрим базовую модель РКМЧП. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и  не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания.

Технология предполагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Это кластеры, ИНСЕРТ, эффективная лекция, чтение с остановками, таблица «З – Х – У» и др. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Остановимся на первых двух приёмах, часто используемых на уроках.

Приём «Кластеры»

Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии

Приём «ИНСЕРТ»

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления.  Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

Использование технологии РКМЧП позволяет в итоге сформировать такие умения у школьников, как:

  1. умение решать учебные и реальные проблемы;
  2. умение выделять из текста основные смысловые единицы;
  3. способность к продуктивной совместной работе в группе;
  4. корректность в работе с источниками информации;
  5. способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.

Предлагаю вам разработку урока с использованием технологии развития критического мышления.

Урок по теме «Класс Пиявки»

Класс: 7

Авторы программы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.

Учебник: Захаров, В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 255 с.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: изучение многообразия кольчатых червей на примере класса Пиявки; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Задачи: образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности пиявок, их роли в природе и практического значения для человека; развивающая – продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию; воспитательная – создать условия для увлечённого учения.

Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося.

Приёмы: кластеры, ИНСЕРТ.

Ход урока

I. Стадия вызова и целеполагания

С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся попробовать вспомнить, что они знают о пиявках. Ученики наверняка знают, что эти животные относятся к типу Кольчатые черви, обитают в реках и прудах, сосут кровь у животных и человека, используются в медицине. Кроме выявления имеющихся знаний учитель предлагает ученикам подумать над тем, что бы они хотели узнать о пиявках. Учитель предлагает записать все предположения, используя приём «Кластеры». Кластер «предположений» может выглядеть так:

Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Стадия вызова завершена – теперь необходимо проверить предположения. Для этого нужно обратиться к тексту.

II. Стадия осмысления содержания

Для того, чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. На данной стадии используется технологический приём «ИНСЕРТ» для сохранения интереса к теме. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные пометки.

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

Монолог медицинской пиявки

Я – пиявка! А что это так изменились ваши лица? Вообще-то я родственница дождевого червя, т. к. мы относимся к одному типу Кольчатые черви! А предками моими являются малощетинковые черви. Да и я не какая-то там рыбья или птичья, я – медицинская пиявка. По латыни это звучит очень красиво: Гирудо медициналис! Ну, конечно, я – паразит… Что поделаешь? Жить-то надо! Некоторые из моих родственников – хищники, заглатывают свою жертву по частям или целиком. Но лично я не просто паразит, я – полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник (также как собаке и лягушке) с торжественной надписью: «От благодарного человечества». Думаете, многого прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение многих веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли ещё от чего! Охранять меня надо, а не истреблять!

Но если по порядку, то жить я люблю в спокойных водоёмах – озёрах, болотцах, небыстрых речушках. У меня и глаза есть – целых пять пар, и присоски. Жабр у меня нет, приходиться дышать через кожу. Но самое главное – челюсти с зубчиками – целых три. А ещё я умею плавать. Живём мы примерно шесть лет. Пока малы и слабы – кормимся, присосавшись к тритонам да лягушкам. А как подрастём – не против присосаться к птицам, рыбам, млекопитающим и даже человеку. К сожалению, и сами попадаем на обед многим животным.

Обычно я раз в полгода обедаю, подходящую жертву ведь не сразу встретишь. Иногда приходиться довольно долго голодать. Представляете, по два года ни единой крошки, т. е. капли крови во рту не бывает! Зато уж если обедаю, то за раз до 50 г крови могу выпить и это при моих крошечных размерах, всего-то 10 – 15 см. Эта кровь долго у меня в желудке будет храниться – бактерии специальные, которые во мне живут, помогают ей оставаться свежей.

А люди – они наблюдательные, заметили, что после моего укуса кровь из ранки ещё долго вытекает, не свёртываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили в слюне у меня вещество, которое потом назвали гирудин, в честь меня, значит. Так вот, оказывается, это вещество помогает лечить тромбоз, так болезнь называется, когда кровь слишком сильно свёртывается и человек может даже умереть от закупорки кровеносных сосудов. И тут мы, пиявки медицинские, на помощь приходим. Уже много столетий нас люди собирали в болотцах и в аптеках продавали. А в аптеках нас по 3 – 4 месяца не кормили, а потом мы больных пользовали. Мы при разных заболеваниях помогаем – и при тромбофлебите, и при гипертонии. Сейчас нас в водоёмах-то поменьше стало, повыловили всех, так люди взялись в специальных лабораториях нас выращивать и эксперименты на нас ставить. Нужны, значит, мы. Так что, помните: нас охранять нужно, пригодимся ещё!

После проработки текста следующим шагом может быть заполнение таблицы.

«v»

«+»

«-»

«?»

Тип кольчатые черви, обитают в водоёмах, имеют присоски, сосут кровь

Произошли от малощетинковых червей, имеют челюсти с зубками, глаза, служат пищей для других животных

Являются хищниками, дышат кожей.

Гирудин, как выращивают пиявок в лаборатории

Учащимся  предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией в классе. Обсуждение граф таблицы, особенно графы «?», обеспечивает выход на новые источники информации.

III. Стадия рефлексии.        

На данной стадии учитель предлагает ученикам вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа может проводиться фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием. Кластер по данной теме может быть составлен следующим образом:

Домашнее задание: изучить Статью «Класс Пиявки» на с. 130, подготовить сообщения о применении медицинской пиявки в медицинской практике.

Литература

1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.  – 223 с.

2. Смелова В. Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе, 1996. – № 2. С. 38 – 41.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).

Пиявки

Местообитание

Роль в природе

Значение для человека

Жизнедеятельность

Реки

Пруды

Паразиты

Питаются кровью

Используют для лечения болезней

Происхождение

Систематическое положение

Тип Кольчатые черви

Строение

Присоски

Жабры

Пиявки

Местообитание

Роль в природе

Значение для человека

Жизнедеятельность

Реки

Пруды

Паразиты

Питаются кровью

Лечение болезней

Происхождение

Систематическое положение

Тип Кольчатые черви

Строение

Присоски

Глаза (5 пар)

Гипертония

Тромбофлебит

Кожное дыхание

Хищники

Пища для животных

Плавают

Класс Пиявки

Малощетинковые черви

Болота

Челюсти с зубками



Предварительный просмотр:


Творческий подход  к проблеме  личностно – ориентированного обучения


     Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к их обучению и воспитанию.
   
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих учеников создать представление о характере каждого из них, получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом.
   
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, так как сама проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер.
   
Прежде всего, необходимо изучить личность младшего школьника. Это изучение я начинаю с первой встречи с будущим учеником. В своей работе использую следующие психолого - педагогические методики, которые соответствуют возрасту ребенка: «Друг из сказки», «Портрет моей семьи», «Рисунок несуществующего животного», анкетирование для родителей – «Портрет моего ребенка».
   
Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него.
   
Для учащихся стараюсь, чтобы каждый урок был интересным открытием, увлекательным путешествием, неиссякаемой радостью познания.
   
Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игра, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости и обработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.
   
Особое внимание уделяю подготовке к урокам. Заблаговременно решаю, как обеспечить усвоение программы всеми учащимися на протяжении 45 минут. Урок не может быть без раздаточного материала (карточки, перфокарты, памятки), без занимательных, игровых ситуаций, без индивидуальной работы.
   
На уроках стараюсь создать доверительную атмосферу, деловые доброжелательные отношения.

Часто на уроках звучат ссылки на дополнительные источники знаний. У всех детей дома есть детские энциклопедии. И дети с удовольствием подбирают дополнительный материал к урокам чтения, трудового обучения, окружающего мира.
   
Чтобы не сдерживать темпы развития, индивидуализирую учебный процесс. Каждый работает в своем темпе, в соответствии со своими способностями.
   
Часто на уроках использую групповую работу. Считаю, что групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Применяю на своих уроках разные приемы и методики совместной работы с учащимися в парах. Это и взаимные диктанты, взаимопроверки, взаимообмен заданиями.
   
Дети работают в парах  группах, объясняют, рассуждают. Сильные ученики становятся помощниками учителя в группах. Вместе с детьми выработали правила работы в группах:


Работать дружно, быть внимательным, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

Работать по плану!

Своевременно выполнять задание, доводить начатое дело до конца;

Качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала. (на уроках трудового обучения)

    Рационально и оптимально организованная индивидуальная, групповая коллективная деятельность раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубинному анализу, способность к сотрудничеству, коллективной работе.
   
Личностно- ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. В своей работе я часто использую дидактические игры. Считаю, что дидактические игры- особенно – сюжетно – ролевые имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка. Так как ребенок берет на себя роль, действует, воображает, принимает решение, создает сюжет. Дети свободны в высказывании своего мнения. Например, на уроках окружающего мира проводила игры – диалоги, в теме «Осень» организовывали «Лесные собрания», дети играли роли зверей, рассказывали о том, как они готовятся к зиме.  Очень интересны игры – путешествия, которые проводили с использованием карты, глобуса, иллюстрации.
   
Так же на своих в своей практике применяю нестандартные уроки. (урок – сказка, урок- исследование, урок – конкурс)
   
Особо хочется выделить уроки – исследования, которые позволяют достичь большего объема выполняемых работ за один урок, ставить перед детьми цель, к решению которой каждый будет идти своим путем, здесь любой ученик, и слабый и сильный, мыслит, весь класс превращается в творческую лабораторию, все вместе совершают новые открытия.

Одна из главных задач учителя начальных классов – формирование самостоятельности мышления. Формирование умения самостоятельно работать происходит на уроке и в домашних условиях при выполнении домашнего задания.

Готовя любое задание для самостоятельной работы ясно представляю себе за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся, кому необходима индивидуальная помощь в виде памяток, схем, карточек, консультаций с сильным учащимся, учителем. Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверки, иногда сильные учащиеся проверяют работу слабых , взаимопроверка.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализую через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи.

Предлагаю ребенку задание отличающееся от заданий другим детям, подчеркиваю не недостатки, а стараюсь найти такие слова, которые не обидят ребенка, не выделят его отрицательно из коллектива «Ты таким интересуешься».

При организации домашней учебной работы, задания даю трем основным группам учащихся:
1 группа, дети медлительные, неповоротливые.
- задания направленные на развитие речи, приучение работать в заданном темпе, физические упражнения для преодоления медлительности. Рекомендую прочитать новый материал дома.
2 группа , живые, торопливые, нетерпеливые дети.
- упражнения на усидчивость- списывание, письмо по памяти, изготовление не сложных изделий из пластилина, прослушивание аудио кассет, с последующим пересказом.
3 группа, дети с полным разносторонним восприятием.
- задания развивающие и углубляющие склонности, и интересы ребенка, задания творческого характера.

Дифференцированное домашнее задание является логическим продолжением или материалом обобщения на уроке. Ученики каждый раз как бы упражняются в умении доводить начатое дело до логического конца.

При контроле и оценке деятельности ученика не исправляю допущенные ошибки, а только подчеркиваю слабым ученикам слово в котором допущена ошибка, а сильным ставлю «!» на полях, в строчке где есть ошибка. Тогда работа над ошибками состоит в том, что ребенок сам находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно ее исправляет.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно немногое:
признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Это я и старюсь реализовать в своей работе.






Личностно – ориентированное обучение



Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

Акцентируя внимание на проблемах современного образования, переходе на прогрессивные технологии обучения, в течение последних трех лет я работаю над темой «Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования элементов  технологии проблемного обучения».

Среди многообразия современных педагогических технологий, элементы которых используются мною, я отдаю предпочтение теориям развивающего обучения, т.к. именно они направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. В условиях развивающего обучения деятельность обучающихся становится продуктивной, они самостоятельно ищут решение нового для них задания, т.е. учатся применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ними проблемы.

Я пришла к выводу о том, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать мышление школьников, воспитывать  творческую личность. По мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения, учитель сталкивается с общими противоречиям:

- между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности

- между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся по предмету и высоким уровнем программного содержания биологического образования.

        Основной педагогической идеей моей работы является развитие активной позиции ребенка в образовательном процессе на основе технологий: проблемного обучения, в процессе проведения мини-исследований, обеспечения коммуникативного подхода, актуализации и обобщения знаний.

        Сущность опыта заключается в том, чтобы привлечь школьника, научить его осмыслить изученное, помочь ему стать  творческой и ответственной личностью.

        Новизна проявляется в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа,  умения видеть за отдельными фактами явления и законы.

        Трудоемкость управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется  использование дифференцированного и индивидуального подхода, большие временные затраты на подготовку к урокам ( работа в ИНТЕРНЕТЕ, подбор интересного материала, выбор форм работы и т.д.)

Методы и приемы, которые я использую на практике, это - проблемное изложение материала, проблемная и эвристическая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся (исследовательский метод).

        Проблемное изложение я использую в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае я демонстрирую путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя ребят тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Я не просто сообщаю выводы науки, а раскрываю путь, который привел к ним. Руковожу мыслительным процессом школьников, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления, и заставляю задуматься, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом учителя.

Например: формируя понятие о фотосинтезе, можно проследить историю изучения этого процесса.  Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно  взвесив  её.

Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой,  несодержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый  обнаружил,  что  вес  ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего  на  50г.  Почему произошло такое явление?

        Проблемную (поисковую) беседу применяю тогда, когда ребята уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В данном случае  провожу беседу на основе проблемной ситуации, которую создаю сама. Ребята самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения (гипотезы). Например, предположим , что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?

        Свою задачу я вижу не столько в создании мною проблемной ситуации, а сколько в том, чтобы научить ребят задавать вопросы, создать на уроке условия, располагающие к подобному роду деятельности. По моим наблюдениям, систематическая активизация вопросительной активности школьников на уроках приводит к тому, что уменьшается число вопросов, составленных по тексту, и увеличивается число проблемных вопросов. Это свидетельствует об их желании проявлять собственную поисковую активность.

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность возможна тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Исследование включает в себя логическую цепочку: теоретический анализ →  прогнозирование → эксперимент → формулирование выводов.

По объему осваиваемой методики научного исследования я использую такие формы организации учебной деятельности как уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроках с элементами исследования  ребята отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность (выбор темы или метода исследования, выработка умения формулировать цель, проведение эксперимента и т.д.) На уроке - исследовании школьники овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.

В исследовательском методе мыслительная деятельность, познавательная активность, самостоятельность учащихся достигает высочайшего уровня.

        Одним из способов развития творческого мышления, на мой взгляд, является включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера, которые подразделяются на познавательные и нестандартные. Они могут иметь один правильный ответ при различных вариантах решений. Это могут быть экспериментально-исследовательские; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; предполагающие поиск неизвестного с помощью анализа через синтез; задачи с «изюминкой», требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления.

 Система использования составляющих технологии проблемного обучения школьников при изучении биологии оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех 4 компонентов биологического образования: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Преимущества:

- у  учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельного  критического мышления, умения видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; грамотно работать с информацией;

- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

-возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

- развивается умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...