Самоанализ учителя матемтики
материал на тему
Самоанализ учителя математики Журбиной Марии Аатольевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
практической деятельности учителя математики
МБОУ: Пирожковская основная общеобразовательная школа
Журбиной Марии Анатольевны
Что и когда окончила Южный федеральный университет
2012 год
Полученная специальность Математика
Квалификация по диплому Учитель математики
Трудовой стаж 5 лет
Педагогический стаж 5 лет
Стаж работы в данном ОУ 5 лет
Я, Журбина Мария Анатольевна, учитель математики МБОУ: Пирожковская основная общеобразовательная школа. В данном учебном заведении работаю с 2007 года. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий. В настоящее время преподаю математику в 5, 6, 7, 8, 9 классах.
Используемая мною рабочая программа по математике разработана в соответствии с программой Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. Выполнение программы обеспечивается комплектом учебников: в 5 - 6 классах использую учебно-методический комплект Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда; в 7 - 9 классах, «Алгебра» Ю.Н, Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешковой, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского; «Геометрия» Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева.
Основным элементом вычислительной культуры учащихся являются сознательные и прочные вычислительные навыки. Формирование вычислительных навыков – одна из основных задач обучения математике в школе. Проблема формирования вычислительной культуры требует не простого овладения вычислительными навыками, но и использование их в различных учебных и жизненных ситуациях. Устные упражнения важны и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Данная проблема актуальна, так как имеет большое значение для усвоения изучаемого материала, грамотно организованная вычислительная работа учащихся дает возможность воспитывать у них ценные трудовые качества: аккуратное оформление решения, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, ответственное отношение к учебному труду. Внимание к устным упражнениям связано еще и с тем, что они дают возможность охватить большой по объему материал за короткий промежуток времени. А так же, происходящие в российском школьном образовании реформы, предполагают введение новой формы итогового контроля (ГИА), который заключается в тестировании учащихся, этот факт требует совершенствования прочных вычислительных навыков у школьников. Вычислительные навыки необходимы и в практической жизни каждого человека. Во всех учебных заведениях математика – один из главных предметов.
В связи с этим, в своей работе большое внимание я уделяю направлению: «Формирование вычислительных навыков на уроках математики как условие развития математической культуры школьников». Анализ результатов ГИА и контрольных работ показал, что учащиеся допускают большое количество ошибок вычислительного характера, у некоторых школьников отсутствуют способности рационального мышления, что отрицательно сказывается на качестве образования и уровне математических знаний учащихся.
Проанализировав ошибки можно назвать причины низкой вычислительной культуры учащихся:
- плохо развитое внимание и память учащихся;
- низкий уровень мыслительной деятельности;
- недостаточная подготовка учащихся за курс начальной школы;
- отсутствие должного контроля за детьми при подготовке домашних заданий;
- несистематическая работа над вычислительными навыками учащихся.
Учитывая эти причины, я в своей работе стараюсь выбирать такие способы и приемы организации вычислительной деятельности учащихся, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При организации вычислительной деятельности ориентируюсь на развивающий характер заданий, предпочитаю обучающие задания, использую индивидуальный подход (каждому учащемуся достаются карточки с заданиями по тем темам, которые вызывают у них затруднения). Если на уроке изучается новый материал, устные упражнения включаю перед его введением в качестве подготовки к усвоению материала это дисциплинирует учащихся, помогает быстро включиться в работу. Для преодоления ошибок использую следующие приемы:
- Для всех учащихся готовлю карточки-памятки и опорные схемы, в которых указано правило или формула и образец его применения. Например,
Решение уравнений на сложение и вычитание
Что надо найти | Слагаемое | Уменьшаемое | Вычитаемое |
Правило | Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. | Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. | Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность. |
Пример решения | x + 9 = 15 Проверка | x - 14 = 2 Проверка | 5 - x = 3 Проверка |
- Готовлю индивидуальную работу по карточкам. Для слабых учеников с образцами выполнения задания, стараюсь нацелить учащихся на то, чтобы они самостоятельно разрабатывали систему правил, по которой будут действовать, сравнивая выполняемое задание с образцом.
- На уроках использую занимательные формы счета. Например, решив примеры и заполнив таблицу, отгадайте тему урока.
- Часто прибегаю к счету цепочкой, что способствует развитию внимания и воспитывает дисциплинированность.
- Большую роль уделяю играм. Например, «Математическое лото», «Быстрый счетчик» и др.
- Особое внимание уделяю математическим, арифметическим и графическим диктантам.
- Систематически провожу контроль деятельности учащихся в форме контрольного устного счета и анализ допущенных ими ошибок.
В нашей школе маленькие классы, но в их состав входят дети разных национальностей, этим детям сложно грамотно выражать свои мысли, в речи часто отсутствует логика, полнота мысли. Много детей из «трудных» семей, в которых нет контроля, дети предоставлены сами себе, некому оказывать помощь при выполнении домашнего задания, у этих детей отсутствует познавательный интерес, зачастую ответственность. В связи с этим моя роль: воспитывать интерес и ответственное отношение к изучению математики, создавать на уроках атмосферу доверия и взаимовыручки.
Цель моей педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы дать учащимся определенный багаж знаний, но и учить их учиться, воспитывать интерес к обучению.
Основные задачи моей педагогической деятельности:
- создание на уроках математики благоприятных условий для достижения всеми школьниками базового уровня знаний, соответствующего Государственному Стандарту математического образования;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие математических способностей;
- развитие грамотной математической речи, памяти, внимания;
- создавать атмосферу доброжелательности и устремленности.
При обучении математике руководствуюсь следующими принципами:
- принцип наглядности и доступности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип самостоятельности и прочности усвоения;
- принцип дифференциации обучения.
На уроках применяю следующие формы работы:
- сочетание теории и практики на каждом этапе урока (урок делится на две части: первая часть изложение теоретического материала и обучение всех учащихся класса, вторая – самостоятельная работа сильных учеников и индивидуальная работа учителя с остальными). Задания постепенно усложняются. Эта форма работы позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную деятельность;
- работа в группах. Данную работу организовываю следующим образом: класс делится на группы по два – три человека, каждому из которых присваивается свой номер, в определенный промежуток времени учащиеся работают над полученным заданием, затем класс делится на другие группы: первые номера в одну группу, вторые – в другую и т.д. При такой форме работы, каждый ученик чувствует необходимость в усвоении материала, так как знает, что ему надо будет объяснять его одноклассникам. Это воспитывает ответственное отношение учащихся к изучению математики, коммуникативные умения, а так же способствует более качественному усвоению материала;
- индивидуальная работа. Каждому учащемуся предлагаются задания, выполнение которых позволяет переходить от более простого материала, к более сложному.
В связи с тем, что классы у нас небольшие, чаще всего использую индивидуальную форму работы, при которой для каждого ребенка стараюсь подобрать задания, соответствующие уровню их знаний и способностей.
При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную деятельность учащихся. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе урка, независимо от преподавателя, узнать новое понятие, подметить закон и т.д. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. На своих уроках я широко применяю информационные технологии, чаще в виде наглядности. Создаю презентации в программе Microsoft PowerPoint, использую программы-тесты.
Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние дети не мыслят себя без компьютера, да и современные профессии требуют хотя бы базовых знаний в области информационных технологий. У меня есть личный мини сайт в Социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/mzhurbina. Зарегистрирована на нескольких образовательных сайтах, подписана на рассылку электронного журнала «Компьютер школьного учителя математики» откуда скачиваю много полезных для своей работы программ.
Мои ученики успешно сдают экзамен по математике.
В 2009 – 2010 учебном году:
Успеваемость – 100 %
Качество – 16,7 %
В 2010 – 2011 учебном году:
Успеваемость – 100 %
Качество – 45,5 %
В 2011 – 2012 учебном году:
Успеваемость – 100 %
Качество – 16,7 %
УСПЕВАЕМОСТЬ (%)
КАЧЕСТВО (%)
Причины низкого процента качества обученности:
- большинство детей из нерусскоязычных семей, родители которых не владеют или плохо владеют русским языком и не могут оказать помощь своему ребенку при подготовке уроков, это значительно усложняет обучение, так как эти дети
- не понимают значения многих математических терминов,
- у них отсутствует умение анализировать информацию,
- не всегда могут четко сформулировать свои мысли;
- некоторые учащиеся пропускали большое количество учебных занятий как по причине слабого здоровья, так и без уважительной причины.
Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью, поэтому вовлекаю своих учеников и во внеурочную деятельность. В нашей школе ежегодно проводятся предметные недели. В рамках Недели математики проводятся различные конкурсы: «Самый сообразительный», конкурс стенгазет и др., викторины, Брейн-ринги.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
Я активно использую на уроках такой вид деятельности как игра, она способствует как приобретению знаний, так и развитию творческих качеств личности, памяти, внимания и кругозора учащихся, воспитывает интерес к изучению математики. Например, «Математическая мозаика», «Совиниада», «Путешествие в Аль-Джебру» и др.
Для выявления результатов своей деятельности и деятельности учащихся использую следующие формы контроля: контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы, индивидуальную работу у доски и по карточкам, математические, графические и арифметические диктанты, теоретические и практические тесты, контрольный устный счет.
Результаты моей профессиональной деятельности:
- Все мои ученики сдают выпускные экзамены.
- В моей (хотя и небольшой) практике не было неуспевающих по предмету.
- Учащиеся проявляют интерес к изучению математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...
Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...
самоанализ учителя истории
самоанализ работы для аттестации...
Самоанализ учителя истории и обществознания
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению» В.Г.Белинский...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...
Самоанализ учителя истории
Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....