«Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике»
статья по теме
Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22_fevral_konferenciya.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике» автор: Садыкова Гулия Закиевна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение.
Образовательная программа "Школа 2100" имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. Там есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель- развитие функционально грамотной личности.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом вся составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» и в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а обще интеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле:
«усвоение = понимание + запоминание»
Но если мы хотим развивать учащихся, то должны руководствоваться следующей формулой:
«овладение = усвоение + применение знаний на практике»
В теории и практике обучения вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся пока не уделено должного внимания. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия "интеллектуальные способности”, и, как следствие, – недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в практику общеобразовательной школы.
Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках математики предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Для решения данных проблем я на уроках использую следующие технологии:
коллективные и групповые способы обучения, личностно-ориентированную технологию, технологию проектно-исследовательской деятельности , информационные и коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, технологию поэтапного формирования умственных знаний.
Предлагаю школьникам на уроках, групповых занятиях и элективных курсах по математике творческие задания.
Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Поступление учащихся в высшие, средние специальные учебные заведения подтверждают уровень требований государственного стандарта. Среди моих учеников- выпускников много тех, кто выбрал для будущей профессии математическое и техническое направление. Результаты ЕГЭ выпускников 2011года, поступление учащихся в престижные учебные заведения на бюджетные места – это тоже показатели работы над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
№ | ФИО | Результат ЕГЭ по математике | Название учебного заведения |
1. | Хисматуллина Л.И. | 77 | КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий |
2. | Нагимова А.А. | 63 | КФУ, КГФЭИ, эконом. фак-т |
3. | ХаннановаА.И. | 60 | КГУКИ, Издательское дело |
4. | Сундукова А. Х. | 52 | КГАУ, Экономический факультет |
5. | Зарипов М. Н. | 45 | Ижевский монтажный техникум (монтаж и эксплуатация газового оборудования и систем газоснабжения) |
6 | Рамазанов А. Н. | 45 | |
7 | Сундуков И.Ф. | 38 |
Разработка ученических проектов в области математики, участие обучающихся в исследовательской деятельности, презентация проектов и результатов исследований обязательно приведет к тому, что обучающийся будет обладать теми компетенциями, которые обеспечат его эффективную социализацию, а также убедят его в необходимости регулярного повышения квалификации в условиях быстроизменяющейся информационной картины реального мира. Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей на уроке. Он развивает у детей стремление к учебе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует устойчивый интерес к предмету. Большое поле для творчества учителя и ученика дает внеклассная исследовательская работа. Выявление и изучение хотя бы незначительной части литературы о жизни великих математиков, их достижениях в области математики дает школьнику мощный импульс в его математическом образовании и развитии. Руководство исследовательской деятельностью ученика – довольно сложная работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания творить. Если принять во внимание исключительный интерес, с которым учащиеся занимаются исследованием, то любой учитель, умело, организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности. Сам реферат станет ценным с методической точки зрения пособием для учащихся, а учитель математики сможет использовать его в дальнейшем, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Интерес школьников к науке растет, увеличивается число участвующих в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах с исследовательскими работами. Учащиеся школы участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях по математики.
Конкурсы, конференции
Учебный год | Название работы | Форма обобщения и распространения опыта |
2007-2008 2008-2009 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2011-2012 | Мультимедийная презентация на тему: «Замечательные точки и линии треугольника» «Числа Фибонначи» Исследовательская работа : « Построение графиков функций содержащих знак модуля» Презентация работы Исследовательская работа : « Построение графиков тригонометрических функций содержащих знак модуля» Исследовательская работа «Метод координат в задачах С2 ЕГЭ 2012» Исследовательская работа : «Чудесные свойства ряда Фибоначчи». | Участие на XVII Всероссийской научно- практической конференции одаренных школьников INTEL-Династия-Авангард 2008 (Диплом участника, специальный диплом, грант в размере 15500 рублей) VII Районная научно-практическая конференция им.Лобачевского Участие на VII Республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (диплом II степени) Участие в XIII районном конкурсе « Юный программист» в номинации «Компьютерная презентация» (II место) Региональная научно-исследовательская конференция «Поколение XXI века» (диплом лауреата) Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (Диплом I степени) Республиканская конференция КГТУ-КАИ «Интеграция школы и вуза- путь к технической модернизации России» Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри |
Каждый год мои учащиеся принимают участие в республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях Каюма Насыйри.
Возросло количество участников международного конкурса по математике «Кенгуру».
Учебный год | Число участников |
2008-2009 | 8 |
2009-2010 | 11 |
2010-2011 | 12 |
2011-2012 | 16 |
Учащиеся ежегодно участвуют в межрегиональной заочной олимпиаде школы Авангард, в олимпиаде атомных станций.
Результаты межрегиональной заочная матем. Олимпиады школы Авангард.
Учебный год | Ф.И.О. | класс | награда |
2006-2007 г 2007-2008 г 2008-2009 г 2009-2010г 2010-2011г 2012-2013 г | ХисматуллинаЛ. И. Латыйпов В. Ф Ямалиева Э. Латыпов В.Ф. Латыпов В.Ф. Садыкова Л.З. | 7 6 7 9 10 6 | Диплом призера Диплом призера Бонус Диплом призера |
2010-2011 уч. году ученик 9 класса Латыпов В. Участвовал в республиканской олимпиаде по математике (9 кл Латыпов В. Ф ) (свидительство об участии).
2011-12 уч. году руковожу работой математического кружка «Юный математик». Членами кружка участвовали в международном интернет-конкурсе «Эрудит». Ученица Садыкова Л. получила сертификат за III место.
Высокие темпы развития информационных технологий заставляют современного человека непрерывно повышать свою квалификацию, постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего мира и производственной деятельности. Такая ситуация повышает роль школьного образования как механизма воспитания личности, готовой к постоянному саморазвитию, умеющей пользоваться результатами обучения в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
Описывается система работы с одаренными детьми в НОУ в школе и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...
Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики
Использование развивающих задач на уроках математики...
Развитие исследовательских умений учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации для учителей математики по развитию исследовательских умений учащихся на уроках....
Развитие интеллектуальных способностей и умений учащихся
Программа по развитию интеллектуальных способностей и умений учащихся...
Применение программ динамических чертежей на уроках математики для развития исследовательских умений учащихся
Применение программ динамической геометрии на уроках математики позволяет процесс обучения сделать не только интересным, но и результативным. Повышению мотивации учащихся к обучению способствует...